В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гусев: Повестка-2015. Евразийский Союз - реальный вызов стратегического характера... Назад
Александр Гусев: Повестка-2015. Евразийский Союз - реальный вызов стратегического характера...
Александр Гусев: Повестка-2015. Евразийский Союз - реальный вызов стратегического характера...

Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/: сейчас стало очевидно, что вопрос о восстановлении исторического единого политического, культурного и экономического пространства пора официально возвращать в Повестку дня. Что собственно сейчас и происходит на постсоветском пространстве.
Причем должен отметить, что делается это не из-за "ностальгии по Советскому Союзу" или во имя удовлетворения "имперских амбиций России". Императив евразийской интеграции продиктован вполне реальными вызовами стратегического характера.
В первую очередь, речь идет о выживании самой России и исторически связанных с ней народов в обстановке глобального политического и экономического кризиса.
Во-вторых, это связано с изменением баланса сил в мире и, собственно, с переформатированием существующего миропорядка.
В-третьих, Соединенные Штаты показали свою неспособность вести за собой мировое сообщество. Они показали всему миру тупиковость основных принципов американской демократии, основанных на двойных стандартах во внешней политике, неспособности нынешней американской администрации понять и осмыслить суть, происходящих мировых процессов, а также оценить масштабность внутренних противоречий.
Есть ли у нас выбор? Выбор, есть всегда.
Для нас выбор не очень богатый, но он существует, либо нас раздробят и растащат по кускам, что собственно предлагали и Маргарет Тэтчер еще в 80-е годы ХХ века, и Мадлен Олбрайт в 2001 году, позднее Кондолиза Райс, и Хилари Клинтон, совсем недавно, либо мы построим свой мир на пространствах российской империи или постсоветского пространства, кому как удобнее.
Второй вариант и предпочтительнее, и логичнее, потому что, именно в содружестве, наше евразийское пространство существовало как минимум последние тысячелетие. И именно в русле этой логики возникло нынешнее Союзное ядро в составе России, Белоруссии и Казахстана, где государство как действующий институт сохранилось или восстановилось после распада СССР.
Поэтому Казахстан, живущий в степной политической традиции, смог войти в ядро нового Союза наравне с Белоруссией, развивающейся в русской городской политической традиции. И сегодня интегрировать Белоруссию с Казахстаном намного проще, нежели интегрировать Белоруссию с Украиной, несмотря на идентичность культурно-исторической традиции белорусов и украинцев.
В то же время по удивительному совпадению осколки постсоветского пространства с несостоявшейся государственностью к союзным отношениям склонны в гораздо меньшей степени. Вместо этого, Украина, Грузия и Молдавия избрали путь, ведущий в тупик, а следствием такой политики закономерно стал глубокий социальный и этнический кризис, вплоть до гражданской войны.
По большому счету никакого другого выхода, кроме как построить государство союзного типа, у нас нет, т.к. любая республика бывшего СССР, а ныне суверенное и независимое государство, вставшая на национальный путь развития, неизбежно скатится к этническим и социально-экономическим конфликтам.
В Таджикистане не контролируется государственная граница, Азербайджан не может договориться с Арменией за свою часть Карабаха. Грузия и Молдавия вообще утратили территориальную целостность, а на Украине идет гражданская война.
Таким образом, у каждой страны свой национальный тупик, но все они по одиночке подвержены деградации и самоуничтожению, и последующему за этим переходу из субъектов в объекты международного права. Поэтому для национальных республик курс на Евразийский Союз - это курс, прежде всего, на восстановление и сохранение собственной государственности. Это продиктовано не только исторической неизбежностью, но и самой логикой дальнейшего общего развития, а на современном этапе - просто выживания.
В силу этого всем нужно хорошо понять, что без России национальным республикам просто не выжить. Поэтому у России есть цивилизационная миссия - консолидация евразийского пространства.
Не умаляя достоинств то или иной страны постсоветского пространства, ни одна из них не проживет и года без поддержки России. Одних закатают в солончаковую пустыню, вторых - сотрут в порошок афганские талибы, третьих - зачистят радикалы исламского государства, четвертые станут холопами европейских и американских вассалов. Я думаю, что нет надобности продолжать.
Сейчас, чувствуя мощную спину России, лидеры некоторых республик пытаются вести свою, отличную от России внешнюю политику. Так вот это как раз и происходит потому, что они все уверены в поддержке российского государства, поэтому и заигрываются.
Однако сейчас, как никогда необходима сверхконсолидация наших общих усилий на выбранных нами стратегических направлениях, где уже концентрируются усилия наших недругов. Поэтому процесс сверхконцентрации усилий сейчас особенно важен и, прежде всего, потому, что необходимо восстановление государства союзного типа.
Неудивительно, что первым действительно успешным примером интеграции на постсоветском пространстве стал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Учитывая специфику экономики евразийских республик, с сильной долей государства, создание Таможенного союза стало возможным только с участием государства в качестве регулятора и арбитра, в которой равноправно представлены все союзники.
Кстати, ничего нового в Таможенном союзе нет. По схожему принципу создавался Европейский союз, который изначально назывался "союзом угля и стали", подобные союзы существуют и работают в Южной, Латинской и Северной Америке и в Азии.
Поэтому глубоко ошибаются как те, кто видит в Таможенном союзе неоимперские усилия Кремля, так и те, кто критикует его за излишний "экономический прагматизм".
Смысл Таможенного союза в том, что это первый уровень интеграции, построенной на универсальных принципах.
Если представить все постсоветское пространство в виде пространственно-территориального и структурно-функционального кластера, состоящего из трех основных зон интеграции, то Таможенный союз и ОДКБ следует рассматривать как ядро кластера, Евразийский экономический союз, как экспериментальную зону, а Содружество Независимых Государств - как буферную.
В силу этого интеграция - это процесс, а не единоразовое действие. При этом никто не застрахован от ошибок. Уже сегодня наравне с прорывами в торговой интеграции в Таможенном союзе наблюдается ряд негативных тенденций. И это нормально, потому что пока не будет сбалансирован уровень развития, неизбежны потери в отдельных секторах экономики. И задача национальных правительств как раз компенсировать эти потери за счет национальных ресурсов, а не торпедировать торговую интеграцию.
Поэтому к Таможенному союзу стоит относиться как к интеграционному проекту первого уровня, за которым последует дальнейшая, более глубокая интеграция. Кто-то из евразийских республик двинется дальше и войдет в военно-политический союз, кто-то останется на уровне торгового партнера.
Есть и еще одна важнейшая особенность постсоветского пространства, заключающаяся в том, что все народы, населяющие ранее Российскую империю, а позднее - Советский Союз, привыкли жить под общей системой безопасности, которую обеспечивали советские вооруженные силы, а сейчас силы ОДКБ.
Поэтому в России, Белоруссии, Казахстане и других национальных республиках, готовящихся вступить в Союз, происходят стремительные процессы взаимодействия и кооперации, прежде всего, в военной сфере. Союзное ПВО России и Казахстана, военные базы России в Киргизии и Таджикистане, контингенты миротворцев в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии, открытие военной академии ОДКБ в Ереване и внешние гарантии безопасности для Карабаха, новая авиабаза в Белоруссии и допуск белорусских предприятий в российское ВПК.
Наша военная интеграция является не только основанием для выхода на следующий уровень интеграции после Таможенного союза или Евразийского экономического Союза, но и ключевым требованием к любой национальной республике, стремящейся стать союзной. Отсутствие внутренних границ и свободное перемещение товаров, людей и капиталов внутри должно быть обеспечено безопасностью на границах внешних.
Сегодня контуры военно-политического союза четко просматриваются в ОДКБ - Организации договора о коллективной безопасности, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан. Конечно, организационная структура ОДКБ еще слишком аморфна и зачастую напоминает совещательный клуб. Но по мере развертывания военно-политической интеграции на постсоветском пространстве, мы видим новые организационные контуры будущих союзных вооруженных сил, а учитывая испытания, которые предстоят будущему Союзу после вывода войск США из Афганистана, рисков гражданских конфликтов на Украине, в Молдавии и в Причерноморском регионе, организационная структура ОДКБ будет пересмотрена в ближайшие годы. Чем интенсивнее игра наших оппонентов, тем быстрее будут сформированы союзные вооруженные силы и тем крепче станет военно-политический союз.
Те, кто считает, что военная интеграция и обеспечение союзной безопасности возможны без политической интеграции, либо не понимают сущности исторических процессов, либо намеренно вводят в заблуждение общественность.
Союзная безопасность - это вопрос в первую, вторую и третью очередь политический, поэтому не надо бояться дискуссий о передаче части суверенитета в пользу союзного центра. Безопасность в отличие от торговли не может строиться сетевым образом, т.к. вопрос безопасности - это всегда вопрос дисциплины и пошаговой реализации проекта, будь то союзное ПВО или миротворческая операция.
И, наконец, безусловно, всем национальным республикам придется столкнуться с сопротивлением национальной элиты, которая не захочет отказываться от собственного суверенитета и опять оказаться "под пятой старшего брата". И, нужно признать, сейчас такие настроения превалируют среди региональных элит.
Но в этом и заключается вызов к региональным элитам.
На смену националистическим элитам должны прийти элиты союзного типа, которые будут руководствоваться верховенством союзных интересов, превалирующих над интересами частными или национальными.
А тем представителям националистически настроенных элит, кто не способен преодолеть в себе узость национального мышления и осмыслить преимущества интеграции, могу посоветовать заняться чем то другим, например, торговлей, благо для этого открываются колоссальные возможности Евразийского экономического союза...

Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/ 29.12.2014 года

Док. 677949
Опублик.: 29.12.14
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``