В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: Власть в поисках ... реальности: о парадоксах `умной` силы Назад
Надежда Брестовицкая: Власть в поисках ... реальности: о парадоксах `умной` силы
Президент Российской Федерации Путин В.В. - его репутация и авторитет - оказались в центре неустанной заботы правящей элиты США и Западной Европы в течение всего минувшего года . Таковы парадоксы политики "умной силы", проводимой против нашего Отечества: чем ожесточеннее санкции и сопровождающая их риторика , тем больше становилось доверие россиян главе государства. Очевидно, что старания западных партнеров оказались столь успешными, что даже дефолт, вызвавший бурю праведного негодования российских граждан, оказался бессильным перед доверием власти и общества, столь жизненно важным государству в современных чрезвычайных условиях.

В чем проблема?

В необходимости достойной альтернативы западному образцу политики "умной силы", способной обеспечить единство государства и условия построения современного демократического государства.

Об истоках политики "умной силы"

Специалисты утверждают, что термин "умная сила" появился в активной лексике американских политиков после вторжения США в Ирак. Популярность термина связывают с выступлением Х. Клинтон на сенатских слушаний в январе 2009 г.
Есть три типа лжи - просто ложь, наглая ложь и статистика.
Однако, как известно, повод, использованный НАТО для вторжения в Ирак, - лишь очередное свидетельство, что политика, которую на Западе называют "умной силой", зиждется на лжи, о разновидностях которой говорил и Марк Твен.

"Умная сила": новое - хорошо забытое старое

Проблематично установить точную дату превращения лжи в основной инструмент достижения и сохранения власти. Очевидно, что этот эпохальный для человечества выбор, ставший началом того, что сегодня принято называть двойными стандартами, определил изменение концепции власти, превратившейся в процессе эволюции из института, ответственного за сохранение мира, в институт, заинтересованный в целях поддержания собственного социального статуса в перманентном сохранении угрозы нарушения мира.

"Умная сила" II тыс. до н.э.

Современный уровень научного знания позволяет сделать вывод, что приметы традиции двойных стандартов отчетливо просматриваются в истории человечества уже во II тыс. до н.э., когда Рамсес II оставил ярчайший пример превращения лжи в основу государственной политики. Как известно, вернувшись после сражения между сильнейшими державами Ближнего Востока - Египетским и Хеттским царств, которое проходило у г. Кадеш на реке Оронт, он не ограничился объявлением о собственной победе, как сделал и противник. Специалисты утверждают, что на стратегическом уровне битва закончилась "технической ничьей". Однако, положив конец вторжению египтян, результат битвы давали стратегические преимущества для хеттов, особенно ценные, учитывая, что армия воинственного фараона обладала значительным превосходством.

Просто ложь или наглая ложь?

Возможно, счастливо избежав смерти и плена, сохранив остатки армии, понесшей огромные потери, фараон, действительно, ощущал себя победителем над противником, так и не сдавшего Кадеш. Как бы то ни было, правитель Египта инициировал начало реализации грандиозного проекта, должного увековечить победу над хеттами, которую он не одерживал.

Истоки писаной истории

Писаную историю принято считать безусловным подтверждением прогресса человеческой цивилизации . Однако, учитывая появление этого феномена культуры на стыке эпох, определивших становление справедливости права сильного, его оценка уже не представляется столь однозначной. Памятуя актуальность проблемы истории, с которой вновь столь остро столкнулся современный мир, жаждущий переписать и прошлое, и настоящее, следует особо заметить, что это сражение стало первым, отображённым в древних письменных источниках и египтян, и хеттов, что повысило к нему интерес со стороны исследователей. Однако сравнение текстов показало, что хеттские и египетские источники содержать противоположные оценки результатов, подтверждая общность тенденции. Соответственно, традиция фальсификации ставит под сомнение все выводы ученых относительно истории Древнего Египта, сделанные на основе анализа подобного рода свидетельств.

История - средство манипуляции общественным сознанием

Анализ документов подтверждает, что эти бесценные памятники письменной культуры не могут быть источником достоверного знания. К основным, рассказывающим о битве, относятся три различных текста.
Один из них - под названием "Поэма Пентаура" - и по замыслу, и его реализации напоминает гомеровский эпос, прославивший воинские доблести древнегреческих царей, подтверждая глобализм проходящих перемен концепции власти. Конечно, это творение древнего писца уступает греческим по размаху эпических полотен, оставив потомкам также весьма пространный рассказ с многочисленными деталями, должными создать ощущение достоверности и объективности повествования. Сопровождение лирическими отступлениями свидетельствует, что целью автора была апелляция не к разуму, а чувствам соотечественников - прием, работающий безотказно по сей день .
Второй текст содержит короткий рассказ, посвящённый ходу самой битвы, а потому и предполагает изложение повествования в духе скупой немногословности, достойной настоящего воина.

"Позитивная" мифология Рамсеса II

Таким образом, сохранившиеся тексты позволяют сделать вывод, что власть эпохи была озабочена не сохранением знания об апробированном социальном опыте - непременном условии социального прогресса, а созданием позитивной для элиты мифологии, необходимой для утверждения правомерности собственных властных амбиций, о мощи которых еще более красноречиво, нежели искусное слово писца, свидетельствуют знаменитые рельефные композиции. По воле фараона эти грандиозные рельефы были созданы на стенах многих храмовых комплексов, в том числе, в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле в качестве панорамных "иллюстраций" к рассказу о битве. Комментарии к этим иллюстрациям содержит третий текс, известный как "Доклад". В храме Карнак сохранились знаменитые рельефы, на которых представлен триумф египетской армии, громящей жалких хеттов.

Проблема величия власти

Древнеегипетская культура, оставив столь поразительные творения, посвященные возвеличиванию власти, возможно, и явилась той причиной, которая не могла смирить антиковедов с отсутствием образов царей, запечатленных в памятниках минойской цивилизации.
Агония института власти, которая и сегодня демонстрирует агрессивную политику, направленную на нарушение мира теперь уже в общепланетарном масштабе под знаменами "истинной" демократии и борьбы с терроризмом, привела к активизации эксплуатации идей исключительности и величия в США и Западной Европы.
В наследии культуры Древнего Египта, равно привлекательном и для ученых, и для туристов, и приносящим серьезный доход государству, особое место занимают памятники, воздвигнутые в период правления Рамсеса II, присвоившего себе титул "Великий". Как известно, слова о величии, не подкрепленные великими делами, в лучшем случае способно вызвать сочувствие. Думается, упорное самовозвеличивание фараона не только оказалось бессильным перед проблемой процветания общества, но ускорило упадок египетского царства, утратившего былое могущество, достигнутое предшественниками, не называвшими себя ни великими, ни богами, не оставившими о собственном правлении иного памятника - древнейшую культуру, вызывающую восхищение потомков.
Не вызывает сомнений, что управленческие способности воинственного фараона явно уступают его талантам в области эпатажа и саморекламы.
Достаточно вспомнить четырёх двадцатиметровых колоссов, изображающих Рамсеса II, возвышающихся у входа в храм Абу-Симбел. Гигантские статуи буквально подавляют своей монументальностью, что не удивительно, если учесть, что ширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра, длина уха - сто шесть сантиметров, ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра, ширина рта - один метр десять сантиметров. Последователям этой традиции в других культурах не удалось превзойти египтян на этом поприще в грандиозности размаха.

Древнеегипетский вариант моделирование виртуальной реальности

Следует признать, что исследователи с должным юмором относятся к наследию Рамсеса II Очевидно, фараона серьезно не устраивала та реальность, в которой он был смертным земным правителем, не способным успешно решать мирным путем проблему обеспечения достаточного уровня благосостояния подданных, безусловно, необходимого для авторитета власти. Соответственно, не устраивали царя ни система ценностей предков, ни боги, освящавшие высшим авторитетом эти ценности.
Поэтому он начал создавать собственную - альтернативную реальность, в которой, как свидетельствуют памятники настенной живописи, он был бог, который сам себе молился. Возможно, если бы такое случилось с простым смертным и той эпохи, то внимание к его персоне - в лучшем случае - специалистов в известной области, было бы обеспечено.
Однако фараону благополучно удалось в течение долгого, шестидесятисемилетнего царствования (1317 - 1251 гг. до н.э.), править в создаваемой реальности, причудливо сочетающей явь и вымысел. Естественно, заботливо создаваемый мир рухнул после ухода фараона в вечность, не только оставив страх в душах верующих соплеменников. Не мене важно, что посредством оставленных памятников культуры удалось вселить убеждение у специалистов последующих эпох, что его правление оказалось взлетом былого могущества Египта. При этом, как то упускается из виду роль власти той эпохи в судьбе культуры народа, над разумом которого было совершено столь чудовищное насилие. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить судьбу любого, усомнившегося в фантазиях властителя.

"Умная сила" III тыс. н.э.

Современные реалии не позволяют воспользоваться дежурной ссылкой на младость человечества, позволяющей с должной снисходительностью отнестись к опыту, столь удаленному во времени и пространстве. В контексте эволюции человеческой цивилизации, оказавшейся ныне перед реальной угрозой самоуничтожения, эпоха, представившая в истории Древнего Египта феномен правления Рамсеса II, представляет особый интерес. Непременным условием этой власти, как подчеркивалось ранее, стало не сохранение знания об апробированном опыте поколений, необходимого для социального прогресса, но создание условий сохранения собственного престижа любой ценой, в том числе и ценой настоящего и будущего семьи, народа и Отечества.
Отсутствие колесниц, бронзового оружия и текстов на папирусах и глиняных табличках, и прочих примет древнейших цивилизаций бессильно перед очевидностью принципиального сходства: политика "умной силы" III тыс. н.э. западных партнеров, как и политика "умной силы" II тыс. до н.э. древних правителей зиждется на лжи и манипуляции общественным сознанием.

Объективные результаты политики "умной силы" в период II тыс. до н.э. - III тыс. н.э.

Древние авторы документов, увлеченные прославлением побед, одержанных великим фараоном лишь в собственном воображении, упустили из виду сохранение даты битвы при крепости Кадеш, которая остается неизвестной. Согласно разным источникам, она состоялась в 1296, 1290, 1285 или 1275 гг. до н. э.
Не менее проблематично определение хронологических подробностей начала процесса целенаправленного отказа института власти от знания об апробированном социальном опыте в качестве основы развития общества, определяемого по сей день властными амбициями либо отдельных правителей, либо политической элиты, активно использующих для реализации собственных фантазий науку и политтехнологов. Современные реалии наглядно иллюстрируют результаты этих упражнений в жанре фэнтези, растянувшихся на тысячелетия.
Великий Рамсес II, начав с приписывания победы при Кадеше, продолжил созданием колоссов в честь себя любимого, а завершил объявлением себя богом, Современная политическая элита великой западноевропейской культуры, не страдающая издержками верующего сознания, заявив права на мировое господство, превратила всю планету в сплошную горячую точку. Культивируя фашизм в центре просвещенной Европы, демократическая власть вполне готова пересмотреть историю ХХ в.

"У Обамы (?) отклонения в мозгу!"

Обращение к истории человечества, равно как и современные реалии, позволяют сделать вывод, что проблема, в которой заподозрил Д. А. Медведев американского президента, относится к разряду весьма распространенных в политической традиции в течение весьма внушительного периода развития цивилизации homo sapiens.
Действительно: "Это многое объясняет!", - и затянувшуюся странную паузу после скандального заявления премьера Украины, и отсутствие официального приглашения Президенту Российской Федерации на торжества, посвященные освобождению Освенцима советскими солдатами, и освобождение этого лагеря смерти украинцами..... Ложь не имеет пределов. Фантазии продолжаются уже не в древних царствах, а в современной Европе, подарившей миру Гитлера менее века назад.

Выводы

Парадокс политики "умной силы" западных демократий и США заключается, прежде всего, в его направленности на ограничение способности человека пользоваться разумом. Отсюда глобализм масштаба направленности на сокращение доступа большинства планеты к качественному образованию, которое остается основным средством формирования манипулируемого сознания и программирования социального неравенства. Отсюда и борьба за прошлое, и отношение к гуманитарному знанию, которые используются в целях ограничения знания о социальном опыте, столь необходимом для обоснования собственных властных амбиций. Этим объясняется и трогательная озабоченность российским образованием , реформирование которого привело к появлению соотечественников, пребывающих в уверенности, что Солнце вращается вокруг Земли. И никакие усилия интеллектуальной элиты страны не смогли остановить процесс, настолько ослабивший страну, что открыл дорогу НАТО к границам Отечества.
Моральный авторитет, как свидетельствует рейтинг Президента РФ, остается главным для россиян, не способным принять западные либеральные ценности, лишенные нравственного иммунитета. Очевидно, Д.А.Медведев прав, что пришло время нестандартных решений. Нестандартных решений для апологетов политики "умной силы". Единственной достойной альтернативой этой практики может стать российская политика "умной силы", предполагающая открытие творческого потенциала общества.
Признание Президента РФ В.В. Путина, что Россия проявила наивность, веря в незыблемость фундаментальных основ мировой экономики, вселяет надежду на окончание наивной веры в незыблемость политической традиции, основанной на искажении реальности .

Док. 678442
Опублик.: 26.01.15
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``