В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Каздым, автор МОИП: Коррупция по-европейски Назад
Алексей Каздым, автор МОИП: Коррупция по-европейски
Считается что в Европе, по крайне мере в большинстве её стран - Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Словакии, и уж тем более в Швейцарии, Норвегии, Швеции и Дании коррупции как таковой нет... А вот во Франции, Испании, Португалии, Италии, странах бывшей Югославии, странах Балтии, Венгрии, Румыния, Болгарии, Греция она существует... В различных формах...
Неправительственная организация "Transparency International" ежегодно представляет так называемый "индекс восприятия коррупции" в разных странах мира. Первые строки в этом перечне занимают государства, в которых, по оценкам экспертов, нет, либо почти нет взяточничества. На последнем месте оказываются в основном развивающиеся страны, где степень коррупции - самая высокая.
Но действительно ли в мире есть государства, в которых вообще отсутствует коррупция? Или там существуют такие её формы, которые невозможно обнаружить методами, используемыми "Transparency International"?
В 2010 году Дания, Сингапур и Новая Зеландия поделили между собой первое место в очередном ежегодном рейтинге "Transparency International", как страны, лишенные понятия "коррупция". Россия занимает 154 место...
Однако общая для европейских стран проблема, связанная с коррупцией - это не обязательно взятка наличными или иным способом некому чиновнику за то, что он примет то или иное решение. Главное в европейской коррупции - это непрозрачность отношений между бизнесом и общественными деятелями, а одна из проблем - отсутствие правил при пожертвованиях политическим партиям.
Считается, что в демократических странах нежелательно, чтобы такие пожертвования были анонимными и неограниченными, а также должен существовать "потолок" для таких пожертвований и, прежде всего, "прозрачность отношений", чтобы избегать конфликтов экономических интересов, а впоследствии - "отдача долга", который народные избранники возвращают тем, кто поддерживал их финансово, причем необязательно в денежном эквиваленте.
С этой точки зрения даже в странах, которые оцениваются как самые "добродетельные": в скандинавских странах и в Швейцарии - нет верхнего порога пожертвований политическим партиям и нет никакого "обязательства прозрачности" при таких пожертвованиях.
Ещё одна проблема, связанная с коррупцией в Европе - это отсутствие "прозрачности лоббирования". Понятно, что само по себе лоббирование - не предосудительно и не противозаконно, но возникает проблема, когда граждане демократической страны лишены возможности получения информации - кого при принятии решений выслушали руководители общественных структур, и к кому прислушивались парламентарии, принимая тот или иной закон.
В данном случае возникает конфликт экономических интересов - отсутствие или недостаток "прозрачности" в связях между, например, промышленником и депутатом, к которому он обратится в момент принятия закона, который данному промышленнику выгоден.
Хорошо известны также и нашумевшие на весь мир события о "платных завтраках" с премьер-министром Великобритании Дэвидом Камероном, скандалы с бывшим президентом Франции Николя Саркози, связанные и с делом "денег Каддафи", и с финансовым скандалом с самой богатой женщине Франции мадам Бетанкур, главой косметической компании "Л`Ореаль", ну конечно скандальные истории с Сильвио Берлускони.
И именно это - главная коррупционная проблема, общая для большинства стран Евросоюза. В результате у граждан европейских стран недостаточно гарантий, что решения, которые должны приниматься во имя всеобщего блага, принимаются действительно ради этого, и что решения приняты беспристрастно, а не ради частных интересов политиков, финансистов или промышленников.
Французское отделение "Transparency International" призвало президента Франсуа Олланда выполнить свои предвыборные обязательства и сделать все возможное, чтобы Франция перешла в список тех стран ЕС, которые представляют лучшие гарантии против коррупции, так как Франция и Словения - единственные в Евросоюзе страны, в которых декларации парламентариев об их состоянии и экономических интересах не предаются гласности.
Представитель "Transparency International" Жюльен Коль (Julien Coll) отмечает, средний уровень коррупции в Европе конечно ощутимо ниже, чем в России, но гораздо выше, чем в некоторых из европейских стран, например Румынии и Болгарии.
Отмечено, что в некоторых странах Евросоюза - в Италии, Испании, Португалии и Греции положение с коррупцией оценивается как не самое лучшее и существует очевидная связь между уровнем коррупции, неспособностью администрации этих стран препятствовать коррупции, и долговым кризисом, с которым сталкиваются многие европейские страны.
Жюльен Коль отметил, что, например, в Греции чиновники налогового ведомства получают взятки в размере от 100 до 26 тысяч евро, и даются эти взятки как раз для того, чтобы не платить налогов.
Коррупция в Греции широко распространена и многие становятся жертвами настоящего рэкета со стороны недобросовестных чиновников. И естественно, когда чиновники, особенно высокопоставленные чиновники и руководители страны регулярно "попадаются" на взятках, а среднестатистический греческий гражданин наблюдает полное отсутствие "образцового антикоррупционного поведения" чиновников и политиков, он и сам становится небезупречным в смысле скрывания налогов и участия в общих усилиях нации в противостоянии коррупции. В результате считается, что около 30 % богатств, которые производятся в Греции, по меньшей мере 30 % - совершенно не облагаются налогами.
В результате социологического опроса "Евробарометр" в Греции 98 % участников опроса одной из главных проблем страны назвали коррупцию, а в благополучной Дании - лишь 19 %.
Кроме того, одна из проблем коррупции в ряде стан Европы - это ещё и охрана тех, кто не побоялся вскрыть сами факты коррупции, ведь такие люди часто становятся жертвами мести: им ломают карьеру, на них оказывают исключительное давление, им угрожают, и очень важно, чтобы эти люди были под охраной закона.
Почему весьма низкий уровень коррупции в странах Северной Европы? Обычно приводят понятия "скандинавская добродетель" и "протестантская этика". "Не считай себя важнее других", "сделай что-нибудь на благо всего общества", "не ленись" - эти принципы актуальны в Скандинавии и сегодня, хотя и с некоторыми оговорками. Но есть и ещё один фактор, способствующий низкому уровню коррупции в Северной Европе - это "принцип публичности власти".
В Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании - и сотрудники СМИ, и даже рядовые граждане имеют право доступа к документам, которые поступают в государственные учреждения, даже если речь идет о налоговой декларации соседа! И уклонение от уплаты налогов здесь не считают мелочью, которой при случае можно прихвастнуть в кругу друзей, как это бывает в России или Испании! И пусть северные европейцы сетуют на высокие налоги, но всё равно они готовы отдавать часть доходов государству, так как доверяют ему!
А государство соответственно доверяет своим гражданам и делает всё возможное для их социального развития, для их жизни, их блага, даже если они и преступники (снимки комфортабельной тюремной камеры убийцы и террориста Брейвика облетели весь мир, но это нормально для Швеции, такие уж там тюрьмы!).
Сочетание доверия и контроля присущи всему обществу в североевропейских странах, и поэтому грубые формы коррупции здесь - большое исключение. Понятно, что коррупция, взяточничество встречается и в Северной Европе, но за каждым сомнительным случаем здесь следят особо пристально, будь то спонсированное частной фирмой свадебное путешествие кронпринцессы Виктории и герцога Даниэля, бесплатные билеты на теннисный турнир для председателя партии социал-демократов или оплаченная концерном "Shell" поездка политика, который отвечает за экологию. Ни одно из событий, вызывающих подозрения в корысти и личной выгоде, не проходит мимо внимания общественности.
Но и государства Северной Европы свободны от коррупции не на все 100 процентов, что связано с тем, что некоторые предприятия в этих странах имеют слишком большое значение для национальной экономики. Так, например, правительство Финляндии вряд ли примет решение, способное причинить ущерб концерну "Nokia".
Исландия до 2006 года считалась наименее коррумпированным государством в мире, занимая первую строчку в рейтингах "Transparency International", однако и в этой стране бизнес способен влиять на политику не только с помощью взяток, но и посредством личных контактов. Исландские политические лидеры и представители местного бизнеса находились в приятельских отношениях друг с другом и в "знак особого расположения" порой "награждали" друг друга теми или иными должностями, при этом контроль и надзор были отодвинуты на второй план, что в итоге и привело к коллапсу банковской системы Исландии.
А вот в Греции, Испании, Италии и Португалии взятки, безнаказанность и бесконтрольность бюрократов являются неотъемлемой частью жизни, прямо-таки "национальными традициями". Например, в Греции реальное наказание понесло не более 2 % обвиненных в коррупции чиновников, а в Португалии - около 5 %.
В Испании, которая по статистике является одной из наиболее коррумпированных стран Западной Европы, не утихает полемика в отношении причин, порождающих это зло.
Конечно, если сравнивать (по данным "Transparency International"), "индекс коррупции" Испании, которая занимает 32 место в мире, и Россией, занимающей 154-е, то, казалось бы, и говорить-то не о чем. Но для Западной Европы Испания - это скорее исключение, чем правило. Большинство испанских политологов, пытающихся выяснить причины коррупции в Испании, иногда приходят к парадоксальному "обывательскому выводу", что коррупция в Испании - это некая "историческая традиция", часть "политической культуры" и даже "генетическое свойство национального характера".
Можно отметить, что "демократические традиции" в Испании ещё слабы, переход от тоталитарного режима к многопартийной системе был совершен лишь в конце 70-х годов прошлого века, а средства массовой информации зависимы и контролируются теми или иными политическими силами, выполняя чей-то "заказ". И уровень благосостояния населения в Испании по европейским стандартам невысокий, и по уровню образования Испания занимает одно из последних мест в Евросоюзе. Соответственно, как комментируют политологи и эксперты - по уровню гражданской ответственности и общественного сознания людей, как важнейшим факторам в борьбе с коррупцией, Испания намного отстаёт от стран Северной Европы. Кроме того, бесконечные внутренние "политические встряски", связанные с мечтающими отделится Каталонией и "Страной басков", да и Галисией, мало способствуют уменьшению коррупции.
Отметим, что менталитет рядовых испанцев чем-то схож с менталитетом россиян (что также связано с недавним переходом России - всего-то 20 лет, от тоталитарного однопартийного режима к "демократии"), поэтому часто на коррупционеров смотрят с некоторым благодушием, а к людям, которым удается обмануть налоговое ведомство, относятся чуть ли не как героям.
В Испании 70 % мэров, попавших под следствие за коррупцию, были всё равно переизбраны на новый срок своими земляками, несмотря на то, что большинство коррупционеров наживаются не за счет государства, а за счет сограждан. Ведь взятки они получают, как правило, от строительных компаний - за предоставление участков под строительство, а деньги идут от спекуляции - слишком высоких цен на жилье, за которые вынуждено платить население.
Кроме того, как считает занимающийся вопросами Испании профессор шведского Университета Гётеборга Виктор Лапуэнте, дело и в "порочной политической системе". В Испании, как на уровне региональной, так и центральной власти, все более или менее ответственные административные должности занимают представители партии победившей на выборах (проводимых раз в четыре года), хотя в развитых демократических государствах на подобных должностях работают лишь функционеры-профессионалы.
И профессор В. Лапуэнте утверждает, что партийные деятели Испании, "заполучив" на четыре года ответственную должность (часто даже не соответствующую их уровню подготовки, что характерно и для России) стараются использовать время с пользой для себя, т.е. для личного обогащения.
Кроме того, в Испании сама судебная система зависит от "власть имущих", что позволяет им использовать борьбу с коррупцией, порой мнимую, для сведения счетов с парламентской оппозицией.
Отметим, что в современной Испании, в отличие от других западноевропейских стран со значительно более низким уровнем коррупции, к ответственности никогда не привлекался ни один видный политик, ни один министр - ни действующий, ни отставной, и почти всем крупным коррупционерам, как правило, удается уйти от ответа.
Самая популярная испанская газета "El Mundo", оценивая состояние коррупции в Испании, отмечает, что в стране "не проходит ни дня без коррупционного скандала", а коррупция "подрывает основы испанской демократии и внушает рядовым гражданам апатию и отвращение к политике и политикам". "El Mundo" пишет, что государству следует поощрять в стране свободную и независимую прессу, воспитывать народ в духе демократических ценностей, "...и если мы не сделаем этого, то наша страна превратиться в клептократическое государство, то есть диктатуру воров...>>.
Тем не менее, эксперты "Transparency International" отметили, что в 2011 году "недостатки в системе управления привели к финансовым и политическим скандалам почти в каждой стране Европы". Эксперты подчеркивают, что в последнее время в европейских государствах в борьбе с коррупцией и политические партии, и бизнес-структуры, и чиновники проявляют слабость и непоследовательность, и в основном борьба с коррупцией в странах Европы ведётся неправительственными организациями, уполномоченными по правам человека и независимыми общественными структурами.
Ни одна из стран Евросоюза в прошлом году, по большому счету, не стала образцом в сфере борьбы с коррупцией, при этом в всё больше жителей Евросоюза считают, что уровень коррупции растет.
Для ряда стран ЕС все еще характерна недостаточная прозрачность органов власти и управления, а сращивание властных институтов и бизнеса, в свою очередь, подрывает экономическую стабильность в Европе.
В некоторых государствах, недавно принятых в Европейский союз, за последний год-два произошел значительный спад в борьбе с коррупцией - в том числе в Чехии, Словакии и Венгрии.
В Венгрии это наблюдается в сфере функционирования отдельных ветвей власти, в Чехии - в первую очередь при оформлении государственных заказов, то же самое - и в Словакии. Во всех трех упомянутых странах очень серьезные вопросы вызывает и организация системы финансирования разных политических партий.
Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) демонстрируют впечатляющие успехи в борьбе с коррупцией, не только по меркам Восточной Европы, но и для всего Европейского союза. Например, в Латвии сейчас действуют самые совершенные в Европе законы в сфере регулирования политико-экономических отношений. Тем не менее, и в этих странах сохраняются существенные проблемы, связанные с государственными заказами, отсутствием доступа к закрытой информации и защиты общественных активистов.
"Коррупционное беспокойство" вызывают также Румыния и Болгария, так как в антикоррупционном законодательстве этих стран существуют огромные пробелы.
Обеспечение выполнения антикоррупционных законов и подзаконных актов является важнейшим условием снижения уровня коррупции, а случаи взяточничества сокращаются именно в тех странах, которые добиваются наиболее эффективного соблюдения требований законов и правил, таких, например, как Польша.
Но принятие антикоррупционного законодательства - это лишь первый шаг, вслед за которым необходимы конкретные усилия по обеспечению его исполнения.
Таким образом, по мнению экспертов "Transparency International", несмотря на торжество демократии, закона и порядка, на традиции уважения закона и т.д., серьезная, масштабная коррупция в странах Западной Европы существует и процветает, причем на самом высоком уровне. И чем выше должность чиновника, тем больше шансов, что он вовлечен в ту или иную коррупционную схему. Ведущие политические партии, лоббистские организации и крупные правительственные чиновники совместными усилиями, помогая друг другу, "пилят бюджеты" и пользуются своим положением, причём в Италии, Испании, Португалии, Франции и Бельгии - особенно масштабно.
С другой стороны, борьба с коррупцией на Западе всё же ведется и очень важную роль здесь играет не полиция и власть, а журналисты, общественные организации и сам народ. По причине злоупотреблений в "деле Дютру" в Бельгии (Марк Дютру обвинялся в похищении, изнасиловании и убийстве несовершеннолетних девочек, и вероятно был связан с мафией или кем-то из "высшей власти") на улицы Бельгии вышли 600 000 человек - 6 процентов населения страны!
Кроме того, не будем забывать и про "европейский менталитет" - как бы там ни было, "среднему европейцу" психологически сложно пойти на обман, подлог, аферу, нарушение закона и прочее, хотя в связи с кризисом и падением морали, уровнем воспитания молодёжи, притоком большого количества мигрантов из арабских стран, стран Азии и Африки, менталитет европейцев всё же меняется и что будет через 20 - 30 лет - вполне можно представить!

А.А. Каздым

Док. 678898
Опублик.: 10.02.15
Число обращений: 0

  • Каздым Алексей Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``