В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`АвтоВАЗ` утратил старейшую техническую библиотеку Назад
`АвтоВАЗ` утратил старейшую техническую библиотеку
Ветераны завода считают, что всё идет к стиранию истории ВАЗа и превращению его в сборочную площадку

Как выяснили "Известия", на "АвтоВАЗе" ликвидирована старейшая научно-техническая библиотека. Она обладала крупнейшим в СССР и России архивом документов и научных трудов об отечественном автомобилестроении. Книгохранилище содержало уникальные исторические материалы о первых заграничных командировках основателей ВАЗа, техническую периодику и научные работы производственников и технологов автогиганта. По некоторым данным, часть фондов выкинули на свалку, часть разобрали себе рабочие, некоторые книги пока еще не успели переместить. Причем "АвтоВАЗ" не стал передавать в центральную библиотеку Тольятти (Библиотека Автограда) свои фонды, несмотря на просьбу последнего. Кроме прикладных нужд библиотека являлась уникальным носителем информации о развитии научной и инженерной мысли советских и российских автомобилестроителей.

Как рассказали "Известиям" три источника, близких к автозаводу, библиотека "АвтоВАЗа", насчитывавшая 600 тыс. единиц хранения, перестала существовать после решения нового руководства завода об оптимизации затрат. Приказов и письменных указаний о закрытии библиотеки не было, но устные требования были, сообщил "Известиям" источник в компании. Собеседник отметил, что решение о закрытии библиотеки было принято еще в начале 2014 года.

- Центральная библиотека ВАЗа разрешала сотрудникам откладывать стопочки и надписывать на ярлычке фамилии. Они думали, что поступит указание списать фонд и тогда книги разрешат забрать сотрудникам. Но их [библиотекарей] сократили раньше. Фонд вывезли на свалку. По слухам - сожгли. Достоверных данных просто так не найти, - сообщил источник.

По его словам, ликвидированы еще две другие научные библиотеки "АвтоВАЗа", более мелкие: при научно-техническом центре (инженерный филиал, находится вне территории завода) и в корпоративном университете "АвтоВАЗа". Сокращены 6-7 библиотекарей.

В главной тольяттинской Библиотеке Автограда "Известиям" подтвердили, что часть фондов "АвтоВАЗа" утрачена, а саму библиотеку завода распустили.

- Судьба у научно-технической библиотеки "АвтоВАЗа" довольно плачевная, потому что по кусочкам она разлеталась по разным местам, в том числе каким-то учебным заведениям. Мы вышли с письмом, чтобы сохранить библиотеку, мы бы взяли всё то, что там есть, но, к сожалению, нам ничего не передали и нет никакого ответа, - сказала сотрудница библиотеки. Она также отметила, что двое сокращенных библиотекарей из вазовского книгохранилища перешли на работу к ним, остальные разошлись кто куда.

Автор многих книг об истории "АвтоВАЗа" Анатолий Шаврин также подтверждает, что фонды утрачены.

- Книги, журналы и патентная литература выброшены на улицу. Мне рассказали об этом люди, которые подобрали в этих кучах мои книги по истории завода. Мне говорили: Анатолий Александрович, а мы обзавелись вашими книгами, которые раньше не могли достать, потому что тираж маленький, - рассказывает ветеран ВАЗа.

В ответ на официальный запрос "Известий" в пресс-службе подтвердили закрытие библиотек.

- В связи с изменением организационной структуры ОАО "АвтоВАЗ", а также возможностью для сотрудников завода при производственной необходимости доступа к информационным ресурсам в сети интернет, в компании было принято решение о закрытии данных библиотек. Для упрощения процедуры доступа к специализированной информации библиотечные фонды передаются в подразделения компании, - сообщили в дирекции по связям с общественностью "АвтоВАЗа".

Центральная научно-техническая библиотека "АвтоВАЗа" была создана по приказу Виктора Полякова (первый директор ВАЗа) еще в 1969 году, то есть на второй год с начала строительства автогиганта. Один из отделов был целиком посвящен отчетам сотрудников завода, которые их писали после загранкомандировок.

- Они рассказывали, что увидели и что предлагают перенять и внедрить на ВАЗе. Эти исследования представляли интерес по меньшей мере с точки зрения развития завода, - поясняет Анатолий Шаврин.

- Меня больше всего задели архивы отдела рекламы. Там были замечательные образцы, связанные с продвижением продукции в СССР, и фотоснимки, - говорит Юрий Целиков, экс-глава Международной ассоциации дилеров "АвтоВАЗа". Хранение также включало всю технологическую документацию производства, некоторые изобретения заводчан, патенты, всевозможные справочники, в том числе по иностранным маркам; учебную литературу, книги по автомобилестроению и машиностроению; очень большое количество материалов по экономике предприятия. В фондах периодических поступлений содержались как советские, а позже российские, так и иностранные инженерные журналы.

- К примеру, управление лабораторно-исследовательскими работами заказывало у нас не только книги, но и много периодики и реферативные журналы, - вспоминает бывший библиограф вазовской библиотеки Ирина Давыдкина. - Были и уникальные издания, касающиеся технологий производства, которые теперь нигде не найдешь.

Кроме того, на ВАЗе в советские годы действовал филиал института технической информации Минавтопрома.

- Выпускалась серия книг об опыте Волжского завода. Причем опыт был довольно ценный, опережавший на три шага вперед аналогичные изыскания на других предприятиях. К примеру, зубообработка, использование пластмассы, штамповка или сварка - она не только же на ВАЗе применяется, - продолжил Шаврин.

Работа библиотеки завода приносила практическую пользу заводу: до недавнего времени существовала практика, когда библиотекарей закрепляли за определенным производством.

- По определенному графику (автогигант занимает территорию около 600 га), например, в цех сварки везли свежую литературу по сварочным работам, в комплекс окраски - по вопросам окраски и так далее. Не каждому было удобно отрываться от работы, поэтому книга шла к человеку, - говорит Шаврин.

- Мое мнение - идет политика уничтожения технического потенциала "АвтоВАЗа". Завод с многолетней историей превращается в простую сборочную площадку, - считает Шаврин.

- Стирают память о заводе, - соглашается Целиков.

По данным аналитического агентства "Автостат", за первое полугодие 2014 года производство Lada сократилось на 13,2%, до 179 тыс. машин, а контрактная сборка автомобилей альянса Renault-Nissan (Nissan Almera, Renault Logan, Renault Sandero, Datsun on-Do) выросла более чем в 10 раз (с 3,4 тыс. до 39,3 тыс. штук). Как писали "Известия", штат компании постепенно переводится на производство иномарок. Ранее президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон заявлял о планах на 2015 год по двукратному увеличению японско-французской контрактной сборки. В настоящее время альянс Renault-Nissan контролирует 50% "АвтоВАЗа", 24,5% приходится на госкорпорацию "Ростех".

автор: Vladimir Sverkalov 14/11/2014

Док. 676680
Опублик.: 19.11.14
Число обращений: 0

  • Кандалинцев Валерий Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``