В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Баранов: Русская православная церковь: ресурсы и политические возможности Назад
Николай Баранов: Русская православная церковь: ресурсы и политические возможности
Русская православная церковь - самая крупная религиозная организация в России, которая является не только влиятельным публичным субъектом на постсоветском пространстве, но и культуро-образующим фактором русской нации. РПЦ откликается на все проблемы, возникающие в российском обществе, ведет активный диалог с государством по интересующим ее паству вопросам, оставаясь наиболее значимым негосударственным актором публичной сферы.
В статье анализируются возможности и ресурсы Русской православной церкви в ее взаимоотношениях с государством в XXI веке. Внимание акцентируется на официальной политике Церкви и ее внутренней трансформации, связанной с адаптацией к деятельности в условиях информационного общества.
Взаимоотношения между Церковью и государством переживали различные этапы в своем становлении. Так, в 1990-е гг. государство передавало в церковную собственность храмы, земли, исторические памятники архитектуры, ранее принадлежавшие РПЦ, что было обусловлено комплексом вины, сложившимся у российской власти перед Церковью, за годы коммунистического правления. Причем решения в пользу Церкви принимались нередко теми, кто ранее осуществлял политику секуляризации. Как отмечает Н.Митрохин, "передача изъятого большевиками имущества превратила церковь в единственный социальный институт, в отношении которого в современной России действует принцип реституции" .
В 2000-е гг. взаимоотношения стали строиться в большей степени на взаимной поддержке и доверии светской и духовной власти. Так, взамен на поддержку государство разрешает Церкви создание института армейского духовенства, проведение занятий по основам православной культуры в школах; идет консолидированная работа по борьбе с наркотиками, алкоголизмом, безнравственностью, по возрождению величия державы.
Существенные изменения затронули и саму Церковь: происходит процесс смены поколений верующих, характеризующийся резким омоложением контингента постоянных посетителей храмов. Социологические опросы, проводившиеся в последние два десятилетия различными социологическими службами ("Левада-центр", ФОМ, ВЦИОМ), дают устойчивую картину: около 59-66% граждан России с конца 1990-х годов и по настоящее время на вопрос об их религиозной самоидентификации признают себя православными .
К середине 2000-х годов в церковь стали приходить представители более молодых поколений и средний возраст верующих начал интенсивно снижаться. Наиболее представительной частью церковной паствы стали женщины в возрасте 40-55 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование и представляющие либо экономически успешный слой населения (работницы торговли, бухгалтеры, чиновницы или домохозяйки), либо "интеллигенцию" самого разного возраста (в провинции - школьные учителя и врачи, в крупных городах - вузовские преподаватели, ученые, журналисты). Специалисты отмечают, что заметной группой прихожан стали девушки в возрасте 16-25 лет, с высоким уровнем образования (студентки, молодые специалистки до замужества) .
Для большинства называющих себя православными главным, по их оценкам, в религии является не спасение души или путь к вечной жизни, а обретение моральных и нравственных норм повседневной жизни , что повышает значимость РПЦ в наше время, характеризующееся упадком нравственности и поиском национальной идеи.
В соответствии со ст.14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Деятельность религиозных организаций регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 17.07.2009 г.) , Федеральным законом от 26.09.1997 г. N125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (в ред. от 30.11.2010 г.) .
В соответствии со ст.4, п.5 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Основы социальной концепции РПЦ. Отношение с государством РПЦ выстраивает в соответствии с Основами социальной концепции Русской православной церкви - официального документа, утвержденного на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, в котором представлено понимание современной ситуации, сказанное с сознательно консервативных, традиционалистских позиций.
Основы социальной концепции излагают базовые положения учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.
Структурно Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества.
Раздел I. Основные богословские положения.
Раздел II. Церковь и нация.
Раздел III. Церковь и государство.
Раздел IV. Христианская этика и светское право.
Раздел V. Церковь и политика.
Раздел VI. Труды и его плоды.
Раздел VII. Собственность.
Раздел VIII. Война и мир.
Раздел IX. Преступность, наказание, исправление.
Раздел X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
Раздел XI. Здоровье личности и народа.
Раздел XII. Проблемы биоэтики.
Раздел XIII. Церковь и проблемы экологии.
Раздел XIV. Светские наука, культура, образование.
Раздел XV. Церковь и светские средства массовой информации.
Раздел XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
С точки зрения рассмотрения РПЦ как субъекта публичной политики наибольший интерес представляют раздел III "Церковь и государство" и раздел V "Церковь и политика". "Церковь, - говорится в документе, - не должна брать на себя функции, принадлежащие государству... В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством".
В случае принуждения православных верующих к отступлению от учения, приводящее к греховным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти церковное Священноначалие может предпринять следующие действия: "вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению". Т.е. РПЦ настраивает и прихожан, и Священноначалие не на индифферентное отношение к происходящему в государственной сфере, а на активное участие в общественных и государственных делах.
В то же время РПЦ не призывает к изменению сложившейся формы правления, уделяя главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Как говорит протоиерей Геннадий Фаст "нигде нет указаний, чтобы Бог благословил демократию. Это не означает, что демократия не имеет права быть. Она есть и она будет. Но божественной санкции нет" .
Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Она призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, объединяя соответствующие усилия с представителями светской власти.
В соответствии с Основами социальной концепции областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
В то же время существуют области, в которых священнослужители и церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.
В документе отмечается, что в современном государстве существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; имеются различные уровни власти: общегосударственный, региональный, местный, что определяет специфику взаимоотношений Церкви с властями разных ветвей и уровней.
Церковь не отдает официального предпочтения той или иной политической организации или политическому лидеру, а проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян. Однако, участие священнослужителей в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, включая выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней не допускается. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.
Эти принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями были приняты Архиерейским собором, состоявшимся в 1997 году, на котором приветствовался диалог и контакты Церкви с политическими организациями только в том в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки . Однако, неучастие священнослужителей и паствы в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает их отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне.
Так, участие православных мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций. В обоих случаях они имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией Церкви и не выступая от ее имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.
Несмотря на внешнюю отстраненность Церкви от политики, по мнению Н.Митрохина, РПЦ может рассматриваться как политическая партия, обладающая своей собственной идеологией, программой и платформой . Однако, как показывают опросы общественного мнения, подавляющее большинство верующих и неверующих против того, чтобы церковь вмешивалась в политику . Известный своей активной миссионерской деятельностью протоиерей Андрей Кураев констатирует: Церковь не занимается назначением чиновников и контролем за ними, церковь не цензурирует законы, не занимается формированием и распределением бюджета, не формирует внешнюю и внутреннюю политику государства. Церковь находится "вне политики по своей сути, и она соприкасается с политикой на своей периферии" . Т.е. христианин не должен участвовать в политике, но он может участвовать в политике. Наиболее приемлемая форма политического присутствия Церкви в светском обществе - это, по выражению А.Кураева, "тактичное социальное партнерство" .
Архиерейский собор Русской православной церкви 1994 года постановил полагать допустимым членство в политических организациях "мирян и создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием. Считать также возможным участие священнослужителей... в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде" .
Свою позицию по наиболее актуальным проблемам современного российского общества регулярно высказывает Патриарх Кирилл. Причем его высказывания нельзя назвать традиционными - это в большей степени модернистская точка зрения, не характерная прежде для православия как преимущественно традиционной христианской религии. Так, тему модернизации, которая легла в основу одного из ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Церковь, по словам Патриарха, настойчиво поднимала в течение последних лет, поэтому он выразил глубокую удовлетворенность тем, что эта тема заняла такое важное место в послании президента. Точка зрения Церкви относительно модернизации базируется на основе фундаментальных общественных ценностей. Патриарх Кирилл предлагает так модернизировать страну, чтобы одновременно сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни. "Гуманитарное, человеческое, нравственное измерения, - отмечает Патриарх, - очень важны. И в этом смысле Церковь готова участвовать в общественном дискурсе в отношении темы модернизации и приветствует постановку этого вопроса на самом высоком государственном уровне в России сегодня" . Полностью теме модернизации России посвящён доклад митрополита Кирилла на XI Всемирном русском народном соборе 5 марта 2007 г., по итогам которого он сказал: "Другого пути технического развития, кроме того, по которому прошёл Запад, не существует. Если кто-то знает о таком, пусть нам покажет и расскажет. Но пока что люди с удовольствием пользуются хорошими западными автомашинами, созданными для езды по хорошим дорогам. И было бы глупым упрямством ставить себе задачу в пику известным и общепризнанным достижениям человеческой цивилизации во что бы то ни стало изобретать нечто своё, ни на что не похожее" .
Интересна точка зрения главы РПЦ относительно такой характерной для России проблемы как бедность работающего человека. Патриарх Кирилл полагает, что, она связана, во-первых, с проблемой бюрократии и коррупции, которые препятствуют развитию малого предпринимательства; во-вторых, с увеличением заработной платы на основе модернизации технологий и роста производительности труда; в-третьих, с изменением внутреннего состояния человека, уровня его самодисциплины, образования, отношения к труду, что непосредственно влияет на производительность труда; в-четвертых, с отрегулированностью законодательства, способствующего созданию не только эффективной, но и справедливой экономики .
Отношения между иерархами РПЦ и первыми лицами государства можно охарактеризовать как корректные. Осуществляются регулярные встречи как на светских мероприятиях, так и во время церковных служб, на которые приходят президент, председатель правительства, министры, депутаты. Таким образом, происходит сближение церковной и светской элиты. Характеризуя взаимоотношения первых лиц государства и церкви А.Кураев заметил, что "Ельцин наградил Патриарха Алексия всеми высшими орденами России, а Патриарх за все два ельцинских срока не наградил Бориса Николаевича никаким церковным орденом. Отсутствие действия тоже бывает серьезным действием" . Основным показателем в отношении отдельных политиков со стороны Церкви является наличие духовной православной составляющей при принятии решений. Показательно, что 21 января 2010 г. Дмитрию Медведеву была вручена премия имени патриарха Алексия "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов". Главе российского государства премия присуждена "за плодотворное развитие государственно-церковных отношений в современной России, совершенствование межконфессионального диалога", что свидетельствует о признании Церковью заслуг действующего Президента России и поддержке его политического курса.
Акторы церковной политики и формы влияния. Среди наиболее политически активных структур в рамках РПЦ следует выделить отдел внешних церковных связей, возглавляемый архиепископом Илларионом. ОВЦС уделяет особое внимание работе с государственными учреждениями и институтами гражданского общества зарубежных стран. Отвечая на вопрос о связи церковных проблем на постсоветском пространстве с политическими, архиепископ Илларион, в частности, сказал: "Взаимосвязь, безусловно, есть, но она не прямая, и решения церковных вопросов невозможно достичь политическими средствами, также как и решения политических проблем невозможно добиться церковными средствами, хотя церковные взаимоотношения могут очень способствовать улучшению взаимоотношений между странами, между народами и даже между политиками" . В качестве положительного примера можно привести обмен церковными послами между Русской и Грузинской православной церквями.
РПЦ участвует в политическом дискурсе также через различные организации, форумы, где она играет решающую роль, среди которых выделяются Всемирный русский народный собор и Рождественские чтения.
Всемирный русский народный собор - международная общественная организация, функционирующая под эгидой РПЦ, существующая с 1993 года и призванная способствовать формированию гражданского общества России. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодёжи. С момента создания ВРНС главой этой общественной организации является Патриарх Московский и всея Руси.
Целью этой меж?ду?на?род?ной об?щест?вен?ной ор?га?ни?за?ции является при?вле?че?ние об-щест?вен?ного мне?ния к наибо?лее ост?рым воп?ро?сам сов?ре?мен?нос?ти. ВРНС стал об?щест?вен-ной пло?щад?кой и ме?стом встре?чи лю?дей, ко?то?рые, не?за?ви?си?мо от по?ли?ти?чес?ких взгля?дов, объе?ди?не?ны еди?ной целью - за?бо?той о на?сто?ящем и бу?ду?щем Рос?сии .
За период с 1993 по 2011 гг. состоялось 15 соборов.
1993 (26-28.05) - "Российская соборная мысль".
1995 (1-3.02) - "Через духовное обновление к национальному возрождению".
1995 (4-6.12) - "Россия и русские на пороге XXI столетия".
1997 (5-7.05) - "Здоровье нации".
1999 (6-7.12) - "Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть".
2001 (13-14.12) - "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох".
2002 (16-17.12) - "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России".
2004 (3-5.02) - "Россия и православный мир".
2005 (9-10.03) - "Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом".
2006 (4-6.04) - "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке".
2007 (5-7.03) - "Богатство и бедность: исторические вызовы России".
2008 (20-22.02) - "Поколение наследников".
2009 (21-23.05) - "Экология души и молодежь: духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления".
2010 (25-26.05) - "Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества".
2011 (25-26.05) - "Базисные ценности - основа единства народов".
С политической точки зрения можно выделить решения V Собора, состоявшегося перед выборами в Государственную Думу в декабре 1999 г., где выражалась озабоченность "предельным обострением политической борьбы", "безнравственными, греховными методами", используемыми в этой борьбе, которые могут окончательно подорвать доверие народа к власти и политикам. Собор призвал народ к гражданскому миру, заявив, что противостояние политиков может разрушить страну. В Соборном слове говорится: "Власть сильна, когда уважается и поддерживается народом, который выбирает не программы, а людей, оценивая их поступки и нравственный облик" . Собор призвал к национальному созиданию, возможному лишь в единстве народа и власти.
Х ВРНС, который проходил в 2006 г., констатировал, что "Россия была, есть и будет великой державой...>> , что явилось логичным продолжением политики российской власти в борьбе за достижение реального международного суверенитета. Такое единодушие религиозной общественности и светской власти объясняет А.Кураев: "Патриотизм - это аксиома русского православного сознания. Выводная из него теорема - поддержка сильного национального государства, государственническое мышление" .
На XV Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в 2011 г., обсуждался актуальный для российского народа вопрос базисных ценностей, вакуум которых особенно остро ощущается в последние годы. Не позиционируя себя ни с одной из политических партий, Церковь, тем не менее, обращает внимание на ответственность за политический выбор в предстоящей избирательной кампании, результаты которой будут определять жизнь страны на годы вперед. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл озвучил набор ценностей, которые предлагаются обществу: "справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность", а также от имени Патриаршего совета предложил для обсуждения триаду "вера, Родина, свобода" . РПЦ призвала к тому, чтобы сформулированный ею набор фундаментальных ценностей учитывался при принятии правовых и политических решений в государстве.
Коммерциализация всех сфер человеческого бытия, говорится в Соборном слове собора, несет угрозу духовной целостности человека, превращая людей в рабов потребления, теряющих высшие духовные ориентиры. В то же время выражается уверенность в том, что "восточнославянская цивилизация скажет свое весомое слово в диалоге мировых цивилизационных проектов, покажет пример преодоления трудностей на основе духовного единства, солидарности, обращения к вечным ценностям и идеалам" , которые сохраняются в нашей многовековой традиции.
Другой публичной формой, используемой РПЦ для влияния на государственные вопросы, являются Рождественские чтения - крупнейший в Российской Федерации ежегодный церковно-общественный форум, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковно-государственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, православного воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений РПЦ со светским обществом. В Рождественских чтениях принимают участие Патриарх и священноначалие Русской православной церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые и общественность. Так XVIII Международные Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24-29 января 2010 года в Москве, обсудили тему: "Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования", а XIX-ые, состоявшиеся 23-26 января 2011 года, рассмотрели вопрос "Церковь и государство: соработничество в решении общих задач".
Для публичной сферы в качестве эффективного коммуникационного средства особую значимость приобретает Интернет, с помощью которого РПЦ выражает свое отношение к происходящим событиям, комментирует те или иные явления политической жизни, обозначает официальную позицию руководства Церкви по актуальным вопросам современной действительности. Посредством Интернета осуществляется взаимодействие различных структур Церкви с мирянами и со всем обществом.
Православный Рунет появился в 1996 г. На июнь 2011 г. среди Интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 230 епархиальных сайтов (в 2010 - 199), 414 сайтов монастырей (в 2010 - 337), 1907 сайтов храмов (в 2010 - 1445), а также 102 сайта духовных академий и семинарий (в 2010 - 96), 1485 сайтов православных СМИ (в 2010 - 1125), 161 домашняя страница священников (в 2010 - 132) . Создано сообщество православных веб-разработчиков, председателем которого до февраля 2011 г. являлся Александр Дятлов.
В 2006 г. состоялся Первый конкурс православных сайтов Рунета "Мрежа", итоги которого были подведены на XV Рождественских чтениях в феврале 2007 г. Победителем конкурса в номинации "Официальные церковные сайты" в итоге стал интернет-проект "Сестры.Ru. Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург". Следует отметить, что дизайн сайта разработан самими сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Завершая церемонию награждения, председатель жюри конкурса архимандрит Тихон (Георгий Шевкунов) отметил, что Интернет, некогда зародившийся в военно-технических целях, приобрел всемирное значение и играет большую роль в жизни всего общества. Поэтому миссия в сети должна быть, а сам интернет, прежде всего, должен рассматриваться как инструмент этой миссии. "Вы совершаете великое дело - воцерковление инструмента, который сегодня оказывает огромное влияние" , - сказал архимандрит Тихон, обращаясь к многочисленным гостям и участникам церемонии.
Официальные сайты имеют все сколь-нибудь значимые структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера (в июне 2011 г. насчитывалось 328 форумов и блогов для православных) , в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева , посещаемость которого составляет 15-17 тысяч посетителей в день. Статистика форума впечатляет: на 11 июня 2011 г. зарегистрировано 4277928 сообщений в 71100 темах от 35823 пользователей.
РПЦ за последние годы стала более современной. Эта модернизация стала возможной благодаря критическому пересмотру форм и методов работы священнослужителей с верующими. Еще при предыдущем Патриархе, а в большей степени при нынешнем, в церковь стала привлекаться образованная, социально и экономически успешная молодежь. Дискуссия о допустимости проповедничества священника на рок-концерте была завершена после участия на одном из концертов, организованных в 2008 г. в Киеве диаконом Андреем Кураевым, митрополита Кирилла, который стал первым постоянным членом Священного Синода, принявшем участие в подобном мероприятии.
По мнению Н.Митрохина, после 2005 года возник неформальный идеологический блок, который он называет "молодой церковью" . В 2009 г. ее представители оказались на значимых должностях в Московской патриархии.
Следует отметить, что Патриарх приближает к себе людей одаренных, обеспечивая интеллектуальное сопровождение церковной политики. Среди наиболее значимых фигур, занимающих активную позицию в отношениях как с властными структурами, так и с обществом следует выделить следующих иерархов и деятелей РПЦ :
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович, 1946 г.р.), в 28 лет - ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, в 31 год - архиепископ, в 1987 г. стал доктором богословия, автор многих книг и более 700 публикаций в отечественной и зарубежной периодике, автор и ведущий телепередачи "Слово пастыря". С 1996 по 2000 гг. - руководил разработкой и представил Архиерейскому Собору 2000 г. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Почетный доктор и почетный профессор многих отечественных и зарубежных университетов, в т.ч. с 2002 г. - почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
Протодиакон Андрей Кураев (1963 г.р.) - профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, в 35 лет стал профессором богословия, автор многочисленных книг, миссионер;
Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель ОВЦС (Григорий Алфеев, 1966 г.р.), в 29 лет окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии, в 33 года - доктор богословия, автор 18 книг, композитор;
Игумен Филипп (Симонов Вениамин Владимирович, 1958 г.р.), доктор экономических наук (1994), начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАЕН;
Архимандрит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович, 1958 г.р.), ректор Сретенской духовной семинарии, руководитель издательства Сретенского монастыря и интернет-портала "Православие.ru", автор фильмов "Псково-Печерская обитель", получившего в ноябре 2007 г. на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм "Радонеж" (Ярославль) гран-при, "Гибель империи. Византийский урок", получившего премию Российской киноакадемии "Золотой орел" за 2009 г., академик РАЕН;
Священник Владимир Вигилянский (1951 г.р.) - руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, публицист, литературный критик, писатель, журналист, редактор журналов и газет;
Протоиерей Всеволод Чаплин (1968 г.р.), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, кандидат богословия, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Автор и ведущий ряда телевизионных программ. Член Союза писателей России, действительный член Академии российской словесности;
Легойда Владимир Романович (1973 г.р.), председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, профессор кафедры международной журналистики МГИМО (У) МИД России, кандидат политических наук. Один из основателей (1996 г.) и главный редактор православного журнала "Фома", член комиссии по международным отношениям Всемирного Совета Церквей (от Русской Православной Церкви), член Общественной палаты.
Твердая убежденность в избранном пути, высокая теоретическая подготовка, креативное мышление интеллектуалов от РПЦ - все эти качества все в большей степени привлекают общество, которое перестало с недоверием относиться к церкви. Таким образом, Русская православная церковь, используя все возможности, предоставляемые законодательством Российской Федерации, активно и эффективно участвует в общественной и государственной жизни страны, твердо отстаивая свою позицию и настойчиво продвигая свои интересы. Являясь религией большинства, она пронизывает в значительной степени государственную жизнь и государственные структуры. В свою очередь политическая власть использует Церковь в качестве одного из ресурсов для дополнительной легитимации. Сотрудничество с РПЦ даже коммунистической партии свидетельствует о том, что марксистские каноны заменяются жизненной потребностью в угоду политической целесообразности.
Церковь сохраняет лояльность государству, акцентируя внимание на воспитании нравственности и формировании в обществе моральных ценностей, присущих Православию. Опираясь в ряде вопросов на государство, РПЦ следует принципу, не позволяющему государственным структурам проникать в церковные дела, одновременно оставаясь важнейшим субъектом публичной сферы и значимым институтом в жизни большинства граждан России.

Баранов Н.А. Русская православная церковь: ресурсы и политические возможности // Теодицея. Альманах. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. N2. С.75-82.

Док. 679765
Опублик.: 19.03.15
Число обращений: 0

  • Баранов Николай Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``