В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Корчагин: Инвестиции в медицину - вложения в национальный человеческий капитал Назад
Юрий Корчагин: Инвестиции в медицину - вложения в национальный человеческий капитал
В России уже давно сложилась крайне неблагоприятная ситуация с финансированием здравоохранения - нищая медицина в богатой стране. И она даже ухудшается со снижением реальных расходов на здравоохранение из ФБ и региональных бюджетов.

Основным тормозом для процессов развития и роста экономики и общества РФ являются низкие инвестиции во все составляющие человеческого капитала - главного драйвера развития современной экономики. Но расходы на медицину особенно низки относительно международных стандартов.

Много болеем и мало живем, потому как средства, направляемые в здравоохранение, значительно меньше рекомендуемой нормы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и втрое меньше, чем в развитых странах в долях ВВП. И к тому же в условиях высокой коррупции используются неэффективно. В высокой коррупции, усиленной некомпетентностью чиновников, как в топком болоте, тонут все положительные замыслы и реформы. Перевели, в частности, финансирование здравоохранения в субъектах РФ с муниципального уровня на региональный уровень и одновременно снизили бюджетные расходы на него. И так со всеми реформами.

В основе неэффективности российской медицины и, соответственно, слабого здоровья россиян лежат низкое финансирование здравоохранения в долях ВВП и очень высокая коррупция. Разве возможно создать сильную экономику на больных и вороватых людях?





Диаграмма. Расходы на здравоохранение Воронежской области в долях ВРП, %


Так средств в медицину не добавишь

В последнее время участились в городах РФ выступления медиков, включая Москву, против очередных "реформ" здравоохранения, а точнее - против очередных "маневров" властей в направлении снижения финансирования медицины в долях ВВП, ВРП и бюджетов. Медики загодя чувствуют их последствия на собственной "шкуре". А в обычных поликлиниках и больницах - те же длинные и долгие очереди, проблемы с лекарствами, с хамством отдельных "врачей", с оперативным лечением даже детей, с их оперированием, с желанием отдельных медиков получить доп. "плату". И с бесплатным использованием для простого люда современных приборов.

Сдается, что власти охотно строят все эти высокотехнологичные центры при общем нищенском состоянии нашей медицины по причине крупных откатов, как это было с барокамерами. И для собственного пользования и пиара.

Населению давно и в первую очередь нужно бесплатное и доступное обычное лечение в обычных, но ухоженных и обеспеченных поликлиниках и стационарах с отзывчивыми врачами и медперсоналом, который получает приличную зарплату, позволяющую ему не заглядывать в карманы пациентов.

Проблема низкого финансирования здравоохранения в РФ - проблема застарелая. Главным финансовым показателем, определяющим уровень развития и отношения государства к здоровью населения, является доля расходов на здравоохранение в ВВП. ВОЗ рекомендует ее не ниже 6%. Подавляющее число стран мире тратят на здоровье населения существенно больше. Исключение составляет РФ - в 2013 году расходы на здравоохранение и предоставление соц. услуг составили, по данным Росстата, 3,8% ВВП. Президент В.В. Путин для 2012 года публично назвал цифру 3,7% ВВП, руководитель соцблока в правительстве РФ Ольга Голодец - 3,7-3,8%. Для сравнения: в 2013 году в среднем по странам ОЭСР расходы на медицину составили 9,4% ВВП. В Нидерландах - 11,8%, Франции - 11,6%, Швейцарии - 11,4%, Португалии - 10,2%, в США - 16,9% ВВП.

Так откуда явились в ВОЗ в 1,5-2 раза завышенные цифры финансирования здравоохранения РФ в объеме 6,2-6,3% ВВП? А из ВОЗ разошлись по всем международным рейтинговым организациям? Почему это происходит - остается только догадываться.

Почему развитые страны больше других вкладывают средств в здравоохранение из всех источников, в здоровье людей? Потому как здоровье людей - основа эффективности трудовых ресурсов, человеческого капитала как главного интенсивного фактора роста и развития современной экономики.

Рейтинги мнимые и реальные

В мировом рейтинге стран по эффективности систем здравоохранения для 51 ведущих стран мира агентства Bloomberg за 2014г. РФ приняла участие впервые. И заняла в нем последнее место с большим отрывом от лидеров. Не помогли даже завышенные данные по доле здравоохранения в ВВП, посланные в ВОЗ (6,3%, а по Росстату - 3,75% ВВП в 2013г.).

Для расчетов по России также использовались: средняя продолжительность жизни 70,5 лет, стоимость медуслуг на душу населения - 887 долл. В основе методики расчета рейтинга и лежат эти показатели, определяющие эффективность систем здравоохранения стран.

Отбор стран в этот рейтинг довольно жесткий - население более 5 млн, ВВП на душу - свыше 5 тыс долл, средняя продолжительность жизни выше 70 лет. Отсюда и небольшое число стран, вошедших в рейтинг.

Последнее место в рейтинге РФ заняла с 22,5 баллами. В лидерах Сингапур - 78,6 баллов; Гонконг - 77,5; Италия - 76,3; Япония - 68,1; Южная Корея - 67,4; Австралия - 65,9; Израиль - 65,4; Франция - 64,6; ОАЭ - 64,1; Великобритания - 63,1.

Китай на 26 месте (49,5 баллов), Беларусь - на 42 (37,3).

В рейтинге World Factbook с завышенными, но принятыми ВОЗ расходами на медицину в объеме 6,2% ВВП Россия заняла 103 место. А с реальной долей здравоохранения в ВВП от Росстата в размере 3,75% (2013г.) РФ - на 172 месте рядом с Сирией.

Программы против бюджетов

В апреле текущего года была утверждена новая редакция федеральной программы "Развитие здравоохранения" до 2020 года. Финансирование программы планируется в объеме 26 620,8 млрд руб: 2451,2 млрд руб из ФБ, 11 079,4 млрд руб - из региональных бюджетов и 13 090,2 млрд руб. - из средств ФОМС РФ.

Авторы программы планируют снижение смертности с 13,0 на 1000 чел в 2013г. до 11,4 на 1000 чел в 2020г. Снижение потребления алкоголя на душу за год - с 12,5 л этанола в 2013г. до 10,0 л в 2020г. Число курильщиков - с 37,1% от взрослого населения до 26,0%. Продолжительность жизни должна увеличиться с 71,4 года в 2014г. до 74,3г. в 2020г.

В программе прописано, что к 2020 году средняя зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону, а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней.

Цифры, прописанные в программе, выглядят привлекательно, но вероятность их реализации невелика. Экономическое положение РФ резко ухудшилось, снизились средние доходы населения в твердой валюте примерно на 35-40%. Снижаются поступления налогов, включая в ФОМС. Снижается финансирование медицины из региональных бюджетов и ФБ.

Перевод бюджетного финансирования здравоохранения с муниципального уровня на уровень субъектов РФ и ФОМСа не увеличил финансирование медицины, а резко снизил его.

Объективно подтверждают это - снижение долей здравоохранения в ВРП. И неверие самих чиновников в эффективность медицины, финансируемой из ФОМСа.

Параллельно с принятием программы "Развитие здравоохранения" до 2020 года депутаты Госдумы единогласно приняли в октябре 2014г. поправки в ФЗ, обеспечивающие преференции для чиновников в части бесплатного медицинского обслуживания. Поспешили депутаты и чиновники "постелить себе бесплатную перину" из особого, привилегированного медицинского обслуживания.

Доля здравоохранения в общих инвестициях снижается

Продолжающийся полисистемный кризис, игнорируемый властями (у нее все в шоколаде), нарушение фундаментального принципа справедливости во всех сферах, рост неравенства по доходам сохраняют тяжелое положение со здоровьем россиян, высокую смертность, низкую рождаемость, высокую наркоманизацию и алкоголизацию населения, высокий травматизм, лидерство по убийствам и суициду среди молодежи.

По данным ОЭСР, в РФ очень высокий уровень смертности - вдвое превышает средний по странам ОЭСР, а его рост прекратился только в середине 2000-х, тогда как в странах ОЭСР он снижается с 1970 годов.

По данным ВОЗ, вероятность умереть от рака и болезней сердца в возрасте 30-70 лет у россиянина превышает 35%. Этот уровень ВОЗ называет "кризисом здоровья взрослого населения". Он имеет место для слаборазвитых стран.

Около 2/3 россиян не удовлетворены качеством медицины, 80% полагают, что за последние годы ее уровень не изменился или ухудшился. Продолжительность жизни увеличивается, но она превзошла советский максимум середины 1980-х (70 лет) только в 2013г. При этом коэффициент фондов составил в 2013г. 16,2. То есть 10% россиян в 16,2 раз беднее 10% самых богатых, показатель этот - один из самых высоких в мире. В 1992 году был 8, в СССР - (4-5).

Доля здравоохранения в общих инвестициях В РФ снижается с 1995 года. В итоге в 2013 году снижение составило 34% по сравнению с 1995 годом. В то время как долевые и абсолютные расходы на медицину во всех странах росли.

Индексы-дефляторы валовой добавленной стоимости здравоохранения примерно вдвое выше уровня потребительской инфляции, что означает огромный опережающий рост цен на медицинские услуги и лекарства. При этом добавленная валовая стоимость здравоохранения почти не росла.

Приведенная статистика убедительно доказывает, что финансирование здравоохранения в России происходит по остаточному принципу. И в 3-4 ниже, чем в развитых странах. К тому же бюджетные средства расходуются неэффективно.

Медицина в Воронежской области

В России велик региональный разрыв в уровне финансирования на душу населения - семикратный. Связано это с неравномерностью ВРП на душу населения.

Низкий ВРП области на душу населения, хотя имеет место прогресс по росту ВРП (45 место среди всех регионов и 42 место в 2012г. без автономных округов, для сравнения: в 2008г. - 54 место, в 2000г. - 58). Огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными, между доходами чиновников и среднего медицинского персонала, в том числе, снижают качество медицинского обслуживания в регионе.

В то же время по вкладам населения в Сбербанке (54920 руб, 13 место по вкладам в 2013г. - в основном за счет теневой экономики) и по инвестициям на душу населения область в числе лидеров.

Доля здравоохранения в ВРП снизилась с 5,1% в 2004 году до 3,4% в 2012г. при среднем показателе по РФ - 4%. И область перешла по данному показателю из разряда лидеров в число аутсайдеров. Эти цифры объективно отражают общее снижение финансирования медицины в области. Передача финансирования с муниципального уровня на областной ухудшила финансирование здравоохранения.

Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете области в 2013 году снизилась и составила 15,8%, а в 2011 году была 19,4%; в 2012 году - 19,8%.

Проект бюджета области на 2015-17 годы в части финансирования медицины также не обнадеживает. Финансирование из областного бюджета в 2015 году планируется в объеме 15,55 млрд руб, а в 2012 году было 17,67 млрд руб. Снижение в текущих ценах на 12%, с учетом инфляции - свыше 30%.

Снижение финансирования здравоохранения определено снижением финансирования медицины из ФБ. А надежды на рост финансирования из ФОМС не оправдываются по причине усиления общего кризиса в экономике. Страховые взносы не компенсируют снижения бюджетных расходов на здравоохранение.

Будут ли когда-нибудь нас лучше лечить?

Низкое финансирование здравоохранения приводит к низкой заработной плате врачей и, особенно, среднего персонала. Отсюда в медицине множество мелких взяток. Медики добирают взятками свою "зарплату". При низком уровне зарплаты возник дефицит кадров - более полумиллиона чел. Поэтому в РФ не только нечем лечить людей в государственных поликлиниках и больницах, но и некому.

В программе и намерениях властей в части развития системы здравоохранения нет главного - достоверного финансирования медицины в долях ВВП и нормах ВОЗ. Но только этот показатель и является общепринятым и проверяемым. Реальная доля медицины в ВВП составляет в последние годы 3,2-3,8% ВВП, по данным Росстата и Минэкономики. И в 1,6 ниже требуемой для финансирования здравоохранения по нормам ВОЗ.

Завышение данных по доле расходов на медицину в ВВП, мягко выражаясь, пользы нам не приносит. Создает иллюзии некого медицинского благополучия. Но беды и мытарства больных россиян полностью их опровергают. Достаточно просмотреть многочисленные призывы СМИ о помощи конкретным больным детям, нуждающимся в срочной медицинской помощи. Ищут на их платное лечение и оперирование деньги у спонсоров, а социально ориентированное по Конституции государство бездействует. Отсюда и многочисленные проблемы российской медицины и населения, за исключением особой привилегированной касты в нашей стране - чиновников.

В медицине, как и в духовности, все должно быть прозрачно, чисто и честно. На весах тут - жизни и здоровье людей. Финансы должны быть прозрачными и точными, расходы - публичными, проблемы - гласными и решаемыми на деле, равенство перед доступностью бесплатной медицины - обеспечено.

Здоровье людей - "дело" особой государственной важности. И в первую очередь - федеральной власти. Она и несет ответственность за плачевное состояние российской медицины, за неважное здоровье россиян. И за "дутые", недостоверные цифры в ВОЗе по доле здравоохранения в ВВП.



Док. 676712
Опублик.: 19.11.14
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``