В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор Александр Гусев: Крах украинской экономики... Назад
Профессор Александр Гусев: Крах украинской экономики...
Профессор Александр Гусев в интервью корреспонденту отдела экономики "Российской газеты" Игорю Зубкову: год после начала Евромайдана не принес украинской экономике ничего, кроме опустошительных потерь.
По данным Госстата Украины, за это время цены выросли на 20 процентов, промышленное производство упало почти на 9 процентов. Но не стоит списывать все на революцию и гражданскую войну. Майдан-2014 Украина встретила с экономикой, так и не восстановившейся полностью после обвала в результате кризиса 2008-2009 годов. 2013 год страна закончила с нулевой динамикой ВВП и более чем 4-процентным снижением промпроизводства. Смена власти, массовые протесты и, наконец, широкомасштабные боевые действия лишь наложились на застарелые структурные проблемы. А политический выбор в пользу европейской интеграции поставил под вопрос само существование целых отраслей украинской промышленности.
Сплав политических и экономических проблем привел к тому, что экономика Украины уже перешла из преддефолтной стадии в состояние дефолта, считает руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы Александр Гусев. Всемирный банк прогнозирует снижение ВВП Украины по итогам года на 8 процентов, оценки Минэкономразвития Украины и Международного валютного фонда более оптимистичны - 6,5 процента. Собираемость налогов по стране упала на четверть, инвестиции - до нуля, а отток капитала возрос в три раза. Если по итогам 2013 года он составил порядка 8-9 миллиардов долларов, то за январь-октябрь из страны утекло 25-27 миллиардов долларов. Капиталы размещаются в офшорах, переводятся в США и Евросоюз. "И это понятно, потому что основная часть украинских олигархов люди подневольные, их бизнес напрямую связан с американскими финансовыми группами, прежде всего с теми, которые контролируют Ротшильды", - объясняет Александр Гусев.
Но самым болезненным для экономики послереволюционной Украины стало отделение Крыма и Донбасса. Предприятия Донбасса в 2013 году сформировали примерно 24 процента доходов украинского бюджета. Основная часть этих производств сосредоточена как раз на тех территориях, которые сейчас киевским властям неподконтрольны. Крым же, вопреки распространенному мнению, в составе Украины отнюдь не жил на дотации из центра. Он зарабатывал примерно 10 миллиардов долларов в год, из Киева получал порядка 3,6 миллиардов долларов, указывает Александр Гусев.
Вместе с Крымом Украина лишилась значительной части газовых месторождений, вместе с Донбассом - угля. В результате минерально-сырьевая база страны сократилась на 40 процентов. По газовому вопросу компромисс с Россией был достигнут, теперь на первый план выходит проблема с углем. Сейчас на Украине отсутствуют минимальные месячные запасы угля, на двух из десяти тепловых электростанций, по признанию замглавы минэнерго страны, этого топлива осталось на несколько дней. В ДНР уже заявили, что не будут поставлять уголь до окончания боевых действий, по делу о покупке угля Украиной у ЮАР идет следствие, и единственным выходом пока остается покупка угля у России.
Расчеты новых властей Украины, что трудности поможет преодолеть международная помощь, фактически не оправдались, считает собеседник "РГ". Из обещанных МВФ 17 миллиардов долларов реально двумя траншами получены лишь 4,6 миллиарда. Предоставление третьего транша в 2,7 миллиарда долларов МВФ затормозил - сначала до выборов в Верховную раду, теперь - до формирования правящей коалиции и правительства и принятия бюджета на следующий год. В этом году, похоже, третьего транша не будет. При этом в обмен на кредиты Украина приняла болезненные для населения, прежде всего беднейшего, обязательства по ужесточению фискальной политики и сокращению бюджетных расходов. В МВФ заявили, что просто так кормить Украину не будут, потому что это не благотворительная организация.
Деньги от МВФ идут в значительной степени на обслуживание внешнего долга. В 2015 году Украине нужно будет возвращать международным кредиторам 18,5 миллиардов долларов. И неясно, откуда взять эти деньги. "Ситуация просто катастрофическая для экономики. Нельзя бесконечно занимать деньги, чтобы расплачиваться по прежним кредитам, в нынешних условиях это приведет Украину к неизбежному дефолту", - опасается Александр Гусев.
Не сработал и расчет на разворот от России к ЕС во внешней торговле. В марте Евросоюз в одностороннем порядке временно обнулил пошлины на украинские товары, в сентябре этот режим был продлен одновременно с договоренностью о том, что создание полноценной зоны свободной торговли между Украиной и ЕС откладывается до начала 2016 года. Но фактически украинские производители этими преференциями смогли воспользоваться далеко не в полной мере, потому что одновременно Евросоюз снизил квоты на импортные поставки.
Особенно это коснулось сельскохозяйственной продукции, которая из-за перепроизводства и российского эмбарго на ряд товаров в этом году сильно подешевела на европейском рынке. Например, в 2013 году Украина экспортировала 3 миллиона тонн зерна в страны ЕС, в этом году квота сокращена до 300 тысяч тонн. Аналогичное десятикратное сокращение постигло квоту на поставки сахара-сырца, с 300 тысяч тонн до 30 тысяч тонн.
По промышленным товарам сокращение квот составило от 10 до 15 процентов. Учитывая, что средневзвешенная импортная пошлина составляет 7,8 процента, открытый рынок Евросоюза обернулся фикцией, констатирует Александр Гусев. И режим квотирования сохранится и после того, как в полную силу заработает договор об экономической ассоциации с ЕС.
Украинские власти лишь обозначили намерение поддержать отечественного производителя, чтобы помочь ему в скором времени на равных конкурировать с европейцами, но реально еще для этого не сделано ничего.
Одновременно рвутся торговые и кооперационные связи с Россией, на которую приходилось четверть украинского экспорта. За 9 месяцев этого года поставки в Россию сократились в стоимостном выражении ровно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Госслужба статистики Украины. Уход с российского рынка ставит под сомнение само существование целых отраслей украинской промышленности. Прежде всего, машиностроения. В перспективе у него - отказ от межгосударственных стандартов СНГ и безальтернативный, но дорогостоящий переход на стандарты ЕС. С неясной целью, поскольку до сих пор украинские машины и оборудование в Европе востребовано не было. Украинское руководство этих рисков то ли не замечает, то ли таково жесткое требование Еврокомиссии.

Профессор Александр Гусев в интервью "Российской газете" http://www.rg.ru/ 22.11.2014 года

Док. 676891
Опублик.: 24.11.14
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``