В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обзор социального блока программ российских партий Назад
Обзор социального блока программ российских партий
Изучены программы Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР), партии "Правое дело", партии "Справедливая Россия", недавно созданной партии "Родина: здравый смысл" (РЗС) и Российской объединенной демократической партии "Яблоко" в части, касающейся здравоохранения.
1. КПРФ ограничилась единственной строчкой о здравоохранении в Программе партии1: - обеспечить общедоступность и высокое качество здравоохранения.
2. Выдержки из Программы ЛДПР - Социальная политика: от бедности к достатку2: ЛДПР за восстановление государственной системы бесплатного здравоохранения при допустимости коммерческого здравоохранения только как дополнения к государственному. Предлагаем принять закон о частных, коммерческих и прочих негосударственных лечебных учреждениях. За счет высоких налогов с этих медицинских учреждений нужно резко повысить зарплату врачам и другим работникам в бесплатных лечебных заведениях. Необходима последовательная и радикальная модернизация системы здравоохранения с упором на точную диагностику, усиление внимания медико-социальных органов к здоровью матери и ребенка, повышение профилактических мероприятий в этой области, развитие сети дошкольных учреждений, бесплатное обеспечение детей медикаментами, детским питанием.
3. Выдержки из Программы партии "Правое дело" - "КАПИТАЛИЗМ ДЛЯ ВСЕХ"3: Мы считаем, что социальная система "Капитализма для всех" должна базироваться на развитии рынка, вовлечении российских граждан в активную экономическую деятельность, создании новых рабочих мест в частном секторе... Только создание такой качественно новой экономической и институциональной основы гарантирует развитие на конкурентной основе пенсионной системы, систем социального страхования, образования и здравоохранения, обеспечения жильём, развитие независимых профсоюзов, что в совокупности создаст надёжную основу для достойной жизни, в том числе экономически неактивного населения, позволит окончательно победить бедность в России. Мы выступаем за то, чтобы: - На всей территории России должны быть гарантированы единые минимальные, достойные, социальные стандарты бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения и культуры. Финансирование этих стандартов должно быть обе
спечено, прежде всего, из местных бюджетов, а в необходимых случаях - за счет публично контролируемых субвенций из федерального бюджета. - Пересмотреть систему разграничения полномочий в социальной сфере между центральной властью и местным самоуправлением. Именно на муниципальном уровне, под пристальным контролем избирателей должны решаться основные вопросы жизнедеятельности человека, его семьи и домохозяйства: дошкольное и школьное образование, медицинская помощь, жилищно-коммунальная сфера, организация общественного транспорта, пользование услугами библиотек, музеев и других учреждений культуры. Налоговая система и межбюджетные отношения должны быть пересмотрены с тем, чтобы органы местного самоуправления могли иметь собственные устойчивые источники финансирования для полноценного исполнения своих обязательств перед гражданами на уровне, не ниже предусмотренных общенациональными - едиными - стандартами... - Нам нужна реформа системы здравоохранения на базе широкого развития добровольного медицинского страхования, при обеспечении государством качественного бесплатного медицинского обслуживания для социально-незащищенных групп населения. В самые ближайшие годы бюджетные расходы на здравоохранение в России должны вырасти не менее чем до 5-7% ВВП.
4. Выдержки из Программы партии "Справедливая Россия"4: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Здоровье нации является главной ответственностью социального государства. "Бедная" медицина - одна из основных причин бедности населения. Реформа здравоохранения не дала видимых результатов. Состояние здоровья населения России ухудшается, о чем свидетельствуют показатели заболеваемости, смертности, ожидаемой продолжительности жизни. Ежегодные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в которых прописаны различные квоты на медицинские услуги, - неэффективны. Высокотехнологичная медицина по-прежнему недоступна широким слоям населения. Продолжается неконтролируемый рост платности медицинских услуг. Усиливается имущественное расслоение кадрового состава медицинского персонала. Введенная система обязательного медицинского страхования (ОМС) оказалась несправедливой и ненадежной. Денежные средства, собранные по линии ОМС, передаются в управление частным страховым компаниям, которые не отвечают за результаты лечения. Государство плохо контролирует соотношение стоимости медикаментов и платежеспособности населения, оборот и качество лекарственных средств. Партия требует принятия федерального закона "О государственных гарантиях медицинской помощи". Закон должен установить гарантируемые государством современные медицинские стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и высокотехнологичные медицинские услуги. Наша цель - обеспечить доступность качественного медицинского обслуживания для всех граждан России независимо от дохода, социального положения и места жительства. Партия добьется того, чтобы государственные расходы на медицину соответствовали рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и составляли не менее 5% ВВП. Будут привлечены дополнительные источники финансирования здравоохранения, в том числе из средств фонда социального развития, части акцизов от продажи табака и алкогольной продукции, отчислений от доходов игорного бизнеса. Для всех уровней государственного управления должны быть поставлены конкретные цели и ориентиры эффективной деятельности: снижение смертности, повышение рождаемости, сокращение заболеваемости, повышение продол
жительности жизни, достижение определенных показателей уровня и качества жизни, улучшение состояния окружающей среды, устранение негативных тенденций в образе жизни. Целью нашей политики в области производства лекарственных средств является создание конкурентоспособного отечественного промышленного комплекса, соответствующего международным требованиям, обеспечивающего
здравоохранение качественными, безопасными и эффективными лекарствами. Партия считает необходимым: o Четко определить пропорции бесплатной, страховой и платной медицины в отечественном здравоохранении. Исходя из реальных доходов населения, оптимально распределить финансовую нагрузку по охране здоровья между работающими по найму, работодателями и государством. o Устранить устаревшие и неэффективные структуры отечественного здравоохранения. Его стержнем и стратегической задачей должны стать профилактика и оздоровление. Законодательно закрепить проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения, обеспечивающего раннее выявление заболеваний и их эффективное лечение, ввести всеобщую бесплатную диспансеризацию населения. o Внедрить в практику эффективные формы и методы государственного санитарно-эпидемического надзора. o Повысить доступность медицинской помощи для сельского населения. Активно внедрять телемедицину, обеспечивающую информационную поддержку практикующих на селе врачей. o Установить жесткий государственный контроль над соотношением стоимости медикаментов и
платежеспособности населения, оборотом и качеством лекарственных средств. o Утвердить предельные цены на лекарственные средства, распределяемые по линии дополнительного лекарственного обеспечения, создать систему государственных социальных аптек. o Добиться полного реального бесплатного лечения детей за счет средств федерального бюджета. o Законодательно закрепить за врачами, работающими в системе государственной медицины, статус госслужащих с соответствующим повышением оплаты труда и социальными гарантиями, установить льготы для сельских врачей (целевые субсидии на приобретение жилья). o Создать Министерство здравоохранения. o Полностью запретить рекламу лекарственных средств на телевидении и радио.
Из действующей модели обязательного медицинского страхования надо исключить частные страховые компании, заменив их некоммерческими страховыми организациями - больничными кассами. Пациент должен иметь свободу выбора больничной кассы, лечебного учреждения и врача. Мы будем расширять хозяйственную самостоятельность руководителей учреждений здравоохранения с сохранением этих учреждений в государственной и муниципальной собственности. Большое значение мы придаем научному сопровождению здравоохранения, финансированию медицинской науки на основе государственного заказа. Мы будем отстаивать права пациентов и врачей, добиваться обеспечения им надежной юридической защиты, улучшения доступа к медицинской информации, поддерживать развитие общественных организаций, способствующих распространению современных норм медицинской этики.
5. Выдержки из Расширенных тезисов программы партии "Родина: здравый смысл (РЗС)"5 (Михаил Делягин) - Раздел II. Социальные гарантии: ...10. Реализовать проект "Социальный пай", по которому каждый гражданин России пожизненно и без права наследования получает свою долю (пай) всей государственной (общенародной) собственности страны, включая ее природные богатства. Ежегодно при составлении бюджета государство должно определять, какую часть доходов от государственной (общенародной) собственности следует инвестировать в развитие страны, а какую часть передавать непосредственно граж
данам (каждому гражданину России - равную долю). При этом каждый гражданин России ежегодно должен получать отчет об управлении государственной (общенародной) собственностью, включающий указание на ее доходность, и свою долю от доходов, которые она приносит. В случае заинтересованности гражданин России должен иметь право получать (через Интернет) исчерпывающе полную информацию во всем связанным с этим вопросам, высказывать предложения и требования. В рамках этого проекта добыча и переработка природных ресурсов страны должна осуществляться исключительно под народногосударственным контролем. 11. Ввести жесткий контроль качества всех продаваемых в России товаров (особенно продовольствия и лекарств) и оказываемых россиянам услуг по стандартам, действующим в Белоруссии и Евросоюзе (из двух групп стандартов применять более жесткие). 12. Обеспечить доступность здравоохранения и образования, а также контроль качества за их услугами. Ввести обязательную диспансеризацию всего населения. Приравнять полностью занятых работников бюджетных предприятий здравоохранения и образования к госслужащим.
Решительно отделить "медицину комфорта", являющуюся специфическим видом предпринимательства, от "медицины жизнеобеспечения", сохраняющей жизнь и здоровье и являющейся общедоступной и качественной для всех граждан вне зависимости от их уровня доходов. 13. Ликвидировать как категорию бизнес, паразитирующий на расходах бюджета, в первую очередь социальных...
6. Выдержки из Программы Российской объединённой демократической партии "Яблоко"6- "Демократический манифест" (XIII Съезд РДП "ЯБЛОКО", 11 июня 2006 года): Наш ориентир - общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки. Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать. ... Социальный рынок - это организованная экономика, в которой правовое регулирование свободных рыночных сил имеет своими целями социальные результаты: - благосостояние всех граждан России через их максимально возможный доступ к благам, распределяемым рыночным путем, а также - гарантии достойного существования - в случае невозможности такого доступа. Социальный рынок - это система, при которой государство создает институты, регулирующие игру рыночных сил, не диктуя им свою волю.
Цель - сделать Россию страной, удобной и безопасной для жизни. ...
Семь шагов к равенству возможностей. Предложено Г. Явлинским для выборов "Яблока" в 2007-08 годах7. ...Шаг седьмой: инвестиции в образование, экологию и медицину Обеспечиваются единые стандарты доступа к услугам образования и здравоохранения. Здравоохранение. Медицинская помощь разделяется на социальную и коммерческую. Первая финансируется из бюджета по нормативам, постепенно приближающимся к мировым стандартам, вторая - через фонды страхования. Поборы в учреждениях социальной медицины запрещаются.
Таким образом, во всех шести изученных партийных программах социальный блок затрагивается, но по-разному, с неодинаковой степенью детализации цели, средств и инструментов ее достижения, предлагаемых каждой партией, методов инсталляции в среду общества и государства, прогнозируемых результатов. Общее для всех шести изученных партийных программ - это то, что все декларируют желаемое, т.е. ЧТО, но ни одна не демонстрирует путей, т.е. КАК к этому придти. Наиболее лаконичной является программа КПРФ: всего лишь "обеспечить общедоступность и высокое качество здравоохранения", наиболее многословной - программа партии "Справедливая Россия". Различий - не так много. ЛДПР ратует за восстановление прежнего здравоохранения (понятно, без предложения путей, как этого добиться), а налоговое бремя в пользу него перенести на частную медицину. Партия "Правое дело" предлагает тотальный рынок, в том числе и в социальной сфере, видя выход в перераспределении полномочий между публичными институтами, а для здравоохранения - в развитии добровольного медицинского страхования. Партия "Справедливая Россия" предлагает, с одной стороны, сохранение учреждений здравоохранения в прежней публичной собственности, с другой - поиск пропорции бесплатной, страховой и платной медицины в отечественном здравоохранении. Совсем уж экзотическую модель "социального пая" предлагает новорожденная партия РЗС Михаила Делягина с тем, чтобы одновременно "закрутить гайки" - запретить многое, "ввести жесткий контроль качества" товаров, стандартизировать оставшееся и извести "бизнес, паразитирующий на расходах бюджета, в первую очередь социальных" (вероятно, имеется в виду частная медицина). С "гарантируемыми государством современными медицинскими стандартами и объемами бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и высокотехнологичные медицинские услуги" к этому примыкает программа партии "Справедливая Россия". Напротив, партии "Правое дело" и "Яблоко" ратуют не за медицинские стандарты, а за "стандарты доступа" или за "социальные стандарты бесплатного доступа" к услугам здравоохранения. За увеличение доли здравоохранения в ВВП выступают партии "Правое дело" и "Справедливая Россия", не упоминая о путях повышения эффективности вложений в социальной среде. Программа партии "Яблоко" различает медицину "социальную, финансируемую из бюджета по нормативам, постепенно приближающимся к мировым стандартам, и коммерче
скую, финансируемую через фонды страхования", в то время так партия РЗС Михаила Делягина отделяет "медицину комфорта", являющуюся специфическим видом предпринимательства, от "медицины жизнеобеспечения", сохраняющей жизнь и здоровье и являющейся общедоступной и качественной для всех граждан вне зависимости от их уровня доходов. Наиболее взвешенной - хотя и не конкретной, наравне с прочими
- выглядит программа РОДП "Яблоко": она, по крайней мере, выделяет понятие социального рынка как организованной экономики, в которой правовое регулирование свободных рыночных сил имеет своими целями социальные результаты, притом что рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России, а задача государства - в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать. Про рынок в социальной сфере, его организацию и отличия от рынка в реальном секторе экономики, однако, не сказано. В целом, изученные программы российских партий в части социального блока демонстрируют, что они лишены понимания реального устройства социальной сферы в современных условиях, чтобы быть пригодными для его изменения. Суть такого непонимания в общем виде состоит в следующем: 1. Непонимание роли экономики в социальной сфере. Социальный результат есть следствие экономической деятельности в социальной сфере, а не деятельности бюрократии или государственного финансирования. Те, кто производит товары, выполняет работы, оказывает услуги в социальной сфере, создают продукт, реализуемый за плату, вне зависимости от того, кто его
оплачивает. Тем самым социальная сфера складывается в гражданском обороте, в отношениях товарообмена. 2. Неразличение бюджетной и социальной сферы. Социальная сфера не тождественна сфере социальной. Социальная сфера существует в обществе, а не в государстве, как сфера бюджетная. Именно приведение социальной сферы к правилам сферы бюджетной делает ее неработоспособной, поскольку бюджетная сфера не предназначена для товарообмена. Товарообмен возможен только за пределами бюджетной сферы, в гражданском обороте, в обществе. 3. Неразличение публичных и частных институтов в социальной сфере. Бюджетная сфера охватывает публичные институты (государственной власти и местного самоуправления), которые функционируют по правилам предписаний, в то время как социальная сфера функционирует по правилам свободы в гражданском обороте, по которым действуют составляющие ее институты, включая государство, участвующего в товарообмене в пользу граждан. 4. Неразличение финансовых и товаропроизводящих институтов, рынков товаров, работ, и услуг, рынков В2В и В2С и обслуживающей их инфраструктуры в социальной сфере. Интерес производителя
продукта (товаров, работ, услуг) состоит в том, чтобы получить их денежный эквивалент, цену, в том время как интерес приобретателя - чтобы получить продукт. Противоположность интересов и формирует товарообмен, в том числе в социальной сфере. И интересы того, кто оказывает услуги, не оцениваются мерой интересов заказчика, как и наоборот. Продукты товарообмена - разные, и к материализованным товарам неприменима мера оценки услуг, и наоборот. Нужды тех, кто оказывает услуги гражданам, в товарах, работах, услугах для их производства, иные, чем нужды самих граждан. Все это приводит к необходимости делать соответствующие различия, в том числе и для целей формирования партийных программ. 5. Непонимание роли государства в социальной сфере. Государство осуществляет социальную политику
в гражданском обороте социальной сферы посредством размещения финансовых средств в интересах общества. Предметом социальной политики государства является управление денежными средствами, обращаемыми на финансирование экономической деятельности в социальной сфере с социальным результатом. Экономический, а не административный характер управления соответствует условиям гражданского оборота в социальной сфере. Таким образом, в существующем виде изученные партийные программы в части социального блока являются в значительной мере популистскими, не соответствующими действительному устройству социальной сферы в стране в условиях капитализма и потому - невыполнимыми. Чтобы стать реальными, они должны быть построены на существующих в стране реалиях.

Док. 677767
Опублик.: 22.12.14
Число обращений: 0

  • Тихомиров Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``