В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Деловая Россия: Протокол совещания по проработке предложений по стабилизации финансового состояния корпоративных заемщиков и мерам поддержки банковского финансирования несырьевого сектора экономики Назад
Деловая Россия: Протокол совещания по проработке предложений по стабилизации финансового состояния корпоративных заемщиков и мерам поддержки банковского финансирования несырьевого сектора экономики
Протокол совещания по проработке предложений по стабилизации финансового состояния корпоративных заемщиков и мерам поддержки банковского финансирования несырьевого сектора экономики от 24 декабря 2014 г.

Присутствовали:
Председатель     Центрального банка Российской Федерации
    -    Э.С. Набиуллина
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
    -    Б.Ю.Титов

Руководитель Аналитического центра "Деловой России", исполнительный директор ЦОП "Новая индустриализация"
    -    А.О. Алехнович

Сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
    -    А.В. Данилов-Данильян
Председатель НП "Национальный совет финансового рынка"
    -    А.В. Емелин
Омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере регулирования производства и оборота подакцизных товаров; заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ
    -    В.Ф. Звагельский
Председатель комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
    -    А.Е. Карпов
Начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России
    -    М.В. Мамута
Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
    -    О.Г. Солнцев
Руководитель Секретариата Председателя Банка России
    -    А.М. Талыбов
Заместитель Председателя Банка России
    -    В.В. Чистюхин
Первый заместитель Председателя Банка России
    -    К.В. Юдаева



I.    Об уравнивании ставки рефинансирования с ключевой процентной ставкой Банка России в целях минимизации негативных налоговых последствий, возникших вследствие повышения ключевой ставки и ставок банковских кредитов
_______________________________________________________________

1.    Банк России поддерживает предложение, но указывает на необходимость его проработки с Минфином России, а также на необходимость проведения инвентаризации нормативных актов (штрафы, субсидирование и пр.), регулирующих применение ставки рефинансирования в целях налогообложения, предоставления мер государственной поддержки и др.
2.    Банк России отмечает, что возможно "точечное решение" проблемы по той же схеме, что и по депозитам физических лиц и, в целом, поддерживает решение об отказе от привязки к ставке рефинансирования при учете расходов в целях налогообложения.


II.    О мерах, способствующих прекращению процесса пересмотра коммерческими банками кредитных ставок по ранее выданным кредитам
_______________________________________________________________

1.    Банк России указывает на невозможность выдачи коммерческим банкам инструкций, рекомендующих не предпринимать действий по увеличению процентной ставки по ранее выданным кредитам.
2.    Банк России обращает внимание на то, что в настоящее время действуют специальные ставки по специализированным инструментам рефинансирования:
1)    по кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам, предоставленным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также кредитам, обеспеченным залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов, - 9%;
2)    по кредитам ОАО "МСП Банк", обеспеченным залогом прав требования по межбанковским кредитам на цели финансирования предприятий малого и среднего бизнеса на срок до 1 года - 6,50%;
3)    по кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ОАО "ЭКСАР") - 9%;
4)    по кредитам, обеспеченным закладными, выданными в рамках военной ипотеки, - 10,75%.
3.    Банк России свидетельствует о готовности рассматривать предложения по повышению эффективности данных программ и предложения по использованию данных инструментов в рамках решения задачи по снижению последствий повышения ключевой ставки для корпоративных заемщиков.
4.    Банк России обращает внимание на существующий опыт реализации программ субсидирования процентных ставок в рамках отраслевых программ в 2008-2009 гг.


III.    О предоставлении банкам, не вошедшим в "список на докапитализацию", дополнительного рефинансирования, с целью ликвидации у предприятий и банков текущих проблем с ликвидностью
____________________________________________________________________

1. Банк России признает необходимость обсуждения предложения, однако отмечает, что его реализация, скорее всего, приведет к увеличению объема средств на корреспондентских счетах банков и не будет являться причиной снижения процентной ставки по кредитам для корпоративных заемщиков.
2. Банк России признает целесообразным создание механизма докапитализации частных банков, в том числе в целях обеспечения выполнения нормативов достаточности капитала, путем привлечения государственных институтов развития, а именно Агентства по страхованию вкладов к решению данной задачи.
3. Банк России предлагает наделить Агентство по страхованию вкладов полномочиями по экспертизе финансового состояния кредитных организаций с целью подготовки мотивированного решения о необходимости докапитализации кредитной организации, включая оценку объемов и сроков на основе соответствующего заявления самой кредитной организации.


IV.    О мерах, направленных на недопущение использования кредитными организациями свободных рублевых средств, полученных на аукционах, для осуществления спекулятивных операций на валютном рынке
__________________________________________________________________

Участниками совещания признана необходимость совместной проработки данного вопроса.


V.    Об установлении специальной ставки рефинансирования банков на уровне 9% под задачи обеспечения кредитования ранее начатых инвестиционных проектов в сфере МСП
_______________________________________________________________

Банк России обращает внимание на то, что в настоящее время по специализированным инструментам рефинансирования действуют ставки (перечень представлен в пункте II.2 Протокола), и на наличие опыта реализации программ субсидирования процентных ставок в рамках отраслевых программ в 2008-2009 гг.


VI.    Об обеспечении возможности досрочного погашения кредитов, выданных Банком России под залог нерыночных активов по плавающей ставке, с предоставлением возможности привлечения новых кредитов под тот же залог по фиксированной ставке, действовавшей по состоянию на 01.10.2014
_______________________________________________________________

Банк России обращает внимание на то, что в настоящее время действуют ставки по специализированным инструментам рефинансирования (перечень представлен в пункте II.2 Протокола). Возможность досрочного погашения кредитов Банка России по инициативе кредитной организации - заемщика предусмотрена в Положении Банка России от 12.11.2007 N 312-П.


VII.    Об использовании для кредитования простых векселей банков в целях улучшения условий кредитования банками на цели пополнения оборотных средств предприятий в условиях дефицита источников фондирования
_______________________________________________________________

1.    Банк России, в целом, поддерживает предложение, отмечает возможность его оперативной реализации, но указывает на необходимость дополнительной проработки.
2.    Участниками совещания признана целесообразность разработки предложений по повышению эффективности такого инструмента, как оборот облигаций крупных банков и предприятий.


VIII.    Об изменении модели отнесения затрат по созданию резервов на возможные потери и резервов по сомнительным долгам на расходы в целях создания дополнительных условий для поддержания финансовой стабильности и сохранения потенциала кредитования реального сектора
_______________________________________________________________

Банк России поддерживает предложение, однако указывает, что внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, необходимое для реализации предложения, не входит в компетенцию Банка России.


IX.    О смягчении требований к резервам на возможные потери по ссудам путем установления временных особенностей оценки кредитного риска
_______________________________________________________________

Банк России считает необходимым проработку вопроса с первым заместителем Председателя Банка России А.Ю. Симановским.
Учесть, что Банком России по данному вопросу изданы следующие документы:
1) Письмо Банка России от 18.12.2014 N 209-Т, предоставляющее возможность кредитным организациям на основании решения уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщиков по реструктурированным ссудам (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного дога и (или) процентов), размера процентной ставки).
2) Письмо Банка России от 18.12.2014 N 210-Т, предоставляющее кредитным организациям возможность принимать решения о неухудшении оценки финансового положения заемщика (контрагента), если данное ухудшение обусловлено введением отдельными зарубежными государствами ограничительных политических и экономических мер.
3) Указание Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", предусматривающее увеличение с 1 года до 2 лет:
- срока, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам, предоставленным заемщикам, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации;
- срока, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам, предоставленным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом существующие минимальные требования к размерам резервов, установленные в зависимости от количества лет отсутствия платежей по кредитам либо поступающих в незначительных размерах.


X.    О сохранении доступа банков к стандартным инструментам рефинансирования Банка России путем смягчения нормативных требований в части оценки активов, взвешенных по уровню рисков, для поддержания уровней достаточности капитала
_______________________________________________________________

Банк России отмечает, что доступ к стандартным механизмам рефинансирования в настоящее время предоставлен кредитным организациям, отнесенным к 1 или 2 классификационной группе. Также Банком России принято решение о допуске к краткосрочным операциям в рамках указанного механизма кредитных организаций, отнесенных к 3 классификационной группе.
Дополнительно Банк России сообщает, что издано Письмо Банка России от 18.12.2014 N 211-Т, предоставляющее кредитным организациям возможность до 1 июля 2015 года включать в расчет обязательных нормативов операции в иностранной валюте, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2014 года включительно, по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России по состоянию на 1 октября 2014 года.


XI.    О предоставлении кредитным организациям права принятия решения о признании ссуды реструктурированной без ухудшения оценки качества обслуживания долга (в случае изменения условий предоставления ссуды)
_______________________________________________________________

Банк России поддерживает предложение, отмечает возможность его оперативной реализации и указывает на необходимость проработки предложения.
Банк России сообщает об издании ряда документов по данному вопросу (перечень представлен в пункте IX Протокола).


XII.    О предоставлении кредитным организациям права не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссуде, предоставленной заемщику и направленной на погашение долга по ранее предоставленной этому заемщику ссуде
_______________________________________________________________

Банк России поддерживает предложение, отмечает возможность его оперативной реализации и указывает на необходимость проработки предложения.
Банк России сообщает об издании ряда документов по данному вопросу (перечень представлен в пункте IX Протокола).


XIII.    О временном изменении порядка учета полной стоимости кредита для расчета обязательных нормативов кредитных организаций путем изменения диапазонов размеров ПСК (в сторону увеличения) и коэффициентов (в сторону уменьшения), применяемых к ПСК при расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка
_______________________________________________________________

Банк России отмечает, что в рамках мер по поддержанию устойчивости российского финансового сектора Банком России выпущено Указание от 18.12.2014 N 3495-У "Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа)", в соответствии с которым в период с 1 января по 30 июня 2015 года не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении в течение этого периода договоров потребительского кредита (займа), учитывая существенные изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа) (на основании части 11 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
Банком России рассматривается также возможность реализации дополнительных мер антикризисного регулирования, которые включают, в том числе, вопрос о временной отмене требования по применению коэффициента риска 110% в отношении необеспеченных потребительских ссуд, предоставленных в российских рублях, с величиной ПСК от 25 до 35 процентов. Для обеспечения обоснованности решения по данному вопросу Банк России полагает целесообразным его принятие после опубликования на сайте Банка России значений ПСК по категориям потребительских кредитов за IV квартал 2014 год.


XIV.    О планомерном снижении ключевой процентной ставки с 17% до уровней ниже инфляции, стимулирующих запуск инвестиционного процесса
_______________________________________________________________

Банк России отмечает, что уровень ключевой ставки устанавливается на основе макроэкономического прогноза, исходя из необходимости обеспечения снижения инфляции до целевого уровня в среднесрочной перспективе. При формировании устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий Банк России будет готов начать смягчение денежно-кредитной политики.


XV.    О развитии рефинансирования коммерческих кредитов в рамках проектного финансирования под залог проектных облигаций, выданных на срок окупаемости инвестиционного проекта
_______________________________________________________________

Банк России предлагает использовать существующие в настоящее время специализированные инструменты рефинансирования (перечень представлен в пункте II.2 Протокола).


XVI.    Об отмене требований обязательного залогового обеспечения рефинансирования Банком России кредитов, выданных в рамках проектного финансирования
_______________________________________________________________

Банк России предлагает использовать существующие в настоящее время специализированные инструменты рефинансирования (перечень представлен в пункте II.2 Протокола).


XVII.    Об увеличении сроков кредитования банков на цели рефинансирования инвестиционных кредитов со стороны Банка России до 5 лет и формировании национального рынка инфраструктурных долговых инструментов за счет включения таких долговых инструментов в ломбардный список Банка России
_______________________________________________________________

Банк России предлагает использовать существующие в настоящее время специализированные инструменты рефинансирования (перечень представлен в пункте II.2 Протокола).
Банк России согласен с созданием рабочей группы для разработки соответствующих инструментов рефинансирования на сроки до 5 лет, а также оценки спроса на такие инструменты рефинансирования и последствия их применения.
Банк России отмечает, что такие инструменты долгосрочного рефинансирования должны быть увязаны с инструментами гарантирования кредитных рисков.


XVIII.    О развитии механизмов гарантирования долгосрочных кредитных рисков с использованием государственных и квазигосударственных гарантий
_______________________________________________________________

1.    Банк России предлагает использовать существующие в настоящее время специализированные инструменты рефинансирования (перечень представлен в пункте II.2 Протокола).
2.    Банк России выражает согласие учитывать банковские гарантии ОАО НДКО "Агентство кредитных гарантий" при оценке кредитных требований, оцениваемых на индивидуальной основе, принимаемых Банком России в качестве обеспечения по ссудам, предоставляемым кредитным организациям, в порядке Положения Банка России 12 ноября 2007 г. N 312-П. Вопрос о включении поручительств региональных гарантийных организаций в качестве инструмента снижения рисков в Положение Банка России от 12.11.2007 N 312-П может быть рассмотрен по результатам практической оценки эффективности данного инструмента покрытия рисков.
3.    Банк России согласен с привлечением государственных институтов развития, в частности ОАО НДКО "Агентство кредитных гарантий" в качестве организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, отобранным в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2010 N 1016 "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов".


XIX.    Об использовании механизмов гарантирования долгосрочных кредитных рисков для организации схемы рефинансирования банков со стороны Банка России под поручительства Агентства кредитных гарантий и МСП-Банка для фондирования портфелей кредитов МСП
_______________________________________________________________

Банк России считает целесообразным внедрение инструментов рефинансирования кредитных организаций для расширения кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.


XX.    О порядке взаимодействия в ходе дальнейшей проработки предложений по стабилизации финансового состояния корпоративных заемщиков и мерам поддержки банковского финансирования несырьевого сектора экономики
_______________________________________________________________

1.    Участники совещания признали целесообразность координации действий Правительства Российской Федерации, Банка России, экспертов и представителей бизнес-сообщества в рамках проработки и реализации сформированных предложений.
2.    Участники совещания признали необходимость создания совместной рабочей группы Банком России и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с целью оперативной проработки представленных предложений.
3.    Банк России полагает необходимым регулярное проведение рабочих совещаний по внесению и проработке предложений по стабилизации финансового состояния корпоративных заемщиков и мерам поддержки банковского финансирования несырьевого сектора экономики.


    Председатель
    Центрального банка
    Российской Федерации    Э.Набиуллина



    Уполномоченный при Президенте
    Российской Федерации
    по защите прав предпринимателей    Б.Титов

Док. 679220
Опублик.: 20.02.15
Число обращений: 0

  • Набиуллина Эльвира Сахипзадовна
  • Гамза Владимир Андреевич
  • Звагельский Виктор Фридрихович
  • Мамута Михаил Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``