Доклад на заседании общественной палаты рф 22 сентября 2010Назад
Доклад на заседании общественной палаты рф 22 сентября 2010
Предлагаемый законопроект порождает много вопросов. 1. КАКОВА ЦЕЛЬ ЗАКОНОПРОЕКТА? В представленном виде это - не восстановление жизнеспособности отрасли, а тоталитарное ее окормление ведомством. Законопроект явно устанавливает подведомственность отрасли. Между тем отрасль не тождественна границам юрисдикции ведомства. Настоящая цель закона - создать не ведомственную вотчину, а правовую основу общественных отношений в отрасли. 2. ИСПРАВЛЯЕТ ЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ ПОРОКИ ПРОШЛОГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ СМЫСЛ? Нет. Он даже не основан на выявлении таких пороков. Сохраняя системную неработоспособность модели Семашко в современных условиях, законопроект в этом ничем не отличается от действующих Основ законодательства об охране здоровья граждан. Между тем бюджетноучрежденческая организация отечественного здравоохранения - это то главное, что его отличает от зарубежных аналогов. За рубежом - здравоохранение ДЛЯ общества и В обществе. У нас - здравоохранение ДЛЯ ведомства и В государстве. 3. ПРАВИЛЬНО ЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ ПОЗИЦИОНИРУЕТ ИНТЕРЕСЫ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЖИЗНЕСПОСОБНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ И ПРАВОВЫМ ЗАКОНОМ? Нет. Он мерой финансирования отрасли регулирует деятельность практического здравоохранения, мерой ведомственного диктата - права пациентов и т.д. Между тем сфера охраны здоровья шире границ ведомства, а каждый из участников общественных отношений в этой сфере мотивирован своими личными и групповыми интересами, чтобы слепо следовать указаниям ведомства или предписаниям такого закона. Не законы и не ведомства устанавливают интересы, а интересы подлежат учету законами и ведомствами.
Как противоположны интересы продавца интересам покупателя, так же противоположны интересы финансовых и производящих медицинские услуги институтов, исполнителей и заказчиков медицинских услуг, поставщиков товаров медицинского назначения и покупателей и т.д. А правам всегда корреспондируют обязанности - свои и чужие - корреспондируют в жизни, а не только декларируются на бумаге. Простой констатации законопроектом прав и обязанностей в отрыве от реальных интересов участников общественных отношений в сфере охраны здоровья явно недостаточно. 4. КАКОВА ЦЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ?
Это - соответствие отрасли установкам ведомства. Это - не достижение социального результата, как можно было бы подумать. Между тем здравоохранение в стране существует не ради наличия отраслевого ведомства, а отраслевое ведомство существует ради социального результата. Социальный результат в отрасли зависит от того, насколько эффективно государство в своих вложениях в сферу охраны здоровья, т.е. как работают государственные средства, конвертируя экономическую эффективность производителей медицинских услуг в социальный результат. Следовательно, государство в сфере охраны здоровья участвует средствами казны в гражданском обороте, в котором создается социальный результат. Отсюда цель здравоохранения по законопроекту, цель государства и ведомства в здравоохранении - это создать и пестовать гражданский оборот в отрасли ради достижения социального результата. 5. ЧТО ДАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБЩЕСТВУ? Пациентам - здоровье? Врачам - достойную оплату профессионализма? Нет. Потому что ничего в отрасли не меняет, а загромождает искусственными конструкциями типа
Комиссии по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровья пациентов, Порядков и стандартов. Нет и потому, что действующая организация здравоохранения, как нельзя более пригодная для социализма, уже более двух десятилетий пребывает в кризисе, демонстрируя невозможность адаптации к ныне существующим в стране условиям без коренного переустройства. Нет еще и потому, что постоянно воспроизводящиеся следствия несоответствия организации здравоохранения реалиям свидетельствуют о ее системной порочно
сти, также системно отражаясь на кошельках и здоровье граждан. Требуется перезапуск российского здравоохранения. И ведомство в существующем виде этому - не в помощь. Подводя итоги сказанному, следует констатировать простую мысль: стране нужна другая организация здравоохранения, а для этого - новая парадигма, теория в ее основе, соответствующая времени и условиям. Нынешнее законотворчество ведомства - это путь в никуда.