В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Ким: Инновационная система знаниевых тестов и учебно-обучающего тестирования в достижении качества образования. Назад
Борис Ким: Инновационная система знаниевых тестов и учебно-обучающего тестирования в достижении качества образования.
Аннотация. Предлагается инновационная система интерактивной технологии обучающего тестирования как средства достижения качества образования в показателях качества успеваемости студентов, формирующая знания, умения. Прогрессирующее количественно и качественно оценивание (оценки), становится мотивирующим фактором активной, самозабвенной познавательной деятельности в процессе тестирования.
We suggest innovative system of interactive technology of training testing as a means of achieving education quality in quality results of students` progress. Forming knowledge, abilities and assessment skills, resulting in progressive quantitative and qualitative evaluation, it becomes a motivating factor of an active, self-forgetful cognitive activity in the testing process.

Ключевые слова. Инновационная система тестирования. Знаниевые тесты. Мотивация качества успеваемости. Самооценка и самокоррекция. Самоактуализация когнитивных сил и способностей, их развитие.
Innovative testing system. Training tests. Motivation of progress quality. Self-evaluation and self-correction. Self-actualization of cognitive powers and abilities, their development.

Центром повышения качества образования является качество обучения в показателях качества успеваемости школьников и студентов, достижение которых в кризисных условиях нуждается в инновационных технологиях образовательного процесса. В качестве таковой мы избрали знаниевые тесты и обучающее тестирование (ЗТОТ), составляющие инновационную систему в современном образовании.
Традиционную тестологию - науку о тестах и тестировании промежуточных и конечных, итоговых результатов образования (ЕНТ, ПГК -Казахстан, ЕГЭ - Россия, вузовские экзамены) мы применяем в новом направлении в целях интенсификации, активизации и мотивации индивидуализированного самостоятельного учебно-познавательного процесса обучающихся, дающего высокий продуктивный эффект. Такое тестирование мы назвали обучающим в отличие от сугубо контрольных, экзаменационных, обоснованных в докторских диссертациях (В.С.Аванесов, 1994, Н.Ф.Ефремова, 2003, Т.О.Балыкбаев, 2004, И.А.Морев, 2005, Н.А.Сеногноева, 2007) и многих кандидатских.
Интерактивная технология учебного тестирования (ИТУТ - наше словосочетание) в обучающих знаниевых тестах [3] превращается в инновационную систему повышения качества образования. На национальную инновационную систему "НИС-образование", на качество образования и успеваемость (наконец-то) обратили внимание академики РАО, (В.С. Лазарев, Ж.Х. Гергокова, В.П. Беспалько и др.).
Вот что пишет вице-президент РАО В.А. Болотов: "Оценка качества - одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. Отмечая практическую значимость существующих на сегодняшний день научных разработок в области оценки качества образования, приходится признать, что еще слабо разработана концептуальная база исследований по ряду направлений оценки качества образования, отсутствует необходимая комплексность в подходах к измерительным процедурам, нет достаточно обоснованных критериев и показателей эффективности образования, фактически отсутствуют исследования, связанные с совершенствованием текущей проверки и оценки учебных достижений школьников, с перспективами перехода к новым системам оценивания" [2, с.6-7].
Как можно определить качество образования, если отсутствуют в обучении объективные критерии проверки и оценки усваиваемых обучающимися знаний, умений? Учитель опрашивает и ставит оценки субъективно, собственной ориентацией и отношением к ученику. Поэтому введено объективированное экзаменационное тестирование, при котором проверяемые оцениваются по разным вопросам, снимая равные условия, что характеризует также традиционную систему текущего устного контроля.
В инновационной технологии обучения все тестируются по всем вопросам банка знаниевых, обучающих тестовых заданий (БЗОТЗ) [4] неоднократно, достигая полного равноправия и справедливости, качества успеваемости и качества образования, по самым высоким критериям оценивания. Мы много лет назад перешли к новой системе оценивания в технологии учебного тестирования знаниевыми тестами, а спустя несколько лет издали книги (См.литературу).
Ведущим показателем качества образования среди других фундаментальных, скажем, способность специалиста к инновационной деятельности [4] является прежде качество успеваемости - отличное усвоение и понимание системных предметных знаний и умений, которые послужат строительным материалом инновационных методов деятельности. Здесь необходимо признать закономерность: степень глубины и прочности знаний соответствует уровню инновационного творчества. Творчество посредством знаний, умений и навыков, прослеживается всюду - от элементарных действий до электронных, космических расчетов. Каждому свое место по образованности и опыту. Обратное составляет исключение из данного правила. В нашем исследовании собраны и скомпонованы психолого-педагогические знания, а также умения и навыки осмысливать сформулированные идеи, что превращается в новацию традиционной безуспешной системы образования. Знания, умения и навыки тесно связаны с опытом любой деятельности.
Важна педагогическая теория не только сама по себе, но ее преломление в практику образования важнее, как и в других сферах общественного производства, например, в медицине, промышленности, экономике, технике, космонавтике, электронике и т.д.
В.П.Беспалько считает "Надо менять систему соответственно новой цели образования..., обеспечить страну кадрами, способными на основе массовых инноваций модернизировать ее в современную супердержаву..., но для ее реализации необходима система природосообразного персонализированного образования" [1, с.36].
Наша инновационная технология обучающего (учебного) тестирования соответствует установкам персонализированного, индивидуализированного образования, причем при фронтальных формах обучения. Тестирование всегда индивидуализировано и персонализировано в процессе и его результатах, объективно оцениваемых паспортом правильных ответов в заведомо установленных высоких критериях и баллах.
В процессе трехкратного тестирования по каждой сотне вопросов студенты поднимаются, дотягиваются до установленных показателей, характеризующих качество успеваемости. Критерии оценивания в нашей технологии следующие: 22 правильных ответа из 25 вопросов - отлично, 20 - хорошо, 18 - удовлетворительно (преодолевается). Количество отличных оценок увеличивается, а хороших - уменьшается за каждый выполненный вариант.
Уточним технологию тестирования, повышения успеваемости. Из каждой сотни вопросов банка тестовых заданий компьютерная программа выдает 25 вариантов по 25 вопросов (25х25 получается 625 вопросов из 100). Это значит, каждый вопрос повторяется в 25 вариантах 6,25 раза. Они циркулируют в вариантах, пополняясь новыми, которые вытесняют постепенно старые. Тестируемые варианты не повторяются, персонализированы строго под своими номерами от первого до 25-го. Тестовые вопросы и ответы (ТЗ) в вариантах также под разными литерами. В паспорте правильных ответов номера тестовых вариантов (ТВ) располагаются по горизонтали от 1-го по 25-й, а номера тестовых заданий (ТЗ), т. е. вопросов также от 1-го по 25-й - по вертикали. В точке пересечения на оси координат номера варианта и номера вопроса стоит литер правильного ответа - один из пяти - А,В,С,D,E. Таким образом все пространство Х-У углом вверх заполнено литерами, а на линиях Х-У по 25 цифр. Само содержание вопросов и ответов ТЗ здесь отсутствует.
В тестируемых листах студент пишет номер ТВ, а литеры ответа с 1-го по 25-й вопросы ставит в каждую клеточку столбиком с верху - вниз под N ТВ. Выполнив один вариант обменивает у преподавателя на другой. Проверка выполненных ТВ осуществляется наложением на паспорт номеров ТВ. Несовпадающие литеры - ошибка. Взгляд сверху - вниз замечает ошибки за считанные секунды.
Данная технология не позволяет списывать друг у друга. Да и никому не интересно это делать, так как каждый контролирует сам себя с помощью преподавателя. Искать данный вопрос с ответами, где отмечен правильный, невозможно - шелест пакетов, шорох, лишние движения головой, руками никто не производит, интеллект работает в полной тишине, на всех столах чисто, кроме тестового варианта и листа бумаги, да и нет времени на поиски - надо писать и думать, осуществлять выбор - кто больше и качественнее. Количественные нормативы не устанавливаются, только качественные определяет паспорт. Здесь по закону философии количество переходит в качество. Этот закон подкрепляет практическое официально несанкционированное правило: кто больше и лучше выполнит тестовые варианты (ТВ) на занятии. Со звонком все сдают свои работы на проверку и оценку. Результаты объявляются на следующем сеансе тестирования. Все открыто, прозрачно, честно и справедливо.
Лекции, семинары проводятся по плану и расписанию. Речевому коммуникативному общению предостаточно времени, но нет высокого качества образования.
Тесты изучаются самостоятельно. На тестирование отводятся занятия по СРСП (самостоятельная работа студента с преподавателем). Обучающие знаниевые тесты и тестирование обобщают пройденный и пропущенный, невыученный материал, недостаточно усвоенные основополагающие знания предмета. Обучающие тестовые задания (ОТЗ) - превосходный материал на СРСП. Лучших учебных заданий нет в природе образования.
Значимость инновационной системы интерактивной технологии учебного тестирования как средства достижения качества образования в показателях успеваемости в ее мотивирующей силе, во-первых. Она стимулирует и побуждает мотивы к постоянному наращиванию усилий, активному стремлению в достижении все больших успехов в индивидуализированной познавательной деятельности. Во-вторых, в тестируемых тестовых заданиях (ТЗ) во всех вопросах и всех ответах системно излагаются объективные, истинные научные положения, открытые учеными и переложенными в учебники. В-третьих, студент не читает ТЗ подряд как главу или параграф учебной литературы. Он осуществляет поиск и смысловой выбор нужного ответа, без угадывания.
Коллеги глядя на развернутый лист тетради в клетку, где решены 20-25 вариантов по 25 вопросов столбиками и все на отлично, не могут поверить и говорят, что студенты мастера на шпаргалки и списывание. Данный вопрос являлся и для нас, и для студентов делом чести и достоинства. Даже слабоуспевающий студент способен разобраться в тестовом задании, состоящего из конкретного содержания учебного материала в условном вопросе, отражающего основное положение узкого фрагмента темы и пяти не условных, а реальных ответов, соподчиненных главному положению - тезису конкретного содержания знаний. Таким способом, в чередой последовательно текущих тестовых заданиях (ТЗ) раскрывается вся тема, любой закон, любая проблема, отражающие основополагающие, системообразующие знания учебного предмета.
Инновации не рождаются на пустом месте. Знаниевые тесты и обучающее тестирование - это синтез дидактики и тестологии. Все проще простого.
В обучающих знаниевых тестах (ОЗТ) и учебном тестировании срабатывают все традиционные дидактические принципы: сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности и другие, которые дополняются и преобразуются в новом ракурсе в новую систему принципов и закономерностей в системе обучения.
К таковым можно отнести следующие:
а) самостоятельность и инициативность учения обучающихся в знаниевых тестах интерактивной технологии учебного тестирования;
б) глубокая внутренняя мотивация и стремление к познавательной деятельности, усвоению и пониманию системных предметных знаний, формированию навыков их познания в системе тестирования;
в) тестовая технология мотивации прогрессивного движения к высокому результату как цели образования в показателях 100%-го качества успеваемости;
г) качество изучаемых знаний, прежде всего обеспечивается самим содержанием учебного материала, который закладывается в банк тестовых заданий последовательно в логике каждой темы, разделов всего учебного предмета в главных основополагающих системообразующих и инвариантных знаниях, снижающих перегрузку, а также технологией тестирования индивидуализированными, персонализированными тестовыми вариантами (ТВ) в которых знаниевые тестовые задания (ЗТЗ циркулируют, вращаясь и многократно повторяясь, создавая равные условия для тестирующихся и возможность усвоения, закрепления системы предметных знаний. Технология тестирования составляется специальной компьютерной программой по запросу преподавателя, автора-составителя банка знаниевых тестовых заданий (БЗТЗ);
д) развитие интеллекта, логического и тестового мышления в процессе анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения и выбора;
е) проверка и оценивание каждого обучаемого по всем вопросам банка знаниевых тестовых заданий неоднократно.
Реализация новых принципов сливается с закономерностями: инновационной технологией знаниевых тестов и обучающего тестирования (ЗТОТ);
1)    познание и усвоение знаний, умений, навыков есть акт мышления и произвольного закрепления в процедуре тестирования;
2)    чем активнее и продуктивнее тестовый познавательный процесс, тем интенсивнее развитие интеллекта и мышления студента, школьника;
3)    перевод внешних знаний, открытых учеными, и артефактов во внутренний план личности путем их познания, размышления над ними, установления связей и отношений между знаниями, развивает природные когнитивные задатки маленьких и больших детей, школьников, студентов;
4)    сплав теории и практики образования - единственный критерий фундаментальности;
5)    персонализация и индивидуализация образования в инновационной системе обучающего тестирования знаниевыми тестами;
6)    технологизация образования как первый шаг в его инноватизации - достижении качества успеваемости, качества усваиваемых знаний при слаборезультатном обучении;
7)    получение школьных аттестатов и вузовских дипломов с отличием явится закономерностью и правилом, но не исключением, в подготовке кадров - инноваторов во всех сферах производительной деятельности;
8)    степень глубины и прочности знаний - основа креативности, интуиции, инновационной деятельности дипломированных специалистов;
9)    переход количественных результатов тестирования в качественные - закономерность;
10)    инновационная технология обучающего тестирования (ИТОТ)- многократное снижение перегрузки сжатым объемом информации с мотивацией достижения качества успеваемости в образовательном процессе;
11)    беспрецедентная в истории образования и науки новая система оценивания прогрессирующего качества успеваемости с изобилием оценок у каждого на каждом сеансе тестирования - главный мотив учения. Именно оценки позволяют осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию ошибок в тестировании;
12)    обобщение и интеграция предметных знаний в технологии тестирования с целью повышения качества успеваемости как главного обобщенного интегрированного показателя качества образования;
13)    количество выполненных и оцененных тестовых вариантов переходит в качество успеваемости.
Опыт многолетней инновационной педагогической деятельности и повышенные результаты высокого качества успеваемости позволяют и приводят к данным выводам [5].


Список литературы
1.    Беспалько В.П. Можно ли купить инновации//Педагогика, 2010, - N7. -с. -30-36.
2.    Болотов В.А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования //Педагогика, 2010. -N1.-с.6-11.
3.    Ким Б.И. Интерактивная технология учебного тестирования. Алматы: Эверо, 2006. - 588 с.
4.    Ким Б.И. Педагогика, обучающие тесты, Астана - Алматы: Эверо, 2007. -208с. - 500 экз.
5.    Ким Б.И. Стратегия прогресса к Новой системе образования. г.Костанай: КазТипография, август 2014. 460с., 22,33 п.л.


Ким Б.И.
Костанайский инженерно-экономический университет им.М.Дулатова
Костанайский государственный педагогический институт
кандидат педагогических наук, доцент

Док. 679788
Опублик.: 19.03.15
Число обращений: 0

  • Ким Борис Иннокентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``