О планах крупнейшего немецкого автоконцерна в России рассказывает директор его калужского завода Андреас Клар.
Что ни говори, а "Фольксваген" с недавних пор стал таким же непременным символом Калуги, как, например, Гостиный двор, Музей космонавтики или филиал МГТУ. Сегодня уже трудно представить, что когда-то никакого "Фольксвагена" у нас не существовало. Как и связанных с ним массы смежных производств. Не было - и все: ни этой армады могучих промышленных роботов, ни этих напичканных электроникой современных цехов, ни пришедшей в них жадной до самых современных технологических новинок калужской молодежи.
Ничего - только грабцевский пустырь. А область при этом была. И даже худо-бедно сводила концы с концами. Надо признать, что выросло уже почти целое поколение юных калужан, которые чистосердечно верят в то, что "Фольксваген" был в Калуге всегда. Как тот же турбинный завод или машиностроительный. Как ракета над Яченским водохранилищем или Каменный мост. Что ж: не самое, надо признать, досадное заблуждение. Может, даже и, наоборот, - отчасти лестное, вернее, многообещающее...
Проверить эти ощущения постоянного присутствия "фольксвагеновской" индустриальной мощи как в России в целом, так и на Калужской земле в частности мы решили в беседе с директором калужского завода "Фольксваген" Андреасом Кларом. И первый вопрос о том, как прожил завод уходящий 2014 год.
- Мы можем сказать, что для нашего завода этот год был успешным. У нас есть определенные критерии, по которым мы определяем результативность нашей работы. Это - производительность, качество, чистота, порядок, довольны ли сотрудники своей работой, тем, как оборудованы их рабочие места. По итогам 2014 года мы проанализировали все эти факторы и можем заключить: завод успешно развивается.
- Тем не менее внешняя экономическая ситуация в уходящем году была не самая благоприятная для автопрома?
- Конечно, она была не столь позитивна. Нас эта ситуация тоже определенным образом коснулась, и мы во второй половине текущего года предприняли некоторые меры по корректировке нашей производственной программы.
В то же время, если мы рассмотрим, какова ситуация у других автомобильных производителей, то, наверное, будет уместно сказать, что наше положение оказалось значительно лучшим. В феврале у нас на заводе состоялся запуск в производство новой модели "Шкода-Рапид", что также способствовало укреплению наших позиций. Скажем, мы и сегодня работаем в трехсменном режиме.
- Были ли сокращения или оптимизация персонала?
- Нет. В 2014 году ни один сотрудник "Фольксвагена" не был уволен. Скорее, наоборот, в августе 130 сотрудников из кадровых агентств, которые работают на нашем заводе, были переведены в штат "Фольксвагена". Во втором полугодии мы также провели набор сотрудников на новый моторный завод. Сейчас там осуществляется предсерийный запуск.
- Моторный завод будет пущен, как и планировалось, в мае?
- Завод практически уже готов. Оборудование на месте и смонтировано. Те сроки, что отводились под строительство моторного завода, выдержаны и работы завершены точно по графику. Сейчас мы находимся на этапе предсерийного производства - собраны первые 50 моторов для проведения всевозможных тестов. Испытания проводятся как у нас на заводе, так и в Германии. Уже шесть автомобилей с калужскими моторами обкатываются на российских дорогах. Результаты обнадеживают. В мае 2015 года, точно по плану, мы начнем серийное производство двигателей на нашем новом заводе.
- Каковы масштабы двигательного производства? Сколько на нем предполагается занять новых сотрудников?
- Около четырехсот. Причем с очень высоким уровнем автоматизации. Максимальная мощность завода рассчитана на выпуск 500 моторов в день. Две трети от общего количества производимых моторов будет использоваться в Калуге, остальная треть - для нашего завода в Нижнем Новогроде. Экспорт в другие страны пока не предусмотрен. Двигатели нужны нам здесь, в России.
- На какой уровень локализации производства вы планируете выйти после запуска моторного завода?
- Наша долгосрочная цель - довести уровень локализации до 60 процентов. Должен сказать, что мы очень интенсивно работаем в этом направлении. В настоящее время, например, активно занимаемся локализацией штамповочного производства. Постепенно переходим тут на использование металла российских производителей. Как раз на прошлой неделе началась такая стадия. Процесс этот очень долгий и кропотливый. Для нас крайне важно - получать исходный материал высочайшего уровня качества. И я рад, что здесь с нашими российскими поставщиками мы далеко продвинулись. Раньше эта позиция была исключительно за иностранными компаниями.
- Повлияет ли запуск нового моторного завода на привлечение "Фольксвагеном" новых, сугубо российских локализаторов?
- Планируем, что они нам будут поставлять коленвалы и блоки цилиндров. Первые образцы этих деталей мы уже получили и занимаемся их тестированием. Так что к концу 2015 года планируем перейти по этим важным позиция только на российских производителей.
- "Фольксваген" сегодня - не только крупнейший производитель в регионе, но и один из важнейших генераторов социальных программ. Ваша оценка вклада "Фольксвагена" в социальную копилку региона?
- Во-первых, надо сказать, что на нашем заводе создано свыше пяти тысяч рабочих мест. Нам очень важно добиться того, чтобы наши сотрудники считали, что они не просто работают на заводе "Фольксвагена", а осознавали, что являются частью большой семьи "Фольксваген". Потому что наряду с производственными целями, которые у нас имеются, у нас есть еще одна очень важная цель - мы хотим стать здесь, в регионе, ведущим работодателем. Скажем так, ТОп-работодателем.
- Вообще-то, судя по масштабам "Фольксвагена", он уже таковым в Калужской области является...
- Приятно слышать. И мы не собираемся на этом останавливаться. Мы развиваемся дальше и расширяем наш социальный пакет. Начнем с того, что мы обеспечиваем бесплатную доставку сотрудников на производство. Все сотрудники нашего завода обеспечиваются бесплатным питанием. Хочу заметить, что в прошлом году мы инвестировали 4 млн. евро в строительство нового производственного ресторана.
Заключен также договор по дополнительному медицинскому страхованию и страхованию жизни наших сотрудников. Предлагаются места для отдыха детей. В субботу, например, в одном из цехов организовываем новогоднюю елку. Ожидаем, что на праздник придет около пяти тысяч человек - ребятишек со своими мамами и папами.
- Помогает ли завод решать своим сотрудникам жилищную проблему?
- В области действует программа "Жилье для профессионалов", в которой мы, как социально ответственный работодатель, принимаем активное участие. Программа осуществляется в сотрудничестве с министерством экономического развития области и позволяет сотрудникам завода "Фольксваген" построить себе дом или купить квартиру. При оформлении ипотеки сотрудникам предоставляются субсидии на первоначальный взнос.
- Высокий уровень производства подразумевает и соответствующий уровень квалификации тех, кто этим производством занимается. Намерен ли "Фольксваген" и дальше развивать в области образовательный вектор?
- Образование - еще одно важнейшее для нас направление. Мы тесно сотрудничаем с Бауманским университетом. Оказываем ему техническую поддержку в плане предоставления учебного оборудования. Наши менеджеры принимают участие в обучении студентов: читают лекции, рассказывают о производстве.
У нас очень успешно развивается в течение последних трех лет так называемое дуальное образование, которое мы проводим совместно с областью. В рамках этой образовательной программы подготавливаем молодых людей, делаем из них специалистов для автомобилестроения.
Есть и совсем новый проект: в 2015 году вместе с областью начнем строить современный учебный центр. Здесь, в технопарке. Ведь, согласитесь, оборудование можно купить любое, быстро и самой высокой сложности, а вот специалистов высококлассных надо выращивать. И не один год. Так что именно уровень квалификации сотрудников является одним из главных показателей совершенства производства "Фольксвагена".
- Строящийся поблизости от вас международный аэропорт - это будет большое подспорье для "Фольксвагена"?
- Безусловно. Давайте посмотрим на "Фольксваген" глобально. Это 107 предприятий по всему миру. У нас завод в Познани, в Братиславе. В массе других мест. Мы живем в режиме ежедневного взаимодействия с ними. Это - контакты, это - согласования, это - поставки, это - переговоры. И, конечно, сотрудники из головного офиса ежедневно вылетают в другие страны, где расположены наши заводы. Конечно же, намного удобней и эффективней летать из Ганновера или из Берлина напрямую в Калугу, минуя долгий и утомительный трансфер в Шереметьево и обратно. У нас тоже есть регулярная авиасвязь, можно сказать свой "шаттл", которым мы летаем в Германию. По пятницам в 19-30 наш самолет улетает в Брауншвайг. В воскресенье в 22 часа возвращается во Внуково. Мы были бы очень рады, если бы оказались в числе первых, чей самолет приземлится в новом калужском аэропорту.
- Ваше отношение к экономической политике региона? Насколько она кажется вам эффективной с точки зрения создания условий для развития производства?
- То, что в последнее время происходит в Калужской области, достойно уровня всей страны. Здесь интенсивно развиваются промышленные кластеры - это очень показательный момент, не часто встретишь подобное. В регионе есть несколько автомобильных производств. Большое количество производств поставщиков для автомобильных заводов. Развивается фармацевтическое производство. С моей точки зрения, это является свидетельством того, что регион развивается.
Конечно, все это является достижением и заслугой деятельности губернатора Калужской области господина Артамонова и его команды, в которую входят современные, молодые, инновационно мыслящие профессионалы. С моей точки зрения такую политику, конечно же, необходимо продолжать - политику сотрудничества и партнерства с предприятиями.
Я в Калуге уже больше пяти лет,если точнее - пять с половиной. И собственными глазами видел, был свидетелем того, как все быстро здесь развивается. Честно скажу, для меня, человека, приехавшего из-за границы, это оказалось захватывающим зрелищем. Я заметил, что растет не только промышленность, но и развивается сам город. Стало, например, заметно больше ресторанов, мест, где можно провести свободное время. Калуга благоустраивается. Также я хочу заметить, что развиваются и улучшаются услуги для населения, которых раньше, может быть, и не было совсем.
- У вас есть любимое место в Калуге? То, которое больше всего по душе?
- Прежде всего, это Калужское водохранилище. Ну и, конечно, бор. Я часто совершаю пробежки по набережной. И в бору, конечно, тоже. Когда у меня есть свободное время, я с удовольствием занимаюсь спортом и никогда не отказываю себе в удовольствии пробежаться по Калужскому бору. Мне очень нравится бегать рано утром, особенно красиво сейчас, когда деревья в таком легком инее. Так приятно подышать свежим воздухом...
Беседовал Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.
Фото Георгия Орлова.
Док. 677497 Опублик.: 11.12.14 Число обращений: 0
Мельников Алексей
|