В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Корчагин: Бюджетная необеспеченность российских городов усиливается Назад
Юрий Корчагин: Бюджетная необеспеченность российских городов усиливается
А Васька слушает, да ест.

Иван Крылов

Конец года, как, впрочем, и прошлого, не радует хорошими вестями. Не веет оптимизмом, напротив - вгоняет в невеселые размышления. А может и нужна нам такая жесткая встряска с падением цен на нефть? Большинство стран мира окажутся в плюсе, цены на нефть и газ были завышены и тормозили их развитие. Мировая экономика в росте прибавит. И сколько нам-то можно жить на ренту с распродаж природных ресурсов и выхолащивания донельзя бюджетов наших бедных и неприглядных городов, включая Воронеж, с их изношенной инфраструктурой? И, как следствие, с их низкой инвестиционной привлекательностью? Забрав почти все налоги, загнали в угол города с их нищими бюджетами.

Удивительные очки использует наша власть для рассматривания и даже некого анализа экономики страны и регионов. И нашей жизни. Розовые очки - принято говорить в таких случаях, порождающие смысловые галлюцинации. Но тут что-то особенное, инновационное, более искривленное, виртуальное. Показывают они все совсем не так, как в реальности. Болевые застойные проблемы регионов, городов, страны кажутся через эти очки мелкими, недостойными пристального внимания верха федеральной вертикали. Тем более денег. Сему примеру следуют и многие губернаторы.

Вот и острейшая проблема межбюджетных отношений городские округа (ГО) - региональные бюджеты (в основном для крупных и средних городов) в очередной раз даже не упомянута в ежегодном Послании Президента РФ. А срок проблемы нарастающей нищеты бюджетов городов аккурат совпадает со сроками президентства Владимира Путина. Обойдены или задеты вскользь и другие животрепещущие проблемы городов, регионов и страны в целом: высокая коррупция (и преступность) - основной тормоз развития, неэффективность госуправления, деградация обрабатывающей промышленности, деградация национального человеческого капитала, крайне низкий индекс экономической свободы, повсеместное падение морали, нравственности, а с ними и качества труда.

Послание привычно заполнено благостными пожеланиями и призывами по поводу медицины, образования, свободы предпринимательства и т. д. Ничем не подкрепленными, в том числе, финансированием. Подобные призывы мы слышим уже более 20 лет.

Бюджетная необеспеченность крупных и средних городов РФ - основных потенциальных драйверов создания новой индустрии - в условиях кризиса и крайне неблагоприятных для ГО межбюджетных отношений продолжает усиливаться.

Налоговые поступления из ГО, наряду с нефтегазовыми доходами, были и остаются основными источниками наполнения Федерального бюджета (ФБ), а через него и региональных бюджетов. А дотационными города и регионы сделала неэффективная система межбюджетных отношений и непосильное налоговое бремя, которое достигло критических значений - около половины ВВП. Предпринимателям при существующих налогах нет резона инвестироваться в РФ. Да еще коррупционеры и криминал на пару малый бизнес обирают и подавляют.

Манипуляции с передачей с городского на региональный уровень бюджетного финансирования здравоохранения осуществлены властями, как показало время, в основном для снижения финансирования медицины. В Послании Президента РФ много места уделено здравоохранению. Но результативности от этих благих пожеланий трудно ожидать. Без увеличения финансирования медицины в 2-3 раза проблему улучшения здоровья населения и повышения доступности бесплатной качественной медицины не решить.

Аналогичная ситуация с финансированием образования - доля инвестиций в образование снижается давно. Снизится она планово и из бюджета-2015 Воронежа.

А призывы работать лучше, веселей так и останутся призывами. Не призывы нужны, а кардинальная смена парадигмы развития России. Государство должно на деле, а не на словах, приоритетно финансировать рост качества жизни, рост человеческого капитала, о которых в Послании нет даже упоминаний.

Города с 2000 года - со времени введения новых межбюджетных отношений, разработанных под началом Алексея Кудрина - остаются без стабильных, законодательно закрепленных за ними источников бюджетных доходов, достаточных для качественного исполнения обязанностей мэрий перед жителями. Трансферты из региональных бюджетов в городские бюджеты носят волюнтаристский характер. И зависят от личности губернатора, от степени его экономической компетентности.

Очередной бюджет деградации Воронежа

Доходы бюджета Воронежа на 2015г. планируются в объеме 14,7 млрд руб, включая безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов в размере 6,16 млрд руб, расходы - 14,9 млрд руб, дефицит бюджета составит 245,5 тыс руб.

Исполнение по доходам бюджета-2014 (коррекции на 01.11.2014г.) составит 16,85 млрд руб, в том числе безвозмездные поступления - 7,83 млрд руб, по расходам - 17,24 млрд руб, дефицит - 386 тыс руб.

Долг города по-прежнему велик и составлял на 01.10.2014г. 6,0 млрд руб.

Снижение доходов бюджета-2015 планируется в объеме 2,15 млрд руб, в основном за счет сокращения безвозмездных поступлений из областного бюджета на 1,7 млрд руб. В абсолютных цифрах снижение на 13%, с учетом инфляции - на 22%. Снижение расходов - на 14% и 23%, соответственно.

В результате запланировано снижение финансирования по всем ключевым статьям бюджета-2015: на образование общее запланировано 8,66 млрд руб (в 2014 году было 9,25 млрд), снижение в абсолютных цифрах на 6,4% и на 15% - с учетом инфляции, на дороги меньше в 1,6 раза, на ЖКХ - 1,01 млрд (2014г. - 1,83 млрд), снижение на 45% в абсолютных цифрах и на 54% с учетом инфляции, социальная политика - 437 млн (544 млн), снижение в абсолютных цифрах на 20%, с учетом инфляции - на 29%.

Напомню, что бюджет Воронежа уменьшался и в 2014 году по сравнению с 2013 годом. А в целом сжимается с 2001 года. Приложили руки к превращению бюджета Воронежа из бюджета развития в бюджет деградации и выживания и губернаторы В. Кулаков и А. Гордеев. В их власти в соответствие с законодательством были возможности обеспечения бюджета Воронежа стабильными источниками его наполнения путем передачи части налогов и увеличения трансфертов, как это происходит в соседней Ростовской области, в Красноярском крае и некоторых других регионах, где власть компетентна в экономике. И заботится о будущем своего административного центра и всего региона.

На 2016-17 годы планируются близкие цифры по доходам и расходам бюджетов. Так что снижение бюджета Воронежа продолжится еще долго, снижая его инвестиционную привлекательность и добивая остатки промышленности с потребительской продукцией.



Бюджетный волюнтаризм в действии



Бюджеты-2015 всех городов-миллионников и подавляющего большинства других городов запланированы в объемах, меньших нежели бюджеты 2014г. из-за наступившей рецессии экономики и снижения безвозмездных поступлений из ФБ.

Рейтинг городов наглядно отражает отсутствие объективной экономической связи между бюджетной обеспеченностью городов и эффективностью их экономик. Отражает отсутствие во многих регионах связи между уровнем ВРП на душу населения, вкладом городов в общие налоги и бюджетной их обеспеченностью. Все крупные города - налоговые, финансовые, экономические, образовательные и медицинские доноры своих регионов. А разница в их бюджетах просто разительна.

Например, Ростов-на-Дону и Воронеж близки по объему экономики, населению и поступлениям с их территорий совокупных налогов. Ростовская область - на 54 месте по ВРП на душу населения, а Воронежская область - на существенно более высоком 42 месте (2012г.). И при таком раскладе, неблагоприятном для Ростовской области, ее власти понимают огромную роль Ростова, его инвестиционной привлекательности, инфраструктуры, качества жизни в городе, человеческого капитала и потенциалов для развития всей области, включая сельскохозяйственные районы.

В итоге в небогатой Ростовской области бюджет-2015 ее столицы запланирован по расходам в объеме 28,2 млрд руб, а в Воронежской области - всего лишь в объеме 14,9 млрд руб. У Ростова бюджетная обеспеченность на душу населения почти вдвое выше. Поскольку это имеет место ежегодно, то Ростову этих средств хватает и для ремонта дорог, и для их модернизации, как и для развития всей инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности города. В нищий город частный капитал не побежит. Так что поучиться у соседей хорошему опыту не зазорно. И какое уж тут воронежское лидерство - одни понты.






Диаграмма. Рейтинг городов по бюджетной обеспеченности
на душу населения в 2015 году (проект), тыс руб

Высокие места в рейтинге Красноярска, Екатеринбурга, Перми соответствуют их весомому вкладу в экономику. И особенно Новосибирска, центра небогатой области, в которой, кроме него, экономически развитых МО нет. А не соответствует крайне низкая бюджетная обеспеченность на душу населения вкладу ГО в экономику регионов у Воронежа, Казани, Уфы, Омска, Самары.

Негативным традиционным примером является отношение руководителей Омской и Самарской областей к своим ГО. Они с огромным отрывом от лидеров замыкают рейтинг по бюджетной обеспеченности, хотя их экономики составляют свыше половины экономик регионов. А Омск - даже один из лидеров в стране по отгруженной промышленной продукции на душу населения.

Нелепое бюджетное законодательство, направленное против процессов роста и развития экономики, в силу отсутствия в нем необходимых и достаточных закрепленных источников доходов бюджетов ГО позволяет "общипывать" бюджеты крупнейших городов, как липку. И у нынешней власти на сей счет голова, судя по всему, не болит. У нее, видимо, иные интересы, не связанные с долгосрочным развитием страны.

Только там, где в региональной власти имеются грамотные экономисты, крупные и средние города - административные центры регионов - имеют относительно нормальные бюджеты, позволяющие поддерживать состояние инфраструктуры и качества жизни в городах на удовлетворительном уровне. Поэтому за счет безвозмездных поступлений и значимой доли оставляемых Ростову-на-Дону налогов его бюджет на 2015 год запланирован по расходам в объеме, вдвое большем воронежского. И Ростов-на-Дону - лидер по бюджетной обеспеченности среди крупнейших городов РФ, не считая Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеративное государственное устройство, которое действует в РФ, предполагает финансовую устойчивость и самостоятельность МО. В этот ряд включены крупные и средние города, которые являются основными источниками налогов бюджетной системы РФ. Очевидно, что города - налоговые доноры экономики, драйверы роста и развития новый индустрии должны быть законодательно выделены из общего ряда МО в силу их особой важности для экономики и интеллектуальной мощи России. И за ними должны быть законодательно закреплены налоги с их территорий в объемах, достаточных для стабильного формирования бюджетов их развития.


Действующий в РФ механизм межбюджетных отношений скопирован с уравнительной (германской) модели бюджетного устройства. Но авторы межбюджетных реформ не учли неэффективность в РФ местных налогов, закрепленных за бюджетами городов. Их совершенно недостаточно даже для выживания. В итоге имеет место дисбаланс бюджетных интересов экономически сильных городов, ФБ и районов субъектов РФ, в которые направляется основная доля налогов с территорий ГО, оставляя города бюджетно нищими, не способными к саморазвитию и обреченными на деградацию.

Разработчики российских бюджетных реформ полагали, что регионы самостоятельно смогут эффективно использовать переданные им налоговые полномочия. И рационально перераспределять налоги с помощью трансфертов в бюджеты МО. Эти наивные расчеты совершенно не оправдались. Нарушена была основная заповедь межбюджетных отношений: бюджеты городов должны быть обеспечены законодательно стабильными источниками доходов. И не зависеть от воли и прихотей кого бы-то ни было. И уже давно очевидно, что в межбюджетных отношениях существует перекос в сторону ФБ, областных бюджетов и районов субъектов РФ. Крайними оказались крупные и средние города. И, соответственно, экономика регионов и РФ.

И каким-то диссонансом звучать слова Президента РФ в Послании о необходимости подъема инвестиционной привлекательности, о росте и развитии предпринимательского ресурса и экономической свободы при подобном отношении к развитию городов, к их бюджетам, где это все и сосредоточено, но чахнет под прессом сокращения городских бюджетов, разрушения изношенной инфраструктуры и ухудшения предпринимательского климата. Как и качества жизни в российских городах.

Игнорирование в Послании-2014 Президента РФ проблемы неэффективности межбюджетных отношений, проблемы крайне низкой бюджетной обеспеченности крупнейших городов - основных драйверов роста и развития экономики страны, потенциальных очагов создания новой индустрии и инновационной экономики говорит о том, что у нынешней высшей и региональной власти отсутствуют стратегические подходы к развитию страны. Отсутствует понимание реальных и давно наболевших проблем главных центров роста и развития страны - крупнейших городов. Живем иррациональными лозунгами и призывами, авралами и на авось.

Полный материал, http://www.lerc.ru/?part=articles&art=7&page=14



Док. 677403
Опублик.: 09.12.14
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``