В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Евразийские институты обеспечения безопасности Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Евразийские институты обеспечения безопасности
Нельзя допустить новых разделительных линий в Европе, которые у условиях
глобализации превратятся в водораздел между Западом и остальным миром[1]

С. Лавров, министр иностранных дел России

"Перетягивание каната" между конкурирующими центрами силы
способно погрузить регион в пучину хаоса на долгие десятилетия[2]

А. Дуррани, бывший начальник разведки Пакистана


Понимание роста внешней военной угрозы и того обстоятельства, что созданная США система безопасности ориентирована исключительно на защиту их интересов, а институты - объективно игнорируют проблемы безопасности других стран, - превратилось в мощный импульс для военно-политической интеграции Евразии, которая однако пока что находится только в зародыше.

Есть основания полагать, что по мере усиления политика США и их союзников по дестабилизации режимов в странах Евразии и попыток взять их под свой контроль, будет происходить и активизация военно-силовой политики по отношению к этим странам. И не только на Большом Ближнем Востоке и в Центральной Азии, но и в других регионах континента, включая Европу, особенно бывшую территорию СССР. В этой связи обращает на себе внимание этапность военного вмешательства США, которая отчетливо проявилась на Украине в 2013-2014 годах. Как видно на рисунке из Учебного пособия сил специального назначения США, эта этапность соблюдалась очень точно вплоть до 6 этапов - ввода регулярных войск США и НАТО на Украину.

[3]

В то же время в Евразии существуют "неевропейские" организации и институты обеспечения безопасности, которые (по мере усиления центра силы в АТР) играют все более важную роль. Это военно-политические блоки и институты обеспечения безопасности в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такими важнейшими военно-политическими блоками и институтами обеспечения безопасности в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются: НАТО, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Организация Исламская конференция, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), а также различные коллективные органы безопасности и двухсторонние военно-политические союзы с участием США, Китая, Ирана, Японии, Республики Корея и Индии.

Страны, входящие в организацию или участвующие в ее работе, ставят перед собой прежде всего задачу повысить уровень своей защищенности от проявлений всех видов экстремизма. Однако становится все более очевидным, что обеспечение региональной безопасности и стабильности возможно лишь при условии, что контртеррористическая деятельность будет сочетаться с работой по искоренению социально-экономических корней экстремизма и терроризма. С этим связан "экономический акцент" этой организации.

Основой для объединения государств в Лигу арабских государств (ЛАГ) является их национально-этническая и конфессиональная общность. С этих позиций осуществляется деятельность этой организации по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке, которая касается прежде всего политических и экономических аспектов.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) также призван обеспечить безопасность государств - членов организации на Аравийском полуострове. Изначально возникнув как региональная политическая и экономическая организация, ССАГПЗ все больше смещает приоритеты своей деятельности в сферу военно-политической интеграции участников организации. При этом значительное внимание Совета уделяется сотрудничеству с НАТО.

Организация Исламская конференция (ОИК) имеет целью укрепить исламскую солидарность, обеспечить развитие разносторонних связей между исламскими государствами, а также поддержание мира и международной безопасности.

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) стремятся проводить внешнюю политику региональной безопасности, которая не слишком бы связывала их с тем или иным центром силы в Азии. С учетом данного фактора большинство из этих стран поддерживают выгодные для себя политические и экономические связи с США, Японией, Китаем и Россией.

Государствами- участниками АСЕАН признается, что наиболее эффективным способом обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не противоречащим политическим и экономическим интересам различных стран, является создание международных многосторонних диалоговых механизмов. В этой связи членами АСЕАН принимаются определенные шаги по формированию основ таких коллективных органов безопасности.

Большое значение для обеспечения региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет многостороннее сотрудничество в форматах "АСЕАН плюс один" (АСЕАН плюс Россия), "АСЕАН плюс три" (АСЕАН плюс Япония, Китай и Республика Корея), а также Восточно-Азиатского сообщества (АСЕАН+3, Индия, Австралия, Новая Зеландия).

Его эффективность обусловлена высокой степенью взаимопонимания между соседними азиатскими государствами и исторически сложившимися между ними связями.

Значительное место в обеспечении региональной безопасности в Южной Азии также принадлежит Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК).

Для большинства ведущих военно-политических союзов, коллективных органов и институтов обеспечения безопасности в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Шанхайская организация сотрудничества, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Организация Исламская конференция, АСЕАН, Форум АТЭС, СААРК) характерно усиление значения экономической составляющей.

Это соответствует общей тенденции формирования в этих регионах мира экономических сообществ государств, безопасность которых будет обеспечиваться не только военными средствами, но и заинтересованностью каждой страны в благополучии своих экономических партнеров и стабильной экономической ситуации.

Участие России в военно-политических блоках и институтах обеспечения евразийской безопасности.

Значительное место в обеспечении евразийской безопасности занимает участие России в военно-политических блоках и международных региональных политических организациях.

Сотрудничество России с НАТО происходит в рамках нескольких организаций и программ. При этом главным инструментом здесь выступает Совет Россия - НАТО (СРН). В Римской декларации (2002) определены девять приоритетов такого сотрудничества сторон.

Первый - борьба против терроризма. Основа для сотрудничества в этой области - План действий СРН по терроризму.

Второй - урегулирование кризисов. В рамках этого приоритета ключевую роль играет императив оперативной совместимости. В июне 2005 года на встрече министров обороны стран СРН приняты "Военно-политические руководящие указания по укреплению оперативной совместимости между силами России и государств НАТО". Их цель - обеспечить способность к эффективным совместным действиям на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Третий - борьба с распространением ОМУ.

Четвертый - контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия.

Пятый - ПРО на ТВД. В этой области уже проведено несколько совместных учений; действует специальная рабочая группа СРН.

Шестой - поиск и спасение на море.

Седьмой - сотрудничество в сфере военных реформ. С 2002 года развивается совместный проект в области переподготовки и трудоустройства российских военнослужащих увольняющихся с военной службы.

Восьмой - совместные действия в случае гражданских чрезвычайных ситуаций.

Наконец, девятый приоритет - научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в управлении воздушным движением"[4].

Россия активно выступает за реформирование ОБСЕ в направлении придания этой организации статуса более эффективного механизма обеспечения безопасности в Европе. Сотрудничество России с этой организацией заключается прежде всего в участии российских делегаций в работе и обеспечении иммунитета миссий и наблюдателей ОБСЕ.

Россия является главным инициатором и последовательным сторонником реализации процесса укрепления ОДКБ. Создание Российско-Белорусской и Российско-Армянской группировок войск (сил), Коллективных сил быстрого развертывания в регионах коллективной безопасности является важным фактором обеспечения стабильности в Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.

Формирование новой системы безопасности в Евразии.

Необходимость формирования новой системы безопасности Евразии обусловливается рядом факторов, главными из которых являются:

- обострение военно-политической обстановки в ряде регионов Европы и Азии, сопровождающееся вооруженными конфликтами различной степени интенсивности, которые в свою очередь продемонстрировали ущербность существующей системы евразийской безопасности;

- стремление США затвердить свое глобальное доминирование в политике и экономике, возродить фантомы Советского Союза и "железного занавеса", играть роль мегарегулятора мировой экономики; а также

- усиление геополитического соперничества на постсоветском пространстве и окончательное превращение его из "ближнего зарубежья" РФ в арену международной конкуренции в политике и экономике.

Новая система безопасности Евразии: сущность, составные части и принципы формирования.

Политические и экономические кризисы последнего времени свидетельствуют, что существующий миропорядок обусловливает необходимость его серьезной модернизации. Становится все более и более очевидно, в том числе и на Западе, что нарастает противоречие между глобальным характером современных вызовов и угроз (международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, распространение ОМУ и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, нелегальная миграция, изменение климата и др.), которые требуют ответа солидарными усилиями всего мирового сообщества, и существованием однополярной (а другими словами, неоимперской) международной системы, предполагающей одностороннее реагирование по всему широкому спектру международных проблем.

Такое обилие международных организаций в Евразии не сказывается однако на укреплении ее безопасности. Наоборот, в последние два десятилетия мы наблюдаем, как минимум, два опасных процесса.

Во-первых, страны Евразии стремительно наращивают свои военные расходы, а их темпы роста значительно опережают мировые.

Во-вторых, в начале века не только стремительно росли расходы на оборону США (вплоть до 2013 ф.г.), но и экспорт оружия, военной техники и разного рода услуг.



[5]

Очевидное нарастание конфликтности и готовности ведущих мировых держав использовать военную силу в Евразии сопровождалось последнее десятилетие стремительным ростом военных потенциалов. Это было видно из фактически удвоения военных расходов за 10 лет, которое произошло практически во всех странах АТР, но, прежде всего, в США, чья доля в мировых расходах на военные цели превысила 40%. Значительная часть этих средств шла на развитие возможностей использования военной силы в Евразии. Так, из запрошенных Б. Обамой на 2013 год финансовых средств (более 650 млрд долл.) почти 80 млрд специально выделялось на обеспечение действий в Афганистане.

Такие процессы милитаризации экономики неизбежно ведут к нарастанию противостояния между локальными цивилизациями сами по себе, не зависимо даже от политических установок, но, взятые вместе с ними, эта тенденция означает нарастание вероятности реализации сценария военного противостояния, более того, делает его реализацию уже в среднесрочной перспективе неизбежным.

Противодействие такому развитию сценариев противостояния в виде осознанного стимулирования развития сценария создания широкой военно-политической коалиции в Евразии - единственная пожалуй, эффективная стратегия для России и ее потенциальных союзников. Эта стратегия должна быт прежде всего публично политически и популярно озвучена и стать реальной общественно-политической альтернативой сценарию военно-политической интеграции западной локальной цивилизации.


__________________________________

[1] Лавров С.В. Выступление в ООН 28 сентября 2014 г. / Шестаков Е. Лавров закрыл "сезон России" в ООН // Российская газета. 2014. 29 сентября. С. 5.

[2] Дуррани А. "Большая игра" для всех // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. N 6. С. 152.

[3] Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. N 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 ноября. С. 19.

[4] См., например, Гордиенко Д. Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://www.fondiv.ru/

[5] America - The Arsenal of Sovereignty. By Prof Mike Marra and Dr James Gordon Department of Military Strategy, Planning and Operations, US Army War College / http://www.globalsecurity.org/military/library/report/2014/marra-gordon_arsenal-of-sovereignty.pdf. С. 2.



Док. 676601
Опублик.: 17.11.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``