В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Лекомцев: О мечтах энергетической независимости Прибалтики. Назад
Василий Лекомцев: О мечтах энергетической независимости Прибалтики.
Желания, на которые не хватает финансовых средств, называются мечты.
Для начала немного полезной электроэнергетической арифметики.
Как известно единицей измерения электроэнергии является условная единица 1 квт/ час. Существует ее физическое определение, но нам для анализа полезен ее энергетический эквивалент 3.6 МДж. Это примерное количество энергии, которое необходимо для дневного рациона питания человека, чтобы затем в течение 8 часового рабочего дня выполнять тяжелые физические погрузочно - разгрузочные работы, т.е. такое количество энергии можно по-другому назвать 1 трудодень = 1 квт/час. Такое количество энергии содержит 1 буханка хлеба или 1 кг картофеля. И если вы используете какой- нибудь электрический источник энергии, и совершаете работу, затратив определенное количество киловатт часов, то это эквивалентно затратам рабочего времени, выраженное в трудоднях. Что можно сделать с помощью 1 квт/часа. Добыть 75 кг угля, произвести примерно 10 кг цемента, получить из нефти 1 л бензина, испечь 99 бухонок хлеба, ну и так далее. Интересно сравнить эту единицу измерения энергии с 1 литром бензина. Известно, что в 1 литре бензина содержится примерно 34 +3 МДж энергии, или примерно 10 квт/час. И если литр бензина будет стоить 1$, то 1 квт/час должен стоить где-то в 10 раз меньше, т.е. 0.1$ или 10 центов, если стоимость электроэнергии сравнительно оценивать по отношению к бензину. Интересно проанализировать возможности создания коммерческого электромобиля. Современные типовые автомобильные аккумуляторы имеют емкость где-то 50-60 ампер часов. Или примерно 0.6 квт/час. Чтобы сравниться с энергозапасом бензина они должны иметь энергоемкость в 10-100 раз больше существующих. При этом еще и заряжаться через каждые 2-3 часа, т.е. на данный момент можно рассматривать только вариант гибридного автомобиля. Но судя по результатам с Ё-мобилем и такой вариант проблематичен. В Европе стоимость электроэнергии равна примерно 0.25 евро за киловатт час. И это значит, что электроэнергия в Европе является самым дорогим источником энергии. Дешевле всего уголь, потом идет газ (0.3 -0.5$ л) , и только потом нефтепродукты. Стоимость электроэнергии повышают дополнительные капитальные затраты на строительство систем получения, преобразования и транспортировки энергии. Из этих цифр видно, что у стоимости нефтепродуктов еще есть весьма высокий порог для роста цен. И вот когда цена барреля нефти достигнет 250$, то только тогда доходы нефтяных компаний сравняются с доходами электрических компаний, а пока нефтяные и газовые компании имеют раза в 3 больше прибылей, чем электрические.
И теперь немного об объемах потребления различных источников энергии. Для среднеевропейского минимального уровня потребления для каждого миллиона жителей требуется примерно 1млн. тонн бензина в год на транспорт, 1 млрд. кВт/час электроэнергии на освещение и питание электроприборов, и примерно 1 млрд. куб. м газа на отопление. Плюс к этому затраты на работу промышленных предприятий. Для слаборазвитых стран с аграрным уклоном экономики их можно не учитывать. И если перевести эти минимальные потребности энергии в денежный эквивалент, то в итоге энергетические затраты на каждый миллион жителей в год в Европе составляют 500 -800 млн. долл. за бензин, 250 млн. долл. за электричество, и 400 млн. долл. за газ, т.е. примерно 1-1.5 млрд. долл. в год. По этим цифрам видна сравнительная прибыльность бензинового, газового и электрического бизнеса.
И теперь по отдельным прибалтийским республикам. В Эстонии имеем 2 млн. жителей. В Латвии 3 млн., в Литве 4 млн. Итого 9 млн. жителей и практически никаких внутренних энергетических ресурсов, за исключением Эстонии, у которой есть свои месторождения горючих сланцев. Ежегодно Литва должна выплачивать поставщикам энергоресурсов примерно 4-6 млрд. долл., Латвия - 3-4 млрд. долл., Эстония - 2-3 млрд. долл, т.е. просто покупать эти энергоресурсы, если нет своих. И для всей Прибалтики необходимо примерно 9-10 млрд. кВт/час электроэнергии, 5 млн. тонн бензина и 9-10 млрд. куб. газа. И это по-минимуму. Все познается в сравнении. Интересно проанализировать энергетическое состояние такой страны как Швеция, у которой, как и у всей Прибалтики имеется примерно 9 млн. жителей. Основной акцент Швеция сделала на электроэнергию, построив в свое время 3 атомных электростанции. Эти электростанции в сумме дают примерно 30 млрд. кВт час электроэнергии в год. И это только половина всей электроэнергии. Остальное дают гидро электростанции, тепловые электростанции. В последнее время Швеция сделала акцент еще и на ветровые электростанции размещенные на побережье, которые в настоящий момент производят примерно 6-8 млрд. кВт. час электоэнергии, что раза в полтора больше всего электричества, которое производится во всей Прибалтике. Имея избыток электроэнергии, Швеция использует его и для отопления. Кроме того она стимулирует использование для отопления биотоплива в виде дров. Это позволяет ей значительно уменьшить потребления газа. Кроме того в Швеции стремительно развивается технология получения биогаза из отходов деревообрабатывающей промышленности и мусора. Это позволяет ей значительно сократить потребление экспортного газа. Но тем не менее она вынуждена его покупать в объеме 3-4 млрд. куб. м. В Швеции имеется примерно 4.3 млн. автомобилей, и она вынуждена покупать бензин у соседей примерно по 4-5 млн. тонн. ежегодно. Основные поставщики - Норвегия и Россия. Затраты на покупку энергоносителей Швеция почти полностью компенсирует экспортом электроэнергии. Потребителем ее являются практически все страны Скандинавии и севера Европы. И в последнее время она тянет высоковольтный кабель и в Литву по дну Балтийского моря, чтобы продавать электричество в Литве по европейским ценам - 0.25 евро за 1 кВт час. У Швеции в последнее время возникли проблемы с экспортом электроэнергии в Германию. Та настаивает на закрытие шведских атомных электростанций. Это является условием приема Швеции в состав ЕС. А по сему, Швеция посылает этот ЕС подальше. Ей и без ЕС живется очень даже не плохо. Чтобы достичь такого уровня развития энергетики Швеция в свое время продавала спички всей Европе, снабжала пол Европы динамитом. Продала в 1918 году тысячу паровозов России, и 10 тысяч паровозов гитлеровской Германии. Кроме того снабжала ее железной рудой и комплектующими к танкам и самолетам. И не участвовала ни в каких войнах и военных каолициях. И еще ликвидировала у себя олигархов, введя 50% налог со сверхдоходов. Но до сих пор Швеция не считает себя энергонезависимой страной, и старается не портить отношения со своими соседями, и особенно с Россией. И не вводит никаких санкций, так как ей наплевать на все решения Европарламента, потому что Швеция не является членом ЕС. И еще Швеция не собирается платит в НАТО 10 млрд. долл. в год, так как уверена, что на нее никто не нападет, и она не хочет никого убивать на Ближнем Востоке в составе войск НАТО. Видно, что с головой, а значит и с экономикой у Швеции все в полном порядке.
И несколько слов о Белоруссии. В Белоруссии также как и в Прибалтике проживает 9 млн. жителей. И Белоруссия, так же как и Прибалтика покупает и газ, и нефть и электричество, но примерно в 1.5- 2 раза дешевле, чем страны Прибалтики. И это ее устраивает. И ей для ощущения своей энергетической независимости нет необходимости вступать в ЕС. Источников энергии в странах Евросоюза нет. Белоруссии и так хорошо. И лукавые кредиты Евросоюза, и эфемерные преференции ЕС ей не нужны. У Белоруссии есть пример Польши. И еще Белоруссия очень разумно строит свою собственную АЭС.
И возвращаясь к Прибалтике.
Находясь в составе СССР, эти республики получали по весьма низким ценам энергоносители, и получили от СССР в подарок Игналинскую АЭС два энергоблока, которой давали примерно 10-12 млрд. кВт.часов, и практически обеспечили электроэнергией всю Прибалтику. Чуть-чуть хватало еще и Белоруссии. Проектная продолжительность жизни реакторов была рассчитана до 2032 года. Для Белоруссии, и частично для экспортных поставок в Польшу, и для Смоленской, и Псковской областей планировалось запуск еще двух энергоблоков. Но случилась авария на Чернобыльской АЭС. И по условиям вхождения Литвы в ЕС в 2009 году Игналинскую АЭС закрыли. Ломать, не строить. Это делается быстро. Игналинская АЭС так и не окупила своих затрат на строительство. И еще, прежде чем ломать, надо было предусмотреть возможность хоть какой-то эквивалентной замены. В итоге Прибалтика лишилась очень полезного подарка от Советского Союза, и Литва стала вынуждена закупать примерно 50% своей электроэнергии. А это где-то 2 млрд. кВт. час.
Что касается Эстонии, то она производит примерно 2 млрд. кВт.час электроэнергии на своих электростанциях, половина из которых работает на горючих сланцах. И еще 2 млрд. кВт час покупает у России, которые перепродает Латвии и Литве. Примерно по 1 млрд. кВт часа каждой. И имеет с этого прибыль. В принципе Эстония могла бы обойтись вообще без газа, и перевести всю энергетику на горючие сланцы. Но газ очень удобен в быту, а посему Эстония покупает ежегодно 2 млрд. куб. газа по сниженным ценам, и примерно 2 млн. тонн бензина. И даже не заикается о своей энергетической независимости, хотя из всех прибалтийских республик с точки зрения энергетики у Эстонии самые лучшие условия. ВВП Эстонии достиг уровня 22 млрд. долл. Объем экспорта где-то 12 млрд. долл, импорта 12.6 млрд.долл. При этом Эстония успела накопить долг в размере 27 млрд. долл., и вынуждена выплачивать ежегодно примерно 3 млрд. долл. в счет погашения своих долгов. И свои долговые обязательства за энергоносители в размере примерно 1 млрд. долл. Эстония спокойно компенсирует поставками сельхозпродукции в виде молока и мяса, чем охотно пользуется С-Петербург и его пригороды. В случае введения эмбарго на энергоносители Эстонии за размещение на своей территории воинского контингента НАТО Эстония обеспечена своими и электричеством и теплом. Но сильно ощутит недостаток нефтепродуктов, т.е. станет ходить пешком, или пересядет на гужевой транспорт. Но при большом желании может лет через пять организовать себе производство синтетического бензина из сланцев. На всю Прибалтику не хватит, но для Эстонии может вполне хватить. Чем меньше населения, тем проще решать экономические проблемы. И еще она способна при желании обеспечить сланцевым газом всю Прибалтику, и что самое удивительное с аферой со сланцевым газом к ней никто не пристает. И это понятно. Имея под боком источник дешевого газа в неограниченных объемах пытаться добывать газ с помощью весьма дорогостоящей технологии в ущерб собственной экологии надо быть совсем без мозгов. Да и лишних финансовых ресурсов в бюджете Эстонии практически, нет даже для НАТО.
Хуже всех с энергетикой в Латвии. Нет ни своего газа, ни своей нефти, ни электричества. За все надо платить. Одна надежда на Россию, если та будет поставлять энергоносители по сниженным ценам. Это обходиться Латвии примерно в 3-4 млрд. долл. И Латвия уже накопила долгов на 40 млрд. долл. Если покупать энергоносители в Евросоюзе, или где-нибудь еще, то это будет в полтора раза дороже, т.е. 5-6 млрд. Поэтому Латвия по отношению к России ведет себя весьма сдержано. И еще Латвия имеет весьма высокие доходы от транзита нефтепродуктов через свои порты из России. Так только порт Вентспилс перекачал через себя 25 млн. тонн нефтепродуктов в 2013 году для Швеции и стран ЕС. И Латвия сильно огорчается, что начали работать нефтяные терминалы России в Усть-Луге и Приморске.
Имея государственный долг в размере ВВП все страны Прибалтики отдают свою прибыль банкам Европы и Америки. В этом и заключается колониальная сущность доллара и евро. Люди работают, но все свои доходы вынуждены отдавать в виде процентов своим хитрым спонсорам. И уровень жизни жителей Прибалтийских стран будет оставаться чуть выше прожиточного уровня. В результате богатые страны становятся еще богаче, а бедные страны еще беднее, и именно они оплачивают затраты на энергоносители других стран Европы, в том числе и поставки европейских товаров в Америку. Вот поэтому они и нужны в Евросоюзе.
Больше всех с энергетической независимостью трепыхается Литва.
По историческим меркам электроэнергетика Литвы опустилась до уровня 1985 года. Литовский экспорт, который являлся основным двигателем экономики в стране после глобального кризиса, способствуя промышленному производству и занятости, в 2011 году уже превзошел докризисные объемы. В 2011 году экспорт достиг 20,17 млрд. евро, что на 4,45 млрд. евро больше, чем в предыдущем году, а товары импортированы на сумму 22,64 млрд.евро, что почти на 5 млрд. евро больше, чем за год до этого. Экспорт и импорт по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%. ВВП Литвы в 2011 году это примерно 30 млрд. евро. Благодаря постоянному превышению объема импорта над экспортом уровень государственного долга достиг к 2014 году примерно 30 млрд. евро, т.е. практически сравнялся с ВВП. Судя по этим цифрам соотношения ВВП и объемов покупок и продаж, Литва является типичной страной с перепродажной экономикой. Причем половина объема покупок и продаж является нефть и нефтепродукты, которые переправляются через литовские порты в страны ЕС и Швецию. И пики покупок соответствуют процессам спада цены на нефть, а пики продаж - процессам резкого подъема цен на нефть и нефтепродукты.
В 1998 году 43 % всего её экспорта шло в страны СНГ, а Россия оставалась самым крупным торговым партнёром Литвы.
В 2002 году почти 34 % литовского экспорта было направлено в страны ЕС и доход от него составил 5,4 млрд долларов США. Вторым по ёмкости рынком для литовских товаров после Российской Федерации является Германия (12 %).

Часть этих продуктов Литва вынуждена тратить на собственные нужды, в результате чего ее долг ежегодно возрастает примерно на 2 млрд. долл. А все доходы от перепродаж нефтепродуктов идут на погашение процентов по долгам. У Литвы нет больших финансовых поступлений для строительства новых электростанций.
И немного о литовском бензине. Основным потребителем нефти в Литве был ее единственный НПЗ.
Нефтеперерабатывающий комплекс в Мажейкяе, входящий в группу компаний Orlen Lietuva, является не только крупнейшим НПЗ в регионе, но и крупнейшим налогоплательщиком Литвы. Поэтому проблемы, с которыми столкнулось предприятие в последнее время, вызывают беспокойство у многих в стране.
Из-за убытков комплекс оказался на грани закрытия. Руководство польского концерна Orlen, являющегося владельцем НПЗ, упрекает Вильнюс в бездействии. Власти Литвы эти обвинения отвергают и заявляют, что делают все, чтобы помочь заводу.
"Дружба" пересохла - проблемы посыпались
Одной из главных причин падения рентабельности НПЗ в Мажейкяе стали перебои с поставками нефти и ее высокая цена. Начались они в 2006 году, практически сразу после того, как Orlen выкупил комплекс, до этого принадлежавший российскому концерну ЮКОС. Поляки буквально выхватили литовский НПЗ из-под носа у "Лукойла", ТНК-BP и казахского "Казмунайгаза". Почти одновременно российская сторона, сославшись на многочисленные дефекты трубопровода "Дружба", прекратила по нему поставки нефти в Литву.
Ее пришлось покупать и перевозить танкерами из Ирака, Колумбии, Норвегии, Венесуэлы и Анголы. А это не могло не сказаться на доходах комплекса в Мажейкяе, вошедшего в Orlen Lietuva.
В финансовом отчете компания указала, что в 2013 году убыток составил рекордную для нее сумму в 94 миллиона долларов. Дело в том, что литовский НПЗ практически потерял североамериканский рынок после того, как в США началась добыча сланцевой нефти.
Кроме того, сократилась маржа нефтепереработки, то есть разница между стоимостью барреля нефти и корзины, выработанных из нее продуктов. В конце 2013 года маржа составила 0,7 доллара за баррель, упав до уровня 2008 года. "На сегодняшний день в Европе нефти в избытке. Поэтому такие компании, как Orlen Lietuva, у которых нет ни своей нефти, ни своего рынка живут очень плохо. Чтобы ситуация на европейском рынке пришла в норму, надо бы прикрыть 10 таких НПЗ, как в Мажейкяе", - заявил журналистам еще в конце апреля Иван Палейчик, генеральный директор компании-конкурента Lukoil Baltija.

Со своим дешевым электричеством Литва распрощалась в 2009 году после закрытия Игналинской АЭС. Со своим дешевым бензином Литва распрощалась в 2013 году. Со своим дешевым газом Литва распрощается после запуска газового терминала в Клайпеде в 2015 году. А посему электроэнергия в Литве будет стоить 0.25 евро за кВт час, бензин станет стоить 1.5 евро за литр, а газ 650 евро за 1000 кубометров. Если стоимость барреля нефти удержится на уровне 100 долл. Как в Евросоюзе. Но к весне 2015 года баррель нефти станет стоить 150 долларов. А это значит, что цены вырастут еще в полтора раза.
И долг Литвы будет нарастать ежегодно не на 2 млрд. долл, а на 4 млрд. долл. И к этому еще добавиться 1 млрд. долл. ежегодных военных расходов как члена НАТО и Европиндостана. Став членом ЕС Литва так и не освободилась от энергетической зависимости от своих соседей, но еще и получила финансовую, политическую и военную зависимость от стран ЕС. Политики приходят и уходят, а энергетические проблемы так и остаются не решенными, и долг Литвы постоянно растет. И можно прикинуть, сколько стоит примерно европейская независимость Литвы. Это 4 млрд. долл. выплаты процентов по долгам, 1 млрд. долл. военные расходы в НАТО, и примерно 5 млрд. долл. расходы на энергоносители. Итого 10 млрд. в год. Европейская свобода по дешевке не продается. А строительство новой атомной станции в Литве так и останется в мечтах. Подарков больше никто делать не будет. Есть небольшая надежда, что АЭС построит Белоруссия. Но когда это будет. И бесплатно электроэнергию Белоруссия поставлять не будет. И если Россия вдруг введет санкции для Литвы в виде эмбарго на энергоносители как к самому агрессивному члену НАТО и Евросоюза, то в ближайшие 5 лет Литва будет каждые полгода сидеть без света, ходить в основном пешком, и замерзать в холодное время года. Или "злой тоской удручена" Литва поползет к России с просьбой о снижении цен на энергоносители, и особенно на электричество и газ. И еще за бензином. В Евросоюзе своего бензина нет.

Док. 675982
Опублик.: 30.10.14
Число обращений: 0

  • Лекомцев Василий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``