В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Возможности и лимиты современных парадигм социологии религии Назад
Возможности и лимиты современных парадигм социологии религии
Рецензируемое издание продолжает многолетнюю серию публикаций философско-социологической школы МГИМО(У) и открывает новый для этой серии ракурс - социологические исследования динамики современного религиозного сознания. Монография обобщает и обстоятельно анализирует большой массив западных исследований по этой проблематике. Привлечено около 200 работ, включая многотомные монографии, на английским языке; среди них, помимо электронных источников, около 100 публикаций, увидевших свет в 2000-2014 гг. Использовано также более 60 работ на русском языке, включая и ряд переводов с английского; заметное место в их ряду занимают статьи самой И.Г. Каргиной, отразившие ее исследовательские усилия и результаты на протяжении последних полутора десятилетий. Уже эти особенности базовых источников, посвященных анализу огромного эмпирического материала и теоретических моделей, обсуждающих динамику трендов современных религиозных организаций и "состояние душ" их последователей, заставляют отнестись к данному исследованию как к качественно новому этапу развития социологического знания религии в наши дни.
    Монографию отличает пропорциональность организации фактического и теоретического материала, что позволило автору сохранять принципиальные ориентиры и критерии теоретического исследования, подчиняющего себе эмпирический материал и извлекающего из него те "медоносные продукты" - основное свидетельство научной состоятельности по мысли Ф. Бэкона.
    В главе первой - "Теория "религиозной экономики": инновационный подход к анализу плюрализации религии" - выделены, во-первых, социокультурные предпосылки и интеллектуальные источники методологии теории "религиозной экономики" (С.16-20). Во-вторых, рассмотрены базовые теоретические положения этой парадигмы (С.31-37). В-третьих, обсуждается постулат, объясняющий феномен либерализации религиозности необходимостью преодоления ультраконсервативных позиций и исторической инерции, свойственных традиционным религиозным организациям и их современным духовным наследникам (38-45). В-четвертых, обстоятельно рассмотрена методология исследования связей между основными видами плюрализма, представленного в турбулентной динамике, захватившей в современных условиях религиозное сознание и подпитывающей в определенных рамках релятивистские механизмы этого процесса (С.45-54). Наконец, в-пятых, детально рассмотрены факторы, регулирующие организационный плюрализм и позволяющие систематически воспроизводить его установки в мире непрерывных аксиологических переоценок и связанных с ними "зигзагов" ориентации общественного сознания, инспирируемых СМИ и политическими акторами современной международной деятельности и внутренней жизни наиболее крупных и влиятельных стран современного международного сообщества (С.55-63).
    Таким образом, И.Г. Каргина представила развернутую панораму ведущих тенденций и "связок" из конструкций исследовательских усилий социологической мысли второй половины 20 - начала 21 вв. Разумеется, истоки этих усилий восходят к теоретическим основаниям классической социологии более раннего времени и получают "второе дыхание" в интерпретациях социальных феноменов религиозного сознания и деятельности. Данная особенность рецензируемого исследования - одно из подтверждений его теоретической основательности, последовательности и глубины.
    Глава вторая - "Расширение теоретико-методологического дискурса современного религиозного разнообразия на рубеже веков" - посвящена, прежде всего, критике теории "религиозной экономики". Эта критика открывает новые и перспективные направления социологии религии (С.65-76). В данной связи особый интерес представляет своеобразие и неоднозначность религиозных процессов, развернувшихся сегодня в Европе. Правомерна постановка вопроса: представляют они собой десакрализацию, сакрализацию или мутацию (С.77)? В этом контексте оказывается своевременным и уместным рассмотрение вклада П. Бергера и Д. Мартина в изменение направленности и содержания дискуссий и оценок, касающихся собственно европейского феномена секуляризации и его влияния на религиозные процессы, развертывающиеся в странах других континентов. Уместно приведена характеристика С. Брюсом факторов, работающих на воспроизводство секуляризационных тенденций в различных стратах и группах современного общества (С.111 и др.) и рассматривается неоднозначность их проявления от страны к стране, от региона к региону. Тем самым отмечена несостоятельность инерции подхода, восходящего к идеологии Просвещения, согласно которому секуляризационные процессы - прямое следствие развития наук, распространения знания и рационализированных навыков. Выделен компаративный подход К. Доббелара к анализу религии как подкатегории смысловых систем, который позволяет включить в социологические модели динамики религиозности имплицитную способность религиозного осознания и организации к модернизации своих установок и требований. Разумеется, в определенных лимитах, сохраняющих ядро догматики сакрального и соответствующих ей религиозных практик.
    В данной связи правомерно обсуждение направлений и способов влияния религиозного плюрализма на жизнеспособность религий. Здесь же рассмотрен опыт моделирования стратегий исследования этого важного неоднозначного и предельно противоречивого феномена религиозного сознания и повседневной жизни верующих, равно как и соответствующих религиозных организаций (С.13 и др.).
    Глава третья - "Исследование многообразия форм и практик религии в современном обществе" - включила следующие разделы:
    1. "Картография современного религиозного разнообразия в глоболокальной перспективе". Здесь рассмотрение эмпирических фактов позволяет обосновать особенности локальных процессов, а соотношение констелляций схожих или поляризирующихся фактов и тенденций - распространить на глобальный уровень и вывить в свою очередь воздействие его тенденций на ряд локальных процессов (С.149 и далее).
    2. "Феномен "нового" христианства на глобальном Юге как фактор переконфигурации и трансформации христианского мира" (С.170 и др.). В данном разделе обсуждается специфика результатов христианизации Юга, отличающихся аккультурацией ряда дохристианских и внехристианских обычаев и традиций в богослужебной практике и изменениях большими группами верующих своей самоидентификации (особенно в конфликтных ситуациях). Одним из примеров последних может служить использование самоназвания "христиане" большими группами анимистов и шаманистов Центрально-Африканской республики в их конфликтах с мусульманами и, соответственно, привлечения первыми внимания и сочувствия христианских церквей и общественности европейского Запада.
    3. Выделены тенденции и парадоксы религиозного рынка в США (С.187-207). То есть - своеобразие процессов в духовной жизни американского общества, стимулируемых поликультурными и полиэтническими факторами, активизирующимися в условиях глобализации с ее новыми формами межкультурного взаимодействия. Данный раздел отличает теоретическая насыщенность авторской позиции. Обеспечение последней потребовало серьезного информационного материала и методологической целостности анализа его разнообразия в ситуациях, когда в одно и то же время в США встречаются полярные, казалось бы, тенденции религиозной жизни. Здесь И.Г Каргина была вынуждена продемонстрировать самостоятельность собственных реперных точек и координат анализа на фоне обширной американской и западно-европейской литературы, посвященной этой теме. К сожалению, из списка работ, на которые опирается автор, выпали публикации Д.Е. Фурмана, посвященные этому сюжету и заложившие базовое видение американских религиозных реалий в российской религиоведческой социологической литературе.
    4. Плюрализация современных форм религиозности (С.207-233). Ее возрастание обусловлено как расширением спектра мультикультурного влияния на религиозную сферу, так и разнообразными социально-психологическими новациями, отличающими кризисные состояния общественного сознания нашей эпохи. Достаточно назвать "электронные церкви", соперничество неоориенталистских учений среди определенной части последователей восточных гуру в Европе, США, а также в России; усиление тенденции к реконверсиям, то есть к смене религиозных ориентиров, приобретаемых в традиционной для личности среде социализации и базового образования.
    5. Несомненно, что все эти процессы так или иначе сказываются на динамике религиозного сознания в России и определяют в своей основе многовекторную конфигурацию его состояний. Поставленный автором вопрос - "Религиозное возрождение в России: миф или реальность?" (С.234-252) не может быть решен однозначно. Очевидна открытая (а часто и вызывающая) активность некоторых религиозных групп и течений. Особенно тех из них, что занимают позиции политико-религиозного радикализма, а то и откровенного экстремизма, подпитываемого националистическими настроениями либо сепаратистской окраски, либо установкой подавления секулярных моделей бытия человека в российском обществе. Параллельно осуществляется мифологизация места и роли религиозной жизни в нашем обществе. С расширением зоны влияния православия с одной стороны, а ислама - с другой, ряд представителей духовенства и религиозных активистов связывают коренные преобразования российского общественного бытия на основах религиозной морали и организации поведения по канонам, предписываемым религиозными авторитетами. Правда, чтобы добиться этого, говоря "по-православному", "благорастворения воздухов", потребуется либо оправославить, либо мусульманизировать подавляющую часть населения страны, занимающую ныне "канонические территории" православия и ислама. Придется, однако, попутно покончить и с религиозным плюрализмом, установив взамен религиозную биполярность. При сохранении, разумеется, остальных традиционных религий России в редуцированных состояниях и введении административных ограничений, поддерживаемых агрессивной проповедью и действиями то со стороны православного актива, то актива мусульманского. Отмеченная тенденция - мифологизация реальности в чистом виде. При этом миф, лежащий в ее основе, довольно опасен. Он ориентирует большие группы населения на пересмотр их традиционных религиозных представлений по прописям религиозных активистов. Последовательные попытки его реализации означают устранение современного состояния религиозной плюралистичности. Очевидно, что они возможны лишь при включении административного ресурса, обеспечивающего удовлетворение текущих и долгосрочных притязаний политико-религиозных игроков каждой из этих двух конфессий (с сохранением за остальными законодательно признанными конфессиональными центрами "почетных мест" нейтралов). Подобная модель является, с одной стороны, мало реалистичной; а с другой - провоцирует стремление влиятельных религиозных авторитетов заручиться властной поддержкой своих инициатив. Это, в свою очередь, усилит и без того заметное давление религиозных сил на секулярные основы общественно-государственного устройства, закрепленные в действующей Конституции РФ.
    Таким образом, перед читателем - содержательное исследование одной из важнейших проблем современного религиоведения, развернутое на достоверном социологическом эмпирическом и теоретическом материале. Заслуживает одобрения четкость организации материала. Ей удалось справиться и с гетерогенностью теоретико-методологических подходов, представленных в современной социологии религии, объединив их (вслед за Р. Финке, Р. Старком, У. Бейнбриджем, Л. Ионнаконе) рассмотрением религии как компонента современности, "живущей в условиях свободного рынка, предлагающего различные вариации плюрализма" (С.4). Соответственно, ограничения плюралистичности, характерные для архаических традиционных обществ и стран, отмеченных печатью политического тоталитаризма, обусловлены спецификой функционирования конкуренции людей, идей и учений в условиях вмешательства сил и структур, доминирующих над стихией соревновательных отношений.
    Выделенные положения и особенности книги дают основания заключить, что она станет значимым звеном в развитии теоретико-социологического знания религии в нашей стране и достойно представляет отечественную социологическую мысль зарубежным исследователям этой проблематики.

В.С. Глаголев, доктор философских наук, профессор
(Каргина И.Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма : монография / И.Г. Каргина. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии. - М : МГИМО-Университет, 2014. - 278 с. - (Серия "Научная школа МГИМО")

Док. 678550
Опублик.: 28.01.15
Число обращений: 0

  • Глаголев Владимир Сергеевич
  • Религия, эстетика, культура.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``