В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком через ОАО `МСП Банк` Назад
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком через ОАО `МСП Банк`
См полную версию в Приложении

Департамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
Sinelnikov_IV@veb.ru
Пороговые значения выручки для субъектов МСП,
млн. рублей
Типы МСП Действующие
значения
Антикризисный
план
Микро- 60 120
Малые 400 800
Средние 1 000 2 000
Источник: Внешэкономбанк
Ставки по долгосрочным кредитам для МСП,
февраль 2015 г., % годовых
Источник: Banki.ru, Сбербанк, Внешэкономбанк
Распределение (% числа респондентов) ставок
по кредитам МСП, декабрь 2014 г.
Источник: МСП Банк
3 ? План первоочередных мероприятий по обеспечению
устойчивого развития экономики и социальной
стабильности в 2015 году предусматривает удвоение
пороговых значений выручки для отнесения
предприятий к категории МСП - ожидается
существенное расширение возможностей для
реализации антикризисного потенциала Программы
Внешэкономбанка
6 ? Банк России понизил ключевую ставку до 15%, однако,
учитывая рост инфляции и девальвационных ожиданий,
баланс рисков в секторе МСП не улучшился в пользу
заемщика, что не приведет к снижению ставок
и повышению доступности кредитов МСП
9 ? Ставки рынка кредитования МСП следуют устойчивой
тенденции дальнейшего роста: номинальный уровень
долгосрочных ставок в ноябре 2014 г. вырос до 13,6%
(+41 б.п. м/м, +127 б.п. YTD), в декабре 2014 г.
отдельные банки предлагали бизнесу кредиты
под 30-40% годовых, однако, основные проблемы
сектора смещаются в сторону сокращения банковского
бизнеса в МСП
11 ? Согласно исследованию МСП Банка более 35%
участников рынка кредитования МСП повысят ставки
на 6-8 п.п. в 2015 году, еще около 18% участников могут
повысить ставки на 12,5 п.п.
12 ? Эксперт РА отмечает, что по итогам I полугодия 2014 г.
портфель МФО увеличился на 18% YTD, микрозаймы
для бизнеса выросли всего на 10% YTD, при этом рост
просроченной задолженности составил 20% YTD,
достигнув доли порядка 15% от совокупного кредитного
портфеля МФО, сформированного по юрлицам
Отдельные показатели инвестиций в основной капитал по типам субъектов МСП, 2011-2013 гг.

Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Данные о результатах Программы финансовой поддержки МСП,
реализуемой Внешэкономбанком через МСП Банк
Задолженность банков-партнеров и организаций
инфраструктуры по Программе
Средневзвешенные ставки для организаций-
партнеров по Программе
Источник: МСП Банк, Внешэкономбанк Источник: МСП Банк, Внешэкономбанк
По итогам 11М 2014 г. показатель объема доведенных средств до субъектов МСП (портфель поддержки)
составлял около 99,8 млрд. рублей. Совокупный оборот средств, предоставленных субъектам МСП с начала
реализации Программы приблизился к 480,0 млрд. рублей.
Средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам МСП, по состоянию
на 1 января 2015 г. остается вблизи 12,7%. Ставки по кредитным продуктам МСП Банка практически не
изменились относительно уровня 2013 г., несмотря на общий стремительный рост ставок кредитного рынка.
Поддержку в рамках Программы получают субъекты МСП в 81 регионе Российской Федерации. Около 1,8 тыс.
субъектов МСП получают поддержку в 171 моногородах (из 313) на сумму 6,7 млрд. рублей.
Количество договоров, заключенных организациями-партнерами с субъектами МСП, на 1 декабря 2014 г.
составило почти 24,0 тыс., а количество субъектов МСП, получивших поддержку по Программе - 18,0 тыс.
За весь период реализации Программы было поддержано 50,0 тыс. предприятий и предпринимателей.
Распределение объемов Программы по срочности
кредитов, предоставленных МСП
Распределение объемов Программы по отраслевой
принадлежности субъектов МСП

Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком через ОАО "МСП Банк"
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году предусматривает удвоение пороговых значений выручки для отнесения предприятий к категории МСП - ожидается существенное расширение возможностей для реализации антикризисного потенциала Программы Внешэкономбанка
В.В. Путин "Добиться социальной стабильности можно только в том случае, если будут сохранены приемлемые параметры в экономике - прежде всего, это связано с бюджетом, инфляцией, с уровнем внешнего долга, с сохранением резервов и так далее. Это все то, чем мы по
праву гордились за последние годы, и это называется макроэкономической стабильностью."

Антикризисный план, принятый Правительством Российской Федерации
27 января 2015 г., содержит 11 пунктов, направленных на усиление
государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Большинство
указанных пунктов носят нефинансовый характер и имеют своей целью
улучшить институциональные условия. Следовательно, эффективность
реализации нефинансовых инициатив, предложенных профильным
департаментом Минэкономразвития России, зависит от успешности
проведения институциональных преобразований экономики в целом и
может быть оценена лишь в долгосрочной перспективе.
Однако в Плане содержится критически важное и давно ожидаемое
бизнесом положение, предусматривающее увеличение в 2 раза
предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для
отнесения хозяйствующих субъектов к категории МСП. Фактически
средними предприятиями будут признаваться юридические лица с
годовым оборотом до 2 млрд. рублей, что, безусловно, положительно
скажется на динамике инвестиций, финансируемых по Программе
финансовой поддержки МСП.
Несмотря на тот факт, что Антикризисный план не содержит положений,
непосредственно относящихся к Программе Внешэкономбанка
(в отличие от антикризисных планов 2008-2010 гг.), пункт об увеличении
пороговых значений выручки позволит существенно повысить
антикризисный потенциал Программы, в том числе, благодаря наличию
высокого банковского мультипликатора, которым больше не обладает ни
один государственный институт развития или государственная
программа.
Опыт ведущих западных институтов развития свидетельствует о том,
что социально-экономическая эффективность поддержки МСП в
развитых странах практически на 100% определяется деятельностью
банковских институтов, имеющих высокий кредитный мультипликатор
при использовании льготных ресурсов.
В Плане предусмотрены ассигнования на расширение мер поддержки
малых инновационных предприятий (через Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере) в объеме
до 5 млрд. рублей. Указанные средства носят "нерыночный" и

Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк" невозвратный характер и будут предоставлены в форме грантов,
субсидий, что затрудняет объективную оценку эффективности их
использования.
Напомним, что федеральным бюджетом на 2015 г. предусмотрены
ассигнования в объеме около 21 млрд. рублей для целей
финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего
предпринимательства" в рамках государственной программы
"Экономическое развитие и инновационная экономика". Львиная доля
указанных средств (более 19 млрд. рублей) также будет использовано
на "нерыночной" основе и предоставлено в форме субсидий.
Антикризисным планом предусмотрено создание условий для
использования ключевой ставки (а не ставки рефинансирования, как это
было ранее) в качестве базового индикатора при расчете параметров
субсидирования, что должно повысить эффективность реализации
подпрограммы Минэкономразвития России.
Сводная таблица мер поддержки МСП, предусмотренных в антикризисных планах Правительства в 2009-2015 гг.
N Направления поддержки МСП План 2009 г. План 2010 г. План 2015 г.
1 Предоставление ресурсов
ФНБ на развитие Программы
Внешэкономбанка
Выделено 30 млрд.
рублей средств ФНБ
Понижение ставки по
выделенным
Внешэкономбанку
ресурсам ФНБ
Предоставление целевых
средств ФНБ Планом прямо
не предусмотрено
2 Программа субсидирования
процентных ставок,
закрепленная за
Минэкономразвития России
(федеральный бюджет)
3,85 млрд. рублей 10,5 млрд. рублей 21,0 млрд. рублей
3 Гранты и субсидии на
инноваций, создаваемые
субъектами МСП (через
специальный фонд)
- 3,4 млрд. рублей 5,0 млрд. рублей
4 Налоговое регулирование
МСП
? расширение перечня
видов деятельности и
увеличение порога по
"упрощенке" до 60 млн.
рублей;
? расширение
патентной системы;
? исключение
обязанности
использования ККМ для
плательщиков ЕНВД;
Аналогично плану
2009 г.
? регионам предоставлено
право снижать ставки по
"упрощенке" с 6% до 1%
? 2-летние налоговые
каникулы для ИП в сфере
производственных и бытовых
услуг;
? возможность снижения
регионами годового дохода
для ИП в 2 раза
? право регионов снижать
ставки по ЕНВД в 2 раза
? расширение патентной
системы налогообложения
5 Доступ МСП к госзакупкам ? принятие ФЗ,
установление
административной
ответственности за
отказ размещать заказы
у МСП
? расширение возможностей
доступа МСП к госзаказу -
принятие ФЗ до 12 марта
2015 г.
Источник: ВнешэкономбанкДепартамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
5
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Э.С. Набиуллина,
Председатель Банка России
"Снижение ставки на 2
процентных пункта дает
возможность запустить
кредитование реального сектора,
что является одной из задач
антикризисного плана"
Источник: РИА Новости
В целом, Антикризисный план 2015 г. в части поддержки МСП
существенно отличается от аналогичных документов, которые принимало
Правительство Российской Федерации в 2008-2010 гг., прежде всего
отсутствием целевого финансирования и специальных мер, направленных
на развитие кредитования МСП. Основной упор в Плане сделан на
изменение налогового регулирования бизнеса.
Напомним, что в 2009 г. для реализации Программы Внешэкономбанка
были предоставлены средства ФНБ в объеме 30 млрд. рублей на
возвратной основе на 8 лет. Несмотря на опасения Минфина России,
средства ФНБ были не только сохранены, но и приумножены.
Выделенные ресурсы способствовали появлению долгосрочных кредитов
субъектам МСП в рамках Программы, а также позволили удвоить объемы
поддержки бизнеса в течение кризисных лет. По состоянию на
сегодняшний день указанные средства ФНБ были пролонгированы
Внешэкономбанку до 2027 г.
По состоянию на сегодняшний день Программа Внешэкономбанка
продолжает оставаться единственным доступным государственным
источником кредитной поддержки МСП. Антикризисный потенциал
Программы Внешэкономбанка позволит предотвратить тотальный спад в
секторе даже в текущих условиях.
Отдельные показатели инвестиций в основной капитал по типам субъектов МСП, 2011-2013 гг.
Источник: Росстат, расчеты Внешэкономбанка
Объем бюджетных ассигнований на программу поддержки
МСП, закрепленную за Минэкономразвития России,
2009-2014 гг.
Динамика ссудной задолженности организаций-партнеров
по Программе Внешэкономбанка, 2010-2014 гг.

Банк России понизил ключевую ставку до 15%, однако, учитывая рост инфляции и девальвационных
ожиданий, баланс рисков в секторе МСП не улучшился в пользу заемщика, что не приведет к снижению
ставок и повышению доступности кредитов МСП
А.В. Улюкаев,
Министр экономического
развития Российской Федерации
"Я считаю совершенно
оправданным и целесообразным
вчерашнее решение Банка России
по изменению ключевой ставки, а
также инструментов
рефинансирования Банка России"
Источник: pravda.ru
Комментарий
30 января 2015 г. Совет директоров Банка России понизил ключевую
ставку на 200 б.п. до 15%. Принятое решение оказалось полной
неожиданностью для участников финансовых рынков, учитывая, что в
экономике сохраняется высокое инфляционное давление, а риски
дальнейшей девальвации рубля не ослабевают.
Многие экономисты связывают смягчение денежно-кредитной политики с
введением в Совет директоров Д.В. Тулина и возможным отказом от
инфляционного таргетирования.
В своем пресс-релизе Банк России отмечает, что в экономике изменился
баланс рисков инфляции и экономического роста при одновременной
стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в
какой рассчитывал Банк России. При этом следует отметить, что после
публикации решения по процентной ставке рубль ослабел до 71 руб/USD.
Однако 2 февраля 2015 г. часть позиций была отыграна за счет
укрепившейся нефти.
Влияние на банковский сектор
Принятое решение теоретически должно положительно сказаться на
снижении доходностей публичного долга российских кредитных
организаций. Однако долговой рынок "прохладно" воспринял снижение
ставки: доходности упали в среднем на 30-50 б.п. в среднем и дальнем
сегментах процентной кривой, что свидетельствует об ухудшении
проводимости процентного канала трансмиссионного механизма денежно-
кредитной политики.
На наш взгляд, основная причина заключается в усилении обратных
связей в экономике, которые искажают сигналы, посылаемые регулятором
системе, вопреки существенному росту зависимости банков от ЦБ РФ
(за декабрь 2014 г. доля средств Банка России в пассивах кредитных
организаций выросла на 2,5 п.п. до 12%, с начала 2014 г. рост составил
4,3 п.п.).
Процентные ставки денежного рынка, 2014-2015 гг. Динамика норматива достаточности капитала в целом по
банковской системе, 2012-2014 гг.

Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Э.С. Набиуллина,
Председатель Банка России
"Определение среднесрочной цели
на относительно низком по
российским меркам уровне не
означает, что мы будем
стремиться снизить инфляцию
любой ценой. Мы будем принимать
решение исходя из баланса
инфляционных рисков и рисков
экономического роста"
Источник: vestifinance.ru
В целом нет оснований утверждать, что снижение ставки однозначно
положительно скажется на достаточности капитала банковского сектора.
Если баланс рисков не изменится в пользу реального сектора
(что маловероятно в среднесрочной перспективе), а девальвационные
ожидания не снизятся, то соотношение банковского капитала и активов,
взвешенных по риску, не улучшится.
Планируемая докапитализация банков через АСВ в объеме до 1 трлн.
рублей может выступить структурным фактором улучшения
достаточности капитала, однако, по прошествии первого года тенденция
снижения Н1 вновь возобладает.
По расчетам агентства Moody`s совокупные чистые убытки банков
в 2015 г. составят 1 трлн рублей по сравнению с совокупной чистой
прибылью по итогам 2014 г. в 600 млрд рублей. И это при условии, если
ключевая ставка останется на уровне 15%, а проблемные кредиты
продолжат рост в рамках текущей тенденции.
Влияние на реальный сектор
По итогам января 2015 г. инфляция достигла 16-летнего максимума в
разрезе месячных приростов потребительских цен (3,9% м/м), годовой
уровень инфляции (февраль 2015 г. к февралю 2014 г.) достиг 15% г/г.
В терминах реальных процентных ставок можно сказать, что Банк России
проводит своего рода "ZIRRP"-политику, направленную на сдерживание
монетарных факторов инфляции.
Однако учитывая годовое значение базовой инфляции (14,7% г/г в
январе 2015 г. против 11,2% г/г по итогам 2014 г.), можно заключить, что
именно монетарные факторы (через канал валютного рынка) выступили
основным источником "разгона" цен и усиления инфляционных
ожиданий. Банк России при этом отмечает, что годовые темпы прироста
денежной массы значительно снизились, и это создаст предпосылки для
формирования устойчивого среднесрочного тренда к снижению
инфляции.
Макроэкономические риски также усиливаются. По предварительной
оценке Росстата ВВП в 2014 г. замедлился до 0,6% г/г. В течение всего
2014 г. экономическая динамика была понижательной: 0,9% в I квартале
2014 г., 0,8% г/г во II квартале 2014 г. и 0,7% г/г в III квартале 2014 г.
Дефлятор ВВП в 2014 г. вырос на 1,4 процентных пункта относительно
2013 г. до 106,6%.
Инфляция и производные показатели, 2014-2015 гг. Инфляция на "подсанкционные товары", 2014-2015 гг.

Итоги 2014 г. свидетельствуют о том, что отдельные отрасли
промышленности все же извлекли выгоду из девальвации рубля. Так,
индекс промышленного производства за 2014 г. составил 1,7% г/г против
0,4% г/г в 2013 г. Грузооборот транспорта сократился на 0,1% г/г (в 2013 г.
был прирост на 0,6% г/г), хотя железнодорожные перевозки выросли на
4,6% г/г (в 2013 г. - падение на 1,2% г/г). Данную динамику нельзя
назвать успешной в силу весьма скромных темпов прироста, а эффект
импортозамещения еще не проявился в той степени, чтобы дать ему
положительную оценку.
Инвестиции в основной капитал сократились на 2,5% г/г (в 2013 г. - минус
0,2% г/г), что вполне логично на фоне текущей ситуации и, может быть,
даже лучше ожиданий большинства экономистов и аналитиков.
Достаточно пессимистичные результаты показала розничная торговля -
ее прирост в 2014 г. составил 2,5% (против 3,9% в 2013 г.), а реальные
располагаемые доходы упали на 0,1% г/г (в 2013 г. рост на 4,0% г/г)
- заложен устойчивый тренд сжатия совокупного потребления,
что серьезно ухудшает перспективы розничного банковского бизнеса.
Влияние на сектор МСП
Банковское кредитование МСП за 11М 2014 г. сократилось на 0,06% г/г,
что вполне соответствует нашим прогнозам и ожиданиям. Сократился не
только кредитный портфель по МСП, но и объем выданных кредитов
МСП в течение 2014 г. (на 3,9% г/г за 11М 2014 г.).
Данная тенденция сформировалась еще до начала цикла ужесточения
денежно-кредитной политики и обусловлена, как повышением рисков
кредитования МСП, так и снижением инвестиционной привлекательности
проектов, обусловленным совокупностью давно действующих
(и неразрешенных) структурных и институциональных ограничений
в экономике.
В этих условиях понижение ключевой ставки Банком России, на наш
взгляд, носит нейтральный характер и не сможет поспособствовать
повышению доступности заемных ресурсов для МСП. При сохранении
текущих макроэкономических условий (в т.ч. жесткой денежно-кредитной
политики на базе таргетирования инфляции) мы прогнозируем снижение
кредитования МСП в 2015 г. на 10-12% г/г.
Динамика банковского кредитного портфеля МСП, %, г/г,
2014 г.
Динамика предоставленных кредитов МСП в течение 2014 г.

Темпы прироста выдач МСП (пр.шк.), %, г/гДепартамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
9
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Ставки рынка кредитования МСП следуют устойчивой тенденции дальнейшего роста:
номинальный уровень долгосрочных ставок в ноябре 2014 г. вырос до 13,6% (+41 б.п. м/м,
+127 б.п. YTD), в декабре 2014 г. отдельные банки предлагали бизнесу кредиты под 30-40%
годовых, однако, основные проблемы сектора смещаются в сторону сокращения банковского
бизнеса в МСП
Ставки рынка кредитования МСП следуют устойчивой тенденции роста.
В ноябре 2014 г. подорожала вся продуктовая банковская линейка. При
этом наибольший рост продемонстрировали процентные ставки
по краткосрочным займам на срок до 30 дней, включая операции
"до востребования" (+69 б.п. до 13,51% годовых). Долгосрочные ставки
(свыше 3 лет) за ноябрь выросли на 41 б.п. до 13,61% годовых.
Напоминаем, что указанный уровень ставок является номинальным и не
включает многочисленные комиссии и доначисления.
Декабрьское ужесточение денежно-кредитной политики "отрезало"
доступ к заемным ресурсам для МСП. Те немногие коммерческие банки,
которые не прекратили кредитование бизнеса, повысили ставки для МСП
до 30-40% годовых. Большинство же коммерческих банков, в том числе
крупнейших и системообразующих, формально оставили в своей
продуктовой линейке кредитные продукты для бизнеса, но реального
финансирования МСП не предоставляли.
По информации портала "Banki.ru", в феврале 2015 г. многие банки
предлагают кредиты по ставкам от 12% до 13% годовых. Однако следует
понимать, что все эти продукты используют исключительно ресурсы
Программы Внешэкономбанка, реализуемой ОАО "МСП Банк" через
партнерскую сеть. Стоимость кредитов МСП за счет иных источников
начинается от 18% годовых (в ряде случаев указывается 16%, но это
только для первоклассных заемщиков и без учета обязательных
платежей и комиссий).
Сопоставление статистики процентных ставок и объемов кредитования
МСП все же свидетельствует о том, что в понимании банков, на фоне
усилившихся рисков рецессии инвестиционные проекты МСП выглядят
сейчас наиболее рискованными относительно других секторов. Учитывая
текущие макроэкономические тенденции, мы полагаем, что повышения
доступности кредитования для МСП в 2015 г. не произойдет, а объемы
банковского бизнеса в этом секторе будут сокращаться.
Процентные кривые по кредитам МСП, 2014 г. Ставки по кредитам МСП на срок свыше 3 лет, 2014 г.

- спреды сжались
- спреды расширились
Изменение спредов ноябрь 2014 г. к январю 2014 г., б.п.
Источник: Банк России, ВнешэкономбанкДепартамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
11
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Согласно исследованию МСП Банка более 35% участников рынка кредитования МСП повысят
ставки на 6-8 п.п. в 2015 году, еще около 18% участников могут повысить ставки на 12,5 п.п.
Комментарий
По данным опроса, проведенного МСП Банком, подавляющее число
банкиров негативно оценивают влияние дальнейшего роста ставок по
кредитам и усиления финансовых требований к заемщикам.
Практически все участники опроса полагают, что дальнейшее повышение
кредитных ставок и ужесточение финансовых требований окажет крайне
негативное влияние на интерес добросовестных заемщиков к кредитным
ресурсам. Уже сейчас запросы на инвестиционное кредитование свелись,
практически, к нулю, в то время как основная доля спроса приходится на
овердрафты и закрытие кассовых разрывов.
В условиях увеличенных кредитных ставок и повышенных требований к
кредитованию МСП большинство банков будут вынуждены искать новые
пути для привлечения заемщиков, в том числе через индивидуальный
подход к предпринимателям".
Согласно данным опроса, к концу 2014 г. повышение ставок и кредитных
требований к заемщикам приняло масштабный характер. Большинство
участников исследования (76,5%) отметили, что они повысили ставку для
субъектов МСП в среднем на 8 п.п. Максимальное повышение ставки
составило 12 п.п., минимальное - 3 п.п. Из общего числа респондентов (в
том числе и тех, кто уже повысил ставку) 24% планируют увеличить ставку
в 2015 году, 33% не намерены ее повышать, а 43% участников опроса
затруднились оценить вероятность повышения ставки.
Помимо ценовых условий кредитования банки также ужесточили
требования к обеспечению (56%) и финансовому положению заемщиков
(44%). Ограничили сроки кредитования 11% респондентов, 6% указали на
сокращение среднего размера займа.
Большинство участников опроса отметили, что их банки перестали
выдавать МСП беззалоговые кредиты, микрокредиты и экспресс-кредиты.
С полной версией отчета можно ознакомиться на сайте МСП Банка:
http://www.mspbank.ru/files/izmenenija_uslovy_kreditovanija.pdf
Распределение (% числа респондентов) процентных ставок
по кредитам МСП, декабрь 2014 г.
Источник: МСП Банк
12%
18%
58%
12%
13-15%
15,1-18%
18,1-25%
>25%Департамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
12
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Эксперт РА отмечает, что по итогам I полугодия 2014 г. портфель МФО увеличился
на 18% YTD, микрозаймы для бизнеса выросли всего на 10% YTD, при этом рост просроченной
задолженности составил 20% YTD, достигнув доли порядка 15% от совокупного кредитного
портфеля МФО, сформированного по юрлицам
Комментарий
"Эксперт РА" опубликовал итоги наблюдения за рынком
микрофинансирования. По итогам I полугодия 2014 г. портфель
микрозаймов МФО показал темп прироста в 18% YTD и в абсолютном
размере достиг 46 млрд руб. При этом двузначные темпы прироста рынка
были обеспечены за счет эффекта низкой базы и той незначительной
доли, которую занимает микрофинансирование на финансовом рынке.
Опережающими темпами росли микрозаймы для физлиц (+25 YTD)
и "до зарплаты" (+18% г/г). Сегмент МСП серьезно отстал (+10% г/г). По
мнению Эксперт РА, невысокая динамика портфеля бизнес-займов
обусловлена задержкой в распределении бюджетных средств
в региональные и муниципальные фонды (поступили в конце I полугодия
2014 г.).
По итогам первой половины 2014 г. доля просроченной задолженности
по микрозаймам (свыше 30 дней) в общем объеме портфеля частных
компаний увеличилась на 5 п.п., достигнув порядка 30%. При этом
наиболее быстрыми темпами ухудшалось обслуживание долга у физлиц,
что больше всего отразилось на сегменте потребительских микрозаймов.
В портфеле микрозаймов бизнесу просроченная задолженность выросла
приблизительно на 20%, достигнув доли порядка 15% от их портфеля.
В результате ухудшения качества портфеля микрозаймов у многих МФО
увеличились расходы как на оценку платежеспособности заемщиков, так
и на оптимизацию процессов по взысканию проблемной задолженности.
Кроме того анонсированное регулятором еще в 2013 г. возможное
введение обязательного резервирования по проблемным займам
заставило МФО ужесточить свои кредитные политики, к чему их
подтолкнуло и ухудшение экономической ситуации в стране.
Структура кредитного портфеля МФО, 2014 г. Динамика кредитного портфеля МФО, 2012-2014 гг.

Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Дата Событие Примечание
11 февраля Правительственная комиссия по вопросам конкуренции
и развития малого и среднего предпринимательства
Правительство РФ
11-12 февраля IV Российский инвестиционно-строительный форум ТПП РФ
12-13 февраля Ежегодная встреча представителей кредитных организаций
с руководством Банка России
Банк России
16-17 февраля Справка Росстата о промышленном производстве
в январе 2015 г.
Росстат
16-21 февраля VII Уральский форум "Информационная безопасность
банков"
Башкортостан
17 февраля Российско-Хорватский экономический форум и презентация
инвестиционного потенциала Хорватии
ТПП РФ
19 февраля Заседание Комитета Ассоциации "Россия" по
синдицированному кредитованию
Москва
24-28 февраля Ежегодная традиционная международная Конференция на
тему: "Экономика России в мировой системе координат в
условиях нынешней геополитической ситуации"
Тель-Авив
25-26 февраля Форум "Банки и страховщики" Москва
26 февраля Международный форум "ИТ-индустрия Евразийского
экономического союза. Terra incognita - перспективы
сотрудничества с Латинской Америкой и Южной Африкой"
ТПП РФ
26-27 февраля Справка Росстата о деловой активности организаций Росстат
26-28 февраля XXII Красноярский экономический форум "Россия и страны
АТР: от политики интеграции к проектам развития"
Красноярск
4 марта Семинар АРБ на тему: "Защита интересов банка в условиях
массового банкротства. Изменения в законодательстве и
последняя арбитражная практика"
АРБ
13 марта Заседание Совета директоров Банка России по вопросам
денежно-кредитной политики
Банк России
15 марта Четырнадцатая сессия Российского экономического и
финансового форума в Швейцарии
Женева
19-20 марта X Национальный форум по совершенствованию бизнес-
процессов "Внутренние коммуникации для бизнеса 2015"
Москва
20 марта XVII Всероссийская банковская конференция Москва
25 марта III Евроазиатская конференция "Логистика в международной
торгово-промышленной кооперации"
ТПП РФ
7 апреля XXVI Съезд Ассоциации российских банков АРБ
29 апреля XIII ежегодная международная конференция по ПОД/ФТ Москва
Главные
новости
главные
Программа Внешэкономбанка Аналитика
рынка МСП
Статистическое
приложение
Календарь
событий КонтактыДепартамент поддержки малого и среднего предпринимательства +7 (495) 229-5940
15
Программа поддержки МСП, реализуемая Внешэкономбанком
через ОАО "МСП Банк"
Информационно-аналитический бюллетень Внешэкономбанка по вопросам
малого и среднего предпринимательства
"НАВИГАТОР РОССИЙСКОГО МСП"
Директор Департамента поддержки
малого и среднего предпринимательства
Внешэкономбанка
Алексей Эскиндаров, к.э.н.
Тел.: +7 (495) 229 5940
eskindarov_am@veb.ru
Заместитель начальника
Управления государственных программ
Иван Синельников, к.э.н.
Тел.: +7 (495) 721 9807
sinelnikov_iv@veb.ru
Наши партнеры:
Министерство экономического развития Российской
Федерации
www.economy.gov.ru / presscenter@economy.gov.ru
Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации
minpromtorg.gov.ru / essa@minprom.gov.ru
Ассоциация российских банков
www.arb.ru / arb@arb.ru
Ассоциация региональных банков
www.asros.ru / asros@asros.ru
Деловая Россия
www.deloros.ru / info@deloros.ru
ОПОРА РОССИИ
www.opora.ru/ id@opora.ru
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса:
www.siora.ru / remencova@siora.ru
Российская ассоциация венчурного инвестирования
www.rvca.ru / rvca@rvca.ru
ОАО "РВК"
www.rusventure.ru / abuse@rusventure.ru.
ОАО "РОСНАНО"
www.rusnano.com / press@rusnano.com
Сколково
www.skolkovo.ru / info@skolkovo.ru
Для включения в список рассылки просьба направлять ваши запросы с указанием Ф.И.О., должности, организации и
контактных данных по электронной почте: sinelnikov_iv@veb.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
"БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)"
Пр-т Академика Сахарова, д.9, Москва, 107996, Россия
Тел.: +7 (495) 721 1863
Факс: +7 (495) 721 9291
E-mail: info@veb.ru www.veb.ru
Пресс-служба Внешэкономбанка
Тел.: +7 (495) 608-46-93
E-mail: press@veb.ru
Данный отчет подготовлен сотрудниками Внешэкономбанка на основе публичных источников, заслуживающих, на наш взгляд, доверия, однако проверка
представленных в этих источниках данных нами не проводилась. За исключением информации, касающейся непосредственно Внешэкономбанка,
последний не несет ответственности за точность и полноту информации, содержащейся в отчете. Представленные в отчете мнения и суждения отражают
только личную точку зрения сотрудников относительно описываемых событий и анализируемых ситуаций. Они не обязательно отражают мнение
Внешэкономбанка и могут изменяться без предупреждения, в том числе в связи с появлением новых корпоративных и рыночных данных. Внешэкономбанк
не обязан обновлять, изменять или дополнять данный отчет или уведомлять кого-либо об этом. Авторы не берут на себя ответственность за действия,
предпринятые на основе изложенной в этом отчете информации. Информация, содержащаяся в данном отчете или приложениях к нему, не является
предложением об оказании услуг, не может рассматриваться как оферта, приглашение делать коммерческие предложения или реклама, если иное прямо
не указано в настоящем отчете или приложениях к нему.

Док. 679282
Опублик.: 25.02.15
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``