В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Бюджетное обрезание Назад
Иван Никитчук: Бюджетное обрезание
Правительство внесло в Государственную Думу переработанный, а, вернее, обрезанный проект федерального бюджета на 2015 год, в котором предлагается заметно уменьшить величину основных его параметров по отношению к варианту, принятому Государственной Думой в декабре 2014 года. То, что послушное парламентское большинство проголосует и на этот раз за предложения правительства, сомнений никаких нет.
    Чем же объясняет правительство необходимость обрезания принятого варианта бюджета? Кивают на то, что цены на нефть упали, санкции Запада на страну напали, рубль рухнул, ну, и, как следствие, сократились объемы российского экспорта и импорта.
Но вот примечательно, что эти мрачные обстоятельства как-то совершенно не корреспондируются с бодрыми прогнозами главных чиновников правительства, включая министра финансов Силуанова и самого Председателя кабинета министров. В последнее время из их уст звучит, что, дескать, курс рубля уже практически перестал зависеть от нефтяных цен, что наблюдается очевидная стабилизация, как на валютном рынке, так и в российской экономической и финансовой сфере.
Возникает, естественно, вопрос: что же является правдой - то ли удручающая кризисная картина, которую правительство рисует в очередном бюджетном документе, то ли та радужная перспектива, которую представляет широкой публике правительство и его министры? Если правдой являются оптимистические тенденции и перспективы, тогда абсолютно непонятно, с какой стати корректировать бюджет в сторону урезания, подгонять его под сугубо кризисную ситуацию. Напротив, если и следует корректировать бюджет, то именно ориентируясь на улучшение финансовой и экономической ситуации в стране.
На самом же деле страна все глубже погружается в системный кризис. Выхода не видно, разумного плана или программы у правительства нет. Если те, на ком лежит ответственность за выход страны из кризиса, умалчивают о сути проблем, значит, и решать их должным образом они не желают и не будут. Более того, этому безответственному либеральному правительству фактически выгодно то внешнее давление на Россию, которое усиливается в последнее время. Выгодно как удобный аргумент, позволяющий оправдать собственную беспомощность и провалы в работе.
Итак, с чем же пришло правительство в парламент? Судите сами: ВВП в уточненном бюджете на 2015 г. снижается на 4,2%, то есть почти на 4,5 трлн. рублей в сравнении с ранее принятым бюджетом. Инвестиции снижаются на 12,4%, т.е. на 1,8 трлн. рублей. О каком тогда "устойчивом развитии экономики" может идти речь, если так резко снижаются инвестиции в ее развитие?
Примечательно и то, что в новом проекте заложен рост прибыли на 3%, то есть почти на 400 млрд. рублей, но при этом на 2,5% (463,1 млрд. рублей) снижается фонд оплаты труда. Получается, что у собственников растет прибыль, а заработная плата трудящихся снижается на фоне существенного роста инфляции и цен. Реальная заработная плата сокращается на 9,6%, а реальные доходы населения - на 6,3%. Такое сокращение неизбежно приведет к свертыванию внутреннего спроса, а, следовательно, к дальнейшему углублению кризисного состояния экономики.
В проекте бюджета на 2015 г., который предлагается принять Думе, доходы сокращаются более чем на 2,5 трлн. рублей - почти на 17%. Расходы снижаются на 298 млрд. рублей. При этом дефицит бюджета увеличивается с 430,7 млрд. рублей, предусмотренных уже принятым законом, до 2 трлн. 675 млрд. рублей. По отношению к ВВП дефицит бюджета увеличивается с 0,6% до 3,7%.
Удивление вызывает то, что сокращаются нефтегазовые доходы более чем на 2 трлн. рублей. Здесь что-то не в ладах с арифметикой у правительства. Да, нефть в 2 раза подешевела, но ведь доллар в 2 раза стал дороже. Операция умножения ничего в результате не меняет! Снижаются и другие доходы на 512,1 млрд. рублей. Это еще раз подтверждает наши оценки, что никакого импортозамещения не предвидится и что мы де факто должны оставаться сырьевой колонией, полностью зависимой от импорта промышленной продукции, производимой за рубежом.
Анализируя проект бюджетных корректировок, которые предлагает правительство, нужно прежде всего задаться вопросом: насколько эти корректировки и бюджетные урезания соответствуют возникшим проблемам и задачам? Чему они способствуют - улучшению ситуации или еще большему усугублению кризисных процессов? Давайте, вникнем в некоторые детали.
Проект предполагает изменение расходов федерального бюджета в сторону сокращения по 11 бюджетным разделам из 14. Общая сумма сокращений составляет 639,8 млрд. рублей.
Наиболее существенно предполагается сократить расходы по разделу "Национальная экономика" - на 8% - 205,9 млрд. рублей. Ну, какой уж тут выход из кризиса? Такой подход может только его обострить.
Учитывая сложное внешнеполитическое положение страны, нельзя не удивиться сокращению на 5% - 157,2 млрд. рублей - расходов на национальную оборону. Если учесть нарастающую инфляцию, то можно сказать, что оборонная отрасль отбрасывается на несколько лет назад.
По разделу "Образование" сокращаются финансирование сокращается почти на 31 млрд. рублей. В основном сокращаются расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование. Одновременно сокращаются расходы на прикладные исследования в области образования. При таком отношении к образовательной сфере никакого научно-технического продвижения, никакой наукоемкой продукции в экономике, способной заменить импортные аналоги, конечно, не будет.
Расходы на культуру сокращаются на 8% - 6,9 млрд. рублей. Расходы по этому разделу и без того стремительно снижаются каждый год. Такую политику правительства по отношению к культуре не назовешь иначе, как политикой подталкивания страны к интеллектуальной и духовной деградации.
Еще более удручающее впечатление производит бюджетная политика в сфере здравоохранения. По сравнению с ранее запланированными на 2015 г. расходами на эту отрасль их сумма в предложенном варианте бюджета уменьшается на 34,7 млрд. рублей. По сравнению с 2014 г. расходы на российское здравоохранение, таким образом, снизятся в нынешнем году на 149,4 млрд., то есть на 27%. Расходы на амбулаторную помощь снижаются почти на треть - 31%. Расходы на санитарно-эпидемические мероприятия урезаются на 15%. При этом почти четверть (22%) расходов по разделу "Здравоохранение" отражаются в непрозрачной строке "Другие вопросы в области здравоохранения".
Правительственные чиновники в один голос трубят, что социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Да, расходы по этому разделу увеличиваются на 5,9%. Но происходит это при среднем уровне инфляции, который только по официальным данным составляет 14%. Сопоставляя цифры, можно заключить, что "социальная компенсация" более чем в два раза уступает тем издержкам, которые граждане несут в результате роста цен. Иными словами, корректировка, касающаяся раздела "Социальная политика", на деле не решает накопившиеся проблемы обнищания наших граждан, и оно будет только нарастать.
Единственное, что растет просто бешенными темпами - это обслуживание государственного долга. Предлагаемые корректировки бюджета на 2015 г. приведут к очередному существенному увеличению этих расходов. В сравнении с 2014 г. они вырастут на 41%. А расходы по обслуживанию государственного внешнего долга и вовсе увеличатся на 59,3% и составят 164,6 млрд. рублей.
Но способны ли правительственные чиновники дать прямой ответ на вопрос: кто и зачем набрал столько внешних долгов за те годы, которые принято именовать "тучными"? За те годы, когда мировые цены на нефть, газ и металлы, то есть на основные товары российского экспорта, превышали самые смелые ожидания. В этот период избранным нуворишам было позволено под прикрытием правительства брать неограниченные кредиты в зарубежных банках. А теперь народ, и без того ограбленный приватизацией, разгулом цен и тарифов, вынужден оплачивать долги жирующих собственников, прибравших к рукам национальные богатства России и превращающих страну в заложницу своей алчности.
Обрезается финансирование и государственных программ, что свидетельствует о том, что правительство не собирается менять социально-экономическую политику в интересах народа.
Например, финансирование столь важной государственной программы, как "Развитие здравоохранения", предлагается урезать на 16,4 млрд. рублей. Сокращение затронет такие важнейшие медицинские направления, как "Совершенствование оказания специализированной помощи" - на 3,8 млрд. рублей; "Развитие инновационных методов диагностики и профилактики" - на 4,6 млрд. рублей; "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" - на 2,9 млрд. рублей.
Финансирование государственной программы "Развитие образования на 2013-2020 гг." сокращается почти на 16,8 млрд. рублей. Это сокращение будет обеспечено главным образом за счет программы "Развитие профессионального образования", которая урезается на 15,4 млрд.
Несмотря на все заверения правительства, что расходы на социальную сферу не будут сокращаться, финансирование государственной программы "Социальная поддержка граждан" урезается без малого на 64,4 млрд. рублей. При этом расходы по оказанию помощи отдельным категориям граждан сокращаются на 17,8 млрд. рублей. Расходы на совершенствование социальной поддержки семьи и детей - на 45,3 млрд. рублей.
Государственная программа "Обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" сокращается на 16,9 млрд. рублей. А разве это не одно из социально значимых направлений бюджетных расходов, которые правительство обещало не урезать?
Тем более непонятно, какой логикой руководствовался кабинет министров, урезая на 10% (7,6 млрд. рублей) расходы по программе "Содействие занятости населения". Согласно последним данным Министерства труда, количество официальных безработных в России приблизилось к миллиону. По данным Росстата, общая численность безработных составила 4,5 миллиона человек - 6% от численности экономически активного населения. Особое беспокойство должна вызывать динамика роста безработицы, наметившаяся в последнее время. Такой динамики страна не знала с начала 2000-х годов. Только за февраль этого года, согласно данным того же Росстата, официальная безработица увеличилась на 9%.
Подобные решения кабинета министров не просто входят в противоречие с Конституцией - от них откровенно попахивает социальным геноцидом.
Программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предполагается урезать на 19,4 млрд. рублей. Программу "Развитие авиационной промышленности" - почти на 2 млрд. руб-лей. И это при том, что мы продолжаем летать на изношенных "Боингах" и "Аэробасах". Покупая их, поддерживаем американскую авиационную промышленность, как поддерживаем и промышленность других стран, оставаясь в результате полностью зависимыми от импортной продукции.
А как понимать сокращение на 14,5 млрд. рублей расходы по программе "Развитие науки и технологий"? Одновременно с этим сокращаются на 11,5 млрд. и расходы по программе "Фундаментальные научные исследования". То есть, бездумному "обрезанию" подвергаются важнейшие направления, без которых невозможно успешное развитие страны.
При таком подходе к распределению бюджетных средств нам никогда не выйти из системного кризиса. В очередной раз возникает закономерный вопрос: а не в том ли и состоит истинная цель правительства Медведева, чтобы Россия из кризиса не выбралась никогда?
Курс, проводимый действующим правительством либералов, со всей очевидностью давно провалился. Последовательно проводится политика разрушения, политика антинациональная и бесперспективная. Это еще раз убедительно доказывает и нынешний проект бюджетных корректировок. Подобные проекты свидетельствуют о полнейшей профессиональной несостоятельность правительства, о растущей опасности, которую его деятельность несет стране. Богатейшая страна мира находится в постоянном дефиците средств. Но ведь деньги в стране есть! И не малые. Правительству следовало бы сегодня не бюджет обрезать, а внести в Государственную Думу ряд других законопроектов, которые бы позволили не резать финансирование, а увеличить, и существенно, доходную часть бюджета, а, следовательно, и его расходы. Почему бы правительству поискать деньги там, где они есть, а не шарить по пустым карманам нашего народа, выдумывая разного рода новые налоги, поборы, закрывая глаза на дикий рост цен, тарифов и т.д.? Почему бы правительству не внести законопроект, который менял бы порядок изъятия природной ренты, приведя его к общемировому стандарту, когда государство платит нефтегазовым компаниям только за добычу сырья, и распоряжается сырьем само? Почему бы не ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц? Почему бы не национализировать производство и реализацию вино-водочной и табачной продукции? Почему бы не умерить аппетиты высших чиновников и руководителей госкорпораций, урезав их сверхвысокие зарплаты и "золотые парашюты". Почему бы не перекрыть все каналы утечки финансов за рубеж? Почему бы не реализовать указание президента о деофшоризации экономики? Почему бы всерьез не заняться борьбой с коррупцией, введя конфискацию имущества коррупционеров и расхитителей бюджетных средств? И этот список можно еще долго продолжать. Даже этот ограниченный список мер при его реализации может удвоить доходную часть бюджета. Да, может! Но этого правительство либералов, устроившее Россию в международный базар, реализующее курс в интересах чужих стран, внести такие законы в принципе не может.
Мы, коммунисты, утверждаем: выход России из кризиса возможен только сменив социально-экономический курс, сформировав правительства национальных интересов и народного доверия. Основой для жизненно необходимой стране экономической мобилизации, для возвращения России реальной самостоятельности, может стать социально-экономическая программа КПРФ, которая предусматривает систему мер по национализации сырьевой и важнейших отраслей промышленности, воссоздание единой системы государственного управления экономикой, полный запрет на вывод финансовых средств из России в зарубежные банки и оффшоры, модернизацию промышленности и сельского хозяйства, развитие науки, социальной сферы и обеспечение достойной жизни наших граждан, включая возвращение народу гарантий на бесплатное медицинское обслуживание и образование.

И.Никитчук,
депутат ГД ФС РФ,
д.т.н.

Док. 679989
Опублик.: 27.03.15
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``