В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Академик Владимир Чехонин: Все началось с клетки. И будущее тоже заложено в ней Назад
Академик Владимир Чехонин: Все началось с клетки. И будущее тоже заложено в ней
4 июня знаковое событие в мире медицины: открывается сессия Российской академии медицинских наук, впервые целиком посвященная клеточным технологиям.

Накануне корреспонденты "ВМ" встретились с Владимиром Чехониным - академиком РАМН, руководителем отдела фундаментальной и прикладной нейробиологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Он рассказал о нынешнем состоянии и перспективах этой суперсовременной отрасли медицинской науки, а также о проблемах, которые поможет решить открывающийся форум.

- Владимир Павлович, в чем суть клеточной терапии и насколько широка область ее применения?

- Это, можно сказать, в ряде случаев альтернатива трансплантации органов. Только заменяется не целый орган, а отдельные погибшие или поврежденные клетки. Сначала берется достаточно грубая ткань, из которой с помощью высоких технологий выделяют отдельные группы клеток, наращивают их и создают так называемый "клеточный продукт". Его-то и пересаживают в пораженные болезнью органы. То есть клеточные препараты - это своеобразные запчасти для органов человека.

Наибольших достижений ученые добились при разработке методов клеточной терапии заболеваний головного и спинного мозга, печени, сердца. В эксперименте успешно пересаживаются вырабатывающие инсулин клетки поджелудочной железы - это принципиально новая технология в лечении сахарного диабета. Трансплантация стволовых клеток костного мозга помогает вылечить 80 процентов онкологических заболеваний крови у детей. Активно развивается и трансплантация клеток, полученных из пуповинной крови.

В ОЖИДАНИИ ПРОРЫВА

- Весь мир с нетерпением ждет, когда с помощью клеточной терапии удастся поднять спинальников - людей, парализованных после травмы спинного мозга. Скажите, действительно можно ждать прорыва?

- Тут надо четко понимать перспективы лечения. Увы, при полном разрыве спинного мозга клеточная терапия пока бессильна. Но достаточно часто паралич вызван образовавшейся после травмы кистой спинного мозга. При лечении больных клеточными препаратами нередко наблюдается значительное улучшение в состоянии больных, они начинают двигаться. Китайские коллеги сообщают о 50 успешных случаях трансплантации клеток обездвиженным пациентам.

- При каких еще заболеваниях клеточная терапия обещает быть особенно эффективной?

- При терапии инсульта, на долю которого приходится 62 процента в общей структуре инвалидности. Это огромная социальная проблема. Надеемся, что клеточная терапия повысит качество жизни больных.

- Реально ли предотвратить такую страшную инвалидизацию?

- Вполне реально, только лечение надо начинать в первый час после развития инсульта. В этом плане большая надежда на строящийся в Москве на улице Островитянова Институт инсульта. Надеюсь, что скоро он уже откроется. Проект курирует министр здравоохранения Вероника Скворцова, кстати, невролог по своей врачебной специальности. Москвичи смогут получить самые современные виды медицинской помощи, в том числе, думаю, и клеточную терапию.

- А как вы оцениваете перспективы лечения клеточными препаратами опухолей головного мозга?

- Со сдержанным оптимизмом. Перспективы есть, в том числе и в лечении мультиформной глиобластомы, летальность при которой составляет 100 процентов. Дело в том, что даже в случае успешной операции она всегда рецидивирует. Нейрохирург удаляет опухоль, но вокруг нее в неповрежденной на вид ткани уже имеются раковые клетки, которые неизбежно разрастаются. В эксперименте удалось с помощью наших клеточных препаратов добиться торможения роста глиобластомы у подопытных крыс, а в некоторых случаях - даже полного излечения животного.

ПЕРЕСАДКА КЛЕТОК ПОД ЗАПРЕТОМ

- Самое время начинать клинические испытания, использовать накопленный опыт для лечения больных.

- К сожалению, с этим серьезные проблемы. В России отсутствует законодательная база в области пересадки клеток. Остро необходим закон, позволяющий трансплантировать аллогенные препараты (т.е. взятые у одного человека для пересадки другому). Пока это делать запрещено. Проект закона, над которым работали несколько лет, учитывающий интересы профессионалов-клеточников и все юридические аспекты, внесен в правительство, потом он отправится в Государственную думу. Только его принятие позволит легитимно внедрять во врачебную практику наши лабораторные достижения.

Также в законе должен быть четко прописан весь алгоритм действий от правильного забора клеток до применения готовых препаратов. Еще необходимо регламентировать обмен препаратами с зарубежными странами. То же касается и доклинических испытаний на грызунах, а затем апробации на приматах. К счастью, после распада СССР академику Лапину удалось спасти и перевести в Адлер знаменитый сухумский обезьяний питомник. Так что обезьяны есть, имеются и грамотные специалисты, которые оценивают результаты опытов.

ВСЕ ПРОВЕРЯТЬ И НЕ ТОРОПИТЬСЯ

- Что еще вы ждете от открывающейся сессии РАМН?

- У нашей отрасли есть проблемы, требующие скорейшего решения. Обязательно надо создать собственную биотехнологическую базу, чтобы не зависеть от зарубежных поставок. Наладить производство качественного лабораторного пластика, ростовых факторов и сред для культивирования клеток. Не хватает отечественного оборудования. Например, в нашей лаборатории используется единственный на всю страну импактор - прибор для точечного нанесения повреждений лабораторным животным, а также единственный МРТ-томограф для животных. Пока все это покупается за границей за очень большие деньги.

- Кроме уникальной техники, нужны еще и подготовленные научные кадры.

- К сожалению, и в этой области имеется дефицит. У нас хорошие специалисты, они котируются за рубежом. Там работают сейчас шесть человек только из моей лаборатории. Но приток молодежи недостаточен. В российских вузах до сих пор не созданы кафедры клеточной биологии и регенеративной медицины. Специально подготовленных ребят выпускают лишь МГУ и медико-биологический факультет Российского государственного медицинского университета.

- Работа молодых ученых вас устраивает?

- Мы уступаем зарубежным коллегам в культуре научного исследования. Ведь необходимо не только добиться результата в эксперименте, надо еще и правильно его интерпретировать и не переоценивать. Молодым ученым надо привыкнуть правильно ставить контрольные опыты, все тщательно перепроверять, не торопиться с публикацией. В течение двух десятилетий, когда средств на науку выделялось ничтожно мало, были утрачены целые научные школы. И сейчас приходится заниматься их восстановлением.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Впервые термин "стволовая клетка" использовал русский гистолог Александр Максимов (1874-1928). Это произошло ровно 105 лет тому назад. Все эти годы исследованием стволовых клеток занимались тысячи ученых по всему миру. Революционным в этом направлении стал 1968 год, когда трансплантация костного мозга восьмилетнему мальчику привела к исцелению тяжелой формы иммунодефицита. Донором стала сестра мальчика.

В 1988 году Элиан Глюкман доказала эффективность и безопасность применения пуповинной крови в трансплантологии.

В 1999 году журнал Science признал открытие эмбриональных стволовых клеток третьим по значимости событием в биологии после расшифровки спирали ДНК и проекта "Геном человека".

В 2005 году появляются сообщения об успешной трансплантации стволовых клеток при заболеваниях сердечнососудистой и нервной систем, начинаются исследования по их применению при лечении инфаркта миокарда и сердечной недостаточности, ищутся подходы к лечению инсульта и болезней Альцгеймера и Паркинсона.

В 2011 году Инбар Фридрих Бен-Нун из Израиля возглавила группу ученых, которая 0 TD-.вывела первые стволовые клетки вымирающих видов животных. Это был настоящий прорыв - благодаря которому можно спасти виды, которым грозит исчезновение.

В 2012-2013 годах японские исследователи во главе с профессором Митинори Сайто объявили, что они смогли вырастить и оплодотворить яйцеклетки из стволовых клеток и в результате добиться рождения здорового потомства у лабораторных мышей, а также удалось вырастить из стволовых клеток ткани почек, надпочечников и половые клетки.

В 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдала первое разрешение на лечение собственными стволовыми клетками.

СПРАВКА

Академик РАМН Владимир Чехонин - заведующий кафедрой медицинских нанобиотехнологий Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. Пирогова, руководитель отдела фундаментальной и прикладной нейробиологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского; окончил II Московский государственный медицинский институт им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор. Лауреат премии им. Гулевича Российской академии медицинских наук за лучшую работу по медицинской и биологической химии (2001). Заслуженный деятель науки РФ.

Подробнее: http://vm.ru/news/2013/06/03/akademik-vladimir-chehonin-vse-nachalos-s-kletki-i-budushchee-tozhe-zalozheno-v-nej-199164.html

Док. 678270
Перв. публик.: 03.06.13
Последн. ред.: 16.01.15
Число обращений: 0

  • Чехонин Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``