В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Тодосийчук: Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства: опыт, проблемы, перспективы Назад
Анатолий Тодосийчук: Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства: опыт, проблемы, перспективы
Важным условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства на основе использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Субъекты малого и среднего инновационного предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и интенсивно внедрять РИД в хозяйственный оборот.
В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. На их базе крупные компании осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного освоения которой, она поступает в серийное производство. Малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.
В Российской Федерации малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и как следствие - неразвита кооперационная сеть "наука - образование - малый и средний инновационный бизнес - крупный бизнес", что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне. По данным Росстата в 2011 году удельный вес малых предприятий обрабатывающих производств, осуществлявших технологические инновации, составил всего 5,37%, удельный вес произведенной ими инновационной продукции в объеме отгруженной продукции малыми предприятиями составил 1,58%1. По экспертным оценкам удельный вес инновационной продукции, произведенной малыми предприятиями на основе использования изобретений составляет менее 2% в общем объеме отгруженной малыми предприятиями инновационной продукции.
Начало формирования правового обеспечения развития малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и высшего образования связано с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Закон N 217-ФЗ).
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по состоянию на 4 апреля 2013 года в Реестре учета уведомлений о созданных хозяйственных обществах государственными и муниципальными учреждениями науки и высшего профессионального образования, учреждениями науки и высшего профессионального образования, подведомственными государственным академиям наук, зарегистрировано 1984 хозяйственных общества (малых и средних предприятий). В этой связи следует отметить, что из 1984 созданных хозяйственных обществ соответствуют требованиям Закона N 217-ФЗ всего 1453 организации или 73,24% от общего их числа.
Анализ структуры учредителей показал, что в 273-х вузах создано 1864 хозяйственных общества или 94% от общего их числа. Низкую инновационную активность проявили научные учреждения: в 82-х научных учреждениях, в том числе академического сектора науки, создано всего лишь 124 хозяйственных общества. В 72-х научных учреждениях, подведомственных государственным академиям наук, создано 114 хозяйственных обществ. И это при том, что в академическом секторе науки функционирует 873 научных организации.
По состоянию на 1 апреля 2013 года хозяйственными обществами, созданными в рамках Закона N 217-ФЗ, произведено продукции на сумму 2173,6 млн. руб. Общая численность работающих в хозяйственных обществах составила 3522 чел., из них студентов - 546 чел, аспирантов - 527 чел., профессорско-преподавательского состава - 918 чел., научных сотрудников - 690 чел. Размер их среднемесячной заработной платы составил 7,6 тыс.руб.
Какие же РИД вкладывали вузы и НИИ в уставные капиталы хозяйственных обществ? Анализ показал, что учреждения науки и вузы больше всего вкладывали в уставные капиталы хозяйственных обществ права на использование "ноу-хау" - 28,4%. На долю программ для ЭВМ и баз данных приходится 23,8%, изобретений - 21,6%, полезных моделей - 10,6%, прочих РИД - 15,6%2.
Приведенные выше результаты деятельности хозяйственных обществ, созданных в рамках Закона N 217-ФЗ, а также учреждений науки и вузов как их учредителей, за период с августа 2009 года по апрель 2013 года, свидетельствуют низком уровне вовлеченности РИД, созданных за счет бюджетных средств в хозяйственный оборот, незначительном объеме производства инновационной продукции, незначительном вкладе в повышение занятости населения.
Среди причин низкой инновационной активности хозяйственных обществ, как субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, можно назвать следующие: недостаточный спрос на инновационную продукцию, в том числе со стороны государства; неразвитость рынка научно-технической продукции, низкое предложение со стороны разработчиков научно-технической продукции, которая могла быть стать основой коммерчески успешной инновационной продукции; недостаток собственных финансовых ресурсов; неопределенная экономическая ситуация в стране и низкое качество прогнозов социально- экономического развития даже на среднесрочную перспективу; недоступность банковских кредитов для реализации инновационных проектов в связи с высокими процентами и сложностью их получения; недостаток квалифицированных кадров; нехватка и изношенность материально-технической базы; высокий уровень инфляции, непрерывное удорожание сырья, материалов, комплектующих; высокий уровень налогов; инвестиционные риски; несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей инновационную деятельность.
Важную роль в стимулировании инновационной деятельности играет налогообложение. Применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства следует отметить возможность использования ими упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для создания благоприятных налоговых условий субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства, учрежденных в соответствии Законом N 217-ФЗ Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" снят запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.
Следует отметить, что с 1 января 2011 г. существенно повысилась налоговая нагрузка на бизнес в связи с повышением тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 26% в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ). Совокупный размер страховых взносов в указанные внебюджетные фонды составил 34% от фонда оплаты труда.
Для плательщиков страховых взносов, выполняющих научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы и практическое применение (внедрение) РИД, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, в течение 2011-2017 годов совокупный размер страховых взносов в указанные внебюджетные фонды установлен в размере 14% от фонда оплаты труда.
Практика применения Закона N 217-ФЗ показывает, что в большинстве случаев созданные хозяйственные общества размещаются на площадях создавшего их вуза или научного учреждения. Кроме того, в ряде случаев хозяйственные общества для получения практических результатов по внедрению РИД в хозяйственную практику должны использовать имеющееся уникальное научное оборудование, находящееся у вуза или научного учреждения на праве оперативного управления.
В то же время установленный частями 1 и 3 статьи 171 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок заключения договора аренды движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, не способствует реализации Закона N 217-ФЗ, так как предусматривает необходимость проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения этих договоров.
Для устранения препятствий в передаче в аренду имущества государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (в том числе созданными государственными академиями наук) или муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, государственными научными учреждениями (в том числе созданными государственными академиями наук) созданным ими хозяйственным обществам был принят Федеральный закон от 1 марта 2011 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 171 Федерального закона "О защите конкуренции". В соответствии с указанным законом заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:
1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными учреждениями науки и образования;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) РИД (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных, муниципальных) учреждений" отменяется институт генеральных разрешений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, являвшийся правовой основой для расходования бюджетными учреждениями средств, полученными от приносящей доход деятельности.

Упразднение генеральных разрешений позволит бюджетным учреждениям науки и образования включать в состав доходов дивиденды и доходы от участия в инновационных хозяйственных обществах, расходовать полученные средства в соответствии с Законом N 217-ФЗ.
Одним из факторов, препятствующих внедрению РИД, является запрет хозяйственным обществам передавать право использования РИД на передачу третьим лицам по договору, а также передавать третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом, содержащийся в ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127- ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
С целью устранения указанного ограничения Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект N 501289-5, направленный на внесение изменений в статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и в статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствии с которыми рассматриваемое ограничение отменяется в отношении всех РИД, вносимых в уставные капиталы хозяйственных обществ, подпадающих под действие Закона N 217-ФЗ. При этом основополагающее условие о сохранении исключительного права за научным учреждением или вузом на РИД не изменятся.
В этой связи следует отметить, что в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отсутствует норма, запрещающая бюджетным или автономным высшим учебным заведениям передавать право использования РИД третьим лицам по договору, а также передавать третьим лицам по иным основаниям.
Актуальной и пока нерешенной является проблема возможного участия учреждений науки и образования в уже созданных хозяйственных обществах. Закон N 217-ФЗ не распространяется на случаи приобретения научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, которые изначально создавались без участия этих научных учреждений или вузов. Поэтому в отношении приобретения научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, созданных без их участия, применяется ранее установленный порядок: в соответствии с пунктом 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника.
Исходя из этого cледует, что для вступления в ранее созданное хозяйственное общество независимо от способа такого вступления (путем приобретения уже имеющейся доли либо путем внесения дополнительного вклада в уставный капитал) бюджетное научное учреждение или вуз должны получить разрешение собственника на участие в таком обществе. На наш взгляд целесообразно внести в пункт 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации норму о том, что бюджетные учреждения науки и образования, учреждения науки и образования, подведомственные государственным академиям наук, могут быть участниками уже созданных хозяйственных обществ без разрешения собственника путем внесения в уставной капитал права на использование РИД, исключительное право на которые принадлежит указанным учреждениям.
В целях уточнения системы льгот для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 230553-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распространения режима стимулирования практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями".
Законопроектом предусматривается право создания хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств в целях практического применения (внедрения) РИД не только бюджетными, но и автономными научными учреждениями. Хозяйственное партнерство дает возможность устанавливать удобные для конкретного инновационного бизнес-проекта правила, в том числе допускает возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками, включая авторов коммерциализируемых РИД.
Для снятия ограничений на участие иностранных граждан и институтов развития в уставном капитале малых и средних предприятий Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект N 225123-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В целях распространения системы льгот, которой пользуются хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями в рамках Закона N 217-ФЗ, на аналогичные организации, создаваемые автономными учреждениями, и на хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными научными и образовательными учреждениями, законопроектом предусмотрено внесение изменений, в частности в Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С учетом основных задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и современных тенденций развития научно- технической сферы за рубежом представляются актуальным вернуться к обсуждению на государственном уровне вопроса о расширении механизмов налогового стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства, разработать систему мер налогового стимулирования, отвечающую задачам формирования и развития национальной инновационной системы и внести необходимые поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В условиях дефицита платежеспособного спроса субъектов малого и среднего предпринимательства на машины и оборудование в стране целесообразно более эффективно использовать институт лизинга. В развитых странах лизинг (финансовая аренда) играет значительную роль в привлечении инвестиций в средства производства. Особенно активно используют эту форму инвестирования малые наукоемкие предприятия, которые не имеют требуемых объемов денежных средств, необходимых для закупки дорогостоящих машин, оборудования и приборов.
Для обеспечения платежеспособного спроса субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства государство должно гарантировать выделение государственного заказа на поставки инновационной продукции (например, наукоемкого и высокотехнологического оборудования новых поколений) для государственных нужд. Внедряя гибкие системы платежей (льготные платежи, поэтапная оплата, отсрочки и т.п.) государство, с одной стороны, обеспечит устойчивое развитие продавцов (поставщиков) инвестиционного и научного оборудования, а с другой - создаст условия для инновационного развития лизингополучателей - субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. Длительность договора лизинга, размер лизинговых платежей, иные условия договора должны учитывать характер инноваций, остроту потребности народного хозяйства в инновационной продукции, состояние инновационного потенциала лизингополучателя и др. Предмет лизинга может быть застрахован от инновационных рисков.
Важным направлением государственного стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства должно стать широкое использование кредитных ресурсов. Проведение гибкой кредитной политики увеличивает размер финансирования науки и инноваций, что будет способствовать ускоренному обновлению производственного аппарата на принципиально новой технологической основе, разработке и внедрению на рынок новых видов продукции.
Как показал выборочный опрос руководителей промышленных предприятий, проведенных Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технология, они практически не прибегали к услугам банков для получения кредитов для осуществления инновационных проектов. Основная причина - невыгодные условия их предоставления банками (высокая процентная ставка, короткий срок).
Недоступность кредитных ресурсов для малых и средних предприятий и индифферентность банковского сообщества к инновациям требует поиска новых форм финансирования высокоэффективных инновационных проектов за счет средств федерального бюджета. Одна из них - финансирование научно-технических и инновационных проектов, имеющих коммерческую значимость, за счет бюджетных средств на условиях льготного бюджетного финансирования на возвратной основе3. Необходимость разработки и внедрения такой формы обусловлена развитием частно-государственного партнерства в инновационной сфере. Необходимо в законодательном порядке разрешить финансировать из федерального бюджета расходы на выполнение высокоэффективных инновационных проектов, имеющих коммерческое значение, на условиях частичного или полного возврата, а также определить размер средств, направляемых на эти цели.
Финансовое обеспечение реализации высокоэффективных инновационных проектов, реализующих субъектами малого и среднего предпринимательства, целесообразно осуществлять за счет средств федерального бюджета в размере не менее 10 % суммы ассигнований, выделяемых на инновационное развитие экономики в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, с уплатой процентов за пользование средствами в размере одной пятой от действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом необходимо установить, что плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на указанные цели, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет и используются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования инновационных проектов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, минимизации коррупции в процессе их распределения, целесообразно на законодательном уровне утвердить порядок предоставления средств на финансирования инновационных проектов на условиях возвратности и платности. Указанный порядок должен быть достаточно прозрачным, ясным и понятным как для чиновников, так и участников конкурса.
На основе приведенного анализа основных элементов финансово- кредитного механизма государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства можно сделать следующие выводы:
1) для расширения масштабов инновационной деятельности необходимо повысить роль прямого бюджетного финансирования науки и инноваций посредством разработки и реализации специальной федеральной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства;
2) в условиях дефицита платежеспособного спроса малых и средних предприятий (организаций), высокого риска осуществления инновационных проектов необходим переход к системе целевого субсидирования процессов нововведений, к совместному их финансированию инновационными фондами, научными организациями, промышленными предприятиями, банками, пенсионными фондами, страховыми организациями и др.;
3) для стимулирования "предложения" инноваций целесообразно расширить спектр налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, в части их освобождения от уплаты таможенных пошлин, тарифов, НДС с приобретаемых оборудования, приборов, сырья, материалов, объектов интеллектуальной собственности, необходимых для осуществления радикальных инновационных проектов; не облагать НДС инновационную деятельность, осуществляемую в рамках утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетов научно-технического и инновационного развития, а также обороты по реализации принципиально новой инновационной продукции;
4) в целях снижения вероятности потерь средств, вложенных инвесторами, в результате неудачной реализации инновационных проектов целесообразно осуществлять их страхование, в том числе за счет бюджетных ассигнований.

В заключение следует отметить, что в нынешних социально- экономических условиях, когда операции купли-продажи и финансовые операции на валютных рынках дают высокую степень доходности, большое число субъектов малого и среднего предпринимательства не будет заниматься инновационной деятельностью, которая связана с риском и требует долгосрочных инвестиций. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы с помощью гибких налоговых и кредитных механизмов обеспечить переток инвестиций из торгово-посреднического, спекулятивного сектора в высокотехнологичный, наукоемкий сектор экономики. Формирование эффективной системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет способствовать активизации их инновационной активности и результативности научной и научно- технической деятельности, что в конечном итоге приведет к увеличению объемов выпускаемой ими инновационной продукции (работ, услуг) и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Источник публикации:
Тодосийчук А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства: опыт, проблемы, перспективы.//Инвестиции в России, 2013, N 7, с. 3-7

А.В.Тодосийчук д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники РФ, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям

Док. 676197
Опублик.: 07.11.14
Число обращений: 0

  • Тодосийчук Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``