В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Методология прогнозирования СО Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Методология прогнозирования СО

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Методология прогнозирования СО... научная информация, позволяющая повысить реалистичность
прогнозов развития мировой военно-политической обстановки,
необходима как никогда[1]

С. Нарышкин, председатель Государственной Думы ФС РФ


Самая большая трудность в анализе и прогнозе СО это выбор методологии, которая могла бы практически обеспечить исследование огромного числа факторов, формирующих ВПО и их конкретную реализацию в конкретном месте и в конкретное время в СО. С одной стороны, ясно, что даже в абсолютно конкретной СО реализуются те или иные факторы и тенденции, заложенные в развитии МО и ВПО, а, с другой, - их реализация в конкретных обстоятельствах, множество переменных и появление новых факторов ведут к созданию уникальной СО. Та, никто в России в декабре 2013 года не прогнозировал такое стремительное изменение ВПО в Европе, а тем более, что в феврале 2014 года сложится абсолютно уникальная СО на Украине.

Именно поэтому нам нужна некая объективная основа для анализа ВПО и СО. В соответствии с методологией анализа и прогноза СО будет проходить и дальнейшая работа, которая, как показывает опыт, может делаться по разным, порой, даже противоположным методикам и привести к различным результатам. В основу предлагаемой методики положены два исследования: интересов и ценностей (нации, государства) и их реальных возможностей.

Это позволяет избежать изначально искажения в анализе, которое неизбежно из-за субъективного восприятия ВПО и СО.



Наконец, главное в методологии анализа ВПО и СО заключается в том, что такому анализу подвергается огромное число факторов, формирующих ВПО в мире и в регионе, а также десятки наиболее важных отдельных тенденций, существующих в мире[2].



В отличие от прежних методов анализа ВПО, когда анализировалось в лучшем случае десятки факторов (ВВП, численность населения, территория, качество и количество ВС, ВиВТ), такой анализ предполагает, что большинство субъектов МО и ВПО должны быть исследованы по тысячам параметров и критериев. Так, например, один из тысяч субъектов ВПО - государство или организация, - должен быть проанализирован по тысячам параметров, включая переменным величинам, а также (что не менее важно):

- рассмотрены взаимосвязи этого субъекта с другими субъектами ВПО и акторами, включая международные организации, коалиции, союзы;

- проанализировано влияние основных мировых тенденций, например, в области замещения углеводородов другими источниками топлива;

- рассмотрены возможности будущих качественных изменений и новых парадигм в развитии МО и ВПО.

В несколько упрощенном виде это показано в следующей матрице, иллюстрирующей сравнение прогноза простых и сложных систем.



В настоящее время возможно создание таких моделей, где учитывались бы все эти десятки тысяч факторов и тенденции их развития в динамике, а также делались предположения относительно характера будущих парадигм. Это позволяет во многом ослабить трудности анализа СО, связанные с его непредсказуемостью и уникальностью.



Особенно важно эта методика в связи с тем, что в XXI веке уже не существует одного центра силы, предопределяющего ход развития ВПО и будущую СО в своих основных чертах. Ликвидация этой заданности неизбежно ведет к умножению вариантов развития МО, ВПО и их мультипликации в СО.



В качестве упрощенной модели ВПО и конкретной СО предлагается модель анализа и стратегического прогноза, в которой учитываются основные элементы политического процесса, формирующего МО, ВПО и СО.

Как видно из этой модели, каждый из ее элементов является лишь условным обозначением группы факторов, подлежащих систематизации и конкретизации. Это означает, что всего лишь один субъект ВПО и СО может быть и должен анализироваться под самыми разными углами зрения. Достаточно сказать, например, что количество факторов внешнего влияния на политические цели измеряется сотнями субъектов МО, тысячами акторов и тысячами различных международных тенденций. Естественно, что эти факторы можно и нужно систематизировать и группировать, но это не исключает учета их влияния.



Следует также изначально отметить, что "заполнение" каждого из этих элементов может быть очень разным по своей глубине. Так, интересы (и их анализ) можно ограничить, например, только:

- цивилизационными;

- национальными;

- государственными, а можно также их расширить, добавив:

- интересы локальной цивилизации;

- коалиционные;

- классовые;

- групповые, личные и т.д., что, естественно сделает анализ интересов, влияющих на формирование ВПО и СО более полным и точным.

Анализ интересов можно еще больше уточнить, если конкретизировать его по времени ("до настоящего времени", "современные", "краткосрочные", "среднесрочные", "долгосрочные" и т.д.), или по какой-то области: политические, экономические, военно-стратегические и т.д.

В конечном счете детализация этого метода будет зависеть от ресурсов - времени, информации, качества и количества людей и др. факторов. При этом пора понимать, что прогнозирование может быть, как минимум, разделено по времени.

Таким образом можно констатировать, что:



В действительности же можно предположить, что не только долгосрочное прогнозирование, но и среднесрочное и даже краткосрочное должно строиться на основе нелинейного системного анализа и постоянного мониторинга всех факторов и тенденций, влияющих на формирование ВПО и конкретную реализацию СО. Так, невозможно экстраполировать будущее качество и количество ВиВТ, исходя только из сегодняшних данных, которые свидетельствуют о быстрой смене поколений ВиВТ, с одной стороны, и удлиненным их срока службы, - с другой.

[3]

Как видно из графика, средний срок службы увеличился с 5 лет в 1990 г. до 15 лет в 2005 г., а некоторые виды и системы ВиВТ. Находящиеся на вооружении сегодня, в 2015 году, будут на службе и в 2050-е и даже 2060-е годы.

Представляется, что дело тут не в простой субъективности оценок, свойственных, когда речь шла о войнах и конфликтах (а также рыбалке, охоте, любви и т.д.), а о сознательном искажении действительности, политике дезинформации, создания искаженной реальности, которая генералами сетецентрической войны и выдавалась за саму реальность. Иначе говоря, сценарий СО сначала прописывался, создавался в информационном пространстве, а потом под него "подгонялась" действительность.

Роль СМИ в таком сценарии СО совершенно менялась. Из средств информации они сознательно превращались в инструмент дезинформации и создания ложной реальности. Более того, СМИ превращались в случае реализации такого сценария СО по "созданию ложной реальности" в средство вооруженной борьбы. Такое же важное и эффективное, как артиллерия, танки и авиация.

Вплоть до второго десятилетия XXI века не только в высказываниях официальных лиц, но и в основополагающих нормативных документах - Концепции внешней политики, Стратегии национальной безопасности, Военной доктрине России и др. - говорилось о "благоприятной" и даже "уникально благоприятной" внешнеполитической обстановке. То, что эта МО и ВПО радикально изменилась не в пользу России еще в 90-е годы, - не признавалось, а трансформация безопасности России в абсолютную уязвимость - не замечалась.


____________________

[1] Нарышкин С.Е. Вступительное слово / Подберезкин А.И. Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки. М.: МГИМО(У), 2014. Октябрь. С. 3.

[2] Подберезкин А.И. Военные угрозы России. М.: МГИМО(У), 2014.

[3] Congressional Budget Office based on data from the Department of the Army // "The Congress of the United States, Congressional Budget Office. The Army`s Future Combat Systems Program and Alternatives". С. 10.



Док. 678090
Опублик.: 06.01.15
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``