В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Холодков: Санкции США и Евросоюза против России и российско-китайское экономическое сотрудничество Назад
Вячеслав Холодков: Санкции США и Евросоюза против России и российско-китайское экономическое сотрудничество
Выступление на международной конференции "Стратегии России и Китая в сфере Евразийской интеграции и их влияние на Корею" ( 24 октября 2014 г., Сеул).

В связи с событиями на Украине США и Евросоюз ввели против России три пакета экономических санкций. Последний пакет был принят 12 сентября и включает в себя ограничение доступа крупнейших российских компаний и банков к западным рынкам капитала. Ограничения касаются пяти российских банков ("Сбербанк", ВТБ, "Газпромбанк", "Внешэкономбанк" и "Россельхозбанк"), трех топливно-энергетических компаний ("Роснефть", "Транснефть" и "Газпром нефть") и свыше десяти оборонных предприятий. Также был введен запрет на сотрудничество с Россией в проектах по добыче глубоководной, арктической и сланцевой нефти.

Официальные лица США и Евросоюза заявили, что цель санкций - добиться изменения политики России в отношении Украины. Однако ряд обстоятельств заставляют усомниться в официально озвученной версии.

Для понимания истинных целей антироссийских санкций важно внимательно посмотреть на те санкции, которые Запад ранее применял по отношению к другим странам, например, к Ирану. Официально Запад заявлял, что цель санкций - воспрепятствовать возможному развитию военного направления иранской ядерной программы. Международные санкции, одобренные Советом Безопасности ООН, строго соответствовали заявленной цели. Однако односторонние санкции США и ЕС против Ирана, особенно после 2010 года, значительно выходили за эти пределы. Они затруднили импорт необходимых для жизни населения товаров - бензина, продуктов питания и т.д. В неофициальных беседах американцы и европейцы не скрывали, что санкции нацелены на то, чтобы вызвать широкое недовольство, добиться смещения популярного в народе президента М.Ахмаджинежада, который отличался резкой антизападной риторикой и считался "радикалом". Именно через отстранение Ахмадинежада от власти Вашингтон рассчитывал добиться желательных для себя изменений во внешней политике Тегерана и прекращения его ядерной программы.

Западные санкции нанесли весьма болезненный удар по иранской экономике, ухудшили условия жизни большей части населения и в конечном счете увенчались успехом. На очередных президентских выборах в июне 2013 года ставленник возглавляемой М. Ахмадинежадом группировки "консерваторов" М. Галибаф проиграл, а победу одержал представитель "реформаторов" и "умеренных" Хасан Рухани.

Те же цели преследовали и санкции против Ирака: официально американцы добивались ликвидации иракского химического оружия, которое так и не было обнаружено даже после оккупации страны войсками США, а на самом деле санкции были нацелены на устранение С.Хуссейна. Хотя экономические санкции не дали нужного результата, американцам удалось в конечном итоге свергнуть С.Хусейна военным путем.

Иначе говоря, санкции США и Запада всегда были направлены на подрыв неугодного режима, устранение лидера, олицетворявшего этот режим, и его замену на более приемлемую для Запада фигуру

В этом свете и следует рассматривать санкции Запада против России. США и ЕС вводят санкции вне зависимости развития событий на Украине. В частности, последний пакет санкций против России был принят в период перемирия между Киевом и повстанцами на Востоке Украины, когда нужно было не ужесточать, а смягчать их.

Экономическое давление США на Россию не ограничивается официальными санкциями. Параллельно США осуществляют гласные и негласные подрывные операции против России в экономической сфере. Одно из направлений этой деятельности - игра на понижение цен на нефть и газ, на которые приходится подавляющая часть российского экспорта. По сообщениям западной прессы, в ходе визита в марте с.г. в Саудовскую Аравию президент Б.Обама обсудил с королем этой страны "совместные планы в отношении диверсификации поставок энергоносителей странам-членам НАТО и согласование действий по игре на понижение цен на нефть и газ".

Не случайно, что цена на нефть на мировых рынках в последнее время быстро снижается. Конечно, на цены давят и фундаментальные факторы - сокращение темпов роста ВВП и уменьшение спроса на нефть в Европе и Китае, увеличение добычи в самих США, - однако влияние американо-саудовских договоренностей в ценовую ситуацию на рынке энергоресурсов несомненно.

Цель этих действий - дестабилизировать финансовую систему России, сократить поступления в госбюджет, снизить объем инвестиционных ресурсов и в конечном счете спровоцировать сползание нашей экономики в длительный и глубокий кризис.

Еще одна цель американской игры на нефтяном рынке - спровоцировать дальнейшее падение курса рубля, который во многом зависит от цен на "черное золото". На валютном рынке администрация США нередко использует связанных с ней крупных институциональных инвесторов, которые осуществляют массированные биржевые спекуляции. Во многом американская тактика оказалась эффективной: с января с.г. курс рубля по отношению к доллару упал на 22% - с 32,6 рубля до 40 рублей за доллар.

Для населения России это означает существенное ухудшение материального положения. Падение рубля влечет за собой повышение цен на импортные товары, которые составляют большую долю на потребительском рынке по таким позициям как продовольствие, одежда, медикаменты, бытовая техника. Таким образом, усиливается инфляция на потребительском рынке, опустошая кошельки рядовых граждан. По расчетам российских экспертов, инфляция в текущем году превысит 8% по сравнению с 6,5% в прошлом году. Однако реальный рост стоимости потребительской корзины в последние месяцы гораздо выше.

Все это позволяет сделать вывод: санкции направлены не просто на подрыв российской экономики, а на снижение жизненных стандартов населения России, стимулирование протестных настроений в российском обществе и в конечном счете - на устранение с политической арены нынешнего Президента России. Запад добивается с помощью санкций свержения В.В.Путина в результате "цветной революции" и прихода к власти одного из лидеров внесистемной оппозиции прозападного, "либерального" толка. Другая альтернатива - замена В.Путина на более приемлемую для Запада фигуру из числа нынешнего политического истеблишмента России в ходе предстоящих в 2018 году президентских выборов.

В этой связи трудно надеяться на скорую отмену санкций даже в случае каких-то уступок России в конфликте вокруг Украины. Вероятно, что по мере приближения к президентским выборам 2018 года санкции будут ужесточаться, а также будет нарастать негативный эффект от ранее введенных санкций.

В этой ситуации правительство России вырабатывает новую экономическую стратегию. Ее суть состоит прежде всего в организации импортозамещения, стимулировании внутреннего спроса и потребления,

Важный элемент этой стратегии - снижение зависимости от торговли с Евросоюзом, доллара и западных кредитов, а также переориентация торговли и экономического сотрудничества на Восток.

"Поворот на Восток" - это не новый лозунг экономической политики России. Ранее были реализованы крупные региональные проекты - строительство автомобильной дороги Чита-Хабаровск, Бурейской ГЭС, Амуро-Якутской железной дороги, космодрома Восточный, нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, газопроводной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток. 29 ноября 2012 г. - по итогам саммита АТЭС во Владивостоке, - состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором было принято решение ускорить реализацию Восточной газовой программы и сделать экспорт газа в АТР сопоставимым по объему продаж с Европой. Предусматривалась реализация главных проектов Восточной газовой программы, включая строительство в регионе газохимического комплекса, освоение Чаяндинского нефтегазового и Ковыктинского газоконденсатного месторождений, сооружение трубопровода Якутия-Хабаровск-Владивосток и завода по сжижению газа в Приморском крае.

Кризис на Украине и введение Западом санкций резко ускорили "поворот на Восток".

В мае 2014 года в Пекине были завершены переговоры о поставках из России природного газа, которые длились 10 лет. Было подписано соглашение на сумму 400 млрд. долларов об экспорте в течение 30 лет до 38 млрд. кубов газа ежегодно. Планируется освоение Чаяндинского и Ковыктинского месторождений газа в Восточной Сибири, строительство газоперерабатывающего завода в Белогорске и газопровода "Сила Сибири" протяженностью 3,2 тыс. км, который пройдет от Якутии в Китай с возможным отводом до Владивостока. Газпром получит от китайской стороны аванс в размере $25 млрд. Инвестиции в инфраструктуру составят более $70 млрд., объем российских инвестиций - $55 млрд.

От этого соглашения выигрывают и Россия, и Китай. Сделка усиливает позиции Китая на переговорах с продавцами СПГ на Ближнем Востоке, поскольку дает Пекину возможность диверсификации газовых поставок. Можно ожидать, что Китаю удастся снизить высокие премии за поставку сжиженного газа с Ближнего Востока в Азию. Для России соглашение открывает двери на огромный азиатский рынок. Кроме того, оно имеет важное психологическое и политическое значение. Это первая масштабная сделка России после введения западных санкций против Москвы. Она означает, что попытки Запада изолировать Россию обречены на провал. У нас есть надежные и верные партнеры на Востоке.

"Поворот на Восток" был продолжен в октябре 2014 года, когда Москву посетил премьер Госсовета Китая Ли Кэцян. Было подписано всего 38 соглашений о реализации инвестиционных проектов. Среди них - производство легковых автомобилей, создание современных логистических центров, создание научных парков высоких технологий.

Более детально обсуждены вопросы реализации соглашения по поставкам природного газа. Глава Газпрома А. Миллер сообщал, что "Газпром" готов отказаться от проекта строительства завода по СПГ во Владивостоке и рассмотреть возможность поставок по трубопроводу 15 млрд. кубометров природного газа с месторождений на Сахалине в Китай. Москва и Пекин продолжили также переговоры о поставках газа в Китай по "западному" маршруту (проект "Алтай") и рассчитывают подписать соглашение в 2015 году.

Важное место на переговорах заняли вопросы финансирования совместных проектов в условиях сокращения доступа России к западным кредитам. Были подписаны несколько кредитных соглашений. Экспортно-импортный банк Китая предоставит Внешторгбанку России и Внешэкономбанку каждому кредитные линии в юанях либо рублях на сумму до $2 млрд. Рамочное соглашение с Эксимбанком Китая о предоставлении торгового финансирования также заключил Россельхозбанк.

Кроме того, Банк России и Народный банк Китая подписали трехлетнее соглашение о валютных свопах объемом 150 млрд. юаней. Оно будет способствовать развитию двустороннего экономического сотрудничества за счет использования во взаимных расчетах рубля и юаня. Для России оно будет дополнительным средством обеспечения финансовой стабильности. Московская биржа подписала с Банком Китая соглашение о сотрудничестве в сфере взаимодействия национальных финансовых рынков обеих стран. Этот документ также будет способствовать расширению взаиморасчетов в национальных валютах двух стран.

На переговорах было отмечено, что товарооборот между Россией и Китаем неуклонно растет и в 2015 году превысит 100 миллиардов долларов, а к 2020 году стороны планируют довести его до 200 млрд. долларов.

Россия и Китай понимают, что для расширения взаимной торговли необходимо создавать транспортную и логистическую инфраструктуру.

Правительство России недавно одобрило проект реконструкции Байкало-Амурской магистрали и Транссиба с целью увеличить пропускную способность этих железных дорог. На эти цели выделено 150 миллиардов рублей. К 2018 году станет возможным перевозить на Восток дополнительно 55 миллионов тонн грузов. Важно, что вдоль Байкало-Амурской магистрали и Транссиба расположены крупные месторождения полезных ископаемых. Тем самым обеспечивается возможность их разработки в будущем.

В свою очередь правительство северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян выделило 170 млрд. юаней на строительство железных дорог к российской границе. Сейчас в ускоренном режиме ведется строительство железнодорожных линий Харбин - Манчжурия - Транссиб, а также Харбин - Суйфэньхэ - Байкало-Амурская магистраль и Харбин - Тунцзян.

Очевидно, расширение двустороннего экономического сотрудничества станет важной темой предстоящей встречи Президент России В.Путина с председателем КНР Си Цзиньпином на саммите АТЭС.

Активизация российско-китайского экономического сотрудничества в условиях санкций стимулировала и расширение взаимодействия двух стран в рамках групп БРИКС и ШОС. На саммите БРИКС в июле с.г. было принято решение о создании Банка развития БРИКС с капиталом 150 млрд. долларов, а также Пула валютных резервов. Безусловно, создание этих двух органов будет способствовать развитию российско-китайского экономического сотрудничества и реализации конкретных инвестиционных проектов. Кроме того, это событие имеет историческое значение, поскольку свидетельствует о кардинальных изменениях в мировой финансовой системе и образовании органов, действующих параллельно с Всемирным банком и МВФ.

Благодаря тесному сотрудничеству России и Китая на последнем саммите ШОС в сентябре с.г. в Душанбе подписано Соглашение об облегчении международных автомобильных перевозок, которое является частью процесса формирования логистической сети от Китая до Европы. Разработана процедура принятия новых членов, которая открывает дорогу в ШОС для Индии и Пакистана. Их принятие существенно увеличит международный авторитет и совокупную экономическую мощь этого объединения.

В России популярна поговорка: друг познается в беде. Санкции Запада ясно доказали что Китай является настоящим другом для России. В свою очередь события в Гонконге, так называемая "революция зонтиков" и движение "оккупируй центр" показали, что угроза со стороны Запада существует не только для России, но и для Китая. Обе страны чувствуют эту угрозу и еще больше сплачиваются - как в экономической, так и в политической областях.

Хотелось бы также подчеркнуть, что в России с удовлетворением восприняли позицию общественности и правительства Республики Корея по украинскому кризису, в частности, отказ присоединиться к западным санкциям, несмотря на то, что РК поддерживает союзнические отношения с США и, очевидно, подвергается давлению со стороны Вашингтона. Мне кажется, у российско-корейского делового сотрудничества есть хорошие перспективы. Для расширения экономических связей можно было бы использовать многие "находки" и "ноу-хау", которые в последнее время применяются в нашем сотрудничестве с Китаем, в частности, перевод торговли на взаиморасчеты в национальных валютах. Эти вопросы можно было бы обсудить более детально на двусторонних форумах.

Российский институт стратегических исследований

Док. 675949
Опублик.: 29.10.14
Число обращений: 0

  • Холодков Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``