В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реформы высшей школы после 2014 года: корректировка идеолого-организационных приоритетов Назад
Реформы высшей школы после 2014 года: корректировка идеолого-организационных приоритетов
Аннотация. Курс на импортозамещение в связи с американо-европейскими санкциями потребует, во-первых, реализацию возможностей отечественной техники и технологии; во-вторых, развитие импорта техники, поставляемой странами БРИКС и в-третьих, мобилизацию творческой активности вузовских проектов совершенствования техники и последовательного внедрения их реальных достижений в отечественное производство. Каждое из названных направлений имеет свои сложности и "подводные камни", рассматриваемые в настоящей статье.
    Ключевые слова. Реформа высшей школы, расчет ограниченных ресурсов, реализация потенциала вузовского технического образования, импортозамещение, особенности потенциала стран БРИКС, инициатива вузовских коллективов, сокращение сферы администрирования в вузах.

События минувшего, 2014, года поставили перед всеми сферами жизнедеятельности российского государства и общества необходимость предельно строгого расчета ограниченных ресурсов и средств для решения насущных задач в краткосрочных и, по крайней мере, среднесрочных перспективах. Все это безусловно относится и к системе высшего образования страны.
Прежде всего, задачи импортозамещения. Модернизация производственных мощностей на собственной российской технологической и научной основе потребует в первую очередь резкого преодоления производственных и организационных ситуаций, связанных с обновлением морально устаревшего оборудования и управленческих технологий. Имеющиеся для этого собственные производственные мощности придется не просто расширять. Руководствуясь подзабытыми принципами стахановского движения: придется "выжимать" из наличной техники в несколько раз больше, чем она может дать. Это неизбежно повлечет за собой риск увеличения всевозможных аварийных ситуаций и коллизий: любая техника имеет "узкие места". Соответственно, во всех учебных курсах технических вузов, ориентированных на обучение эксплуатации наличной российской техники, придется предусматривать соответствующие разделы, посвященные предотвращению наиболее вероятных аварий и оперативному ограничению их крупномасштабных последствий. Все это вероятно затронет и действующие инструкции по технике безопасности, где придется выделять абсолютные запреты и тактику допустимых действий, ориентированных на использование наличных технических ресурсов. Поощрение рационализации и изобретательства в этой сфере становится одной из задач учебного процесса в складывающихся производственных ситуациях.
Другой вариант - восполнение технологического дефицита, развитие поставок техники из стран БРИКС, занимающих внешнеэкономические позиции по отношению к России, отличающиеся от американо-европейской политики санкций. С одной стороны, по определению поставки из этого источника имеют ряд лимитов, обусловленных особенностями происхождения технических решений. В их основе - те или другие модели американского, западноевропейского или японского происхождения, заметно модернизированные для удобства пользования и снижения производственных затрат. Вместе с тем, помимо проблемы качества исходных материалов, производственного оборудования и технической культуры персонала приходится считаться с рисками контрафактов и возникающих отсюда конфликтных ситуаций с недобросовестными поставщиками: их число по определению резко увеличится. Соответственно, подготовка российского инженерно-технического персонала к особенностям "поведения" этой техники в условиях интенсификации ее эксплуатации - одна из задач "на упреждение", встающая перед кафедрами профессиональных профилей российских технических вузов. И соответствующие корректировки учебных курсов и сетки часов придется закладывать заблаговременно.
Третье направление импортозамещения (если мыслить трезво, в значительной мере ограниченного сменой партнеров и источников поставок) - внедрение в производство лабораторных наработок и заготовок собственных изобретателей и рационализаторов. Здесь потребуется кооперация возможностей в масштабе разнопрофильных отраслей: сегодняшние особенности централизованного "ручного" управления создадут множество препятствий, вытекающих из массы ведомственных инструкций и соответственно охраняемых ими межведомственных барьеров. Эффективность политики "опоры на собственные силы" в данной сфере потребует следования логике технологического процесса, идущей от лабораторных изысканий к опытных экземплярам и к выводу последних в массовое производство. При непрерывном совершенствовании возможностей и разнообразии сфер применения наиболее удачных решений.
Очевидно, что переориентация всей системы преподавания фундаментальных естественнонаучных и прикладных технических дисциплин на решение сложностей экономическо-технологических ситуаций, обусловленных разворотом российской внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности к восточным партнерам и членам БРИКС, а также кризисом в отношениях с Западом, не отменяет того бесспорного факта, что западная наука и технология остаются наиболее продвинутыми в фундаментальных направлениях, обеспечивающих технолого-экономические сдвиги на ближайшие десятилетия. Отсюда просматривается значение для всех членов БРИКС пристального внимания к тому, что делается в западном мире в области технологических и научных инноваций. Другое дело, что для России в настоящее время прямые возможности доступа к ним резко усложнились и будут оставаться сложными при сохранении санкций. Падение цен на нефть внесет дополнительные ограничения российских возможностей в этой области.
Между тем, значительное отставание здесь от достижений Запада несет с собой очевидные риски для сохранения военно-стратегического паритета. Последний предполагает совершенствование как "сил удара", так и средств защиты, неотделимых друг от друга в развитии стратегий внешнеполитического противостояния. Соответственно, реакция образования в вузах и в системе подготовки технических специалистов начального и среднего звеньев предполагает сочетание оперативных реакций на складывающуюся экономическую ситуацию и сохранение курса на освоение студентами, аспирантами и докторантами новейших достижений мирового научно-технического развития. Утрата последнего направления чревата развертыванием психологии и практики провинциализма, когда "деревья" существенных частностей закрывают перспективу ведущих тенденций мирового экономического и научно-технического развития. Нельзя забывать, что никто не отменял и не в состоянии отменить его глобализационных тенденций и обусловленной ими сети международных взаимозависимостей. Для России в настоящее время усложнился доступ к ее очевидным плодам, то есть достижениям. Но никто не может отменить объективного значения приоритета научно-технического сектора развития для экономики страны, организации ее повседневной жизни, культуры, образования и т.д. Отставание - по темпам узнавания и освоения - этих достижений повлекут за собой утрату даже нынешних объективных позиций страны в показателях научно-технического и культурного развития.
Все это накладывает особую ответственность на политику развития вузов. Среди ее возможных ресурсов позволим себе выделить следующие. Первое. Условие мирового кризиса и сложностей, переживаемых страной в ее отношениях с Западом, предполагают акцент на роль интеллектуально-психологической мобилизованности профессорско-преподавательского состава и студенчества. Выходом здесь не может быть бесконечное увеличение сетки часов и параллельно введение обязательной шестидневной недели служебного присутствия профессорско-преподавательского состава в стенах вуза. Но расширение сетки консультаций, кружков, теоретических клубов, совместных проектов, в которых участвуют профессора и другие преподаватели вместе с аспирантами и студентами, является одним из условий активизации их интеллектуально-психологического потенциала.
Второе. Создание условий для критического обсуждения любых творческих идей - от самых "благостных" до самых "сумасшедших" - предполагает отказ от системы властных вертикалей при развитии творческих инициатив, возникающих научно-технических коллективов. Атмосфера максимальной доброжелательности к критике и свертывания административного ресурса в управлении ею - одно из условий мобилизации творческих сил вузовских коллективов.
Третье. Требуется переход от предельно формализованной отчетности, касающейся показателей состоятельности как студентов, так и преподавателей, к предметным формам фиксации значения "конечных продуктов" образования в технических вузах.
Четвертое. Указанный выше критерий не может быть выдвинут применительно к социально-гуманитарным дисциплинам, преподавание которых целесообразно организовать вокруг главной задачи, основополагающей для становления и развития личности молодого человека. Таким смысловым центром является интерес к творческой деятельности и овладение знаниями и навыками, способствующими ее становлению: от знания общей и профессиональной психологии до художественного творчества, от эстетики нравственно-состоятельного поведения до условий и лимитов возможностей нынешнего поколения творцов. Определяемых, напомним, как особенностями современного этапа цивилизационного развития, так и генетико-космическими особенностями существования рода человеческого на Земле.
Пятое. В нашей многонациональной, поликультурной и полирелигиозной стране сохранение и активное воспроизводство барьеров, питаемых национализмом, шовинизмом, политико-религиозным экстремизмом и кланово-групповой ограниченностью является существенным препятствием развития личности по пути самосознания ее места на Земле и раскрытия здоровых потребностей и перспективных способностей. Только гуманитарное образование на всех уровнях деятельности российских граждан в состоянии способствовать развитию их социальной ответственности и оздоровлению климата во множестве деловых коллективов. Поэтому увлечение технико-организационной стороной образования и сохранение в вузах гуманитарных дисциплин по "остаточному" принципу (к чему склонны руководители профильных кафедр и факультетов) является очевидным перекосом, влекущим за собой недоученность и, как следствие, личностную ущербность. Вуз был и остается местом, где профессиональная подготовка (продолжающаяся сегодня всю жизнь, - разумеется, в иных дозах и ракурсах) сочетается с наиболее активной фазой развития личностного потенциала, осознания его возможностей, неповторимой конфигурации и, понятно, вытекающих отсюда ограниченностей объективного и субъективного порядков. Гибкость образования, имеющего в виду содействие этой задаче, - одно из условий соответствия российской высшей школы характеру и профилю тех испытаний, которые поставлены перед нею историей.

Библиография
1.    Верескун В. Д., Постников П. М., Мишин Ю. Д. и др. История и философия науки : учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. - 371 с.
2.    Глаголев В.С. Стратегия непрерывного образования в российских вузах: подводные камни // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-практической конференции (6-7 февраля 2014 г.) / СГУПС, НТИ - филиал МГУДТ. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - 394 с. - С.27-32.
3.    Силантьева М.В. Новые принципы "философии границы" в глобальном мире - десуверенизация или "постсуверенизация" // Полис (Политические исследования). - N3, 2014 - С.8-26.
4.    Традиции и современность. 1944-2014 / Под общ. ред. академика РАН А.В.Торкунова. Редколл.: А.В. Торкунов, В.В. Воротников, А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2014.- 352 с.

В.С. Глаголев

Док. 678698
Опублик.: 03.02.15
Число обращений: 0

  • Глаголев Владимир Сергеевич
  • Современные проблемы образования

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``