В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Маслакова-Клауберг: Ислам в Швейцарии: опыт демократического диалога Назад
Наталья Маслакова-Клауберг: Ислам в Швейцарии: опыт демократического диалога
Трагические события в Париже в начале января 2015 года всколыхнули в странах Европы вопрос о реальной интеграции представителей ислама в общество с европейской системой ценностей и укладом жизни. В Швейцарской конфедерации, где проживают люди разных национальностей, культур и религий, общество не осталось безучастным к общей полемике, которая развернулась в европейских средствах массовой информации.
    Следует отметить, что заметных антиисламских настроений в Швейцарии не наблюдается. Безусловно, в местной прессе и на телевидении идет дискуссия о мерах по защите от радикализма, но она носит довольно спокойный характер, и отнюдь не направлена против проживающих в Швейцарии мусульман. Во многом, это объясняется тем, что в отличие от других европейских стран - "швейцарские" мусульмане достаточно хорошо интегрированы в местное сообщество. В религиозном ландшафте Швейцарии они составляют лишь третью по численности религиозную группу (4,9 %). Общее число т.н. "практикующих" мусульман невелико, и составляет в среднем 10-15 % от общего населения страны. Это вполне сопоставимо с другими религиями, представленными в Швейцарии.
    Швейцарию принято считать протестантской страной, последовательницей реформаторских идей Мартина Лютера, которые были поддержаны здесь в начале XVI века, в частности в Цюрихе (У.Цвингли) и в Женеве (Ж. Кальвиным). Однако, католическая церковь в Швейцарии занимает довольно сильные позиции (41,8%), почти на равных с протестантской (реформистской) церковью. Иудеи составляют небольшую группу (0,2%), которая проживает, в основном, в Цюрихе, Базеле и Женеве. Православные христианские общины также невелики (1,8%), и сосредоточены в крупных городах - в Женеве, Берне, Цюрихе, Лозанне и Веве.
    Первые мусульмане появились в Швейцарии еще в Х веке, перебравшись сюда из района Средиземноморья. Основной миграционный поток был отмечен после окончания Второй мировой войны в 1945 году, когда большинство мусульман стремилось найти рабочие места и высокий доход в Европе. Первая Мечеть Махмуда была возведена в 1963 г. в Цюрихе. Вторая, известная как мечеть Пти-Саконне, была отстроена в 1978 г. в Женеве на средства Саудовской Аравии. Она считается крупнейшей в Швейцарии.
    На фоне других присутствующих в Швейцарии религий ислам не отличается особой активностью. Из общего числа мусульман лишь 50 тыс. причисляют себя к активно практикующим верующим. Большинство крупных мусульманских общин концентрируется в крупных швейцарских городах (Базель, Цюрих, Винтертур, Сант Галлен, Люцерн, Женева, Лозанна и др.). В трех швейцарских кантонах расположены четыре мечети-минареты: кантон Цюрих (гг.Цюрих и Винтертур), кантон Женева (г.Женева), кантон Золотурн (г. Ванген бай Ольтен). Наименьшее число мусульман проживают в италоязычном кантоне Тичино на юге страны. Всего в Швейцарии насчитывается 240 мечетей и мусульманских молельных домов. Согласно действующему в Швейцарии т.н. "закону о тишине", запрещено призывать верующих к молитве с минаретов.
    В швейцарской прессе отмечается, что эта мусульманская прослойка населения достаточно молода - средний возраст составляет 25 лет. Кроме того, исламская молодежь чувствует себя в Швейцарии вполне комфортно, имея либо швейцарское гражданство, либо вид на жительство. Многие из них родились в этой стране. За последнее время отмечается незначительный рост молодежных мусульманских сообществ и независимых общин при мечетях. Интерес молодых людей к исламу объясняется тем, что новое поколение, растворившись в швейцарской среде, фактически утратило родной язык и этнокультурные традиции исламской культуры. В последнее время среди молодежных организаций выделяется Исламский центральный совет (IZRS), который появился в 2010 году при Университете Фрибурга. Однако, эта организация не зарегистрирована в швейцарских государственных органах, и не имеет членства. Его нередко называют "мечетью смешанных народов". По утверждению представителей Совета (IZRS), он преследует исключительно культурно-гуманитарные намерения. Основным в его деятельности является возможность привить молодежи исторические ценности ислама как религии исповедующей, прежде всего, миролюбивые цели. В то же время, Исламский центральный совет выполняет функцию "страховки" от радикальных исламистских настроений и организаций. По мнению многих, большинство молодежи вовлекается в радикальные исламские движения через социальные сети в интернете. Однако дискуссия в прессе о целесообразности существования этого Центра в университетских стенах продолжается. Многие считают, что это нарушает католическую традицию самого университета. Сторонники же Центра объясняют, что защитой от радикализма может стать только университетское образование имамов. Речь не идет о полноценном духовном профессиональном образовании. Встает вопрос о подготовке "духовных наставников" с ориентиром на миролюбивые ценности ислама, и на новое поколение исламской молодежи. В большинстве своем имамы представляют старое поколение (в основном, выходцы из Турции), которые зачастую говорят с молодежью "на разных языках" и не пользуются интернетом. В этом, как уверяют защитники Центра, состоит главная задача его деятельности.
    По данным швейцарского Бундестага, более 90% проживающих в Швейцарии мусульман являются выходцами из бывшей Югославии и Турции. Их правосознание и общественный уклад достаточно близок к европейским стандартам. Более половины из них составляют выходцы из стран западной части Балканского полуострова - Македонии, Косово, Боснии и Албании. Вторую по значимости и количеству группу составляют турки, и лишь 10 % - представители стран Африки, Азии и Ближнего Востока. Это отличает Швейцарию от других европейских стран, где мусульмане представлены, в основном, странами Северной Африки и Азии. В частности, во Франции и Нидерландах большинство мусульман имеют свои национальные корни в т.н. "странах Магриба" (Ливия, Тунис, Египет и др.). А в Великобритании большой процент мусульман из южно-азиатских стран, таких как Пакистан. Следует подчеркнуть, что во Франции и Великобритании иммигранты составляют группу из стран бывших колоний этих стран.
    Самую большую группу мусульман, проживающих в Швейцарии, составляют сунниты. К другой многочисленной группе относятся курдские алавиты (из Турции), которые не совсем относятся к исламу, однако в Швейцарии их считают мусульманами. Наименьшую группу составляют шииты, в частности, члены общества "Ahmadiyya-Gemeinschaft". Именно ориентация на западноевропейские ценности и традиции отличают швейцарских мусульман от их "собратьев по вере" в других странах Европы, которые придерживаются традиционных законов и жизненного уклада исламского мира.
    Важной характеристикой ислама в Швейцарии является его неоднородность, а также отсутствие единой общественной организации, которая была бы играть роль консолидирующего духовного мусульманского центра. Среди 300 разных этно-культурных исламских ассоциаций в Швейцарии нет единого подхода на фундаментальные понятия ислама. Тем не менее, численность мусульман в Швейцарии постепенно увеличивается. Они образовывают в швейцарских кантонах и городах мусульманские объединения и национальные союзы. Около 100 новых молодежных организаций появилось за последнее время. Согласно, проведенной в 2010 году в Швейцарии переписи населения, общая численность мусульман составила 310 тыс.чел. Однако за последнее время эта цифра повысилась до 400 тыс. чел.
    Швейцарцы, испуганные террористическими актами в Париже, задались вопросом, не приведет ли увеличению мусульманских общин в стране к радикальным настроениям? А. Тунгер-Цанетти, специалист в области ислама Университета Люцерна, считает, что такой угрозы не существует в Швейцарии. По его мнению, новое поколение мусульман достаточно хорошо образовано и интегрировано в швейцарское сообщество. Оно разделяет его ценности, а главное не принадлежит к фанатично настроенным сторонникам ислама. Поэтому в Швейцарии не было отмечено негативных реакций со стороны исламских общин в отношении запрета минаретных сигналов.
    Тем не менее, около 53% швейцарцев всерьез воспринимают возможную угрозу со стороны ислама, тогда как в соседних европейских странах эти показатели ниже. Например, во Франции - 39 %, а в Великобритании - 35 %. Общую со Швейцарией позицию разделяют в Германии - также 53%. У большинства населения ислам ассоциируется с террористическими актами, радикальными движениями, проблемами интеграции, что, безусловно, "подогревается" средствами массовой информации.
    После трагедии во Франции на страницах швейцарской прессы появились статьи, выражающие беспокойство появлением нового Исламского центра при Университете Фрейбурга - "Imam-Ausbildung und islamische Religionspadagogik in der Schweiz", который занимается подготовкой имамов и исламских педагогов. Предполагается, что в будущем здесь появится научный религиозный институт, который будет заниматься вопросами исламской теологии, христианства и межрелигиозной этики. По некоторым данным, центру оказывается финансовая поддержка из бюджета самого университета. Некоторые партии в швейцарском парламенте, в частности Швейцарская народная партия, потребовали отказаться от этого "опасного" проекта. Дискуссия по этому вопросу только впереди.
    Большинство мусульман в Швейцарии чувствуют себя достаточно комфортно, несмотря на то, что приходится считаться с демократическими и плюралистическими ценностями швейцарской модели жизни.
    В ноябре 2009 года в Швейцарии состоялся народный референдум по вопросу о строительстве новых минаретов. В результате 57,5% принявших участие в голосовании швейцарских граждан высказались за запрет строительства мусульманских мечетей-минаретов. Эта тема широко обсуждается в швейцарском обществе, начиная с начала 2000-х годов. Инициаторами проведения всенародного референдума и введения запрета на строительства мусульманских минаретов выступили две партии - Швейцарская народная партия и Федеральный демократический союз. Несмотря на получения большинства на референдуме, 4 из 26 швейцарских кантонов высказались против этого решения.
    С критикой на принятый конституционный закон выступили правозащитные организации и представители римско-католической церкви, которые мотивировали свою позицию нарушением прав человека и свободы вероисповедания. Высказывались призывы оспорить запрет на строительство минаретов в Европейском суде по правам человека, в частности от лидеров Зеленой партии и некоторых мусульманских общин.
    В декабре 2009 г. в Берне прошла многочисленная демонстрация (около 800 чел.) против исламофобии. Швейцария стала, фактически, первой в Европе демократической страной, которая внесла в свою Конституцию поправки, направленные на ограничения исламского присутствия в стране.     Следует отметить, что наряду с запретом строительства минаретов, в Швейцарии не разрешен кошерный и халяльный забой животных, что оценивается как антигуманный акт.
    Последствия запрета на строительство минаретов спровоцировали мусульманские общины на ряд инициатив, в частности создание мусульманского телевидения, введение специальных дисконтных карт для последователей ислама и т.д. Главным же явилась идея создания "мусульманского парламента", которая была выдвинута Федерацией исламских организаций в Швейцарии (FOIS) и Координационным советам исламских организаций (FOIS). Целью стало создание новой структуры (парламента), которая, по примеру христианских и еврейских сообществ, смогла бы представлять всех мусульман Конфедерации. Это позволило бы мусульманам иметь свой представительский голос, направлять официальные запросы в государственные структуры и т.д. Этот парламент получил название "Умма Швейцарии", в переводе с арабского языка означает "сообщество всех мусульман". Дискуссия по этому проекту перешагнула даже границы самой Швейцарии. В частности, в докладе ОБСЕ, посвященном религиозной терпимости в Швейцарии, правительству были даны рекомендации поддержать создание такого мусульманского представительного органа. Доклад ОБСЕ подверг критике и другие запреты, в частности кошерный и халяльный забой скота.
    Дискуссия по этому вопросу
продолжается до сих пор. Однако, активно уже не обсуждается в швейцарских кругах. Швейцарские юристы утверждают, что для его решения необходимо согласовать религиозно-правовые и государственно-правовые аспекты швейцарского законодательства. Кроме того, новые религии в Швейцарии могут развиваться только на основе демократического строя. Далее, необходимо согласовать правовое положение исламского общества с законами всех 26 кантонов Швейцарии. Это, во многом, затрудняет решение "мусульманской инициативы".
    Впервые запрет на ношение традиционной женской мусульманской одежды был принят в 2011 году во Франции, что привело к протестам мусульманских общин и даже беспорядкам. За ней последовала Бельгия. В Германии же запретили только появляться в государственных ведомствах в хиджабе. Многими мусульманскими общинами в Европе эти меры были восприняты как ущемление культурных ценностей мусульманского населения.
    В Швейцарии этот европейский опыт не остался без внимания. В ноябре 2014 года швейцарский суд отменил ранее принятый закон о запрете ношения хиджаба в школах северо-восточного кантона Сант-Галлен, назвав его несправедливым и слишком суровым. В качестве аргумента было заявлено, что платок не несет опасность и не препятствует интеграции в швейцарское общество.
    Швейцария достаточно сдержано отнеслась к антиисламским призывам и манифестациям, прошедшим в январе 2015 года в ряде европейских городов. На фоне провалившейся в Европе политики "мультикультурализма" Швейцарская конфедерация демонстрирует пример гармоничного и толерантного сосуществования различных культур и религий. Следует учесть, что этот опыт формировался здесь не десятилетиями, а веками.
    В чем же состоит секрет "швейцарского мультикультурализма"? Во-первых, в том, что Швейцария имеет уникальную политическую систему народного управления, т.н. "прямой демократии". Народ может распустить и сформировать новый парламент, скорректировать его решения, а также отстоять свою позицию во всех сферах политики. Любой гражданин может поставить вопрос на всеобщее народное голосование при условии, если соберет 100 тыс. голосов в свою поддержку. Кроме того, Гражданский кодекс (ст.261) Швейцарии запрещает проявление расовой, этнической и религиозной дискриминации, а также оскорбление религиозных и этнокультурных свобод граждан. Федеральная конституция Швейцарии гарантирует всем свободу вероисповедания (ст.15), а также указывает на то, что ответственность за вопросы взаимодействия между властью и религиозными институтами (церкви, мечеть, синагога и др.) лежат "на плечах" самих федеральных кантонов (ст.72). Швейцария не признает правила "cuius regio, euis religio" ("чья власть, того и вера"), т.е. не принимает модель управления государством, основанную на отождествлении национального сообщества с какой-либо идеологией или религией. Кроме того, Швейцарское общество придерживается консенсуса между кантонами в рамках единого государства.
    Россия и Швейцария, довольно разные страны в своем историческом и политическом пути. Однако есть то, что связывает наши страны. Это уникальный и многовековой опыт мирного сосуществования в рамках государства разных этнокультур и религий. Швейцарский и российский опыт во многом отличен друг от друга, но в любом опыте важен положительный результат. А у наших стран этот результат есть!
    


Руководитель
Центра мировых культур ДА МИД РФ

к.п.н. Н.И.Маслакова-Клауберг





Литература:
o    швейцарская газета"Tages Anzeiger" от 14.01.2015 г.
статьи "Andere Religion, gleiche Werte", "Jeder Zweite f?hlt sich bedroht", "Jugendgruppen bereiten Schweizer Muslimen Sorgen";
o    швейцарская газета "Neue Z?richer Zeitung" от 20.01.2015 г. статьи "Das Dillena der Muslime in der Schweiz" ; "Imame als Bollwerk gegen die Radikalismus" от 15.01.2015 г.
o    журнал "Наша газета" от 09.02.2012 г. статья "ОБСЕ осудила Швейцарию за религиозную дискриминацию";
o    Institut de la Democratie et de la Cooperation, статья "О мультикультурализме в Швейцарии" от 19.04.2011 г.
o    Federal Department of Foreign Affairs Presence Switzerland, статья "Религиозный ландшафт Швейцарии", www.swissworld.org;
o    Церковно-Научный центр "Православная энциклопедия", статья "Эксперты университета Люцерна изучают возможность создания в Швейцарии отдельного парламента для мусульман, 22.10.2012 г.

Док. 678761
Опублик.: 04.02.15
Число обращений: 0

  • Маслакова-Клауберг Наталья Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``