В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Студенческий омбудсмен поддержал инициативу о проведении мониторинга трудоустройства выпускников вузов Назад
Студенческий омбудсмен поддержал инициативу о проведении мониторинга трудоустройства выпускников вузов

1. БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА (БАКАЛАВРЫ И МАГИСТРЫ)
ПРИКРЫТИЕ: Сближение систем образования России и Запада. Бакалавры при желании могут дальше поступать в магистратуру.
ДЕЙСТВИЕ: Облегчена "утечка мозгов" на Запад. Сокращено время преподавания общетеоретических дисциплин. Сокращена доля лекций. Слабый фундамент не позволяет успешно надстраивать более высокие этажи.

2. ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ ПО ЕГЭ
ПРИКРЫТИЕ: Возможность иногородним выпускникам школ поступать в столичные вузы. Борьба с коррупцией.
ДЕЙСТВИЕ: Школьное образование в старших классах сведено к подготовке к тестам ЕГЭ, что разрушает системность знаний, не учит умению рассуждать. Не все первокурсники знают таблицу умножения. Коррупция переместилась из вузов в школы и органы образования.

3. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ПРИКРЫТИЕ: Расширение участия вузов в формировании образовательных программ.
ДЕЙСТВИЕ: Размывание профессиональных требований к выпускнику. Учебные программы вузов по одному и тому же направлению подготовки становятся несопоставимыми. Из-за отсутствия эталона постановка вопроса о качестве высшего образования становится затруднительной.

4. АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗОВ
ПРИКРЫТИЕ: Качество подготовки в вузах, государственных и негосударственных, различное, часто недостаточное, поэтому в вузах необходима внешняя проверка. Борьба с коррупцией.
ДЕЙСТВИЕ: Проверка остаточных знаний студентов с помощью тестов. Тесты из-за размытости образовательных стандартов в большинстве своём не совпадают с учебными программами вузов — результаты низкие, поэтому открываются возможности для коррупции. Вузам на платной основе предлагается заказывать пробное тестирование. Учебные программы подгоняются вузами под тесты, которые более конкретны, чем образовательный стандарт. Многократно увеличивается объём документации, подготавливаемой преподавателями для аккредитации, что заслоняет от них непосредственную работу со студентами.

5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
ПРИКРЫТИЕ: Повышение систематичности работы студентов в течение семестра. Повышение прозрачности оценивания успеваемости.
ДЕЙСТВИЕ: Многократно принижено значение экзамена как итогового контроля качества знаний. Системное изучение дисциплины заменяется на выборочное по усмотрению студента, обеспечивающее рейтинг, позволяющий не сдавать экзамен. Большинство студентов экзамен не сдаёт. Возрастает объём данных, еженедельно подготавливаемых преподавателем для базы данных деканата, что сокращает время, посвящаемое совершенствованию преподавания.

6. НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРИКРЫТИЕ: Обеспечение гарантий прав граждан на общедоступное образование. Повышение прозрачности финансового обеспечения.
ДЕЙСТВИЕ: Неуспевающие студенты не отчисляются, т.к. их отчисление приводит к снижению финансирования вуза. Осознание отсутствия угрозы отчисления для единиц расхолаживающее действует почти на весь студенческий состав.

7. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРИКРЫТИЕ: Повышается активность студентов на занятиях. Улучшается запоминание материала.
ДЕЙСТВИЕ: Преподаватель перестаёт быть ключевой фигурой учебного процесса. Сокращается количество лекций, дающих фундаментальные знания, позволяющие специалисту в дальнейшем самостоятельно повышать свою квалификацию.

КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ МЕР МИНОБРА
Перечисленные меры, действуя совместно, не только усугубляют своё негативное влияние, но и вгоняют образовательную систему в порочный круг исправления допущенных ошибок.
Нечёткость государственных образовательных стандартов приводит к различиям программ вузов, снижению качества подготовки, и многим начинает казаться, что нужна аккредитация.
Нормативно-подушевое финансирование расхолаживает студентов, отчего кажется, что поможет рейтинговая система и тестирование на остаточные знания.
Деградация школьной подготовки затрудняет освоение вузовских общетеоретических дисциплин, и кажется, что нужны интерактивные методы обучения.
Отсутствие в школе полноценных экзаменов затрудняет учёбу в вузе, отчего кажется, что лучше рейтинговая система, при которой сдачу экзаменов можно обходить.

ВЕРСИИ
Перечисленные меры Минобра хорошо укладываются только в две версии:
1) "эффективный" менеджмент на уровне министерства и вузов (сокращение расходов при сохранении контроля над финансовыми потоками и поддержании видимости своей государственной полезности),
2) деятельность в интересах геополитических противников России.

ЧТО ДЕЛАТЬ НОВОМУ МИНОБРУ:
1. Вернуть содержательность описанию дисциплин в государственном образовательном стандарте.
2. Вернуть вузам возможность готовить специалистов, т.е. выбирать между советской и болонской системами. Ещё лучше, болонскую предусмотреть как возможность только для негосударственных вузов.
3. Отменить ГИА и ЕГЭ в школе, вернуть экзамены за 9 и 11 классы. Приём в вузы проводить по вступительным экзаменам и вступительным олимпиадам.
4. Отменить аккредитацию для образовательных программ государственных вузов, по которым доля тех, кто обучается на бюджетной основе, преобладает. Обязательная аккредитация — только для негосударственных вузов.
5. Отменить рейтинговую систему. Вернуть обязательность экзаменов, обязательность выполнения всех заданий, обязательность посещаемости. Или предусмотреть применение рейтинговой системы только для негосударственных вузов.
6. Устранить связь между отчислением неуспевающих и текущим финансированием вуза. Финансирование устанавливать однократно: на основе результатов приёма на первый курс.
7. Увеличить долю общеобразовательных и общетеоретических дисциплин. Поддерживать высокую долю времени живого общения преподавателей и обучающихся. Сохранять высокой долю лекционных занятий.

- See more at: http://www.nakanune.ru/articles/19643#sthash.XKAwGTbe.dpuf
Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов поддержал инициативу о проведении общероссийского мониторинга трудоустройства выпускников вузов. По его мнению, полученные результаты должны учитываться при проведении мониторинга эффективности деятельности вузов.


Напомним, ранее о проведении такого мониторинга заявили в Минобрнауки РФ и Пенсионном фонде РФ.

"Российские налогоплательщики тратят миллиарды рублей на обучение студентов, которые в дальнейшем не могут устроиться по специальности и вынуждены искать работу, которая не требует наличия диплома о высшем образовании", - говорится в сообщении на сайте уполномоченного.

Проблема заключается в том, что на текущий момент отсутствуют какие-либо объективные данные о трудоустройстве выпускников вузов. Ведь информация, которую предоставляют университеты, невозможно проверить, данные служб занятости не отображают реальной ситуации на рынке труда, а выборочные социологические опросы нельзя считать объективными.

По мнению Артема Хромова, введение системы мониторинга трудоустройства выпускников позволит узнать, какие направления обучения считаются востребованными работодателями, сколько выпускников может найти работу по специальности после окончания университета, какова средняя заработная платы выпускников образовательных организаций и т.д.

Вместе с тем, считает омбудсмен, учет полученных данных при выборе абитуриентами места обучения, проведении мониторинга эффективности университетов и распределении контрольных цифр приема изменит отношение и повысит ответственность образовательных организаций за трудоустройство по специальности выпускников вузов.

ug.ru/



Док. 676220
Опублик.: 07.11.14
Число обращений: 0

  • Хромов Артем Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``