В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Невзоров: Машиностроение в условиях Евразийского экономического союза Назад
Олег Невзоров: Машиностроение в условиях Евразийского экономического союза
Время начала полноценного функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в конечном счете, не имеет принципиального значения. Главное, чтобы ЕАЭС стал действительно интеграционным объединением, а не его имитацией. Прежде всего, речь идет о либерализации экономической деятельности, о создании полноценных рыночных отношений и конкурентной среды в объединяющихся странах. А это, в свою очередь, невозможно без демократизации всех сторон общественной жизни.
Настало время перехода от "управляемой демократии" к демократии в общеупотребительном смысле слова. Не секрет, что демократические институты, созданные в России, Казахстане и Белоруссии (как, впрочем, и в остальных странах СНГ) являются во многом декоративными структурами, а форму правления в этих государствах можно охарактеризовать как авторитаризм разной степени жесткости. При этом необходимо подчеркнуть, что в переходный период (от командно-административной системы к современному обществу) такая форма правления была исторически оправдана. Политический опыт России 90-х годов показал, к каким тяжелым последствиям привело игнорирование этой объективной закономерности.
От того, по какому пути пойдет Россия, в конечном счете зависят перспективы Евразийского экономического союза. Но существует и обратная связь. Участие в данном объединении должно подталкивать российское руководство к принятию действенных мер по совершенствованию условий ведения бизнеса, создавая для этого соответствующую нормативно-правовую основу и выстраивая систему контроля за правоприменительной практикой. Однако последнее невозможно без опоры на демократические институты, прежде всего на независимые СМИ и зрелое гражданское общество.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Шохин выражает вполне обоснованное беспокойство в связи с тем, что у партнеров России по Таможенному союзу и Евразийского экономического пространства, то есть у Казахстана и Белоруссии, условия ведения бизнеса намного лучше, чем у нас. Ведь теперь российский бизнес вполне легально может перерегистрироваться в этих юрисдикциях. Так что "может возникнуть ситуация, - считает он, - когда нам придется конкурировать не с госдепом, а с доброжелательными соседями". По словам А. Шохина, для решения проблем административной нагрузки на бизнес нужна политическая воля. Если останется та же команда, "уже доказавшая свою неспособность бороться с коррупционным произволом", то изменить положение к лучшему будет трудно.
Структурные недостатки системы управления - это не единственный вызов развитию интеграции. Суть в том, что важным фактором интеграционных процессов в постиндустриальном мире является переход к информационной и инновационной экономике, а самой основой экономической интеграции становится не только традиционная взаимная торговля, но прежде всего финансово-инвестиционное сотрудничество, научно-производственная кооперация, совместные вложения в общие инвестиционные проекты и в человеческий капитал. Эту проблему прекрасно осознают и в Москве, и в Астане, и в Минске, что следует, в частности, из анализа статей В.Путина, А.Лукашенко и Н.Назарбаева в газете "Известия". Но насколько успешным будет прорыв трех стран в постиндустриальную эпоху, какое время это займет, каких усилий и внутристрановых изменений потребует, сказать пока трудно.
Промышленная политика в ЕАЭС формируется государствами - членами по основным направлениям промышленного сотрудничества и осуществляется при консультативной поддержке и координации ЕЭК. Для ее реализации проводится стимулирование взаимовыгодной промышленной кооперации в целях создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции, реализуются совместные программы и проекты, формируются совместные технологические платформы и промышленные кластеры, применяются иные механизмы и инструменты.
Целями осуществления промышленной политики в рамках Союза являются:
- ускорение и повышение устойчивости промышленного развития;
- повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств - членов;
- осуществление эффективного сотрудничества, направленного
на повышение инновационной активности;
- устранение барьеров в промышленной сфере, в том числе на
пути движения промышленных
товаров государств - членов.
Промышленная политика в рамках Союза осуществляется на основе
следующих
принципов:
1) равноправие и учет национальных интересов государств - членов;
2) взаимовыгодность;
3) добросовестная конкуренция;
4) недискриминация;
5) транспарентность.
Договором о ЕАЭС предусмотрена разработка государствами - членами основных направлений промышленного сотрудничества и утверждение их Межправительственным советом (на уровне глав правительств).
Развитие кооперации в сфере машиностроения остается в числе приоритетов формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Это отражено, в частности, в решении Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств N 40 от 31 мая 2013 года "Об основных направлениях координации национальных промышленных политик трех стран". Этот документ включает автомобилестроение в перечень отраслей, приоритетных для промышленного сотрудничества. Показатели производства и реализации легковых автомобилей в ЕЭП за 2010 - 2013 годы имели устойчивую тенденцию к росту. При в этом в РФ легковое автомобилестроение развито в максимальной степени. Это обусловлено большей по сравнению с другими государствами - членами ТС и ЕЭП емкостью внутреннего рынка, наличием собственных производственных мощностей, а также более ранним стартом госпрограмм стимулирования производства и реализации автомобилей.
Между тем производство легковых автомобилей в Казахстане развивается быстрыми темпами, что обусловлено господдержкой этой отрасли и существенным повышением ставок ввозной таможенной пошлины на импортные автомобили при создании Таможенного союза (ТС). Развитие автосборочных предприятий в Казахстане осуществляется за счет кооперации, как с российскими, так и с иностранными автопроизводителями.
Легковое автомобилестроение Беларуси развито в меньшей степени, чем в РФ или Казахстане. Однако благодаря заинтересованности государства в развитии этой отрасли в ближайшем будущем следует ожидать существенного роста производства легковых автомобилей за счет начала функционирования на территории Беларуси автосборочных предприятий иностранных производителей.
Евразийская экономическая комиссия уже подготовила предложения по созданию условий для производства моторных транспортных средств, соответствующих мировым техническим и экологическим стандартам, стандартам качества (ТР ТС 018/2011). При этом, решается вопрос о создании совместного органа по сертификации, испытательного центра, имеющего аккредитацию на подтверждение соответствия по Правилам ЕЭК ООН (ТР ТС). Планируется так же создание инжиниринговых центров по автомобилестроению на территории государств - членов ЕАЭС. Такие центры смогли бы быстро адаптировать инновационные разработки для запросов промышленности. Ведутся разработки о совместной производственной программе по легковому автомобилестроению на основе единых технических норм и стандартов качества. ЕЭК планирует провести анализ отрасли машиностроения для развития производства автомобильных компонентов на территории государств - членов ТС и ЕЭП. Результаты этой комплексной работы позволят определить не только потребности производителей моторных транспортных средств в узлах, агрегатах, автокомпонентах и их частях, но также не занятые производителями государств - членов ТС и ЕЭП ниши по их производству.
Реализация таких мер будет способствовать выравниванию условий работы машиностроительных производств, работающих в режиме "промышленной сборки", во всех государствах ЕАЭС, как и развитию кооперации между производителями автомобилей и предприятиями-изготовителями инновационных компонентов. В ЕЭК ведутся работы по созданию условий для вовлечения в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего бизнеса стран - участниц ЕАЭС. С учетом статистики (рисус.1), предстоит проделать многое для углубления промышленной кооперации и реализации конкретных кооперационных проектов в этой сфере.


Рисунок. 1
В соответствии с Договором о ЕАЭС, после вступления в силу с 1 января 2017 года международного договора в рамках Союза (который будет устанавливать порядок согласования с Комиссией специфических субсидий, порядок проведения Комиссией разбирательств, а также ряд условий и критериев, необходимых для осуществления Комиссией своих полномочий в полном объеме), каждое государство - член будет иметь право обратиться в Комиссию в целях согласования предоставления им специфической субсидии.
Таким образом, машиностроение в Евразийском экономическом союзе может стать приоритетной отраслью промышленности. При этом будут появляться инвестиционные проекты по созданию новых предприятий, с выпуском высокотехнологичной продукции, не имеющей аналогов. Насколько эффективным и действенным станет такой механизм в ЕАЭС, покажет время.


Список литературы

1.    Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2014. - 216 с.
2.    Невзоров О.Ю. Проблемы и факторы устойчивого развития машиностроительных корпораций // Вестник Самарского государственного университета, N8 (119) / Под общ. ред. И.К. Андрончева. - Самара: Издательство "Самарский университет", г. Самара, 2014г. - С. 79-84.
3.    "Российская Бизнес-газета" N955 (26).

Док. 679664
Опублик.: 13.03.15
Число обращений: 0

  • Невзоров Олег Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``