В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Кажущееся благополучие Назад
Иван Никитчук: Кажущееся благополучие
Выступление первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на заседании круглого стола по проблемам укрепления сырьевой базы России. Государственная Дума, Малый зал. 12 марта 2015 года

Уважаемые участники круглого стола! Добрый день!
Важность нефтедобывающей отрасли для экономики России трудно переоценить. После развала реального сектора экономики - промышленности, сельского хозяйства - этот сектор стал серьезным источником доходов. Нефть и газ дают более половины доходов бюджета, почти половину валютных поступлений. На отрасль приходится более 20% ВВП страны.
Россия ежегодно добывает чуть более 520 млн. тонн нефти, половину из которой в сыром виде продаем за рубеж, и около 650 млрд. м куб. газа, из которого примерно 20% реализуется на внешнем рынке. Специалисты подтверждают: российский бюджет держится в основном на нефти и на газе.
В отрасли и самая высокая заработная плата. Например, в Газпромнефти средняя месячная зарплата сотрудников корпорации превысила 534 тыс. рублей.
Мы, конечно, радуемся за нефтяников и газовиков, и даже завидуем, но как долго это благополучие может продлиться? Похоже, конец "золотого века" не за горами. На сегодня общий объем запасов нефти в стране составляет 29 млрд. тонн, газа - 69 трлн. м куб. Практически все они распределены и продолжается их добыча. Нераспределенными остаются всего лишь несколько процентов запасов.
Простые расчеты показывают, что активных запасов, то есть запасов, которые можно отбирать стандартным методом добычи, хватит на 6-8 лет. Трудноизвлекаемых, которые сегодня стоят на балансе и требуют применения капиталоемких технологий, хватит на 15-20 лет. Ресурсы шельфа огромны, но они недостаточно изучены, и не исключено, что там запасов может оказаться меньше, чем заявляется.
Но ситуация может измениться по мере изучения шельфа арктических и других морей. Хорошие перспективы связаны с Каспийским морем. Так что в принципе возможны существенные коррективы в нынешнюю ситуацию с запасами. Ее могло бы изменить и более пристальное изучение сухопутной части России в районе Сибири и Дальнего Востока, ведь она исследована менее чем наполовину. Однако для этого надо в корне менять ситуацию в геологоразведке. Иначе ничего не получится.
За последние 15 лет дефицит прироста запасов нефти в России по отношению к добыче достиг более 1,2 млрд. тонн, а объем текущих извлекаемых запасов на одно месторождение сократился почти вдвое - с 11 млн. тонн до примерно 6 млн. тонн.
И главная причина сложившейся ситуации - политика государства, которое фактически устранилось от участия в обеспечении рационального недропользования. На государственном уровне решаются лишь вопросы налоговой нагрузки на отрасль, а не создания нормальных условий для ее развития. Прежде всего, крайне недостаточно уделяется внимания геологоразведке. Геологоразведка выполняется за счет бюджета только на 5%, т.е. примерно 0,5% от расходной части федерального бюджета, остальное - за счет недропользователей. Поэтому, начиная с 1990-х годов, годовая добыча в России не компенсируется приростом запасов, а средняя их восполняемость не превышает 85%. Объем разведочного бурения за эти годы сократился в шесть раз. Чтобы поддерживать достигнутый уровень добычи, требуется ежегодное хотя бы двукратное приращение запасов.
Но беда не только в отсутствии должного внимания к финансированию геологоразведочных работ. Есть и другие сдерживающие факторы. Например, отсутствие ряда основополагающих документов, таких как правила разработки месторождений, госстандарты, требования к рациональной разработке и многие другие. До сих пор так и не приступили к разработке Горного кодекса Российской Федерации. Ослаблена требовательность Государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Другая комиссия - по разработке - раньше она называлась центральной, теперь преобразована в согласительную, что само по себе является какой-то несуразицей. Этот орган рассматривает и принимает технологические схемы разработки месторождений, подвергает проекты экспертизе. При этом платит за экспертизу недропользователь. О какой объективности в таких обстоятельствах может идти речь? В результаты экспертизы в итоговом документе записывается то, что выгодно заказчику. А ему выгодно извлечь сиюминутную прибыль и уйти, не думая о состоянии, в котором остаются недра.
Поэтому проблема с состоянием недр только усугубляется. Недра по Конституции РФ принадлежат государству, но сегодня его контроль над рациональным их использованием практически сведен к нулю. Например, на каждом месторождении устанавливается величина коэффициента извлечения нефти (КИН). Если КИН, скажем, равен 0,4, то это значит, что 40% нефти можно забрать, а 60% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие технологии. Работать в этом направлении компании не очень хотят, потому что это чревато дополнительными затратами. В итоге в последние годы в России резко падает коэффициент нефтеизвлечения. Пытаются объяснять это усложнением горно-геологических условий. Но в США тоже усложняются горно-геологические условия, однако там КИН растет, а в России падает. Почему? Потому что на вооружение компаниями взята хищническая разработка месторождений. При этом надо понимать, что выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части России она достигает порядка 70%, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи. Среди них такие гиганты, как Самотлор, Мамонтовское, Федоровское и многие другие. Поэтому проблема повышения значения КИН с каждым годом только возрастает. В настоящее время ГКЗ пишет, что КИН должен быть не менее 0,4. Но это ни на чем не базируется. В итоге все равно КИН, как правило, не превышает 0,3-0,34. Значит, 66% нефти остается. И никого это особо не тревожит.
Как видим, ситуация в нефтедобывающей отрасли не простая, если не сказать большего. Правительству необходимо серьезно заняться реформированием важнейшей отрасли, наведением порядка в ее структуре, обновлением законодательной базы, серьезно пересмотреть отношение к проблемам геологоразведки и т.д. Самым радикальным и верным средством изменения сложившейся ситуации могла бы стать национализация не только нефтедобывающей отрасли, но и всего сырьевого комплекса страны, о чем давно говорит фракция КПРФ. Пока что предложение коммунистов не находит поддержки со стороны власти, но, скорее всего, разумной альтернативы ему нет.
Мы считаем, что, по крайней мере, если не прибегать к национализации, в ближайшее время должен измениться подход к извлечению природной ренты, привести его к международным стандартам, когда государство платит добывающим компаниям только за добычу единицы топлива с коэффициентом рентабельности. Самой добытой нефтью и газом должно распоряжаться государство. Такой подход мог бы уже сегодня дополнительно дать в казну минимум 4 трлн. рублей, отбив охоту у компаний в установлении чрезмерных заработных плат, непомерных дивидендов, "золотых парашютов", покупки спортивных клубов и спортсменов, строительства храмов и т.д., чем так болеют нынешние сырьевые компании, загоняя все эти расходы и траты в себестоимость добытого сырья, вызывая рост цен на топливо, повышение тарифов и цен на товары. Т.е. заставляя население расплачиваться за их благополучие и ложную благотворительность.
Несмотря на кажущееся благополучие, нефтегазовая отрасль требует серьезного государственного внимания и поддержки.
Спасибо!

Док. 679637
Опублик.: 12.03.15
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``