В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Корчагин: Теневая экономика в России растет Назад
Юрий Корчагин: Теневая экономика в России растет
Теневая экономика в России была и остается одной из самых больших в мире по доле в ВВП, являясь производной от высокой коррупции и тяжелой голландской болезни. Падение цен на нефть и газ давно ожидалось экспертами, как и обвал курса рубля, рост инфляции и падение экономики РФ. Привыкли жить на легкие нефтегазовые деньги и разучились зарабатывать их в тяжелом и качественном повседневном труде.

Теневая экономика в больших размерах - продукт неэффективного, коррумпированного и слабого государства. Доля теневой экономики, а также неформальной экономики, отражает уровень коррупции и криминализации страны или региона. В РФ доля неформальной экономики не уменьшается, а в 2014 году даже выросла. А в Воронежской области за последние два года доля неформальной экономики существенно снизилась (диаграмма 1), если, конечно, верить официальной статистике. И здесь налицо успехи у региона, "серая" экономика, а с ней и "черная" (теневая), наконец-то, пошли на убыль, трансформируясь в светлую. Вопрос надолго ли в условиях глубокого кризиса, роста инфляции и санкций?


Теневые успехи и неудачи



Почему воронежская теневая экономика сокращается, а российская растет? Где прячутся наши трудовые резервы? Где зарыта "теневая собака"? И сколько можно кормить из бюджета "теневые" регионы? Попробуем ответить на эти важные для российской и воронежской экономики вопросы.

По оценкам Всемирного банка, общая доля теневого сектора в РФ составляет 43% от ВВП, тогда как в Китае - 13%, в Швейцарии - 8%, в Израиле - 6,6%. И вы думаете, почему Китай так и прет вверх в экономике, опередив США и став уже самой мощной по величине ВВП экономикой мира? Да потому, что преступность, коррупция и теневая экономика в Китае жестоко и беспощадно подавляются. Особенно коррупция. Именно она генерирует высокую преступность, сращиваясь с ней. Ну и в Китае, как в прошлом в Сингапуре, высших по чинам и объемам взяточников и мошенников расстреливают гласно, примерно и наглядно. Неверно утверждение, что жестокостью наказания коррупцию не снизишь. Государства с китайским населением - тому пример.

Конечно, взяточники и мошенники не исчезают и не исчезнут совсем, но опустить их число до допустимых международных верхних пределов вполне возможно и в РФ. Иначе в условиях высокой коррупции и влияния криминала, инновации, высокие технологии и предприимчивость гаснут, подавляемые криминалом всех видов, как это и имеет место в РФ. Знания и профессионализм в криминальной среде не производятся и не востребованы. Вместо них гонят ложные инновации.

В криминальной среде широко используются "высокие" технологии, как и сами профи, работающие на сам криминал, включая технологии интернета, средств связи, наблюдений, психологических и иных воздействий на человека.

В РФ только в секторе неформальной экономики, по данным Росстата, было занято в 2013 году 14,1 млн чел или 19,7% от общего числа занятых в экономике. К ноябрю 2014г. число занятых в неформальном секторе РФ выросло на миллион - до 15,2 млн чел.

Среди развитых стран Западной Европы лидером по теневой экономике является Бельгия: в 2013г. - 16,4% ВВП, в Германии - 13%, во Франции - 9,9%, в Великобритании - 9,7%, в Нидерландах - 9,1%, а в странах восточной Европы - около 30%.

Теневая экономика - часть экономики, не платящая налоги. Состоит из неформальной экономики (разрешенные законодательством виды деятельности) и доли экономики из запрещенных законодательством видов деятельности (проституция, наркоторговля, изготовление и торговля оружием, шантаж и вымогательство, заказные убийства и увечья, рэкет и др.).

Для развитых стран (исследования австрийца Фридриха Шнайдера) наблюдается устойчивый тренд снижения доли теневой экономики относительно ВВП: для ЕЭС - в среднем с 22% в 2003 году до 18% в 2012г. Для ОЭСР - с 13% до 8-9% ВВП, соответственно. Страны ЕЭС и ОЭСР успешно справляются с коррупцией и снижают долю теневой экономики.



Коррупцию подавляют международное противодействие,

создание рабочих мест и эффективность труда



В странах ЕЭС и ОЭСР борьба с коррупцией ведется на основе международного опыта, сотрудничества и "Конвенции ООН против коррупции", включая ее статью 20, в которой прописано, что сами чиновники, а не кто-то иной, должны объяснять происхождение своего богатства. Россия игнорирует 20 статью. И негативные результаты борьбы с коррупцией у нас налицо, хотя дело не только в 20 статье.

В рейтинге Индекса восприятия коррупции "Transparency International" за 2014 год наверху расположились только развитые в технологическом отношении страны: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Канада, Австралия, Германия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Япония, Гонконг, США, Ирландия. Аналогичной ситуация была и в прошлые годы.

Если этот список сравнить с рейтингом процветания стран за 2014 год, то в первой двадцатке те же страны. Процветают страны, где в основном прилежно и качественно работают, где низка коррупция.

Сингапур и Гонконг в исторически короткие сроки вошли в число самых развитых и богатых стран мира, подавив коррупцию, а с ней и преступность. В Сингапуре до сих пор сохраняется авторитарный режим и низок уровень развития демократии. Зато он в лидерах по экономической свободе.

У нас же экономическая свобода и конкуренция минимальны. РФ в рейтинге по экономической свободе - в конце списка "преимущественно несвободных" стран. И в 2014 году Россия опустилась на одну позицию, заняв 140 место (51,9 балла по Индексу экономической свободы). Это ниже средних мировых и региональных уровней (среди 43 стран Европы РФ - 41-я). Недаром по экономическим статьям было осуждено более 200 тыс. чел. В то же время количество осужденных в РФ за преступления, связанные с коррупцией, постоянно сокращается, по данным главы Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева.

В итоге коррупция даже растет. В только что вышедшем рейтинге по Индексу восприятия Коррупции за 2014 год (индекс РФ - 27) РФ опустилась на 136 место и расположилась рядом с Нигерией, Ираном, Камеруном. В 2013 году была на 127 (28 баллов), в 2012г. (28) - на 133. Соответственно и высокая преступность в стране не снижается.

Несколько одиноко в мире, да и в стране со стороны сообщества экспертов, прозвучало недавнее выступление главы президентской администрации Сергея Иванова о якобы низком качестве этого общепризнанного в мире рейтинга. И о предвзятости его экспертов по отношению к РФ. Сдается, что оценка была бы иной, если бы ни падение РФ в рейтинге на 8 позиций за год.

Индекс восприятия коррупции составлен экспертами независимой организацией Transparency International в 20-й раз. Он основывается на экспертных оценках и агрегирует интегральные показатели других авторитетных организаций. Агрегация надежных и качественных сложных индексов - обычный метод повышения качества рассчитываемого специализированного индекса и рейтинга. Сергей Иванов даже указал иной рейтинг, более подходящий для РФ, по его мнению. Так давайте и будем тогда подбирать подходящие для российской власти рейтинги: где мы повыше - тот и наш. Будем изготавливать свои, сугубо суверенные рейтинги по лекалам высших чиновников. И быть впереди планеты всей по цифрам. И позади по делам, качеству жизни и существу.

Учиться надо эффективности противодействия коррупции у стран, снизивших ее. И реально бороться с ней, а не заниматься имитацией да изготовлением "хороших" цифр, показателей и "суверенных" рейтингов.

А пока у питерской команды что с противодействием коррупции, что с экономикой, что с эффективностью государства, что с футболом и хоккеем - мало что получается.

Тем временем, коррупция множит преступность. И в рейтинге по преднамеренным убийствам - международном индикаторе уровня общей преступности - РФ тоже на низком 154 месте из 219, после Гвинеи и Габона. Тут уж не обвинишь кого-то за границами. Статистика для рейтинга использована официальная - от Росстата.

Коррупцию снижением штрафов не снизишь существенно. Необходим мощный кнут, а лучше "плаха и топор" для главных коррупционеров во власти. И "пряник" в виде штрафов для заблудших медиков, преподавателей и других мелких взяточников. Только жесткие, но справедливые и неотвратимые наказания для крупных коррупционеров вплоть до смертной казни способны снизить коррупцию. Международный опыт доказал это.



Резервы трудовых ресурсов Воронежской области и РФ в тени



В 2009 году доля занятых в неформальной экономике Воронежской области, по Росстату, составляла 37,9% (395 тыс чел, в РФ - 13,5 млн чел); в 2010г. - 32,7%; в 2011г. - 32,3%; в 2012г. - 32,9%; в 2013г. - 25,9%; в ноябре 2014г. - 23,5%, 263 тыс чел (РФ - 15,2 млн чел). В области имеет место тренд снижения (в 2014г. - на 33,5% относительно 2009г.) числа занятых в неформальном секторе экономики.

В рейтингах по доле занятых в неформальной экономике Воронежская область до 2012 года включительно была стабильным лидером среди регионов с преимущественно русским населением. И входила в первую десятку регионов (доля "неформалов" особенно велика в национальных окраинных республиках, см. диаграмму 2) с наибольшей долей неформальной экономики по числу занятых в ней. С 2013 года наблюдается положительный тред снижения доли неформальной экономики, а с ней и доли теневой экономики. В 2013 году область опустилась на 28 место с 25,95%, в ноябре 2014г. - на 42 место с 23,5% (263 тыс чел). Неплохое движение из теневых лидеров в середину российских регионов, хотя доля "неформалов" еще превышает средний показатель по РФ (21,1%) и особенно по ЦФО (14,1%). Работать еще есть над чем, но превышение над средним российским показателем уже небольшое по сравнению с 2006-2012 годами.

Так почему воронежская теневая экономика сокращается, а российская растет? И почему в одних регионах низка доля теневой экономики, а в других велика? Ответы достаточно прозаичны: если имеется работа (рабочие места), то люди предпочитают работать в белой экономике, платить налоги и взамен иметь полный социальный пакет. В Воронежской области за последние три года созданы в секторе ОПК и смежных предприятиях (в частности, на ВАСО) тысячи новых рабочих мест за счет ФБ. Поэтому и сократился и продолжает пока сокращаться сектор неформальной экономики. Хотя в условиях усиления кризиса и санкций вполне вероятен рост теневой экономики. ОПК не закроет все "дыры" в экономике и на рынке труда.

Сопоставление рейтингов регионов по неформальной экономике и по собственной отгруженной промышленной продукции показывает, что доля неформальной экономики ниже в промышленных регионах, где есть рабочие места. И в регионах с низкой долей с/х продукции. Особенно в Москве - всего лишь 4,1% занятых в "неформалке" в 2013г. и Санкт-Петербурге - 2,8%. В обеих столицах - избыток рабочих мест, отсюда - самые низкие доли неформальной экономики.

Неформальная экономика ниже в промышленных регионах: в Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Липецкой, Калужской, Тюменской, Московской областях. И особенно высока там, где почти нет промышленности: в республиках Северного Кавказа и других окраинных республиках.

Неформальная экономика во всех странах учитывается в ВВП и ВРП. В ВВП РФ она вносит 14-15%, в нашей области - около 1/3 ВРП. Лидеры по вкладу теневой экономики в добавленную стоимость отрасли: с/х, строительство и торговля. Наиболее "чиста" от неуплаты налогов - промышленность.

В регионах и в Воронежской области, в том числе, сокрыт значительный внутренний резерв рабочей силы - сектор неформальной экономики, а также теневая экономика в целом. И он даже вырос в 2014 году в РФ до 15,2 млн чел в неформальной экономике. Свои люди непонятно чем промышляют, как говорят сами высшие чиновники из социальной сферы, а в страну массово впускаем миллионы чуждых нам мигрантов. Если и приглашать в регионы иностранцев, так образованных профессионалов, которые лучше наших по квалификации. Мы не арабы, чтобы за нас иностранцы работали. Нефти и газа на душу у нас гораздо меньше. А сейчас при обострении ситуации с рабочими местами - тем более.

Док. 677631
Опублик.: 17.12.14
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``