В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: `Октябрь уж наступил`: Пушкин, Лицей, современность Назад
Юрий Ирхин: `Октябрь уж наступил`: Пушкин, Лицей, современность
Немногим более двух веков назад - 19 октября 1811 г. был открыт Императорский Царскосельский лицей - первое в истории России специальное высшее учебное заведение для подготовки государственных служащих. Результаты его деятельности оказались значительными. Имена выпускников - видных государственных деятелей, дипломатов, военных, литераторов - навсегда вошли в российскую историю....
Россия начала XIX века стояла на распутье. С одной стороны, она представляла крупнейшую империю от Балтики до Калифорнии и от Северного Ледовитого океана до Турции, включая Крым. На ее обширнейшей территории проживало около 44 млн. человек и она стала ведущей страной Европы по количеству населения. Российская армия показала себя одной из сильнейших в Европе, увенчав себя рядом блистательных побед. Российская империя все активнее формировала европейскую и мировую повестку дня.
Однако, с другой стороны, Россия оставалась крепостнической державой (14 млн. крепостных), с неэффективным бюрократическим аппаратом, малопроизводительным сельским хозяйством и традиционно отсталой инфраструктурой. Перед ней остро стояла задача модернизации общественных отношений.
Молодой российский император Александр I (12.XII.1777, император 12.Ш.1801 - 19.XI.1825), воспитанный в духе идей Просвещения, понимал, что России нужны определенные политико-административные преобразования. Генератором реформаторских, умеренно-либеральных идей выступил узкий круг его советников. Ещё до восшествия Александра на престол, вокруг него сплотилась группа "молодых друзей" (граф П.А. Строганов, граф B.П. Кочубей, князь А.А.Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев), которые составили так называемый "Негласный комитет", функционировавший в течение 1801-1803 гг. Его члены вместе с императором обсуждали проекты возможных государственных преобразований. 5 апреля 1801 г. был также создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, состоявший из 12 высших сановников (в 1910 г., по проекту М.М. Сперанского - преобразован в Государственный совет).
В 1803 г. Александр I провел реформу образования, открывшую доступ в гимназии и университеты детям всех сословий, кроме крепостных крестьян. Благодаря своей относительной дешевизне, стипендиям для малоимущих и настроениям общества, качественное образование в России XIX века было более демократичным и доступным, чем, скажем, в викторианской Англии. По указанию Александра I был открыт ряд университетов: Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Харьковский и Казанский (оба - 1804 г.). Главный Педагогический институт в Петербурге (создан также в 1804 г.) был преобразован в 1819 г. в Петербургский университет. В 1811 г. открылся Царскосельский Лицей, имевший университетский статус. Первое время (до 1820 г.) университеты имели либеральные уставы и права автономии.
Реформатор М.М. Сперанский прекрасно понимал необходимость создания принципиально новой системы подготовки молодых чиновников для будущих "больших реформ". В начале 1808 г. у него возникла идея создания для этой цели специального учебного заведения, и он подготовил записку Александру I под названием "Первоначальное начертание особенного лицея". Работая над проектом Лицея, Сперанский вдохновлялся не только либеральными идеями, но и примером школы Аристотеля, которая называлась Ликеем. Речь шла о подготовке "новых людей", которые смогут осуществлять передовые преобразования в России. Именно поэтому Лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только учиться, но и жить здесь.
11 марта 1808 г. Сперанский завершил работу над черновым проектом устава специального учебного заведения "для образования юношества, особенно предназначенного к высшим частям государственной службы". Предполагалась подготовка нескольких десятков молодых людей, способных стать государственными деятелями "представительного правления" и имеющих соответствующий мировому уровень познания в общественных науках. За сравнительно короткий срок воспитанники должны были изучить гимназический и университетский курсы наук. Программа Лицея отличалась энциклопедизмом, европейской широтой и свободомыслием. Сперанский писал другу: "устав его (Лицея) написан мною...он соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты". В питомцах Лицея Сперанский хотел найти молодых проводников, задуманных им реформ государственного устройства России.
Создание Лицея мыслилось как особое звено в сети созданных в начале XIX в. российских высших учебных заведений. Его специфика состояла в том, что он должен был готовить, прежде всего, государственных служащих. Этой задаче был подчинен весь процесс обучения, начиная с отбора будущих лицеистов, включавший обязательные вступительные экзамены, шестилетнее совместное проживание, воспитание и обучение (сначала три года гимназии, затем - университета) и переход на государственную службу.
В Уставе Императорского Лицея говорилось, что "Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Создание Лицея было связано с реализацией и одной из самых непопулярных мер правительства: требованием обязательного образовательного уровня от каждого государственного служащего, реализуемого через сдачу вступительных экзаменов и получения университетского диплома. Университетское образование становилось обязательным условием для получения чина коллежского асессора (8-й класс), дававшего большие привилегии и высокие оклады, а также право на потомственное дворянство и чина статского советника (5 класс) - первого генеральского чина.
Системная подготовка лицеистов включала: наличие передового устава, кодекса нравственных требований, индивидуального подбора воспитанников и известных преподавателей (в том числе и с либеральными взглядами), при достойном материальном обеспечении этого уникального государственного учебного заведения при пяти императорах России. В Уставе Лицея говорилось, что это учебное заведение "составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих".
В основу подготовки лицеистов были заложены передовые принципы обучения и воспитания. Среди них: нацеленность на патриотическое и должное служение обществу и государству; раскрытие индивидуальных особенностей воспитанников, культивирование у них чувства собственного достоинства, чести и верности служебному долгу, гордости за величие России; энциклопедичность, профессионализм и культурность (знание многих языков и великолепное владение русским); высокий академический уровень профессорско-преподавательского состава и его демократизм; лицейская корпоративность; ясное понимание для лицеистов, что их готовят "на заказ" - служению в соответствующих государственных органах и для блага России.
Лицей функционировал в Царском Селе с 1811 по 1843 гг. Затем (6 сентября 1943 г.) учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в большое здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект (д. 21), которое затем перестраивалось. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским. 29 мая 1918 г. Постановлением Совета народных комиссаров Лицей был закрыт, а его здание передано Пролетарскому политехникуму. В настоящее время здесь размещается Александровский профессиональный лицей. В историческом здании Лицея в г. Пушкине (бывш. Царское Село), с 1974 г. функционирует всемирно известный Мемориальный Музей-Лицей.
Открытие Лицея состоялось 19 октября 1911 г. В уставе Лицея отмечалось: "Юношество займет здесь превосходные познания в науках, благороднейшие движения отеческой любви и чистейшую нравственность к чести сего заведения, к пользе Отечества и собственной". Отсюда и девиз Лицея, обозначенный на его гербе: "Для Общей Пользы".
На подготовительную работу, после издания императорского Указа о Лицее - ушло целых 14 месяцев. За это время были подобраны преподаватели, прошли испытания будущие воспитанники, подготовлено здание. Будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили приемные экзамены и медицинский осмотр. Список учеников был "высочайше" утвержден.
Первыми лицеистами стали 30 мальчиков 10-12 лет (18 православных, 12 - лютеран и католиков), успешно выдержавшие вступительные экзамены по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории. Среди них - будущие выдающиеся общественные деятели: А.С. Пушкин; А.М. Горчаков, М.А. Корф, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, В.Д. Вольховский, В.Д. Яковлев и др.

...Девятого октября 1811 г. к директорскому дому в Лицее стали подъезжать кареты, из которых выходили подростки-мальчики в сопровождении родных. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. Александра Пушкина мог сопровождать его дядя В.Л. Пушкин или друг семьи - А.И. Тургенев, благодаря ходатайствам которых, двенадцатилетнего Александра рекомендовали в Лицей.
Встречал приезжающих сам директор - В.Ф. Малиновский. После обеда у него, лицеистов переодели. На каждом оказался синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. Вскоре, одни из них уже воображали себя министрами, другие сенаторами, третьи просто наслаждались своим парадным видом...

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 г. в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. В центре большого зала стоял стол, покрытый красным сукном, на нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницин. Он заявил будущим воспитанникам, что "Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!". Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. Речь Куницина, обращенная к идеалам Просвещения и без упоминания роли Александра I в создании Лицея, произвела такое впечатление на императора, что тот вскоре прислал награду профессору - орден Владимирский крест 4-й степени. (Это, впрочем, не помешало (после охлаждения Александра I к либеральным преобразованиям) увольнению А.П. Куницина).
Пушкин так описал это событие:

"Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын "
Приветствием меж царственных теней".

Для Лицея было отведено здание флигеля Екатерининского дворца, построенного в конце XVIII века архитектором И.В.Нееловым. Подготовкой помещений под нужды учебного заведения занимался архитектор В.П. Стасов. В своих правах Царскосельский лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I. Учебная программа была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на 2 курса - старший и младший, по три года каждый, с обязательными переходными экзаменами. Образование в Лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гуманитарных дисциплин. По окончании учебы род службы выпускники выбирали самостоятельно. После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февр. 1829 г. Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.
Прием лицеистов осуществляли один раз в три года. Численность воспитанников - не более 50 человек, обучение - бесплатное. Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Им нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы. Во время каникул, вместе с наставниками, они совершали пешеходные прогулки по изучению пригородов, бывали в Павловске, Колпино. В дек. 1816 г. воспитанники впервые получили разрешение покинуть Царское Село и посетить Петербург на рождественские каникулы. Родные и друзья навещали лицеистов только в воскресные и праздничные дни.
Лицей был закрытым, привилегированным воспитательным учебным заведением. Преподаватели обращались к ним на "Вы", да и между собой некоторые лицеисты тоже использовали эту форму. Распорядок жизни был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Много времени уделялось чтению и дискуссиям. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Плаванию лицеистов обучали матросы; после него осуществлялся медицинский контроль. Интересно, что набор видов спорта (гимнастика, плавание, конная езда, фехтование) совпадает с современным пятиборьем. Всего лицеисты занимались по 7 часов в день, но кроме этого, Речь шла о воспитании лицеистов средой...
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому; выпускники получали гражданские чины XIV-IX классов. Для всех желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 гг. при лицее действовал Благородный Пансион.
За время обучения изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведческий комплекс, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Занятия в Лицее, нацеленные на овладение широкого круга знаний, были значительными и по объему часов. Так, на старшем курсе лицеисты занимались 54 часа в неделю: Закон Божий - 3; Психология и логика - 3; Физика, математика и статистика - по 4 (1); История русского права и История законов Российской империи - по 4; Римское право и Энциклопедия права - по 2; история - 3; немецкая, французская, английская и русская словесность - по 4 часа каждая еженедельно.
Особое значение уделялось знанию и профессиональному владению русским языком: мыслить и писать ясно и точно. В учебных тетрадях А. Горчакова, содержатся советы проф. Н.Ф. Кошанского: "Первое достоинство слога - ясность. Ясность соблюдается четырьмя способами: твердым знанием предмета, внутренней связью мыслей, естественным порядком слов, точностью слов и выражений". И не случайно, среди лицеистов оказалось так много литераторов и государственных служащих, прекрасно владевших " великим и могучим" русским языком.
Разностороннее образование лицеистов способствовало их общему развитию и расширению понятий, логики мысли. Более специальную подготовку они могли получить путем дальнейшего обучения или самообразования.
Лицеистам прививали вкус к литературному творчеству, они учились писать стихи и прозу, издавали собственные литературные журналы. Они много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека с книгами на 6 иностранных языках (!), пополнению которой профессора уделяли много внимания. Император Александр I подарил лицеистам часть своей библиотеки, содержавшую книги и из собраний европейских просветителей: Вольтера, Дидро и др. Между лицеистами велись творческие литературные состязания, стихи Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 г. стали печатать известные журналы: "Вестник Европы", "Сын отечества" и др. Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и вольнодумия. Не случайно некоторые из них стали декабристами.
Учебно-воспитательный процесс в Лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник - преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.
Фундаментальное значение для Лицея имел высокообразованный и нравственный профессорско-преподавательский состав. Так, А.П. Куницын, например, стажировался в Геттингенском университете и Сорбонне; воспринял идеи Просвещения. Среди первых преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов, были профессор нравственных и политических наук А.П. Куницын (1782-1840); проф. российской и латинской словесности, эстетики Н.Ф. Кошанский (1781-1831), проф. российской словесности А.И. Галич (1783-1848); проф. французской словесности Д.И де Будри (1756-1821), преп. физических и математических наук Я.И. Карцов (1785-1836), - военных наук, полковник русской армии, сражавшийся в войне 1812 г., адъютант Т. Костюшко, Ф.Б. фон Эльснер (1771-1832), преп. изящных искусств С.Г. Чириков (1776-1853), - истории и географии Е.А. Белов (1826-1895), - музыки Т. де Фергюсон и др.. Несколько позже в Лицее преподавали выдающиеся юристы: В.М. Гессен, А.Ф. Кони, С.А. Муромцев; историки: Н.И. Кареев, С.Ф. Платонов, И.П. Шульгин; философы: Э.П. Радлов и др.
В 1804 г. российские университеты впервые получили автономию. Одна из особенностей вузовского образования в России в нач. XIX в. состояла в создании в российских университетах (по аналогии с западными) - факультетов нравственных и политических наук, где изучались и некоторые политические дисциплины. Факультеты нравственных и политических наук были открыты в период с 1804-1805 гг. и просуществовали до нач. 30-х гг. XIX в. в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Харьковском и Виленском университетах.
Нравственные и политические дисциплины в Лицее составляли одно из ведущих направлений подготовки воспитанников. В изданных для Царскосельского лицея "Правилах особенных в курсе окончательном" говорилось, что "под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Лицеисты изучали: энциклопедию права, историю русского права, основы церковного, государственного, гражданского, уголовного, полицейского, финансового и международного права, дипломатию, политическую экономию, историю России. Студенты, в частности, сдавали экзамен по курсу "Начала Политических наук".
Звание профессора "нравственных и политических наук" существовало в России в первой трети XIX в. - его имел, в частности, один из лучших преподавателей того времени профессор Александр Петрович Куницын. Он утверждал на своих занятиях, что человек рождается свободным и должен подчиняться только воле гражданских законов, а не тирану. "Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они подвергаются верховной власти, но только на том условии, чтобы она избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния"
Курс наук, читавшийся Куницыным в лицее, обнимал собою целых 12 предметов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так далее. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что "наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим". Здесь были и азы политической экономии, и обзор различных общественных систем, и даже анализ пороков крепостного строя!
Успех, каким Куницын пользовался среди слушателей лицея, засвидетельствован Пушкиным в "Лицейской годовщине 19 октября 1825 г." (не вошедшая в его окончательный текст строфа).

"Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень...
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена".

В своей речи Куницын призывал - и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде "Вольность" - превыше всего чтить законы и соблюдать их: "Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа". Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: "Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".
Одним из профессоров Лицея, обучавших А.С. Пушкина французской словесности, был брат французского революционера Ж.-П. Марата - Давид Иванович де Будри (настоящие фамилия и отчество французского профессора были официально изменены по его просьбе). Пушкин об этом знал и упоминал в своих лицейских записках, что "де Будри был родной брат Марату".
Лицеисты получили хорошую подготовку в области политических наук, в частности, политической экономии. А.С. Пушкин, когда готовил для императора программу "О народном воспитании", написал: "Высшие политические науки займут окончательные годы. Необходимо преподавание прав, политической экономии по новейшей системе Сея и Сисмонди...".
Идеи гражданской свободы, которыми была проникнута часть русского общества после победы над Наполеоном, проникали через лицейские стены и находили там своих сторонников. В последние годы обучения в Лицее произошло некоторое послабление режима. За его пределами Пушкин и некоторые его друзья встречались с образованными гвардейскими офицерами: П.Я. Чаадаевым, Н.Н. Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д. Олсуфьевым и др. В беседах обсуждались проблемы свободы и морали. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским. Любимым философом у Пушкина в то время был Вольтер; именно французскому просветителю он был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире.
Интересно, что в 1816 г. в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены "Союза спасения" Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские преподаватели: Куницын и Галич.
Первым директором Царскосельского лицея был В.Ф. Малиновский, русский просветитель и дипломат, знавший новейшие европейские, а также восточные языки: турецкий, арабский, китайский и, разумеется, древнегреческий и латынь. Он стремился реализовать прогрессивные идеи Сперанского в педагогической и государственной сфере деятельности, сотрудничал с "Негласным комитетом", являлся сторонником конституционной монархии и автором одного из первых проектов отмены крепостного права (1802 г.). Директор был обязан постоянно проживать в лицее, на нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника. Он способствовал формированию "лицейского духа", установлению отношений дружбы и доверия и дружбы между наставниками и воспитанниками, при сохранении высокой требовательности к исполнению учебных обязанностей. По словам Ю.Н. Тынянова под влиянием первого директора в Лицее "выросли первые декабристы". Критерием нравственности лицеистов, по Малиновскому, должны были выступать польза человечества и правосудие. Дело Малиновского, (скоропостижно скончавшегося в марте 1814 г.), как директора лицея и просветителя с 1816 г. продолжил Е.А. Энгельгардт. Он писал, что лицеистам должно помнить надпись на лицейской медали "Общее дело для общей пользы" и служить пока есть силы, - "стоять за правду, защищать бедных", а это долг священный, и дело тут "идет не о блестящем видном месте", а таком, где непосредственно можно помогать людям".
В 1817 г. состоялся первый выпуск лицея. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, 9 июня лицеисты получили аттестаты. Пушкин показал успехи в российской и французской словесности, в фехтовании. С чином IX класса Лицей окончили 9 человек, X класса - 8 человек; 7 выпускников стали офицерами гвардии и 5 - офицерами армии.
9 июня был впервые исполнен Гимн лицеистов ("Прощальная песнь воспитанников"), написанный А. Дельвигом. Его исполнение в дальнейшем стало традицией. Последний раз он был исполнен на 73 выпуске Лицея 1917 г.

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье.
И в счастье - всем равно привет!
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

"Лицейское братство" возникло в годы учебы ("Отечество нам Царское село"). Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими - на всю жизнь дорогими - стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина - и он сам, прежде всего, - были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством, в котором оттачивался язык, обсуждались идеи свободы, братства, счастья. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин "постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах".
"Лицейское братство" стало оформляться традициями. Так, одной из них стал обычай после выпускных экзаменов разбивать колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Для первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском пожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией.
Спустя несколько лет после первого выпуска лицеисты стали ежегодно собираться 19 октября. У Пушкина есть несколько стихотворений, посвященных этим встречам. С особым чувством отмечал поэт каждую лицейскую годовщину, создал ряд произведений, посвящённых дню основания Лицея: "19 октября" 1825 г. ("Роняет лес багряный свой убор.."), "19 октября 1827" ("Бог помочь вам, друзья мои..."), "Чем чаще празднует лицей..." (1831 г.), "Была пора: наш праздник молодой..." (1836 г.). В черновом варианте стихотворения "19 октября" 1825 года есть строки, обращённые к лицейским друзьям:

"Товарищи! сегодня праздник наш...
Стеклися вы при звоне мирных чаш.
- Вы собрались, мгновенно молодея.
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке Лицея...

Встречи лицеистов были традиционными, у каждой из них - своя творческая программа; после смерти Пушкина лицеисты собирались также в день рождения и смерти поэта. Со временем на этих встречах стали зажигать свечи - по числу оставшихся в живых лицеистов первого выпуска. На встрече 1882 г. канцлер А. Горчаков (за год до своей смерти: 1798-1883 гг.) зажег единственную и последнюю свечу-память...
Доктор педагогических наук, академик РАО, заслуженный учитель России, директор известного московского Центра образования N109 г. (Школа-Лицей) Е.А. Ямбург подчеркивает: "Дух лицейства - это дух свободы. Нерв лицея еще со времен Пушкина - нетерпимость ко всякому рабству. И абсолютная порядочность. Опальному декабристу Вильгельму Кюхельбекеру, одному из первых воспитанников Царского Села, помогал его однокашник (будущий канцлер России) Горчаков. Несмотря на то, что делал в то время карьеру. Дружба была превыше всего".
Пафос лицейской дружбы вызывал враждебность у охранительно настроенных деятелей того периода. Они находили, что это плоды опасных влияний: либерализма, масонства и др. Николай I не скрывал, что он больше не потерпит в Лицее ничего подобного тому, что происходило за его стенами при Энгельгардте.
После декабрьского восстания 1825 года правительство провело реорганизацию Царскосельского лицея, установив ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. По указу нового императора Николая I от 23 февраля 1829 г. учебное заведение перешло к подготовке молодых людей только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо нее ввели логику, психологию, статистику и географию.
Царскосельский Лицей не был отгорожен непроницаемыми стенами от веяний времени. "Дней александровых прекрасное начало" было противоречивой эпохой. Однако во все времена выпускники Лицея были востребованы как профессионалы и последователи высоких нравственных принципов служения. Самое большее, что можно пожелать "лицейским", - это сохранить "чувство Сердца", ибо в "Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших доблестей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и теории", - такие слова Е.А. Энгельгардт в 1839 г. посвятил своим воспитанникам.
Всех лицеистов объединяла идея служения общем благу, Отечеству. Это служение многие понимали по-разному. Князь Горчаков считал, что "благие цели не достигаются тайными происками". Участники тайных обществ, ставивших целью изменить Россию, понимали " общую пользу" иначе. Но все они, как писал лицеист Д. Кобеко, "могут быть обвиняемы лишь в идеальном стремлении к высоким целям", которые "горячо преследовали на протяжении всей своей жизни".
Программа лицейского обучения сформировала широко образованных людей, подготовленных к гражданской и военной службе. За сто лет существования Лицея (1817-1917 гг.) состоялось 67 выпусков, которые составили 1822 человека. К 100-летию Лицея были присланы приветственные адреса, подписанные императором Николаем II, его матерью Марией Федоровной и великим князем Константином Константиновичем Романовым.
Лицей ставил целью дать образование молодежи, желающей служить своему Отечеству на государственных должностях. Это институт был самым лучшим из всех государственных учебных заведений того времени. Многие из выпускников Лицея явились выдающимися государственными деятелями. Так, министрами иностранных дел были: князь, канцлер А.М. Горчаков, Н.К. Гирс, Е.А. Ламанский, А.Б. Лобанов-Ростовский, Н.П. Шишкин, А.П. Извольский, А.В. Игнатьев; министрами народного образования - А.В. Головнин, Д.А. Толстой, А.А. Сабуров, А.П. Николаи; министрами торговли и промышленности - С.И. Тимашев, И.П. Шипов; министрами юстиции - Д.Н. Замятин, А.А. Хвостов; министром путей сообщения - А.П. Бобринский; министром государственных имуществ - А.С. Ермолов; министрами финансов - М.Х. Рейтерн, Э.Д. Плеске. В.Н. Коковцев - министр финансов, а в 1911-1914 гг. - председатель Совета министров, он же - последний попечитель Лицея. В.Д. Вольховский был генералом, начальником штаба русской армии русской армии на Кавказе при генерале Ермолове, В.Д. Яковлев - сенатором, А.Г. Кушелев-Безбородко и Д.М. Сокольский и С.Г. Феодосьев - государственными контролерами.
Среди ученых - К.С. Веселовский, Я.К. Грот, Н.Я. Данилевский (автор знаменитого труда "Россия и Европа"), М.А. Корф ("правая рука" Сперанского при подготовке "Свода законов Российской империи", директор Публичной библиотеки, член Госсовета), полярный исследователь Ф.Ф. Матюшкин и др.
Лицей навсегда пленил наши сердца и умы образами и творчеством А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.
На международной конференции, посвященной 200-летию со дня основания Императорского Царскосельского лицея, отмечалось, что "Лицей не задавался целью подготовить узких специалистов, он ставил задачу воспитать, в первую очередь, человека как благородную личность, которая может найти себе применение в различных сферах государственного и общественного поприща".
Оригинальная система подготовки лицеистов, включавшая высокий профессионализм, альтернативность и гуманитарность образования, развитие аналитических способностей, нацеленность на служение Отечеству, заслуживают внимания и сегодня, когда России для успеха умной, постиндустриальной модернизации требуются умные, всесторонне образованные и нравственные кадры государственных служащих.
В Российской Федерации День Лицея (19 октября) традиционно отмечают в школах, лицеях и других учебных заведениях в связи с памятью А.С. Пушкина. Однако этого недостаточно.
Во-первых, - в современных условиях, этот день может отмечаться шире, он должен интегрировать также все вузы и учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой государственных и муниципальных служащих, всех их выпускников.
Во-вторых, - актуально принять девиз государственного и муниципального служащего России - "Нравственность, умение, служение Отечеству и обществу", по аналогии с лицейским девизом: "Для Общей Пользы".

В основе публикации - статья профессора Ирхина ЮВ. Царскосельский Лицей: миссия и традиции гуманитарной подготовки государственных служащих, опубликованная в журнале "Социально-гуманитарные знания". - N3. - 2012 - С. 61-79.

Ю.В. Ирхин, профессор РАНХиГС при Президенте РФ

Док. 675800
Опублик.: 27.10.14
Число обращений: 0

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``