В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гамза: В Деловой России рассмотрели вопросы совершенствования законодательства о банковских гарантиях для обеспечения исполнения госконтрактов Назад
Владимир Гамза: В Деловой России рассмотрели вопросы совершенствования законодательства о банковских гарантиях для обеспечения исполнения госконтрактов
Заседание Комитета "Деловой России" по финансово-кредитному обеспечению бизнеса состоялось 05 марта 2015 года.

Заседание провел сопредседатель Комитета Владимир Гамза.

В заседании комитета приняли участие: вице-президент Деловой России Николай Остарков, зампред комитета, управляющий партнер Инвестиционно-консалтинговой группы "FIRST" Алексей Порошин, вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, зампред правления Агентства кредитных гарантий Ирина Лоскутова, председатель правления АКБ "Северо-Восточный Альянс" Василий Головинский, генеральный директор Ассоциации магистров оценки Елена Петровская, финансовый директор ООО "Группа СТАН" Ильгиз Баймуратов, генеральный директор Gosbroker.ru Ярослав Елизаров, директор по работе с органами власти и общественными организациями En+ Group Дмитрий Пономарев, вице-президент НСБанка Анатолий Конобеев, зампред правления Евроситибанка Дмитрий Бялый, заместитель директора ЭТАЛОН-инвеста Елена Смаковская, директор проекта департамента поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка Илья Антипов и др.

С основным докладом "Финансовые инструменты исполнителей госконтрактов" выступил Алексей Порошин. Он выделил следующие основные вопросы обеспечительного использования банковских гарантий по госконтрактам:

1. "Непреодолимость" получения банковской гарантии сильно преувеличена. Текущие условия банков - 2,5-3,5% годовых без залогов. Несмотря на заявления отдельных компаний, анализ предложений основных банков на рынке банковских гарантий показал, что для качественных компаний с опытом работы тарифы на банковские гарантии варьируются от 2% до 3,5% без залогов, что при размере гарантии в 30% от стоимости контракта составляет менее 1% от стоимости контракта. Сравнимо со стоимостью страхования гражданской ответственности. При этом многие банки не требуют для крупных гарантий оплату вперед, а допускают оплату в рассрочку.
2. Легитимные гарантии только с 01.04.2014. С введением единого Реестра банковских гарантий по 44-ФЗ с 01.04.2014 впервые за все время существования закупок механизм обеспечения исполнения контрактов стал не формальной "бумажкой", легко покупаемой у "технических" страховых (до августа 2010 года), сомнительных "поручителей" (до августа 2012 года) или небольших банков, которые проводят эти гарантии "мимо" баланса банка и не платят по ним заказчикам (до 01.04.2014), а реальным инструментом, защищающим бюджетные средства от недобросовестных исполнителей.
3. Саморегулируемый механизм отсекает "однодневки". Помимо прямого обеспечительного назначения, необходимость получать гарантии является еще и своего рода "фильтром", отсекающим сомнительных исполнителей еще на этапе заключения контракта, т.к. сомнительным компаниям банк гарантию не выдаст, следовательно, и контракт такая компания не заключит. А если банк и выдаст гарантию, то под такие залоги и обеспечения, что исполнителю выгоднее исполнить даже невыгодный контракт, чем терять залог.
4. Последствия отмены механизма обеспечения. Если обеспечение исполнения контрактов отменить или существенно снизить, то мы с большой вероятностью снова "наступим на грабли" - на рынок закупок снова вернутся мошенники, т.н. "тендерные рейдеры" (которые выходят на торги и демпингуют, пока не победят). Такая готовность максимально снизить цену объясняется простыми целями. Для контрактов с авансом мошенникам необходимо только получить аванс и вывести средства в неизвестном направлении. Для контрактов без аванса - создать для заказчика безвыходную ситуацию, при которой заказчик не сможет исполнять контракт и будет вынужден идти на сговор с такими "рейдерами".
Полный текст доклада А.Порошина в приложении.
В своем выступлении Ярослав Елизаров отметил, что реестр банковских гарантий в рамках 44-ФЗ - это реально работающий превентивный механизм, который не допускает недобросовестных и неблагонадежных исполнителей к госзакупкам на стадии участия. В нем реализованы два важнейших для госзаказа механизма: защита бюджетных средств и возмещение убытков при неисполнении госконтракта и оценка благонадежности исполнителя, добавил он. По данным компании Gosbroker.ru, работающей с рядом банков, специализирующихся на гарантиях в сегментах малых (до 20 млн. руб.) и средних (от 20 до 100 млн. руб.) гарантий, не наблюдается каких-либо сложностей с их получением, особенно для компаний, имеющих опыт исполнения контрактов и аккуратно ведущих финансовую отчетность своих организаций. Срок оформления гарантий составляет от 3 до 10 рабочих дней, а доля отказов банков по обращениям не превышает 30%.
Полный текст доклада Я.Елизарова в приложении.
Ирина Лоскутова подробно рассказала о направлениях деятельности ОАО "НДКО "Агентство кредитных гарантий", взаимодействии Агентства с кредитными организациями и их клиентами - принципалами по гарантиям, формировании в России национальной системы гарантийной поддержки бизнеса.
Предстоящим с 1 июня 2015г. значительным изменениям гражданского законодательства по институту гарантии посвятил свое выступление Олег Иванов. В связи с этим он отметил целый ряд вопросов, которые необходимо решить в срочном порядке: внести необходимые изменения в нормативные документы, регулирующие процессы предоставления банковских гарантий, стандартизировать формы и процедуры получения банковских гарантий, определить соотношение понятий банковская и независимая гарантия, отрегулировать вопросы синдицирования гарантий.
Выступившие руководители кредитных организаций Анатолий Конобеев, Дмитрий Бялый, Василий Головинский и другие участники заседания отметили необходимость совершенствования системы обеспечительных мер по госконтрактам, но без разрушения его цивилизованного состояния, а также необходимость комплексного решения банками вопросов финансового и гарантийного обеспечения участия их клиентов в госконтрактах. Главное сейчас - не разрушить, а совершенствовать уже сложившийся легитимный и конкурентный рынок реализации государственных контрактов.

Участники дискуссии предложили, в частности, следующие меры:

1) смягчить требования ЦБ по резервам под гарантии без аванса или с оплатой более 30% цены в конце срока исполнения контракта;
2) дать возможность не требовать обеспечения исполнения контракта для крупных контрактов (от 500 млн. руб.), так как их реализацией занимаются известные крупнейшие корпорации;
3) дать возможность не требовать обеспечения исполнения контракта для закупок таких типов товаров, работ и услуг, при проведении которых заказчик вправе требовать от компании исполнителя наличия различных специальных лицензий и разрешений, получение которых требует от компании существенных затрат, опыта, квалифицированного штата сотрудников и страхования ответственности.
Подводя итоги заседания, Николай Остарков отметил необходимость существенно расширить тему обеспечительных финансовых и гарантийных мер реализации госконтрактов, найти особый, необременительный вариант гарантирования для малого бизнеса, сформулировать четкую и аргументированную позицию Деловой России против отмены гарантийного механизма обеспечения исполнения госконтрактов.

Члены Комитета приняли решения:

- поручить сопредседателю Комитета Владимиру Гамзе сформулировать и согласовать позицию Деловой России по обсуждавшимся вопросам и довести ее до сведения федеральных органов законодательной и исполнительной власти;
- образовать при Комитете рабочую группу под руководством заместителя председателя Комитета Алексея Порошина для ежемесячного обсуждения актуальных вопросов совершенствования гарантийного механизма обеспечения исполнения госконтрактов в свете предстоящих изменений гражданского законодательства.

Приложения:
А.Порошин Финансовые инструменты исполнителей госконтрактов
Я.Елизаров Обеспечение исполнения госконтрактов

Док. 679527
Опублик.: 06.03.15
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``