В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бирюков: Проблемы Российско-Украинского сотрудничества в атомной сфере. Назад
Евгений Бирюков: Проблемы Российско-Украинского сотрудничества в атомной сфере.
После победы Майдана в 2014 году последовало резкое ухудшение Российско-Украинских отношений и Россия потенциально может потерять весьма важного и перспективного союзника в атомной сфере. Атомная отрасль не столь политизирована как рынок нефтепродуктов или газа. Тем не менее, объем рынка в атомной сфере сопоставим с сырьевыми рынками. При этом у атомной сферы существуют несколько весьма важных отличий. Атомная отрасль это наукоемкая отрасль. Сотрудничество между Украиной и Россией в этой области было весьма глубоко. На сегодняшний день только две отрасли в мире обеспечивают технологическую интеграцию: железно-дорожная отрасль (интеграция обусловлена шириной колеи) и атомная энергетика. В атомной энергетике достаточно наукоемким помимо производства непосредственно самих ТВС является эксплуатация АЭС, утилизация ОЯТ, модернизация реакторов в плане повышения их безопасности и надежности.

Атомную промышленность можно условно разделить на две составляющие. Первая составляющая это производство ядерного топлива для реакторов АЭС. Вторая составляющая это непосредственно сами АЭС, точнее, их строительство и эксплуатация. В настоящее время в мире работает 435 реактора, вырабатывающих 370 ГВт электроэнергии. На 1 ГВт мощности требуется 300-450 тонн урана на первую загрузку и 150 тонн в год для сохранения мощности. В Европе в 14 странах из 27 имеют ядерные реакторы. При этом ядерная энергетика вырабатывает около 29,5% производимой электроэнергии в ЕС (в некоторых странах, например во Франции доля ядерной энергетики составляет 80%). В Европе действует 111 атомных реакторов западного типа и 20 советского (российского). Ежегодная потребность ЕС в уране составляет более 20 000 тонн, при этом добыча составляет 600 тонн. Остаточные резервы европейского урана составляют около 50 000 тонн. Кроме того страны Персидского залива обратили свой взор на ядерную энергетику. В январе 2014 года Саудовская Аравия заявила о планах по диверсификации своей энергоотрасли и увеличения в своем энергобалансе доли атомной энергетики. Саудовская Аравия планирует построить 16 атомных энергоблоков в течении 20 лет. Кроме Саудовской Аравии о развитии собственной атомной энергетики заявили Катар, Иордания, Катар, ОАЭ. На рис.1 представлены данные Всемирной ядерной ассоциации отражающие ежегодные мировые потребности урана а так же объемы обогащения урана.


Таким образом, наблюдается устойчивый рост спроса на уран и ядерное топливо. Аварии на Чернобыльской АЭС (1986 год) и на Фукусима (2011 год) не остановили развитие атомной энергетики во всем мире, а только вызвали замедление развития этой отрасли.
После распада Советского Союза на территории Украины остались достаточно крупные предприятия атомной отрасли, имеющие глубокую степень интеграции со смежными предприятиями на территории России.
Производство ядерного топлива.
По данным Всемирной ядерной ассоциации, в 2014 году добыча урана на Украине составила 1075 тонн руды (для сравнения, Россия добыла 3135 тонн). Изведанные запасы урана на Украине составляют 119 тыс тонн, (в России 487 тыс. тонн). Единственное на Украине предприятие по добыче и переработке урановой руды является Восточный ГОК (Жёлтые воды, Днепропетровская область). Восточный ГОК, Желтые Воды, Днепропетровская область. В 1987 после пуска современной линии году Восточный ГОК стал лидером в СССР среди подобных предприятий.


На Рисунке 2 представлены данные о предприятиях атомной отрасли на Украине. Можно заметить, что помимо разрабатываемых месторождений урана, имеется достаточно большое число не эксплуатируемых месторождений, расположенных в юго-восточной Украине.
На Украине действуют 4 АЭС: Ровненская, Хмельницкая, Южно-украинская, Запорожская. В эксплуатации находятся 15 энергоблоков. Все энергоблоки типа ВВЭР (водно-водяной энергетический реактор). Наиболее успешная модель ядерных энергетических установок, первоначально разрабатываемая для подводных лодок. Имеет широкое распространение в мире (по американской классификации PWR - Pressurized water reactor). Реакторы типа РБМК (реактор большой мощности канальный или уран-графитовый реактор) после аварии на Чернобыльской АЭС были полностью закрыты на территории Украины. До 2011 года все топливо для украинских АЭС поставлялось "ТВЭЛ". Факт зависимости своей атомной энергетики от поставок ядерного топлива из другой страны достаточно давно беспокоит украинское руководство. Разговоры о производстве топлива на территории Украины для собственных нужд ведется с конца 90-х годов. В 2006 году Кабинетом министров была принята энергетическая стратегия Украины до 2030 года, из которой следует, что Украина намерена осуществлять полный цикл производства ядерного топлива для своих АЭС на своей территории. Примерно с 2000 года Украина и США ведут переговоры о диверсификации поставок ядерного топлива на Украину. В Чехии на АЭС Темелин имелся отрицательный опыт попытки замены российских тепло-выделяющих сборок (ТВС) на американские Westinghouse (американские ТВС, поставленные в 2004 году в результате эксплуатации деформировались и правительство Чехии вернулось к использованию российских ТВС). При этом в 2007 году было подготовлено отрицательное заключение экспертов кафедры атомных электростанций Одесского Национального Политехнического Университета об опасности эксплуатации американских ТВС. Тем не менее, это не помещало с 2007 года начать сначала опытную замену российских ТВС на американские на Южно-Украинской АЭС. В 2008 году был заключен договор о поставке на Южно-Украинскую АЭС с 2011 по 2015 год 630 ТВС производства Westinghouse. К 2011 году была произведена примерно половина всех ТВС на Южно-Украинской АЭС. В 2012 году во время осуществления мероприятий по замене отработавших американских ТВС произошла нештатная ситуация - деформация и разрушение американских изделий. В итоге правительство Украины все же вернулось к работе с российской компанией ОАО "ТВЭЛ", правда Украина в результате договора с Westinghouse понесла убытки, оцениваемые некоторыми специалистами порядка 250 млн долларов.
Понимая вероятность потери важного партнера по атомной отрасли в лице Украины, Премьер министр России В. Путин на переговорах в Москве с Президентом Украины В.Януковичем предложил украинской стороне создать крупный атомный холдинг, который включал бы подразделения по выпуску ядерного топлива и предприятия атомного машиностроения. "Речь идет о полномасштабной кооперации наших ядерных отраслей. Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединение генерации, объединение атомного машиностроения и топливного цикла" заявил В. Путин. Безусловно, ни о каком обогащении урана на территории Украины речь идти не может так как эти технологии относятся к технологиям двойного назначения и Украина в соответствии с Будапештским меморандумом Украина соглашается на безъядерный статус. Но российская сторона предложила Украине 50% акций Новосибирского завода химконцентратов, где украинская сторона могла бы по себестоимости самостоятельно осуществлять обогащение урана для нужд совместного предприятия. В рамках СП Россия получает долю в Новоконстантиновском месторождении урана. Предложения В. Путина показались украинской стороне слишком революционными. Но ситуация требовала активных действий. Такая заинтересованность российской стороны в углублении кооперации с Украиной в атомной отрасли не случайны. Украина является основным импортером российских ТВС (в 2013 году на 601 млн. долларов) и на Украину приходится около половины всего экспорта ОАО "ТВЭЛ". Согласно утвержденной в сентябре 2009 года Кабинетом Министров государственной целевой программе "Ядерное топливо Украины", строительство завода по производству ядерного топлива планировалось завершить в 2013 году. В результате Украина частично согласилась на предложения России и 22 сентября 2010 года Кабинет Министров Украины выбрал "ТВЭЛ" в результате конкурса по выбору предприятия по производству топлива для реакторов типа ВВЭР-1000. Основным преимуществом российской компании перед конкурентом в лице американской Westinghouse стала не только готовность инвестировать собственные средства, но и обещания России предоставить кредит Украине на строительство 3 и 4 энергоблока Хмельницкой АЭС а так же аварийность американских ТВС при использовании на советско-российских реакторах. 27 октября было подписано рамочное соглашение о создании на Украине СП по производству топлива для реакторов этого типа.
В 2008 году распоряжением Кабинета министров Украины был сформирован госконцерн "Ядерное топливо", в который вошли предприятия "Восточный ГОК", "Смолы", "Днепровский завод прецизионных труб" и "УкрНИПИИпромтехнологии". Договор о создании частного АО по производству топлива для АЭС Украины был подписан 9 сентября 2013 года. Доля Украины: 50%+1 акция, доля России 50%. Комиссия госконцерна "Ядерное топливо" рекомендовала Кабинету Министров Украины площадку в районе поселка Смолино Кировоградской области. Стоимость проекта оценивается в 462,5 млн долларов. Из них порядка 325 млн долларов пойдет на строительство первой очереди завода, который планировалось запустить к началу 2015 года. Предполагается, что завод будет покрывать не только потребности Украины в ядерном топливе, но и продавать его за границу. По словам директора госконцерна "Ядерное топливо", : "Украина намерена экспортировать 30% ядерного топлива, которое будет выпускаться в республике по российской технологии в пгт.Смолино". Примерно 70% финансирования на строительство завода пойдёт за счет заемных средств, около 30% за счет акционеров России и Украины, и дополнительно "ТВЭЛ" выделило заем в 3 млн долларов на проведение первоочередных мероприятий на строительство завода. Проектная мощность завода 800 ТВЭЛ в год. Российская сторона в рамках проекта должна бесперебойно обеспечивать потребности завода в обогащении урана. Украинская сторона должна была до конца 2013 года внести более 42 млн долларов. Однако к маю месяцу министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что у Украины этих средств нет, но она будет пытаться изыскать необходимые средства для совместного с Россией предприятия. При этом Продан заявил, что, несмотря на то, что одним из акционеров завода является российская компания ОАО "ТВЭЛ", в контракте на строительство завода не отражено условие, обязывающее будущее предприятие обогащать уран исключительно в России. В результате российская сторона аннулировала свою эмиссию и проект совместного предприятия России и Украины по производству ядерного топлива оказался заморожен. Создается впечатление, что украинская сторона после Майдана решила саботировать проект строительства совместного с Россией завода по производству ядерного топлива. Уже летом 2014 года начались переговоры Украины с французской Areva по производству совместного использования Восточного ГОК, производству обогащённого урана и экспорту ядерного топлива. С одной странны, вызывает удивление, что украинская сторона решила поменять российского партнера не на американскую компанию Westinghouse, а на французскую. Тем более странно, что французская компания не планирует развивать совместное предприятие с Украиной, а планирует только добывать урановую руду и экспортировать ее для дальнейшей переработки во Францию. Но тенденции понятны. После введения секторальных санкций против России возникла опасность дальнейшего введения санкций в отношении ОАО "ТВЭЛ", что может привести к дефициту ядерного топлива уже к 2018 году. Дело усугубляется тем, что с одной стороны Канада планирует законсервировать свои урановые рудники на 5 лет, а с другой Япония планирует восстановить свою атомную энергетику. Необходимо отметить, что запасы Японии составляют 6600 тонн урана, в то время как ежегодные потребности около 7500 тонн.
И Правительство Украины имеет желание обеспечить себя гарантированными поставками на экспорт сырья. В случае совместного с Россией производства ядерного топлива, СП пришлось бы самостоятельно находить рынки сбыта и обсуждать условия поставки. Кроме того, после захвата власти в результате Майдана приходится сомневаться в том, что правительство Украины при решении стоящих перед ним задач будет руководствоваться национальными интересами а не сиюминутной весьма сомнительной политической выгодой. Не вселяют оптимизма и такие факты, что основные предприятия госконцерна "Ядерное топливо" находятся в тяжелом финансовом состоянии: в отношении Днепропетровского завода прецизионных труб в 2013 году запущена процедура банкротства, а предприятие "Цирконий", на котором должно было быть выполнено техническое переоснащение предприятия, не в состоянии погасить задолженность по зарплате.
Атомное машиностроение
В 2006 году правительство Украины приняло Энергетическую стратегию, в соответствии с которой запланировало строительство 11 новых энергоблоков к 2030 году. Главная задача - организовать собственное производство реакторов. Переговоры по данному вопросу украинские сторона вела не только с Россией, однако в любом случае, основной акцент в создании совместного предприятия был сделан на российские компании. Прорыв в переговорах по сотрудничеству между Россией и Украиной произошел после предложений В. Путина В. Януковичу в апреле 2010 года. Кроме строительства завода по производству ядерного топлива, В. Янукович заинтересовался предложениями России по модернизации украинских АЭС и строительству новых блоков. Переговоры велись очень долго. Украинская сторона хотела разместить на своей территории головное предприятие по строительству новых энергоблоков. Элементы реакторной установки было запланировано изготавливать на заводе "Энергомашсталь" (Краматорск), обработку элементов - "Энергомашспецсталь" (Краматорск). Предполагалось задействовать Новокраматорский завод тяжелого машиностроения. Сборку реакторной установки и ее испытания должны были проводить на "Турбоатоме" (Харьков). Создавать производство собственного ядерного реактора было запланировано на базе российской конструкции ВВЭР. Украинская сторона хотела приобрести лицензию на строительство реакторов этой серии. В обмен на это России была обещана возможность построить, кроме 3 и 4 энергоблока Хмельницкой АЭС, еще 6 энергоблоков по новой технологии - АЭС-2006. Предполагалось, что если российская сторона откажется продать Украине лицензию, то следующие 6 энергоблоков построят другие компании. Параллельно с переговорами о продаже лицензии на строительство реакторов серии ВВЭР велись и переговоры о производстве топлива для атомных реакторов на территории Украины. Но на начало 2013 года вопрос даже о строительстве 3 и 4 энергоблоков для Хмельницкой АЭС не сдвинулся с мертвой точки, не смотря на то, что еще 9 июня 2010 года, было подписано межправительственное соглашение о строительстве этих энергоблоков. По информации "Зеркало недели":
"В ст. 4 соглашения говорится о том, что российская сторона обеспечит организацию финансирования проекта в объеме, необходимом для проектирования, строительства и введения в эксплуатацию при условии частичного софинансирования с украинской стороны. Украинские официальные лица сообщали, что речь идет о 85% средств с российской стороны и 15% средств - с украинской. А также о том, что кредит будет государственный, под 1,5% годовых, сроком на 15 лет и с началом погашения через год после введения в эксплуатацию энергоблока.
На сегодняшний день известно, что РФ изменила свои условия. Речь уже идет о 8,5% годовых, наличии государственных гарантий со стороны Украины, уменьшении срока возврата кредита. В конце декабря 2012 года посол РФ М.Зурабов сообщил, что российский премьер направил очередное письмо нашему премьеру с предложениями по условиям финансирования этого проекта со стороны РФ. Сколько еще продлятся переговоры, неизвестно".
Итоги Майдана
Украинские предприятия производят продукцию не только для своих нужд, но я для всех реакторов, эксплуатируемых Росатомом и заменить их в краткосрочной перспективе представляется маловероятным. Харьковский завод изготавливал тихоходные турбины для АЭС, тогда как российское атомное машиностроение специализировалось на быстроходных. Для получения тихоходной технологии еще в 2007 году "Росатом" и французская Alstom создали СП "Альстом-Атомэнергомаш", которому в 2012 году достался первый заказ на турбины для строящейся Балтийской АЭС. Но строительство производственных мощностей российско-французского СП тормозится, и пока неясно, когда этот завод начнет работу. Кроме того прочего в Российско-Украинские договоренности в атомной сфере похоже вмешались корпоративные интересы. Так, в конце 2010 года госкорпорация купила завод "Энергомашспецсталь", выпускающий, в частности, заготовки для корпусов реакторов. Этот шаг должен был создать конкуренцию с подконтрольной Газпромбанку "ОМЗ-Спецсталью", которая до этого была монополистом. Но СП с "Турбоатомом", напротив, может конкурировать с проектами самой госкорпорации. В частности украинская сторона увязывает задержки в строительстве 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС с тем, что Росатом планирует построить свои АЭС на границе с ЕС: Балтийскую АЭС и Белорусскую АЭС. И дополнительные мощности конкурирующей Хмельницкой АЭС Росатому не нужны. Кроме того, как было продемонстрировано, российская сторона заявляет о сотрудничестве либо интеграции в атомной сфере c Украиной только в результате появления возможного появления конкурента на украинском рынке (как например с Westinghouse). Безусловно, украинская сторона нарушила договоренности о строительстве завода по производству топлива для АЭС, не внеся 42 млн долларов сославшись на отсутствие денег. Но ведь даже с учетом напряженных отношений с Россией Правительство Украины не отказывалось от строительства этого объекта. А сумма в 42 млн долларов не критическая для Росатома.
Что мы имеем в итоге?
На энергоблоке N3 Южно-Украинской АЭС завершена инспекция ядерного топлива производства американской компании Westinghouse. Об этом сообщила пресс-служба украинского концерна ГП НАЭК "Энергоатом". Украина вернулась к рассмотрению возможности эксплуатации на своих энергоблоках ТВС из США. Проект строительства СП по добыче урана и производству ядерного топлива заморожен и Россия в этом проекте на сегодняшний момент не рассматривается в качестве участника. К сожалению, политически мотивированные решения в руководстве Украины превалируют над экономической целесообразностью и безопасностью. А это означает, что сохранится желание постепенного отказа Украины от ядерного топлива производства России. А это ни много-ни мало, треть реализуемого ОАО "ТВЭЛ" топлива и 600 млн долларов в год . Кроме того Росатом остался без тихоходных турбин, необходимых для модернизации старых энергоблоков и строительства новых. Таким образом, в результате Майдана мы имеем реальную возможность потери Украины в такой важной отрасли ка атомная энергетика и в случае перехода Украины на американские или французские технологии нас ожидает потеря крупного рынка сбыта и крупного и пока незаменимого поставщика продукции для Росатома, что угрожает весьма существенно российской национальной безопасности.



Док. 679817
Опублик.: 20.03.15
Число обращений: 0

  • Бирюков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``