В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор Александр Гусев: Я хорошо знаю американцев, они никогда не признают тупиковости своего пути, даже осознавая это... Назад
Профессор Александр Гусев: Я хорошо знаю американцев, они никогда не признают тупиковости своего пути, даже осознавая это...
Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/: в ХХ веке мир трижды делился на два противостоящих и противоборствующих лагеря. Результатом этого были три мировые войны: две "горячие", унесшие десятки миллионов жизней, и "холодная", главным итогом которой стало доминирование США в системе международных отношений.
В течение ХХ столетия США из страны в общем-то далекой от центров цивилизации и в целом достаточно изолированной от остального мира, превратилась в мировую державу по масштабам своего влияния и продвижению собственных интересов.
Мир постепенно менялся с англо-саксонского на американский манер, а мировой порядок от биполярности и многополярности постепенно переходил в состояние "американской исключительности".
В ХХ веке США постепенно закрепляют за собой гегемонизм в системе международных отношений и начинают управлять ходом мировых политических процессов, заправляя в мировых делах, прежде всего, с помощью превосходящей военной силы и экономической мощи.
В середине ХХ века произошла фактическая долларизация всей мировой финансовой системы, а к концу века, американцы практически разрушают систему международного права и консолидирующую роль Организации Объединенных Наций, в силу чего нарастает опасность столкновения цивилизаций. Мир в результате гегемонизма США дестабилизируется, а американцы форсируют гонку вооружений на качественно новом уровне.
Что происходит сейчас, в ХХI веке?
Конечной целью внешней политики США является создание готового к сотрудничеству с американцами мирового сообщества в соответствии с долговременными тенденциями и фундаментальными интересами Соединенных Штатов. Для США сейчас жизненно важно сохранить статус-кво единственной сверхдержавы, а также то, чтобы на политической арене не возник равный по силе и мощи соперник - государство или коалиция государств, которые могли бы бросить вызов американцам.
США сейчас полагаются не на демократические принципы, хотя об этом постоянно твердят, а на устаревшие и изжившие себя статуты, на свое уже мнимое лидерство, гипотетическую военную мощь НАТО и на своих ближайших и доказавших свою лояльность союзников, прежде всего, в лице Великобритании, Канады, Австралии и некоторых примкнувшим к ним младо-европейцем типа Польши, Литвы и иже с ними.
Однако политическая элита США во главе с ее президентом Бараком Хусейном Обамой считают, что, играя собственную и особую роль в современном мире, они не должны ставить себя в зависимость от международных конвенций и от соглашений, т.к. они избранны и уникальны по своей природе, возможно полагая, что они представляют собой касту неприкасаемых или высшую расу на Земле.
Откровенно говоря, опрометчиво, так думать, ибо мысли материальны.
Центральным элементом новой внешнеполитической Концепции Вашингтона является имеющаяся у них возможность (они так полагают) упреждающего удара.
Построенная на принципе односторонних действий Концепция, обосновывает превентивное право США на нанесение любого, в том числе и ядерного удара, при этом заявляется, что США готовы применять такую меру в отношении всякого, кто будет сочтен хотя бы потенциально опасным.
Таким образом, впервые со времени окончания холодной войны в Вашингтоне формируется новая глобальная стратегия, как ответ на вопрос, как Америка должна расположить и генерировать свои силы с тем, чтобы создать устойчивый мировой порядок.
Вашингтон создал и новую Военную доктрину, дающую возможность применения Соединенными Штатами ядерного оружия в нарушение всех договоренностей.
Администрация Барака Хусейна Обамы не ограничивается просто пересмотром ряда стратегических принципов, таких как паритет в военной сфере и взаимное сокращение ядерных арсеналов. США уже отвергли Конвенцию по биологическому оружию, отказались ратифицировать Договор о полном запрещении ядерных испытаний, вышли из договора по ПРО, не признали юрисдикции Международного уголовного суда и т.д. и т.п.
Согласно новой внешнеполитической Концепции и Военной доктрине США, американцы должны как можно меньше зависеть даже от союзников и партнеров. Поэтому США сами должны создать такой набор принципов и институтов, способных надолго сберечь статус-кво и отразить любые террористические атаки, остановив действия любых государств и в целом контролировать мировой порядок.
А как же принципы международного права?
А кто собственно о них сейчас вспоминает, когда на кону глобальная по американским лекалам стратегия, основанная на американской уникальности.
По мнению самих американцев, глобальная стратегия покоится на шести постулатах:
1. Фундаментальная приверженность США однополярному миру, в котором у американцев нет равного им конкурента. Соединенные Штаты не позволят никакой другой стране или группе стран, образовавших коалицию приблизиться к их военному и экономическому уровню.
2. США не приемлют никакого сдерживания. Единственный действенный выход - атака, нападение первым. Предупреждающий удар, вот необходимость нового времени. Менее определенная, чем прежде, угроза требует немедленного ответа, иначе будет поздно. Узаконен "удар без сожалений".
3. Понятие суверенности подлежит пересмотру. Священность суверенитета, незыблемость границ и уходят в прошлое. Из-за того, что террористов нельзя "сдержать", США должны быть готовы к удару повсюду, без прежнего уважения к государственным границам. Возникает понятие "ограниченности" суверенитета. Правительства ответственны только за то, что происходит в пределах их государственных границ. Если правительства не могут выполнить этих обязательств, тогда они лишаются преимуществ суверенности. Правительство США получает право на нарушение суверенитета, в частности право на предупреждающий удар в целях самообороны.
4. Многосторонние договоры, соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере и в обеспечении безопасности теряют прежнюю значимость. По мнению руководства США, нужно опираться, прежде всего, на собственное понимание справедливости и лишь потом, если потребуется, на международные трактаты, Международный суд или Конвенции. США достаточно сильны и без договорной поддержки.
5. Союзы и коалиции имеют для США ограниченную ценность. Однако это не означает, что нужно отказаться от НАТО. Америка будет пользоваться союзами в меру собственной необходимости, готовая к выполнению основной миссии собственными силами.
6. Новая внешнеполитическая Концепция и Военная доктрина США не придают особого значения международной стабильности. Миру придется смириться с американской односторонностью. Стабильность отныне не может быть целью сама по себе. Америка не собирается строить некий глобальный стабильный порядок, она намерена уничтожать своих смертельных противников.
Однако, ничто не способно с такой очевидностью ослабить позиции США в мире, как ее демонстративная односторонность и заявленная исключительность.
Лозунги "нового мирового порядка", увеличения зоны демократии и свободного рынка, гуманитарных интервенций не могут рассчитывать на заведомо данную мировую индульгенцию.
Односторонность и исключительность американского внешнеполитического поведения подвергается сомнению и критике еще и потому, что она не является уже ответом на некую угрозу, а проявляется как качество само по себе, т.е. как неукротимое стремление к лидерству.
Убежден, что надежды Вашингтона на создание жесткого монополярного мира уже неосуществимы. У США уже есть серьезные соперники в глобальном плане, это, прежде всего, Китай в экономическом плане и Россия - в военно-политическом, поэтому Америка не в состоянии действовать автономно, особенно, в связи с убывающим влиянием и авторитетом Обамы.
В ближайшей перспективе Вашингтон еще, конечно, будет продолжать оказывать серьезное влияние на ход мирового развития, правда, в значительно меньшей степени, чем прежде.
Сейчас в связи с ситуацией на Украине в американской политической и военной элите возник серьезный "русский синдром" с которым придется считаться и Вашингтону, учитывая, что возможности Пентагона вести крупномасштабную войну в течение ближайшего десятилетия значительно ограничены. Прогнозный анализ также позволяет говорить о том, что ослабеет и лидерство США в глобальной экономике.
Россия и Китай предлагают американцам многополюсность или многополярность системы международных отношений, нацеленную, прежде всего, на сотрудничество в основе которого лежит углубляющаяся взаимозависимость.
Напомню, что еще в середине ХХ века британский премьер-министр Уинстон Черчилль рассуждал об американцах, "всегда можно быть уверенным в том, что США пойдут правильным курсом, особенно после того, как исчерпают все свои возможности".
Свежо предание, но верится с трудом. Я достаточно хорошо знаю американцев, они никогда не признают тупиковости своего пути, даже осознавая это...

Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/ 02.03.2015 года

Док. 679433
Опублик.: 03.03.15
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``