В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Чернышов: 44-фз: Методические рекомендации по проведению заседания комиссий Назад
Михаил Чернышов: 44-фз: Методические рекомендации по проведению заседания комиссий
Заседания комиссий - важнейший этап определения поставщика. Каждое из таких заседаний имеет свои особенности. Поэтому целью данной статьи автор ставит показать эти особенности, изложить методику проведения заседаний и указать на характерные ошибки.
На первый взгляд процедуры вскрытия конвертов при проведении запроса котировок и при проведении конкурса практически одинаковы. Но это не так.
Вскрытие конвертов при проведении запроса котировок - составная часть единственного заседания комиссии при этом способе определения поставщика. Бывают ошибки, когда некоторые заказчики публикуют протоколы двух заседаний: по вскрытию конвертов и по рассмотрению и оценке котировочных заявок.
Часто нарушается методика (последовательность) проведения заседания. В соответствии с требованиями закона заседание котировочной комиссии должно быть записано на магнитофон. Но почему-то в запись не попадает этап открытия заседания, во время которого уже в присутствии прибывших на заседание представителей участников должен быть оглашен приказ о назначении комиссии, количество прибывших на заседание членов комиссии, легитимность и кворум.
Перед началом заседания надо сделать примерно такое объявление: "Уважаемые члены котировочной комиссии и прибывшие на заседание представители участников, довожу до вас информацию о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона 44-ФЗ, статья 78, часть 5 ведется аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким за-явкам. Вы, как представители участников запроса котировок, также вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа.
Котировочная комиссия назначена приказом (называется должность руководителя и полное наименование юридического лица) N ____от ______ 201__ г. в количестве ____. На заседание прибыло ______ членов комиссии, все члены комиссии зарегистрировались, необходимый кворум имеется, ко-миссия правомочна начать заседание. Начинаем заседание".
Самой характерной ошибкой является толкование вскрытия конвертов при запросе котировок как при проведении конкурса. Прошу прочитать и сравнить содержание объявлений комиссий, которые они делают перед вскрытием первого конверта, статьи 52 и 78 закона.
Требования закона к содержанию объявления при запросе котировок: "Непосредственно перед вскрытием конвертов ... котировочная комиссия ...обязана объявить участникам ..., о возможности подачи заявок...>>.
Требования закона к содержанию объявления при проведении конкурса: "Непосредственно перед вскрытием конвертов ... конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса... о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок...>>.
Отличие существенное. Объясним почему. Сложилась практика, когда прибывшие на заседание котировочной комиссии представители участников считают, что можно отозвать свою заявку перед началом вскрытия первого конверта и подать новую или вообще отозвать первую заявку. Есть и такая практика, когда котировочные заявки отзываются еще раньше.
Прошу обратить внимание, что в статье 78, часть 3 речь идет "о возможности подачи заявок". То есть требование статьи касается только тех участников, которые прибыли на заседание, чтобы подать заявки в первый раз и о возможности сделать это котировочная комиссия делает в объявлении. Иначе говоря, отозвать ранее поданные заявки закон запрещает. В подтверждение этих слов приведу положения статьи 77, часть 1: "...В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок".
Но из этого требования закона следует и еще один вывод. Если были внесены изменения в извещение, то содержание объявления комиссии будет таким же, как и при проведении конкурса: "...о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок, изменения или отзыва поданных заявок...>>.
Важно остановиться также на некоторых несоответствиях в содержании извещения о запросе котировок (статья 73, часть 1), содержании заявки участника (статья 73, часть) и основаниях на отклонение котировочной заявки (статья 78, часть 7).
В первой редакции закона содержание заявки начиналось с того, что в заявке участника должна быть информация, которая содержится в извещении заказчика, а также.... Такой информацией является соответствие требованиям статьи 31 закона, что и оставлено в настоящее время в содержании извещения. Однако, после внесения изменений в 44-ФЗ 4 июня 2014 года Федеральным законом N140-ФЗ, это требование из содержания заявки исключено. Представляется, что это техническая ошибка, но такой редакцией мы должны руководствоваться. Поэтому я рекомендую оформлять извещение о запросе котировок и форму заявку участника в соответствии с требованиями закона. А если необходимо представление лицензии или свидетельства саморегулируемой организации, то следует потребовать такой документ перед подписанием контракта, тем более что в извещении такое требование прописано.
Всегда также рекомендую заказчикам пользоваться правами, которые прописаны в некоторых статьях. Так, в статье 31 записано такое право: "Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
При этом надо помнить, если такое требование заказчик не прописал, то он вынужден будет заключить контракт с участником, который окажется в таком реестре. И второе. Участник не обязан представлять документы, типа декларации, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Проверить отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков является обязанностью комиссии.
И еще одно положение, которое касается извещения и порядка рассмотрения и оценки котировочных заявок. Надо помнить, что участниками запроса котировок могут быть учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы и организации инвалидов. В извещении о запросе котировок необходимо указать, какие преимущества имеют указанные учреждения в случае подачи ими заявок в соответствии с требованиями статей 28 и 29 закона и перечнями товаров работ и услуг, указанными в Постановлениях Правительства РФ от 14.07.2014 N649 и от 15.04.2014 N341.
Надо правильно толковать положения статей 28 и 29 об условиях предоставления преимуществ по предлагаемой цене контракта. При прочтении статей, в самом начале можно сделать вывод, что победитель определяется с учетом 15% преимущества. Привожу положение статьи 28: "При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг".
То есть на первый взгляд получается, что если предлагаемая цена контракта учреждения уголовно-исполнительной системы за вычетом 15% не превышает наименьшую предложенную цену, то победу надо отдать этому учреждению.
Но на самом деле это не так. Всегда рекомендую дочитать статью до конца; "В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки".
Таким образом, учреждение уголовно-исполнительной системы должно оказаться победителем, а если это запрос котировок или электронный аукцион, то предложить наименьшую цену.
При вскрытии конвертов при проведении конкурса надо обратить внимание на два момента.
Первый - после вскрытия каждого конверта комиссия должна огласить состав всех поступивших в заявке участника документов и, самое главное, огласить предложения каждого участника конкурса с указанием тех показателей, по которым будут оцениваться заявки участников по избранным заказчиком критериям. Всегда обращаю внимание - главным документом в заявке участника является его предложение, что указано в статье 51, часть 2, пункт 2 закона.
Второй - надо помнить, что на первом заседании конкурной комиссии заявки не рассматриваются и не оцениваются. Следовательно, никто из участников не отстраняется от дальнейшего участия в конкурсе и все они включаются в протокол заседания комиссии по вскрытию конвертов посту-пивших заявок.
Рассмотрение и оценка конкурсных заявок проводится на одном заседании. Условно это заседание можно разделить на два этапа. На первом этапе заявки рассматриваются на предмет соответствия предъявляемым требованиям по перечню документов, которые они должны представить. Можно сказать, что этот этап должен носить формальный характер. Главное, чтобы документ был и соответствовал предъявляемым требованиям. Но обычно у комиссии возникает затруднение по пункту "решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения...>>. На практике, при отсутствии такого решения, некоторые комиссии отстраняют участников. Но это требование касается не всех участников, а, как правило, акционерных обществ.
На втором этапе заседания конкурной комиссии заявки оцениваются по определенным в конкурсной документации критериям в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По результатам второго заседания оформляется протокол.
Ко второму протоколу открытого конкурса или третьему протоколу конкурса с ограниченным участием прикладывается информация, указанная в статье 51, часть 2, пункт 2 закона. Закон не детализирует, в каком виде это должно быть сделано, но следует полагать, что в ней должны быть отражены все показатели, по которым оценивались заявки участников.
Важно также обратить внимание и на такой момент: можно ли передавать контракт участникам, которые заняли третье и последующие места при отказе победителя и участника, занявшего второе место, заключить контракт? Законом это не предусмотрено. Привожу положения закона по содержанию протокола о рассмотрении и оценки конкурных заявок (статья 53, часть 10, пункт 8): " наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера". С участником, занявшим второе место, контракт заключить можно только при его согласии. Такие же условия заключения контракта со вторым и другими участниками (занявшими третье, четвертое и пятое) места изложены в законе и при проведении аукциона в электронной форме.
Целью первого заседания комиссии при проведении аукциона в электронной форме является допуск участников к участию в аукционе.
Практика показывает, что при закупке новых товаров (особенно машин и оборудования) у заказчиков возникают затруднения. Чтобы их избежать, надо методически правильно составить требования к закупаемым товарам. В статье 66, часть 3, пункт 1закона дается два варианта согласия участника.
Первый вариант применяется тогда, когда заказчик применяет при описании требований к объекту закупки понятия "Товарный знак" и "Эквивалент". В этом случае участник может дать согласие на участие в аукционе в двух варианта. В первом случае, при поставке товарного знака, он имеет право указать только согласие. Во втором случае, при поставке эквивалента, указываются конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией.
К сожалению, часто бывает так, что написав только свое согласие и получив допуск к участию в аукционе, участник вместо товарного знака поставляет эквивалент.
Чтобы подобного избежать, рекомендую не применять понятий "Товарный знак" и "Эквивалент", а выбрав не менее двух марок товаров, указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Тем самым заказчик вынудит участника написать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе...
В пользу такой рекомендации говорит и требование статьи 33 закона, часть 1, к которой фактически запрещено применять понятия "Товарный знак" и "Эквивалент". Применять их можно, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заседание аукционной комиссии по проверке вторых частей заявок во многом сходно с рассмотрением конкурсных заявок.
В качестве заключения надо отметить следующее.
Еще при разработке документов закупки необходимо продумать возможные варианты содержания заявки участника и, по возможности, оставить один из них.
К каждому заседанию комиссии надо готовиться, написать конспект (сценарий) ведения заседания.


Профессор Чернышов Михаил Михайлович

Док. 676669
Опублик.: 18.11.14
Число обращений: 0

  • Чернышов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``