В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Комаров: О научно необоснованном здравоохранении. Назад
Юрий Комаров: О научно необоснованном здравоохранении.
Деструктивные процессы в здравоохранении нарастают. Особенно это видно на примере московского здравоохранения, на что обратили внимание многие специалисты, ГД и средства массовой информации. Представим ситуацию в очень-очень кратком виде.

Какой сценарий реализуется сейчас в московском здравоохранении?

Картина 1. Значительное (даже чрезмерное) оснащение московских медицинских организаций за очень большие бюджетные деньги. Наверное, это хорошо, тем более, что все средства использованы по назначению и не ушли "на сторону".

Картина 2.Объединение поликлиник, находящихся порой в разных районах Москвы, с созданием центральных поликлиник. Цель пока не понятна, т.к. при этом экономия небольшая на административном персонале. Для пациентов- большие неудобства, т.к. требуется курсировать между поликлиниками. Вначале нужно "в своей" поликлинике попасть к участковому терапевту, получить от него направление к специалисту и потом ехать в другую поликлинику. Тем самым дискредитируется само понятие "поли-клиника", медицинская помощь становится значительно менее доступной. Идея чисто западная и была бы наверное правильной при созданной развитой системе приближенной к пациентам общей врачебной практики. Не спасает электронная и Интернетная запись на прием, поскольку те же самые очереди перекочевали из поликлиник в виртуальное пространство. Московские власти здравоохранения не понимают сути ПМСП.

Картина 3.Объединение женских консультаций, роддомов, уже объединенных поликлиник с больницами, независимо от расстояния между ними. Возникают медицинские монстры. При этом становится понятной цель- сокращение числа медработников. Идея скопирована с западной медицины, где нет отдельных роддомов и женских консультаций. В результате медицинская помощь становится еще менее доступной. Пациенты жалуются, но это их проблемы. Руководство московским здравоохранением перепутало, кто у нас существует для кого: пациенты для здравоохранения или здравоохранение для пациентов.

Картина 4. Объединительный зуд не закончился. Теперь эти монстры стали объединяться в монополистов. Врачи и другие медработники стали получать "квиточки" на сокращение. Для руководства было бы выгоднее, если бы они ушли по собственному желанию. В противном случае им нужно предлагать варианты трудоустройства. И предлагают- уборщицами, лифтерами, санитарками и т.д., и это дипломированным специалистам, на подготовку которых затрачено много времени и сил.

Картина 5 (перспективная). Все это делается, видимо, для того, чтобы этих монополистов, оснащенных за бюджетные деньги, перевести на коммерческие рельсы, передать в частные руки в виде концессий, аутсорсинга, долгосрочной аренды и т.д., а высвобождающиеся помещения и здания продать или сломать и на их месте возвести прибыльные центры, поскольку земля в центре Москвы исключительно дорогая и даже дороже некоторых сооружений на ней. При этом, как всегда, не подумали о пациентах, не выяснили их мнение (а мнение о нынешнем московском здравоохранении у них ужасное, и это даже не диагноз, а приговор), не выяснили мнение граждан, общественности и нарождающегося гражданского общества. Решили сломать все в раз и через колено. Таким же проторенным путем движется и Минздрав, объединяя федеральные учреждения. Так, НИИ онкологии им,Герцена объединили с Обнинским радиологическим центром и Институтом урологии. Было бы понятно, если бы онкоурология перешла в состав НИИ онкологии, но зачем онкологам брать на себя всю урологическую патологию?

Каковы же мотивы всех этих разрушительных действий?
Пока выдвигаются 4 причины.
1.В Москве избыток больничных коек на 10000 населения (по сравнению с Израилем) и потому их надо сокращать. Но это взгляд не специалистов, поскольку потребность в стационарной помощи у москвичей выше, у них все параметры (заболеваемость, смертность, продолжительность здоровой жизни) значительно хуже, и тому доказательства имеются. Например, стандартизованный показатель смертности от болезней системы кровообращения у нас в 3 раза выше, чем в развитых странах, и это доказывает, что потребность в медицинской помощи у нас выше. И хватит сравнивать себя с другими странами, тем более, что эти сравнения часто недостоверны. Там тоже хватает проблем. Поэтому задача состоит в том, чтобы взять оттуда лучший и приемлемый для наших условий опыт и продуманно его использовать. Может быть ради этих мутных дел Минздрав уже на протяжении 25 лет не заказывает исследования состояния здоровья населения с выходом на определение потребностей граждан в различных видах медицинской помощи.
2. Необходимо, как во всем мире, акцент перенести со стационарной медицинской помощи на амбулаторную и перестать в больницах лечить хроников. И действительно, в целом по стране почти треть коек используется не по назначению, но будет бесчеловечно выбросить всех хроников и пожилых людей из переполненных больниц, в т.ч. лежащих в коридорах. Для этого нужно создать соответствующие условия в амбулаторном звене (сеть общих врачебных практик, дневные стационары, доступные амбулатории и поликлиники, медицинский уход на дому и т.д.), о чем пока в московском здравоохранении и не задумывались.
3. Очень мало квалифицированных врачей, способных работать с современной медицинской техникой. И потому половину врачей и медсестер надо сократить, а оставшихся обучить на лучших мировых клинических базах. Но почему это надо решать административно-командным путем? Ведь у нас сейчас существуют аттестационные и сертификационные комиссии, в задачу которых входит определение квалификации врача. Если они не устраивают и плохо работают, измените порядок и содержание их работы. А так, без этого,- судьи кто? Коммерсанты от медицины, которые интересуются не больными, а прибылью от них? Кроме того, уже на пороге стоит вопрос о лицензировании врачей, т.е. о переводе их из объекта права в субъект. И этот процесс, видимо, будет начинаться с врачей общей практики, которых практически в стране нет и численность которых нужно увеличить в 35 раз. Сокращение числа врачей резко снижает доступность как общей, так и специализированной помощи. У властей нет понимания того, что сейчас проблемы доступности помощи важнее ее качества. Конечно, хорошо бы это сочетать.
4. Значительное сокращение численности медперсонала в Москве прикрывается необходимостью выполнения предвыборного Указа Президента РФ о повышении зарплаты медработникам. Начнем с того, что речь идет о зарплате, а не о всех источниках доходов (совместительство, дежурства, работа в выходные дни и т.д.), о чет все время рапортуют чиновники. Но самое главное это то, что Президент РФ, ставя задачу повышения зарплаты медработникам, не говорил о том, что это нужно делать путем их ополовинивания и сокращения числа медицинских учреждений.

К чему это все ведет?
1. К протестным акциям со стороны врачей и медсестер.
2. К нарастающим волнениям среди пациентов.
3. К падению рейтинга властных структур.
4. К полной коммерциализации здравоохранения, что не соответствует Конституции РФ
5. К ликвидации (закрытие, укрупнение) огромного числа медицинских учреждений по стране. Только за один 2013 г. в стране сокращены 302 больницы, 35 тыс. коек, 76 поликлиник при значительно увеличении объемов платной для пациентов помощи. Практически полностью разрушено муниципальное здравоохранение, особенно приближенное к населению. Вследствие экономической невыгодности закрываются роддома, хотя деньги всегда были в здравоохранении не целью (как сейчас), а важным средством. Скоро женщины будут рожать в поле, перекусывая зубами пуповину. И с каждым годом эти деструктивные процессы нарастают. В Москве из 65 городских больниц планируют к Новому году закрыть 26. Все это нарушает Конституционные права граждан РФ.
6. К нарастанию негативных и протестных настроений среди большей части населения. Полагаю, что такие очаги напряжения в нашем обществе не нужны. Власть все время ищет тайные протестно-оппозиционные колонны, но люди, в них входящие, протестуют открыто против несправедливости, выходя на улицы. Более опасной для страны, как представляется, является скрытая колонна из чиновников- разрушителей, подрывающих основы государства, снижающих степень доверия к власти и вызывающих недовольство граждан. И, по крайней мере, нужно избавить руководство здравоохранения от медицинских коммерсантов. Существуют по Конституции РФ частные клиники со своими нюансами и особенностями, вот пусть они там и работают, а не привносят рынок и прибыль в государственное здравоохранение и не взрывают изнутри государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Судьбы многих пациентов их не волнуют. Нет элементарного понимания того, что перед тем, как что-то ломать, надо что-то другое создать взамен. Все происходящие ныне деструктивные процессы следует немедленно остановить! В столь чувствительной социальной сфере важные решения без оценки их последствий и без поддержки населения принимать нельзя.
С другой стороны, что нужно делать в ближайшем будущем и на перспективу, хорошо известно специалистам- организаторам здравоохранения, а не даже самым одаренным практикующим врачам. Многие предложения по выходу отечественного здравоохранения из сложившегося острого кризиса содержатся в подготовленном группой экспертов докладе "Основные положения стратегии охраны здоровья до 2020 и последующие годы", вывешенном на сайте Комитета гражданских инициатив А.Л. Кудрина и обсужденном в целом ряде организаций, включая ГД. При этом на самом первом этапе можно обойтись имеющимся финансированием, только перераспределив его, исходя из приоритетов.

Комаров Ю.М., докт. мед. наук, проф., засл.деят. науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей.

Док. 675976
Опублик.: 30.10.14
Число обращений: 0

  • Комаров Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``