12 декабря 2013 года Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. Стоит напомнить, что год написания Конституции явился переломным в истории Российского государства. Страна была на грани гражданской войны. Над созданием окончательного текста Конституции трудились около 20-и человек, которые были делегированы из пяти палат, участвовавших в Конституционном совещании. И одним из этих 20-ти был Марк Вениаминович Масарский, который на тот момент являлся президентом Международной ассоциации руководителей предприятий и был включен как представитель товаропроизводителей в рабочую группу, которая занималась окончательной редактурой текста Конституции РФ.
Марк Вениаминович родился в деревне Марьинское Боровичского района. В 1965 году закончил философский факультет МГУ им. Ломоносова.
Преподавал философию, социологию и теорию управления в вузах Таганрога и Хабаровска; в период 1977-1982 гг. был корреспондентом журнала "Молодой коммунист"; с 1982 по 1987 гг. работал в золотодобывающей артели "Печора", занимал должность начальника отдела кадров; с 1987 г. - председатель промышленно-строительного кооператива "Волхов", затем президент акционерного общества "Волхов"; в 1990 г. был одним из инициаторов создания Московской товарной биржи (МТБ), являлся членом биржевого совета МТБ; в дальнейшем возглавил в должности президента компанию "Российское золото", стал председателем комиссии при Министерстве промышленности РФ по увеличению золотого запаса России;
Сейчас является членом Совета по внешней и оборонной политике (СВОП).
И нам удалось взять интервью у Марка Вениаминовича Масарского, который сейчас проживает в селе Опеченский Посад.
- Марк Вениаминович, расскажите об истории создания Конституции. Какую роль в этом процессе принимали вы лично?
- В начале лета 1992 года президент Ельцин издал указ о собрании Конституционного совещания в составе 600-а человек, которые представляли пять палат. В одну из этих палат - палату товаропроизводителей - я был делегирован от Международной ассоциации руководителей предприятий, президентом которой на тот момент являлся. Мы работали в этом составе до июля того же года. Затем подписали итоговый документ - проект Конституции, но Верховный Совет его не принял.
После этого уже в 1993 году была создана совещательная комиссия, которая называлась "Рабочая группа" в составе 20-ти человек, в которую входили представители всех палат, в том числе и я как представитель рабочей группы от палаты товаропроизводителей. В составе этой группы мы занимались переформулированием и редактурой Конституции вплоть до запятых.
12 декабря 1993 года официально опубликованный, широко растиражированный и обильно откомментированный в СМИ текст был одобрен всенародным референдумом. Общественный договор получил высший юридический статус Основного закона Российского государства. Легкими касаниями опросных бюллетеней десятки миллионов граждан обрушили многовековую социально-политическую конструкцию. И - одновременно - создали правовой каркас новой социальности и государственности. Пятисотлетняя история конституционных идей и учреждений в России триумфально завершилась. В гуманистически приоритетном порядке выстроились личные и государственные интересы. Обществу был предъявлен готовый результат долгого и сложного конституционного процесса.
Осуществим простой умозрительный эксперимент. Мысленно очертим круг своего непосредственного общения и внутри него попытаемся спрогнозировать результат самодеятельного "интерактивного опроса". Какую роль в повседневной жизни опрашиваемого играла и играет Конституция РФ? Боролся ли он за ее принятие? Обсуждал ли ее идеи "на кухне"? Большинство, скорее всего, затруднится с ответом. Но если процесс массово не пережит, его результат окажется общественно неосознанным. Он останется чисто государственным мероприятием, делом истэблишмента, немногим больше "конституционных затеек верховников" 1730 года в восприятии провинциального дворянства.
- Все ли, кто работал над Конституцией, были единогласны в принятии решений?
- Конечно, некоторые сомневались в окончательности текста Основного Закона страны. Поясню: у нас церковь отделена от государства, каждый имеет право на свою религию, но не всем, кто участвовал в работе над текстом, это понравилось, некоторые хотели, чтобы Россия была православным государством. А что тогда делать с мусульманами, иудеями, католиками, протестантами, которые живут в нашей стране?
- И какими принципами и идеями вы руководствовались при создании текста Конституции?
- Мы искали баланс между различными взглядами, и он получился противоречивым, но только внутренняя противоречивость позволяет Конституции РФ вот уже в течение 20-и лет быть основой стабильности. Работая над Конституцией, мы заботились только о единстве страны, а не о единстве какой-то отдельной партии или идеи. Мы старались уйти от идеологической монополии и это поддерживали все - не должно быть одной партии. Страна была расколота, и каждый желал присутствовать на политической арене. Когда нас всех в Кремле собрал президент, мы вынуждены были сотрудничать с КПРФ, хотя я не разделял взгляды этой партии.
В СССР на первом месте было государство, на втором - общество, на последнем - личность, а в Конституции, которую мы создавали, на первом - личность, на втором - общество, на третьем - государство. Причина в том, что государство всегда настолько сильно, что его необходимо было уравновесить правами человека.
Конституцию нельзя менять, даже если ты видишь в ней недочеты, ведь они присутствуют и в самом обществе. Управление, скажем так, "снизу" - это лучшая школа гражданства. И сегодня созрела реформа политической системы, для которой Конституция даёт прекрасную возможность, ведь основной закон РФ сделан "на вырост". То есть, до Конституции Российской Федерации ещё нужно дорасти.
- Видите ли вы нужду воспитывать в народе уважение к Конституции или хотя бы пропагандировать знание её текста?
- Конституция может быть карманным справочником по правовому поведению и наша задача сейчас - чтобы она как Священное Писание стала предметом общественных переживаний.
- Почему человек, чьи права защищает Конституция, общаясь с властью, часто становится в позицию униженного и робкого просителя? Хотя по Конституции гражданин является нанимателем власти, которая должна держать перед ним отчёт?
- Это происходит по инерции. Помимо права существует правосознание - это переживание права, это та степень усвоения права, которая доступна человеку, ведь многие не знают своих прав. У нас чиновник традиционно ведёт себя, как будто никакой Конституции не существует. А на самом-то деле это он нанят народом и на него работает, а народ в свою очередь платит ему налоги.
Как говорит Путин, наша традиция - это закононепослушание. К тому же многие наши чиновники сплотились в такую сокрытую надменную касту, которая рассматривает государственную службу, как своего рода бизнес. Путин говорит, что коррупцию создаёт не только чиновник, но и граждане тоже, в коррупционном акте участвуют те, кто берут и те, кто дают. Чиновник - это само государство, поэтому его постоянно надо строжить, конституция чиновникам не нравится.
- Получается, Конституция практически идеальна, но не идеальны мы сами?
- Действующая Конституция РФ, в самом деле, неадекватна. В современной России реализуется западноевропейский стандарт демократии устаревшего образца первой половины ХХ века: диктатура большинства в принятии законов и диктатура аппаратного меньшинства при их проведении в жизнь. Этот, уже исчерпанный передовыми европейскими странами, стандарт пассивной демократии явно отстает от правовых возможностей Конституции РФ. Он не соответствует и требованиям развития страны в ХХI веке. Назрела цивилизационная потребность в создании нового политического механизма. Но пока эта потребность не осознана большинством российского политического класса, не овладела массами. Поэтому не может превратиться в материальную силу. "Идея неизменно посрамляет себя, когда она отделяется от интереса" (К. Маркс).
Основной закон даже прямого действия не может в одночасье изменить исторически сложившуюся природу российской власти, устойчивы ее традиции. Но вектор изменений, как уже отмечалось, задан императивно: от доминирования - к контролю, от безотчетного правления - к ответственному управлению, от власти правящей - к власти служащей.
Демократические республики исторически формировались там и тогда, где и когда инновационные группы населения составляли критическую массу. Демократия участия - основа современной европейской государственности.
Властная вертикаль современного российского государства восстанавливается без участия граждан: не земским, а бюрократическим образом. Исторически сложившаяся административная статика государственного управления консервирует те его начала, которые Конституция РФ полностью отрицает.
Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на новые обильные всходы "крапивного семени", щедро питаемые бюджетной почвой. Этот самовоспроизводящийся непроизводительный класс самодостаточен. Что же удивляться тому, что конституционно предписанная и давно заявленная административная реформа буксует, едва двинувшись. Бюрократические колеса, конечно, крутятся. Но это не доказывает, что мы едем.