В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Научные школы МГИМО-Университета в контексте его 70-летия Назад
Научные школы МГИМО-Университета в контексте его 70-летия
Торкунов Анатолий Васильевич - академик РАН, ректор МГИМО(У) МИД России.

Суть феномена, который мы привычно называем Историей, заключается в постоянном повышении удельного веса рациональной составляющей в накоплении и передаче опыта социального развития людей, что обеспечивает перманентный рост культурного потенциала человечества. История не только фиксировала неоднократные радикальные перемены в жизни людей, но и сама меняла свои парадигмы под воздействием их мощно развивавшегося интеллекта, который становился источником всё новых и новых трансформаций глобального масштаба. В этом смысле один из самых бесспорных уроков Истории состоит в том, что все революции в жизнедеятельности и жизнеустройстве человечества начинались в сознании людей, возникая в виде идей и концепций, теорий или доктрин, которые затем, подчинив себе энергию масс, становились двигателями прогресса.

И главное здесь вовсе не в том, правят ли миром идеи или нечто другое, а в "чувствительности", эвристичности самого дорогого и дорогостоящего изобретения человечества - науки. Ибо она оправдывает свою социальную функцию только в том случае, если способна предвидеть и реагировать на тектонические сдвиги в общественном развитии оптимальными стратегиями, использующими открывающиеся в этой связи возможности для общего блага людей. Во всём мире наука, исследовательские школы

и учёные связаны, прежде всего, с университетами, традиционными центрами познания мира природы и человеческих отношений, передачи знаний от поколения к поколению, от страны к стране. И не случайно именно университетские "высоколобые" первыми уловили признаки возникающего "осевого времени"[1] - того глобального поля духовного напряжения, которое могло свидетельствовать лишь об одном: о втягивании человечества в новый этап цивилизационного развития, о новой научной революции со всемирно-исторической парадигмой, концентрирующей усилия людей на сознательном конструировании своего будущего.

В современном мире меняется всё: характер труда; экономическая деятельность, её техническая база и организационные формы; растёт профессиональная и социальная мобильность населения; меняются структура общества, нравы, поведение, привычки и потребности людей; преобразуются политика и власть. При этом ответы человечества на "вызовы истории", то есть на вторжение образов и смыслов будущего в настоящее время, сопровождаются острыми противоречиями и кровавыми конфликтами, известной хаотизацией общественных и международных отношений. Определяющими факторами их справедливого разрешения в силу своей особой роли в истории общества являются образование и наука.

Но они не могут в полной мере исполнять своё социальное предназначение, пока не освободятся:

- от существующего сегодня разрыва между образованием, наукой и духовными ценностями, в первую очередь от "суеверия", что "наука и знания могут всё". Наука, разум, рационализм должны быть толерантными, знать границы и последствия своей применимости. Образование должно помочь людям трезво и компетентно оценить достижения и издержки науки, научно-технического прогресса, их социальный смысл;

- от преподавания некоей определённой суммы знаний. В современную эпоху главная задача образования заключается в том, чтобы привить учащимся методологические основы знаний, в подготовке их к познавательно-исследовательской работе. В университетском образовании всё большее место должно отводиться фундаментальным наукам и, конечно же, гуманитарным и общественным дисциплинам, прежде всего истории, философии, социологии, индивидуальной и общественной психологии; - от пренебрежения воспитанием нравственности, которое в настоящее время, как никогда ранее, должно стать важнейшей частью образовательного процесса. Сегодня надлежит органически соединить науку и мораль; национальные элиты должны формироваться из пангуманистов, которые, исходя из высокого духа интеллектуальных устремлений, постоянно соотносят свою деятельность с нормами нравственной ответственности. Такой подход, в числе прочего, предполагает честное отношение к отечественной истории. Не нужно ничего приукрашивать, не нужно любить Родину с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, но аморально очернять историю своей страны при каждом крутом политическом повороте событий в угоду новой власти и/или ревнителей мирового "униполя".

Важнейшим фактором стабильности развития человечества остаётся, как и в прежние времена, упрочение взаимодействия и сотрудничества народов и наций. И ясно, что задачу укрепления этого процесса не решить без науки, без просвещения, без воспитания, без деятельности по повышению образованности, без развития культуры людей. Именно образование способно предотвратить кровопролитие, виной которому - расовая или национальная вражда, зачастую подогреваемая политиками и политиканами.

Молодые поколения отечественных международников могут перенять от нас накопленный опыт и энтузиазм, который был характерен для всех, кто фактически бесплатно занимался наукой и преподаванием в "пореформенные" годы. Вместе с тем, перед ними стоят и задачи по освоению новых областей международного знания и/или возврату на современной основе ранее утраченных его сфер.

Большая самостоятельность в формировании стандартов, предоставленная отечественным исследовательским университетам (в их числе с сентября 2012 г. также и МГИМО) обеспечивает дополнительные преимущества, позволяя проводить конкретно-исторические исследования с высокой степенью международно-политических обобщений. Если для специалиста в области точных наук лучшей тренировкой и основой профессионализма является математика, то для международника аналогичную функцию выполняет история.

Попытки вырастить специалиста по мировой политике без знания истории народов закончились провалом. Это нужно признать. Любые основы анализа международных проблем, "кейс-стади" и т.д. полноценно возможны только на основе исторического материала. Фактологическая насыщенность преподавания истории международных отношений на первых курсах должна создавать необходимые навыки работы со значительными массивами научной информации, в которых сокрыта так называемая широкая теория этой сферы жизни человечества[2].

Предельно важно, чтобы история международных отношений полноценно вернулась в образовательный процесс не просто ярким нарративом времён Тарле, но и как всеобъемлющее аналитическое понимание и представление глобальной среды, в которую органично вписана внешнеполитическая деятельность России. При этом - в исторической эволюции её национально-государственных интересов и ресурсов. Не менее важным направлением для формирования полноценной картины мира являются базовые курсы по зарубежной истории Востока и Запада. Ненормально, когда молодой востоковед-дипломат чуть ли не с гордостью говорит, что у него "не было Европы", или напротив, когда поклонник вестернизации имеет весьма смутное представление о политических процессах на Востоке. Учебные планы и курсы даже в условиях нынешних стандартов должны быть построены так, чтобы базовые знания по двум взаимосвязанным частям света были у всей студенческой аудитории. Огромные ресурсы здесь скрываются в организации методической работы и в подготовке собственных учебников и учебных пособий. Сейчас мы ставим перед собой задачу подготовить два ориентированных на специалистов-международников магистральных учебника по истории Востока и истории Запада.

Важнейшим аспектом подготовки международников является знание международного (публичного) права. В этой сфере советская школа была не просто законодателем научной моды, но и реальным источником международного правотворчества. Тяжёлые 1990-е гг. и "эмиграция" юристов-международников в другие отрасли права, да и естественные причины привели к тому, что сейчас эта отрасль фактически разорена и профессионально обезлюдела. Это тем более контрастирует с развитием школы международного публичного права за рубежом, а также у наших соседей - в Украине и Казахстане.

Результат такого положения зачастую виден на практике: отрицая неприемлемые для России "новации" ("гуманитарная интервенция", признание сомнительных субъектов международных отношений - Косово и т.д.), мы не можем предложить юридически обоснованную позитивную повестку. Отечественные теоретические изыскания и практико-ориентированные концепции международных отношений зачастую не опираются на достаточный правовой фундамент. Часто его некому создавать, а ещё чаще - международники политологи и юристы просто не взаимодействуют. Международное публичное право, курсы по правам человека, по международному экономическому праву должны полноценно вернуться в образовательный процесс вузов международно-политического профиля.

Не столь печально обстоит дело с преподаванием дисциплин мирохозяйственного направления, внешнеэкономических связей, но задача создания полноценной российской школы политической экономии международных отношений по-прежнему так и не выполнена. Кстати, именно этот, пусть несколько пространный, но понятный, в том числе нашим зарубежным коллегам, термин должен вытеснить локальный неологизм - "экономическая политология". В целом, мы обязаны исходить из того, что "международные отношения" как учебный предмет включают в себя историко-политическую, международно-правовую и макроэкономическую триаду компонентов. Именно на этой триаде строится образование во всех ведущих международных университетах.

Другое дело, что помимо этой триады есть и целый ряд компетенций, более узких областей знаний, без реформирования которых мы не сможем формировать адекватных современному миру специалистов-международников. Кардинальной перестройки требует изучение и преподавание дипломатии и дисциплин, связанных с дипломатической службой. С глубоким сожалением приходится констатировать, что у нас пока не сложилось системного преподавания дипломатии, лучшие образцы которого предлагают, например, Институт международных отношений "Клингендаль" в Гааге или дипломатические академии Вены и Мальты.

Мы слишком долго делали ставку исключительно на эмпирические знания заслуженных дипломатов, которые, выйдя в отставку, щедро делились своим бесценным опытом со студентами. Вместе с тем вне нашего внимания оставались современные методики информационной работы, ведения многосторонних переговоров, работы с неправительственными организациями. Даже с точки зрения протокола и этикета большинство наших вузов не дают сколько-нибудь достаточных знаний, связанных с ивент-менеджментом, управлением международными отношениями.

Назрела потребность в том, чтобы изучение структуры зарубежных внешнеполитических ведомств дополнить сведениями об организации экспертно-аналитического сообщества, а также о механизмах судебной и внесудебной защиты интересов российских граждан с учётом особенностей административно-правовых систем зарубежных стран. Посвящённые лоббизму теоретико-политологические курсы не дают молодому специалисту знания того, как же всё-таки он должен продвигать за рубежом интересы государства или компании, как работать с адвокатскими конторами и бюрократическими кругами. Перегруженные теорией курсы по зарубежному PR и GR не ведут к приобретению навыков работы с рейтинговыми и рекламными агентствами.

На протяжении многих лет тема "межкультурной коммуникации" является одной из магистральных на международных политических конференциях и разнообразных научных мероприятиях[3]. При этом нет ни одного учебника, где бы регионоведческие, филологические знания, дипломатические компетенции и собственно коммуникативистика были бы слиты воедино. Парадоксально, но бизнес полагает, что такие предметы и учебники есть. В последние годы к нам нередко обращаются с просьбами организовать курсы для высокопоставленных менеджеров по проблематике коммуникации в Турции, Австралии, Швейцарии, Венгрии, и каждый раз мы это делаем в ad hock режиме. Как правило, это делают регионоведы-практики, уровень общетеоретической подготовки, психологических знаний которых может быть недостаточным.

Мы всё чаще приходим к выводу о необходимости формирования полноценного сегмента подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации и международно-политической психологии, психологии переговорного процесса. Очевидно, что большинство вузов и факультетов международно-политического профиля, как и МГИМО, не готовы создать этот сегмент образования и исследований собственными силами. Нам придётся привлекать специалистов извне, а ещё лучше - объединять усилия.

В целом, нужно понимать, что современные компетенции для работы в международной среде выходят далеко за рамки представлений, устоявшихся в прошлом или позапрошлом десятилетии. Эти компетенции требуют своего выявления, систематизации и включения в стандарты и учебные планы. Наверное, чем-то из нынешних стандартов и планов придётся жертвовать, что-то уводить в специализированные магистратуры, а что-то предлагать бакалаврам-старшекурсникам или магистрам в качестве дополнительного профессионального образования.

Представляется важным остановиться ещё на одном вопросе. Стратегическая цель современного развития российской высшей школы заключается в том, чтобы наши вузы стали полноценными и равноправными участниками мирового университетского сообщества. Действительно, в условиях глобализации студенты уже давно перестали ограничиваться рамками национальной системы высшего образования. Сегодня они стремятся поступить в лучшие учебные заведения мира, ориентируясь только на качество образования. Для российских вузов - это безусловный вызов времени. Мы должны быть конкурентоспособными не только у себя на Родине, но и предлагать качественный, привлекательный для зарубежного потребителя образовательный продукт. До последнего времени российское высшее образование было или неспособно, или не ориентировалось на то, чтобы создавать и реализовывать образовательные программы международного уровня.

Изменить эту ситуацию поможет, на наш взгляд, разработка бакалаврских и магистерских образовательных программ на иностранных языках и программы двойных дипломов, которые будут привлекательными для иностранных студентов. Представляется, что спрос на российские образовательные программы со стороны зарубежных учащихся со временем изменит восприятие высшего образования России в международном академическом сообществе. Но университет мирового уровня - это не только образовательное учреждение. Это и центр научно-исследовательской и экспертной активности, способный создавать и транслировать в мировое сообщество лучшие идеи, распространять знания, делиться организационным опытом.

Если обратиться к сути университетского образования, отвлечься от всех многочисленных его элементов, то внутренним смысловым стержнем этого образования будет не что иное, как процесс постепенного и неуклонного возведения обыденного мышления студентов и аспирантов на уровень научного способа и стиля мышления. Такого рода сдвиг в развитии интеллекта учащихся оборачивается в конечном итоге своеобразной перестройкой всего их духовного мира, ибо студенты в результате выводятся на новый уровень интеллектуальности, в чём сами себе нередко не отдают полного и сознательного отчёта. Но такой эффект достигается лишь в случае, когда формирование научного стиля мышления в университете оказывается своеобразной точкой, в которую стягиваются все нити научно-исследовательского и учебно-воспитательного процессов. Это и есть подлинный, надёжный критерий в определении ценности и эффективности любых научных и учебно-методических университетских разработок и программ.

Университет мирового уровня формирует и свои корпоративные ценности, сплачивает сообщества людей, связанных общим образованием, приобретёнными во время обучения стилем поведения и отношения к работе, и/ или просто продолжающимся сотрудничеством с университетом. Дело в том, что культура научного мышления может быть передана лишь в непосредственном живом контакте и общении учёных и преподавателей с их учениками. Именно этим обусловлена необходимость организации и существования разных научных школ во главе с теми или иными учёными авторитетами. Любая такого рода школа есть не что иное, как группа исследователей, мыслящих, что называется, в унисон, то есть разделяющих и в своём интеллектуальном творчестве исходные доктринальные принципы научного мышления лидера этой школы.

Зачастую российские университеты недооценивают те возможности и скрытый потенциал, которые предоставляют всевозможные ассоциации и объединения выпускников. Институционализация и активное взаимодействие, вовлечение в жизнь университета как российских, так и зарубежных выпускников - это значимый инструмент популяризации самого университета. В этом и есть смысл концепции социально активного университета. Именно на это должны быть сегодня направлены усилия российского вузовского сообщества.

Статус университета мирового уровня не может иметь самопровозглашённый характер. В основе такого статуса - признание со стороны мирового университетского и экспертного сообщества, узнаваемость среди иностранной профессуры и студентов, базирующиеся на высоком качестве образовательных программ. В мире существует значительное число вузов, которые могут с полной уверенностью называть себя университетами мирового уровня: Принстон, Стэнфорт, Оксфорд, Гарвард, Колумбийский университет и пр.[4] Об этом свидетельствуют снискавшие заметную популярность международные рейтинги[5].

Российским университетам предстоит проделать огромный путь в этом направлении[6]. Активизация деятельности по вхождению в сообщество лидеров университетского образования - довольно новый тренд в развитии высшей школы. Новый, но устойчивый и крайне своевременный. Этот тренд подкрепляется и общегосударственной политикой в области высшего образования. Перед российской высшей школой поставлена амбициозная задача создания как минимум пяти-десяти университетов мирового уровня, которые должны войти в первую сотню международных рейтингов[7].

Для решения этой задачи на ректорских выборах 2012 г. коллектив университета утвердил стратегию, с реализацией которой МГИМО должен стать:

- лучшим отечественным вузом общественно-научного профиля;

- самым узнаваемым и востребованным российским университетом за рубежом;

- участником пятёрки лучших общественно-научных университетов и университетских исследовательских центров стран СНГ и Центрально-Восточной Европы;

- мировым лидером в сфере современной прикладной лингвистики;

- ведущим игроком отечественного бизнес-образования по подготовке российских кадров для работы в международной среде, а иностранных кадров - в России и на постсоветском пространстве;

- ведущим центром российской "академической дипломатии" и экспертным институтом по вопросам внешней политики для МИД России и органов государственной власти нашей страны;

- университетом, где комфортно работать преподавателю, куда стремятся абитуриенты с максимально высокими баллами, чтобы стать востребованными профессионалами с безупречным уровнем знаний.

Создание университетов мирового уровня в России - проект долгосрочный[8]. Он требует не только ощутимых финансовых затрат, но и существенной содержательной подготовки в части обновления существующих и создания новых образовательных и научных программ. В университетах неанглоязычных стран набирает силу тенденция к развитию полноценных образовательных программ на английском языке и программ двойных магистерских дипломов. Накопленный МГИМО опыт реализации международно-ориентированных программ и наличие устойчивых контактов с зарубежными коллегами позволили нам по-новому оценить перспективы развития университетского образования в России.

На основании тщательного изучения ситуации на глобальном рынке образовательных услуг в МГИМО было принято решение о расширении линейки бакалаврских и магистерских программ, реализуемых полностью или частично на иностранном языке. Мы активно работаем и над расширением сети партнёрских связей для реализации крайне востребованных среди иностранных студентов двойных магистерских программ. На сегодняшний день в МГИМО реализуется 15 программ двойных магистерских дипломов с ведущими европейскими университетами. Ведутся переговоры о запуске ещё трёх. В рамках магистратуры успешно реализуются три полностью англоязычные магистерские программы.

Важным инструментом повышения узнаваемости университета в мировом образовательном сообществе является участие в международных рейтингах. Позиция вуза в рейтинге - весомый аргумент в выборе будущими студентами места учёбы. По существу, рейтинг - это способ коммуникации между университетом и его потенциальными студентами. Конечно, это и дополнительный инструмент пиара, повышения узнаваемости бренда университета[9]. За последние пару лет российские вузы действительно всерьёз озаботились своим международным позиционированием, положением в рейтингах мировых университетов. Это ещё одна довольно показательная национальная тенденция.

Рейтинг QS 2012 года отразил основную тенденцию в сфере высшего образования: укрепление позиций технических университетов, смещение акцента в сторону точных наук и технологий, что вполне понятно[10]. Результат образовательной деятельности технических вузов более осязаем. Их выпускники работают в реальном секторе экономики, более востребованы в условиях нового технологического этапа мирового развития. В этом смысле гуманитарным университетам гораздо сложнее продвигаться в рейтинговой таблице. С другой стороны, именно у гуманитарных вузов есть огромный потенциал для оперативного наращивания численности иностранных студентов и преподавателей, повышения уровня интернационализации, создания сети партнёрских связей с зарубежными университетами. В этой связи важно, чтобы образовательные программы были понятными и прозрачными для зарубежного студента. Они должны соответствовать установленным в зарубежных университетах требованиям.

Одним из механизмов приведения российских программ в соответствие с международными требованиями является международная аккредитация[11]. Это инструмент, призванный показать, что качество образования, предоставляемого вузом, соответствует европейским и международным стандартам. С другой стороны, международная аккредитация - это отличный способ осуществить внутренний аудит, получить комплексную оценку качества образовательных программ. Например, МГИМО за время проведения аккредитации подготовил огромный массив документов на английском языке, скрупулёзно прописывая и обосновывая каждое направление своей образовательной и научной деятельности, расписывая научную деятельность каждого преподавателя.

В течение трёх месяцев наш университет посетили пять экспертных рабочих групп, целью которых был анализ деятельности МГИМО, встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами. Принимая делегации, делая максимально прозрачными стены своего университета, мы старались заявить о себе как об университете мирового уровня и показать, что уровень российского образования ничуть не уступает уровню образования многих ведущих европейских университетов. Несмотря на непростые дискуссии наших преподавателей и зарубежных экспертов, определённую специфику российского образования, которая не всегда понятна нашим европейским коллегам, нам удалось доказать свою уникальность и право в полный голос заявлять о себе как о равноправном участнике мирового образовательного сообщества.

Создание университетов мирового уровня и повышение престижа и статуса российского образования заключается не в том, чтобы подхлестнуть конкуренцию наших национальных университетов между собой, но, напротив, консолидировать совместные усилия на этом поприще. Успех одного университета в рейтинге или узнаваемость на глобальном уровне притянут внимание к российскому образованию в целом. А значит, что и к другим российским вузам начнут присматриваться иностранные абитуриенты. Здесь важно только правильно запустить соответствующий механизм.

Университет, в котором производятся и одновременно преподаются фундаментальные научные знания, является уникальным заповедником и распространителем истинного образования. В нём проведение научных исследований и образовательный процесс сосуществуют на паритетных началах и являются реализацией и продолжением друг друга. Не случайно в мировом общественном мнении крепнет убеждение, что именно в сферах образования, науки и университетов создаётся будущее человечества.

В год своего 70-летия МГИМО-Университет - ведомственный вуз, целью которого прежде всего является подготовка специалистов-международников для нужд Министерства иностранных дел, - занимает позицию ведущего российского научного центра по международным исследованиям. Институционально это выражается в том, что

МГИМО-Университет является базой Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), а ректор МГИМО-Университета - её президентом. В настоящий момент членами Ассоциации являются 332 человека в 36 городах России и 7 странах. В сотрудничестве с International Studies Association (ISA) проведены семь крупных международных конвентов по проблемам российской внешней политики и международных отношений.

Если посмотреть на программы исследований в рамках РАМИ, становится очевидным, что международные исследования - междисциплинарная область знания, которая не ограничивается только международно-политической проблематикой. РАМИ в настоящее время объединяет в себе программы глобальных, европейских, американских, евроазиатских, азиатско-тихоокеанских, ближневосточных, мирополитических исследований, а также развития теории международных отношений и сравнительной политологии, изучения деятельности негосударственных структур, истории международных отношений, энергетической политики, международной политической экономии, международно-правовых проблем, цивилизационно-культурной сферы.

МГИМО-Университет выступает институциональным лидером по российской политологии. Университет объединяет в своих стенах многих лидеров Российской ассоциации политической науки (РАПН) во главе с её президентом, заведующей кафедрой сравнительной политологии МГИМО-Университета доктором политических наук профессором О. В. Гаман-Голутвиной. Председателем президиума научно-методического совета Министерства образования и науки России по политологии является заведующая кафедрой мировых политических процессов МГИМО-Университета доктор политических наук, профессор М. М. Лебедева.

Институциональное лидерство МГИМО-Университета в международных исследованиях подтверждается репутационными показателями признания со стороны российских и зарубежных коллег. По данным международного репутационного рейтинга исследовательских центров Go to Think Tanks, в 2013 г. МГИМОУниверситет вошёл в десятку лучших исследовательских центров мира на базе университетов и в первую сотню лучших исследовательских центров мира. Он сохранил 5-е место среди исследовательских центров Центральной и Восточной Европы, 57-е место среди исследовательских центров по внутренней экономической политике, 45-е место среди исследовательских центров по международной экономике, а также по науке и технологиям (см. таблицу 1).




Науку сегодня принято оценивать в том числе и по наукометрическим показателям публикационной активности. Учитывая, что российские общественные и гуманитарные науки довольно плохо представлены в международных библиографических базах данных, таких как Scopus и Web of Science, оценивать показатели научно-публикационной активности МГИМО-Университета целесообразно по базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Показатели МГИМО-Университета в РИНЦ свидетельствуют о сравнительно высоком качестве научных исследований авторов нашего университета (см. таблицу 2). При этом следует отметить, что гуманитарный профиль МГИМО-Университета не создаёт конкурентных преимуществ в наукометрии. Классические университеты с естественно-научными факультетами всегда будут опережать вузы гуманитарного профиля по показателям научнопубликационной активности. Это связано с различиями в культуре цитирования между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами. Тем не менее, даже при неравных исходных условиях МГИМО-Университет занимает, например, 19 место по показателю индекса Хирша среди российских вузов.

С каждым годом отмечается прирост количества цитирований и публикаций МГИМО-Университета в РИНЦ (см. рис. 1). Количество цитирований растёт опережающими темпами, что указывает на качество публикаций.

В МГИМО-Университете исследования развиваются по шести основным направлениям: политика, право, экономика, история, социология и филология. Особенностью же исследований в МГИМО-Университете по указанным направлениям является то, что все они имеют международное измерение. Если мы говорим о политических науках, то в МГИМО-Университете эти науки выражены в международных отношениях, мировой политике, сравнительной политологии и т.д. Если посмотреть на языкознание, то в МГИМО-Университете оно представлено лингвострановедением. Данная специфика не случайна, ибо наука в МГИМО-Университете всегда развивалась в тесной связи с практическими потребностями Министерства иностранных дел России.

Центрами производства научного знания в МГИМО-Университете являются выпускающие кафедры и Институт международных исследований. Подготовку по направлениям и специальностям в области международных отношений, регионоведения, политологии, мировой экономики, юриспруденции, менеджмента, журналистики и связей с общественностью в пяти институтах, на восьми факультетах и на 70 кафедрах Университета осуществляют более 150 докторов наук, более 400 кандидатов наук и почти 400 преподавателей высокой квалификации. Среди них более двух десятков действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, семнадцать заслуженных деятелей науки России.

Институт международных исследований (ИМИ) МГИМО(У) МИД России создан в мае 2009 года. Он является правопреемником и продолжателем исследовательских и аналитических структур МГИМО - Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа международных отношений (1976-1990 гг.), Центра международных исследований (1990-2004 гг.) и Научно-координационного совета по международным исследованиям (2004-2009 гг.). За годы своего существования ИМИ утвердился в качестве авторитетного исследовательского центра, продукцией которого пользуются все основные государственные структуры, занимающиеся вопросами формирования внешней политики страны: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Совет Безопасности РФ, Министерство обороны, ОДКБ и другие (см. рис. 2).



Наука не может развиваться без научных журналов. В МГИМО-Университете существуют 14 научных периодических изданий, в том числе 3 партнёрских. Флагманом университетской научной периодики является "Вестник МГИМО-Университета". Журнал занимает первое место по числу статей, цитирований и собственно авторов МГИМО(У), формируя почти 20% общего количества статейных публикаций Университета.

Кроме научно-публикационной активности, ключевым показателем развития науки является количество выигранных грантов для проведения научно-исследовательских работ. По данным Управления инновационного развития, МГИМО (У) демонстрирует уверенный рост по этому показателю. За последние 3 года количество научно-исследовательских проектов, выполняемых в МГИМО (У) на грантовой основе, увеличилось в 3 раза, с 13 в 2010 г. до 38 в 2013 г., а объём привлечённых средств также вырос за указанное время в 3 раза - с 17,2 млн руб. до 49,2 млн руб.

Книжное дело МГИМО в последние годы вышло на весьма высокий уровень обеспечения научных и образовательных потребностей университета и других вузов нашей страны. Широкий общественный и научный резонанс получили многие издательские проекты: "Великая Победа", "Научная школа МГИМО", "Воспоминания дипломата", "Учебники МГИМО", "Кавказский архив" и другие. Издательско-полиграфический комплекс МГИМО является одним из лучших в России, что было отмечено на VI Общероссийском конкурсе изданий для вузов дипломом "Лидер вузовского книгоиздания".

К 70-летнему юбилею МГИМО-Университет подошёл сложившимся авторитетным научно-исследовательским центром мирового уровня. Однако следует понимать, что конкуренция между вузами по показателям научной работы с каждым годом будет только обостряться, а критерии оценки научной деятельности будут становиться всё более формализованными. Перед университетом в этой связи стоит огромная задача модернизации научной деятельности в соответствии с современными реалиями. В сегодняшней науке невозможно быть успешным учёным, не обращая внимания на свои показатели индекса Хирша, не участвуя в конкурсах грантов, не публикуясь в авторитетных международных изданиях и т.д.

70-летняя история развития МГИМО свидетельствует, что только через соединение инновационной практики с преемственностью выдержавших испытание временем традиций можно укреплять позиции МГИМО-Университета как учебного, научно-исследовательского и аналитического центра современного международного уровня. Синтез традиций и инноваций в науке происходит в рамках научных школ, которым и посвящено данное юбилейное издание. Реализуемый в образовании и воспитании, такого рода синтез реально может обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов-международников, способных искать и находить пути к лучшему будущему человечества.

__________________________________

[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат. 1991.

[2] Торкунов А. В. Современная история в международном контексте // Вестник МГИМО-Университета. 2012. N6. С. 7-9.

[3] Силантьева М. В. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации //Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М., 2010.

[4] Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. проф. В. Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.

[5] Вухт Ф. ван, Вестерхайден Д. Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования // Вестник международных организаций. 2012. N1 (36). URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2012/03/26/1269124950/2.pdf; Dill D. D., Soo M. Academic Quality, League Tables, and Public Policy: A Cross-National Analysis of University Ranking Systems //Higher Education. 2005. Vol. 49. N 4. Pp. 495-533; Taylor P., Braddock R. International University Ranking Systems and the Idea of University Excellence // Journal of Higher Education Policy and Management. 2007. Vol. 29. N3. P. 245-260.

[6] Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. проф. В. Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.

[7] Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества / МИД России. 2013.

[8] Подберёзкин А. И., Большова Н. Н., Подберёзкина О. А. Современные университеты - кузница идей, технологий и креативного класса // Вестник МГИМО-Университета. 2012. N2.

[9] Торкунов А. В. Университеты как стратегический ресурс России // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. Казань: Идеaл-Пресс, 2011; Лебедева М. М., Фор. Ж. Высшее образование как потенциал "мягкой силы" России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. N6 (9).

[10] Aguillo I. F. et al. Comparing University Rankings //Scientometrics. 2010. Vol. 85. N1. P. 243-256.

[11] Schwarz S., Westerheijden D. F. (ed.). Accreditation and Evaluation in the Euro-pean Higher Education Area. Dordrecht: Kluwer Academic, 2004.



Док. 675569
Опублик.: 20.10.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``