В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции Назад
Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции
Политика - концентрированное выражение системы ценностей, культивируемых в обществе. Указ "О проведении в Российской Федерации Года литературы" в 2015г. представляет чрезвычайную важность в контексте результатов эксперимента по вживлению в массовое общественное сознание россиян общечеловеческих ценностей в западноевропейском варианте, который привел к эффекту колоссальной разрушительной силы , но оказался бессилен перед базовыми для нашей национальной традиции - моральными ценностями.
Возрождение фашизма, заботливо культивируемого политической элитой США и Западной Европы на Украине, предполагает завершение затянувшегося периода наивности не только относительно незыблемости представляемыми фундаментальными основ мировой экономики, но, что самое главное. - определяющих эти основы ценности, которые оказались неприемлемыми в XXI в. для потомков поколения страны победившего фашизм в ХХ в.
Дискредитация западного прагматизма и ценностей формальной демократии определяет особый интерес к проблемам рациональности в национальной традиции, преемственности поколений и "героев нашего времени", портретную галерею которых представляет наследии отечественной литературы.
Поводом для обращения к этим проблемам послужило предложение подготовить материал для сборника, посвященного одному из авторов сайта viperson.ru профессору Солонину Ю.Н .

Отсутствие талантов в жанрах, подобающих назначению такого рода сборников, а также издержки ремесла ученого , определили выбор манеры изложения материала. Кроме того, "словарь активной лексики межличностного общения Солонина Ю.Н. и Брестовицкой Н.М." представлен четырьмя словами, как то: "здравствуйте", "всего доброго", "спасибо". Стандартный набор - достаточный и необходимый - для полноценного общения студента и преподавателя, аспиранта и заведующего кафедрой, докторанта и декана, полностью подтверждается и личным опытом: прежде студентки факультета журналистики ЛГУ им. А.А. Жданова; аспирантки кафедры зарубежной журналистики; докторанта философского факультета СПбГУ.
Пребывание в перечисленных статусах не предполагало бесед, имеющих непреходящую назидательную ценность для потомков. Каждый занимался своим делом: студенты, как и полагается, "жили весело" от сессии до сессии, не понимая собственного счастья. Аспиранты осознавали, что былого не вернуть - эпоха под лозунгом "Обманул Товарища Лектора" ушла безвозвратно: диссертационные советы упорно придерживаются "тенденции" принимать письменно заверенные импровизации, на заранее утвержденную тему. А это, как известно, довольно хлопотный процесс, особенно с непривычки для не отличавшихся прежде прилежанием. Поэтому со своими научными руководителями, которые нами руководили, и заведующими кафедрами, которые заведовали, пересекались лишь в обязательные для аспиранта присутственные дни на кафедре.
"Обычное право" университетской субординации предписывало осчастливленным зачислением в аспирантуру "помалкивать" и "внимать" гласу членов кафедрального Олимпа. Присутствие на редких заседаниях небожителей ученых советов философского факультета СПбГУ, предусматривавших необходимость пребывания докторантов, которым надо работать, а не "тусить" по длинному коридору факультета, подчинялось тем же правилам - "внимать" и "помалкивать".
В череде обыденных реальностей, определяющих содержание жизни смертных, Ю.Н. Солонин также занимает собственное место среди представителей достойного поколения наших отцов, учителей и наставников. Это поколение давало нам жизнь, холило и лелеяло, воспитывало, утирало носы, терпело и прощало неуемную гордыню, подталкивало, заставляя идти только вперед и использовать лестницу с единственной целью - подниматься вверх...
Естественно, встречи с подлостью и предательством, "спотыкания" и падения непременно предусмотрены обязательной программой этого извечного тренажера под названием "ЖИЗНЬ" на всех этапах, однако, с исключительно благим намерением - довести до понимания очередного поколения несмышленышей, что падать надо уметь достойно. Затем вновь и вновь подниматься и идти дальше по заданной судьбой траектории.
Авторы предисловий к литературным произведениям, которые "проходили" по программе средней школы, приучили обращать особое внимание на традиционное сочетание дат, непременно сопровождающих ФИО каждого и на этой бренной земле, и после ухода в вечность. Лишенная хитростей комбинация знаков вполне достаточна, чтобы понять к какой эпохе принадлежит обладатель конкретной фамилии. Далее в сознании "подключается" отработанный разумом механизм, столь жизненно важный для нас - "sapiensов", чтобы избежать траты скоротечного земного века на бесконечные хождения по кругу по одним и тем же "граблям", помочь в постижении опыта прошлого и настоящего - непременного условия обеспечения социального прогресса. В науке это называется "методом открытия исторического и социокультурного контекста", не известным обыденному сознанию. Оставаясь в счастливом неведении относительно и эпистемологических страданий по поводу определения ролей в категориальной паре "историческое - логическое", обыватель мудро руководствуется лишь здравым смыслом, требующим знания основных составляющих - времени и традиции.
Соответственно, нет необходимости в обладании достоверной информацией о подробностях личной жизни, чтобы представить солдатским внукам, что такое родиться в семье военного 5 июня 1941г., когда уже "завтра" началась война. Не нужно ничего знать о семье, чтобы представить чего стоило сохранить жизнь сыну матери, которая осталась после родов с младенцем на руках. Как была счастлива каждому дню жизни, который в любое мгновение мог стать последним. Как гордилась, замечая в родном чаде только ей известные черты, мимику и жесты, такие до боли родные, так напоминавшие любимого мужа.
Думается, фильм С. Говорухина "Благословите женщину", посвященный поколению матери режиссера, дает достаточно полное представление и о собирательном образе российской женщины, и поколениях рожденных и воспитанных ею детях, каковыми являются и мастер, создавший этот сериал, и его сын, и внуки.
Традиции определяются базовыми ценностями, принятыми самосознанием народа в качестве рационального. Долг и ответственность - качества, возведенные христианством в базовые добродетели, которыми должны обладать и мужчины, и женщины, чтобы обеспечить продолжение рода. Веками воспитывались российские женщины на этой традиции, впитывая с материнским молоком понимание того, что значит "верная супруга и добродетельная мать", подобно пушкинской Татьяне, не позволяя романтическим ни чувствам юности, ни зрелого возраста вступать в противоречие с главным - чувством долга: "Но я другому отдана, - я буду век ему верна". Став прообразами героев "Евгения Онегина", в котором В.Г. Белинским увидел воплощенную в поэтическом слове гения "энциклопедию русской жизни", уже в качестве литературных персонажей они стали эталонами для подражания или неприятия последующих поколений девочек, зачитывавшихся романтической историей, узнавая и произнося первые слова любви и признания в письме Татьяны. Таким образом, прежде традиция определила появление литературных героев, а затем созданные типичные персонажи начинают транслировать базовые ценности, программируя из поколения в поколение настоящее и будущее человека и общества.
Золотое поколение сынов Отечества, победившее фашизм, воспитывалось на эталонах мужества, среди которых и знаменитый герой революции П.П. Шмидт. Не знали мальчишки обширной Российской империи Фрейда. Хотя и без Фрейда было, что почитать в наследии всемирной литературы, в том числе и Дж. Боккаччо, и Ф.Рабле, и Стендаля, и др. Однако искусству любви в российских и советских школах учились на наследии "Золотого" и "Серебряного века" русской поэзии. Воспитанная на наследии МАСТЕРОВ советская культура продолжила традицию. Послевоенное поколение в самой глухой деревушке признаваясь возлюбленным под аккомпанемент романса из кинофильма "Верные друзья": "И отныне все, что я не сделаю, светлым именем твоим я назову" .
В каждой виновнице внезапно нахлынувшего сердечного трепета видели именно ту, которой подобно Онегину посвящали бессмертные строки: "Но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я"
История любви П.П. Шмидта - ярчайшее подтверждение того, сколь благодатной почвой оказались души элиты российской армии и флота для романтических чувств. Достойные мужчины подавали пример того, как достойно и целомудренно любить, добиваться взаимности, так и не прикоснувшись к единственной сердцем избранной, скрытой вуалью от возможности назойливых взглядов, с которой Петр Петрович и разговаривал не более получаса. Полгода длилась переписка, П.П. Шмидта и З. Ризберг, прерванная казнью в феврале 1906г., бессильной перед любовью, которая наполняла светом жизнь, и с которой ушла в вечность искренне верующая в Царствие Божие христианка.
Женщина в вуали вновь станет героиней наследия письменной культуры в знаменитой "Незнакомке", созданной 24 апреля того же 1906 г. А. Блоком.
Краху юношеской влюбленности, не преодолевшей этапа вхождения в зрелость, обязана отечественная литература созданием этого произведения. Отчаяние нашло выход в создании - очередного в русской поэзии - признания, обреченного на бессмертие: признания не в любви, но боли низвержения идеального мира. Однако, сын профессора права и дочери ректора Санкт-Петербургского университета, воспитанный, как и элита российской армии и флота, на ценностях Возрождения, и в состоянии глубочайшей депрессии оказался не способен принять в незнакомке представительницу древнейшей профессии, ища и, естественно, находя приметы идеального образа:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Классический спектр "сокровищ", подразумеваемых" поэтом, находящимся в жестоком плену депрессивного синдрома по "уважительной" причине - уязвленного мужского самолюбия, достаточно полно описан в соответствующей литературе по психологии и психиатрии. В контексте рассматриваемой проблемы интерес представляют высшие ценности бытия, заложенные традицией:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
- которые, позволив вырваться стону:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
- не допустили потери в когорте бесчисленных несчастных, которые:
"In vino veritas!"* кричат.
А. Блок оставил достойный пример выхода для чрезмерно ранимых и впечатлительных, готовых к запредельным проявлениям, "ромео" и "джульетт" всех времен и народов.
Советская классика, пронизанная жизнеутверждающим пафосом творцов нового мира, откровенно не жаловала не страданий юных "вертеров" Гёте, ни чаровниц в вуали А.Блока, ни дам с собачками А.П. Чехова, ни уж тем более "бедных лиз" Н.М. Карамзина. Однако именно благодаря бесшабашному пафосу "безбожная" поэзия, перешедшая на "ты" с Творцом, транслировала в вечность призыв, прозвучавший в названии упомянутого фильма С.Говорухина "Благословите женщину". В 1941г. собственный идеал "прекрасной дамы" К.Симонов представил как:
Злую, ветреную, колючую,
Хоть ненадолго, да мою!
Ту, что нас на земле помучила
И не даст нам скучать в раю.
Именно такую требовал поэт от Всевышнего на тот "экстренный" для коммуниста случай:
Если бог нас своим могуществом
После смерти отправит в рай,
Что мне делать с земным имуществом,
Если скажет он: выбирай?
Мне не надо в раю тоскующей,
Чтоб покорно за мною шла,
Я бы взял с собой в рай такую же,
Что на грешной земле жила,
Благословляя женщину, уходил в вечность А. Бабаджанян. В гениальном "упражнении" в жанре ноктюрн к стихам Р. Рождественского, и поэт, и композитор, измученный неизлечимым недугом, требуют от любимой и после ухода:
Только ты останься прежней - трепетно живи,
солнечно живи,
радостно живи!
...............................................
счастливо живи всегда .
Шедевры отечественной классики настойчиво напоминают о противостоянии смертного и бессмертного, идеального и земного, вечного и преходящего, заложенном в основе концепции человека Возрождения. Скромные возможности эпохи, совершившей не скромный - судьбоносный для европейской культуры переворот, определили единственно возможное решение - оставить за человеком свободу выбора, о чем Джованни Пико делла Мирандола в "Речи о достоинстве человека" писал: "принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные".

Думается, не вызывает сомнения, что созданная мыслителями Ренессанса концепция сотворенного Всевышним по Образу и Духу Своему, является вершиной христианской традиции. Гуманизм, определяющий основы веры в распятого Бога, принявшего мученическую смерть ради спасения человечества, не мог смириться ни со средневековой концепцией человека раба Божьего, ни с концепцией общества овец "священного стада Христова" , равно бессильных перед испытанием и чувствами, и фашизмом, победу над которым могли одержать только созданные Мастером по Образу Своему.
Поколение, ушедшее на фронт, оказалось способно сделать единственно достойный богоподобного выбор - "переродиться по велению своей души и в высшие божественные", независимо от того представляло ли новую элиту - пролетариев, или недобитого классового врага. На равных приближали победу и на полях сражений, и шарашках заключенных. Отцы и мужья, оставившие жен и детей, с особым чувством слушая в короткие передышки строки из новой песни Марка Бернеса "Темная ночь":
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь .
Вместе, всем миром они несли бремя, выпавшее на долю Отечества: и первую мировую, и революцию, и продразверстки, и раскулачивание, и репрессии. А их жены:
... снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Солдаткой была бабушка. Опухшая от голода, в глухой мордовской деревушке 1 декабря 1938г., родила мою маму, которая, как и папа, не доживет до 62 лет. Не дождавшись мужа - офицера после войны, одна вырастила дочерей.
Солдаткой называлась бабушка, родившая отца - сына кулака. Деда, который не дошел до Берлина 60 километров, удалось спасти родителю, выкупившему у надзирателя последыша, почти умирающего в уральской ссылке от неизвестной хвори. Мой папа стал первым, выжившим после троих похороненных младенцами сестры и братьев. Бабушка вышла замуж по большой романтической любви, как и было положено в то время в 16 лет за не бедного, конечно, но уступавшего роду невесты. Родня будущего мужа гоже не выражала восторга: рыжая до медного блеска - истинная представительница финно-угорских племен, маленькая и хрупкая, а в хозяйстве нужна работница такая, какую описал Н.Некрасов. Но дед был полон решимости, утешая родителей: "Хорошо, что маленькая - ей и в рукавице хватит места, так и буду носить - подмышкой".
Не долгим было счастье матери в жизни сына, родившегося перед раскулачиванием. Чтобы не сослали вместе с мужем и братьями, скиталась из деревни в деревню по родным и знакомым. Прячась в придорожной канаве от неугомонных преследователей, прижимала сына к груди, боясь одного - не прижать слишком сильно маленькое тельце. До конца жизни восхищалась горластым и звонким, поминаемым "младенцем Алексеем", ни разу, так и не выдавшим юную маму, замирающую от страха, слушая переговоры, потерявших надежду поймать беглянку. Не спал сын, внимательно рассматривал склоненное над ним перекошенное от ужаса и отчаяния лицо, и ... молчал.
Единственный выживший сын, родившийся в ноябре 1934г. после счастливого спасения отца, как и положено старшему - наследнику, был гордостью и родителей, и младших сестер, почитал отца и мать, заботился о младших. Воспитывали настоящие мужчины настоящих мужчин в строгости, жестко, прививая "привычку к труду благородному", воспетую Н. Некрасовым. Девочек, обреченных на уход из родительской семьи в чужую - под власть очередной вариации прообраза Кабанихи, отцы баловали. Внучку баловали ... д о б е з о б р а з и я. Строгости и жесткости воспитания девочек находились в ведении матери, должной научить всему, чем владела сама:
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Матери понимали, что это главное, но растили такую, чтоб стала:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.


В муках рожавшие, не знавшие ни поэзии Н. Некрасова, ни А. Ахматовой, ни М. Цветаевой, не в работницах и прислугах в хозяйстве мужа желали видеть дочь, которая там:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Жаждали для дочерей воплощения озвученных поэтом Н. Коржавин девичьих грез :
Но ей бы хотелось другого -
Носить подвенечный наряд...
Любимыми и счастливыми женами хотели видеть своих ненаглядных девочек матери, равно познавших от императрицы до крестьянки жажду в любви суженого, заметив лишь однажды:
А взгляды его - как лучи..

Равно желают отцы и матери, чтобы выйдя замуж, знала - как и она, избалованная мужской любовью дочь, чтобы ей - единственной были известны:
...............эти упорные
Несытые взгляды твои!
Не готовили возлюбленным чадам, ни долю познавших:
... вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала ,


ни тех, кто научился:

........ просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу ,

Ведомы матерям чувства и пушкинских, и некрасовских, и тургеневских ... девушек: и любили, и страдали, и мучились и мучили... Дочерям желают только счастья взаимной любви с единственным суженым, с котором уйдут в вечность. Но мудрые родители знают жизнь, в которой:

Но кони - всё скачут и скачут,
А избы - горят и горят.

Осознавая бессилие изменить объективную реальность, поколениями познанную в многообразии ощущений, серьезно относились к браку. Не выдавали дочерей за первого желающего, отказывая и подходящим по статусу, и готовым осчастливить родством более влиятельных сватов. Выбирали достойных, считались с чувствами, вспыхнувшими в нежном возрасте романтической юности.
Поэтому в царстве материнского любящего деспотизма, на фоне которого порой бледнеют картины "темного царства" А.Н. Островского, отцовская любовь была тем самым желанным "лучом света", благодарность за который дочери хранят и проносят через всю жизнь. Мудрость любви матери, приучавшей к труду, поймут и оценят, когда сами станут женами и матерями.

Отцовский деспотизм в воспитании мужчины был продиктован теми же реалиями, в которых росли дети. Поэтому старший сын и наследник еще ребенком показывал и характер, например, когда четырнадцатилетним долговязым подростком, сам заработав и на школьную одежду, и модную сумку для учебников, пошел в школу с мелкими семилетними первоклашками. Увидев, как Михала, гордо облачившись в обновки, направился к школе, отец, оторвавшись от рубанка, укоризненно спроси трейнянц (кормильца): "И не стыдно тебе?"
Смышленый и памятливый, как и полагается потомственному крепкому хозяину, он, "перескакивая" из класса в класс, окончил школу, как и положено, уже с ровесниками. Позднее потрясающая память стала поводом особого уважения "деда" - так его величали подопечные тех "воспитательных" учреждений, которые находятся, как известно, "в местах не столь отдалённых". Посмеивались по поводу "волшебных" спичечных коробков, на крышке которых поместились списки постояльцев не одной колонии. Однако уважали начальника "крестнички" не только за память и хозяйскую хватку: в натуре этого очень не многословного, всегда собранного человека, напрочь отсутствовали стремления унизить другого, показать собственное превосходство. Будь его воля - всем бы помог, всех бы облагодетельствовал. Знал: далеко не каждый пошел в преступники по собственной воле, нельзя оступившегося, пусть не единожды, лишать шанса познать вкус другой - полноценной жизни, Поэтому наше с мамой удивление длилось не долго, когда, придя как-то на обед, попросил приготовить весь набор, причитавшийся для передачи: сало, сигареты и т.д. На насмешливое вопрошание половины: "Уж не собрался ли ты, отец, присоединится к основному контингенту?", - просто объяснил.
Пришел к нему - носителю типичной мордовской фамилии, на прием осужденный, пожелавший узнать национальность "хозяина". Во время беседы выяснилось, что земляки. Не углядели родственники за пацаном, оставшимся после войны сиротой. Сбежал из родной деревни. А дальше, как и полагается, понеслась жизнь по накатанной толпами беспризорных колее - "пригревший" никому не нужного мальчишку преступный мир, "тепленькими" сдает их на этап, где молодым нередко приходится отбывать сроки не только за собственные грехи, но и тех, кто повыше "статусом", не желающим прерывать нарами "карьерный рост". Вплоть до собственного ухода в отставку не только отправлял земляку положенные в срок передачи. Нашел родственников, которые тоже не забыли пропавшего, не отказались, не постыдились родства с рецидивистом, поддерживали - как могли.
Кулацкий сын был весьма ограничен в выборе профессии. Понимая отсутствие шансов получить профессию, о которой грезил с молодых ногтей, собрав не мудреные пожитки деревенского парня, поехал поступать в учебное заведение, в которое, знал, примут точно. Собственные заботливые родственники, обеспокоенные карьерным ростом отпрыска "врагов народа", не забывали, строчили обличающие анонимки в соответствующие "органы". Поэтому для него, не имевшего возможности реализоваться в любимой профессии, особенно было важно, чтобы его дети эту возможность имели. Относительно будущего старшей был довольно спокоен, так как отличалась единственной "сердечной привязанностью" - книги, которые мама неустанно и беспощадно конфисковывала, вытаскивая из рук дочери, спрятавшейся под одеялом с фонариком, изображая глубочайший сон. Как известно, этой "сердечной привязанностью" страдала не только наша семья, поэтому никто тогда не рассмотрел торжество над наследием крепких хозяев генофонда породы мамы, никогда не перечившей благоверному. К предложениям, зазвучавшим с первого курса, подумать о подготовке к аспирантуре - относилась с юмором, понятным, учитывая, что окончила университет, имея двух дочерей. Однако, видя отношение к перспективе профессии ученого, папа, вызвав чадо "на коврик" перед диваном, на котором отдыхал после работы, произнес свое - "фирменное": "Значит так...>>. Начало свидетельствовало о крайней степени недовольства. А дальше следовал уже собственно вердикт: "Раз предлагают - пойдешь в аспирантуру". Что оставалось упертой, но любящей дочери? Не так уж многого хотели наши родители: просто гордиться своими детьми.
Не гению художественного вымысла обязана классика отечественной литературы произведениями Л.Н. Толстого. Не придумывал, не сочинял - цитировал многодетный писатель поколения родителей, вложив в уста старика Болконского предельно четко сформулированные надежды и страхи российских отцов.
Советский фильм "Доживём до понеде?льника", снятый в 1968г. режиссёром С. Ростоцким, представившим экранизацию трех дней из жизни советский школы, зафиксировал судьбоносные изменения в концепциях отечественного образования и человека. Эти изменения вынуждали задуматься об уходе из профессии И.С. Мельникова, который на примере П.П. Шмидта учил и истории Отечества, и любви, и героизму, и мужеству. Вместе с ним из школы уходила традиция воспитания избранных, созданных Мастером по Образу и Духу Своему. Для элиты христианского мира, взращенной на наследии Ренессанса, отвергшего средневековую концепцию иерархии "разумных" и "неразумных душ", проблема собственного достоинства решалась исключительно посредством отказа от общественного строя, унижающего богоподобного. Отсюда такой вал "утопических раздумий", буквально захлестнувший интеллектуалов Ренессанса, принимавших законным только моральное, признанное Законом Божьим. Только в достойном обществе, основанном на этом Законе, видел П.П. Шмидт возможность достойной любви, вступления в брак с любимой женщиной, создания семьи, в которой равно естественные чувства любви, долга и ответственности будут не противоречить, а усиливать друг друга, воспитывая на этой традиции детей. Именно ради реализации идеи достойного общества выходил цвет аристократии на Сенатскую площадь, готовил и принимал активное участие в революции, в строительстве социализма.
Уходил из школы историк И.С. Мельников. Оставались бессмертные учительницы русского языка и литературы "натальи сергеевны" с собственным вариантом раскрытия темы сочинения "Мое представление о счастье", во имя и "любви" к профессии, и "любви" к несчастному избранному, готовые и способные уничтожить не только "Великий и могучий" и всемирную литературу, но все живое и не живое во вселенной.
Результаты произошедших перемен экранизированы в сериале "Школа", ныне скандально известной, а будущем - признанного классика, В. Г. Германики, показавшей современной реалии приобщения к ценностям западной цивилизации. Родители, учившиеся в школах фильма С.Ростоцкого, в которых еще и "натальи сергеевны" ханжески, но декларировали необходимость "сеять разумное, доброе, вечное", выражали недовольство работой режиссера, который не может нести ответственность за процессы, проходящие в сфере образования, но как ответственный профессионал выполнил долг гражданина.
Беспощадна была жизнь к поколению и деда, и прадеда - представителя "сливок" местного общества, в пекарне которого почти до "лихих 90х" пекли хлеб. В "лихие" послереволюционные он спас от расправы местных противников признания советской власти, мальчишку красноармейца, а вернулся в построенный на века дом, полностью выжженный изнутри.
Беспощадна она была к поколению родителей, знавших не по стихам Н.Некрасова, а с самого рождения, что:
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
.
Самые яркие картины детских впечатлений связаны с голодом. Мама была бессильна забыть, как оставив учебники, бежала зимой десятилетним ребенком искать единственную до обеда лепешку из лебеды, потерянную по дороге в школу. Пройдя в поисках по вязкой от снега дороге пять километров, нашла замерзшую у порога дома. Для этого поколения противопоказаны новомодные методики лечения голодом: организм, не получивший в детстве необходимого, помнит стресс и не желает повторения.
Беспощадна жизнь и к тем, кто, достойно пережив испытания и унижением, и голодом, и войной, стал свидетелем очередного развала великой державы, краха иллюзий построения истинной демократии, под лозунгами которой "учителя и наставники" демократического выбора по образцу Западной Европы и США перманентно устраивают очередные "горячие точки" у государственных границ России.
Не удается поколению наследников избранных "зажиться" на этом свете, слишком тесном и душном, условия которого человеческий организм принимает исключительно как несовместимые с жизнью. Ведомые заложенной в генофонде программой, подчиненной долгу и ответственности, сгорают дотла каждый на своих "галерах", неустанные в благом стремлении и надежде сделать мир достойным великого замысла Творца всего сущего.
Очевидно, в заботе об Общем - и для бессмертных, и для смертных - Благе призывает к себе Всевышний и Всемилостивейший Созданных по Образу Своему в великий христианский праздника Троицы - день Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Безусловно, собеседники собрались достойные - ни чета бывшим студентам, бывшим аспирантам, бывшим докторантам ...

Док. 678683
Опублик.: 03.02.15
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``