В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Комков: На воре и митра горит Назад
Сергей Комков: На воре и митра горит
История с заговором в Православной церкви Чешских земель и Словакии, кажется, движется к своей развязке. Если полтора года назад, в апреле 2013-го, кому-то еще не были понятны истинные причины наглых нападок на уважаемого всеми владыку Христофора и, как следствие этого, его уход с митрополичьего престола и Пражской архиепископской кафедры, то теперь все встало на свои места. Главной задачей, которую ставили заговорщики, являлся банальный захват денег, выделенных чешским правительством в рамках церковной реституции. А это, ни много, ни мало - 40 миллионов евро. Для небольшой чешской православной церкви - деньги весьма внушительные.

Как только перед очами молодых чешских церковных иерархов засветились эти самые миллионы, они готовы были пойти на любые подлости ради того, чтобы побыстрее почувствовать запах вожделенных купюр. Но митрополит Христофор занял тогда в данном вопросе твердую и принципиальную позицию: деньги должны пойти исключительно на благотворительную деятельность церкви и на восстановление храмов. Никакой коммерции или дележки промеж себя! Что привело в ярость алчных клириков в церковных рясах.

Тогда в отношении главы чешской православной церкви (как теперь выясняется, к нашему огромному сожалению, не без участия представителей Московской патриархии и, в первую очередь, ее посланца в Карловых Варах протоиерея Николая Лищенюка) была состряпана грязная провокация, основанная на лжи и клевете. Повторять все это сегодня уже не хочется. Потому что все эти вымыслы рассыпались в первые же дни после их распространения в СМИ. А теперь, по прошествии значительного времени, тем более стало очевидным, что "сочинители" данных небылиц про владыку Христофора делали все нагло, нахраписто, беспардонно. Что никак не согласуется с православными понятиями этики и морали. Но, весьма непрофессионально.
И все ради одного - ради завладения государственными деньгами, так неожиданно свалившимися на их головы.
Что касается самого владыки Христофора, то он не стал вести с ними войны. А просто покинул все свои церковные посты, удалившись в маленький и весьма скромный Тешовский монастырь.
Можно его за это осуждать. Но, можно и понять. Как человек опытный и весьма искушенный в делах духовных, он, видимо, решил, что самый лучший судья - время. Которое все рано или поздно расставит на свои места.
Так оно, в принципе, и случилось.
Заговорщики, окрыленные успехом, очень ловко состряпали новые "выборы", избрали себя, любимых, на все высшие церковные должности. И начали ждать манны небесной, которая должна была вот-вот посыпаться на них с небес. И уже даже сумели получить в счет реституции более 38 миллионов чешских крон (что составляет около 1,5 миллионов евро).
Но, вот что значит слабость духовная - не сумели они удержаться от земных соблазнов! И сразу же начали тратить полученные деньги на свои собственные нужды.
Главный заговорщик (о котором я написал немало статей и очерков) - Марек Крупица, по какому-то странному стечению обстоятельств до сих пор носящий церковный сан архимандрита, сразу решил поправить свое материальное благосостояние. Купил себе новый дом и новую машину и начал вести жизнь на широкую ногу. Если раньше он мог попросту валяться в канаве в одних трусах, приняв лишку спиртного и вдоволь натешившись с монашками, то теперь он превратился в респектабельного церковного клирика, к которому подойти без поклона даже как-то неудобно. Ибо, он в одном лице соединил в себе сразу несколько церковных должностей. Но, самое главное - он стал распорядителем тех самых реституционных государственных денег, объявив себя единоличным управляющим органом всей чешской православной церкви. От своего имени он открыл в банке счет чешской православной церкви, на который и поступили первые реституционные деньги.
О моральном облике этого, с позволения сказать, "батюшки" говорят несколько довольно интересных фактов из его жизни.
Будучи монахом, он сожительствует с гражданской женой.
Будучи православным клириком, он одновременно является адептом католического Ордена Святого Лазаря.
Будучи архимандритом (то есть, главным монастырским монахом, предстоящим перед Богом за всю монастырскую монашескую братию), он самым активным образом участвует в интригах против своих духовных отцов и наставников.
Все это до поры, до времени было предметом внимания лишь со стороны людей, неравнодушных к проблемам православной церкви в Чехии. Но, совершенно очевидно, что так не могло продолжаться до бесконечности. Затеянная, так называемым, "архимандритом" афера с церковными деньгами, наконец-то, заинтересовала чешские государственные органы. Министерство культуры Чешской Республики, вняв обращению в их адрес наиболее авторитетного из всех православных церковных иерархов - Вселенского патриарха Варфоломея, начало проверку деятельности Марека Крупицы. По данному поводу патриарх Варфоломей направил в адрес министра культуры Чехии Даниэла Германа специальное послание, в котором выразил озабоченность всем, что происходит сегодня в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. И заявил, что Константинопольская патриархия никогда и ни при каких обстоятельствах не признает итогов, так называемых, "выборов" чешского митрополита и пражского архиепископа.
При этом следует напомнить, что свою автокефалию (то есть, церковную независимость) чешская православная церковь по-настоящему получила отнюдь не в 1951 году (о чем гласит никем не признанный в православном мире Указ патриарха Московского Алексия), а лишь в 1998 году - специальным Томосом (Указом) Священного Синода Константинопольской патриархии. И теперь Константинополь может эту самую автокефалию ликвидировать. А это означает, что чешская православная церковь может прекратить свое существование как независимая поместная религиозная православная организация. Что, естественно, совершенно не устраивает руководство Чешской Республики.
Поэтому министр Герман принял в данной ситуации единственно верное решение: провести проверку деятельности своих доморощенных православных "заговорщиков" и разобраться с тем, кому и куда идут выделяемые на церковь государственные деньги.
Что никак не входило в планы этих самых "заговорщиков". Как говорят в подобных случаях, на корабле началась паника. Самозваный "митрополит" Растислав скрылся у себя в Прешове (Словакия), самозваный пражский "архиепископ" Иоахим, по активно распространяемым его окружением слухам, слег с сердечным приступом, а самозваный распорядитель церковных денег - "архимандрит" Крупица завизжал на весь белый свет о том, что его обижают. И даже пригрозил министру культуры Чехии тем, что подаст на него заявление с требованием возбуждения уголовного дела. О, якобы, превышении последним своих должностных полномочий.
Ну, что тут скажешь? Подобного конца следовало ожидать. Потому что любому нормальному человеку изначально было понятно, что вся эта мышиная возня вокруг чешского митрополичьего престола и пражской архиепископской кафедры была затеяна всего лишь с одной единственной целью: получить из чешской государственной казны "бабки" (так на воровском жаргоне называются денежные знаки) и ловко спрятать их в своих бездонных карманах под респектабельной церковной рясой.
Но, только в данном случае вся эта церковная "братия" во главе с вопящим "архимандритом" Крупицей забыла одну очень мудрую русскую поговорку: на воре и шапка горит.
Применяя ее к нынешней ситуации в чешской православной церкви, можно сказать немного иначе: на воре и митра горит. Тем более, если она одета на хитрую, но не очень умную голову.

Но суть от этого не изменится...


Сергей Комков - директор "Русского Дома" в Марианских Лазнях (Чехия), доктор философских наук, академик, профессор

Док. 676002
Опублик.: 31.10.14
Число обращений: 0

  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``