В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус:Саммит АСЕМ обозначил ключевую роль России в контексте евразийского интеграционного процесса Назад
Вячеслав Лапидус:Саммит АСЕМ обозначил ключевую роль России в контексте евразийского интеграционного процесса
16-17 октября 2014 г. в Милане состоялся саммит АСЕМ, в работе которого принял участие Президент России В. Путин. Необходимо отметить, что указанная международная Организация объединяет в своих рядах значительную часть стран евро-азиатского континента, включая Россию, ЕС, Китай, Индию, Японию, государства Юго-восточной Азии, а также Австралию, Новую Зеландию.
Подобный "пестрый" состав участников обуславливает некоторые особенности данного проекта: АСЕМ (Совещание "Азия-Европа") является международным форумом, важной площадкой для совместного обсуждения актуальных проблем мирового развития. Уникальный состав участников Организации, их культурно-религиозное многообразие, значительный людской и экономический потенциал (по некоторым оценкам на страны АСЕМ приходится около 2/3 мирового ВВП) предоставляют возможность для ведения системного диалога, обмена практическим опытом, определения перспективных направлений многостороннего взаимодействия.
Данный формат сотрудничества приобретает особенную актуальность в современных условиях усиления мировой напряженности и нарастания нестабильности, обострения противоречий между моноцентричным и полицентричным принципами мироустройства.
В настоящий период формат АСЕМ активно развивается. В период запуска проекта в 1996 г., количество участников АСЕМ составило 25 стран, после принятия 16 октября 2014 г. двух новых членов - Казахстана и Хорватии, общее число участников Организации насчитывает 53 государства. Важно подчеркнуть, что организационная структура данного проекта остается неизменной. АСЕМ остается диалоговой площадкой, форумом для обсуждения политического, экономического, гуманитарного сотрудничества, укрепления международной безопасности, но при этом не трансформируется в более институализированную, интеграционную структуру.
Одной из центральных проблем, находившихся в центре внимания на саммите стала украинская повестка. Данная проблематика обсуждалась как в рамках серии двусторонних встреч В. Путина с лидерами Западной Европы, так и в т.н. "нормандском формате" - четырехсторонней встрече Президентов России, Украины, Франции, канцлера Германии. По итогам переговоров стороны обозначили свои позиции в контексте реализации минских договоренностей, но зафиксировали сохраняющиеся противоречия по вопросам урегулирования кризиса на Юго-востоке, условиях транзита российского газа по территории Украины, санкционной политики, проводящейся Западом в отношении России. Важно однако подчеркнуть, что подобный свободный формат обсуждения предполагался изначально. По словам помощника Президента России Ю. Ушакова, в рамках форума не планировалось заключать новые договоренности или подписывать формально обязывающие документы. Речь шла о развитии диалога, направленного на реализацию Минских договоренностей по урегулированию "донбасского кризиса", о поиске совместного решения по этому вопросу, основанного на мирном, дипломатическом урегулировании сложившейся ситуации, основываясь на равноправных договоренностях и взаимном всестороннем учете интересов. Важным итогом переговоров Президентов России и Украины становится формальная легитимация итогов минского переговорного процесса, при сохраняющихся разногласиях относительно трактовок положений достигнутых соглашений.
Характерной особенностью диалогового формата АСЕМ является растущая роль "азиатского" сегмента Организации, связанная с усилением влияния стран Юго-восточной Азии в мировой экономике. Перспективным обстоятельством здесь выступает тот факт, что Россия и страны формирующегося Евразийского Союза выступают как связующий элемент между крупнейшими центрами мировой экономической активности: Европой и Китаем, Индией, странами Юго-восточной Азии. Речь идет о развитии транзитно-транспортной континентальной инфраструктуры, диверсификации энергетических маршрутов, появлении новых финансовых и экономических центров, формировании новой внеблоковой и всеобъемлющей архитектуры безопасности.
Анализ внешнеполитической активности Президента России за последний период показывает, что Россия находится в центре этих процессов, выступая в качестве "связующего моста" между Европой и Азией. В частности в ходе последнего визита премьер-министра Китая в Россию было подписано 38 документов, посвященных развитию энергетического, инвестиционного, таможенного, научно-технического, финансового сотрудничества. Китай превращается в ключевого экономического партнера России: взаимный товарооборот, составивший в 2013 г. 89,2 млрд долл., планируется увеличить в 2015 г. до 100 млрд долл., а в 2020 г. - выйти на уровень в 200 млрд долл. Укрепляется взаимодействие двух стран в сфере гуманитарного, образовательного, военного сотрудничества, усиливается координация их действий на международной арене. Перспективным становится и реализация масштабных транспортных проектов, в частности проекта сухопутного "Шелкового пути", позволяющего реализовать российский транзитный потенциал, снизить китайские и европейские транспортные издержки, способствовать экономического развитию Дальнего Востока и других российских регионов.
В условиях усиления давления со стороны Западных стран, принятия санкционных мер, представляющих прямое вмешательство в реализацию внешнеполитического курса РФ и направленных на ограничение национального суверенитета, Россия переходит к диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей, определению перспективных областей сотрудничества и поиску стратегических партнеров, способствующих реализации стратегических российских интересов. Если Китай превратился в ведущего мирового и азиатского союзника России, то в Юго-восточной Европе одним из основных партнеров России является Сербия. Россию и Сербию связывают тесные культурные и духовные узы, близость исторического и национального опыта. С этой точки зрения, состоявшийся рабочий визит В. Путина в Сербию 16 октября 2014 г., его участие в юбилейных торжествах, посвященных 70-летию освобождения Белграда от немецко-фашистских сил, зафиксировал "особый" характер российско-сербских отношений. По итогам визита были подписаны 7 документов, охватывающих различные сферы двустороннего взаимодействия. Россия активно развивает двустороннее торгово-экономическое сотрудничество с Сербией, которое развивается стремительными темпами: за первые восемь месяцев 2014 г. российско-сербский товарооборот увеличился по разным оценкам на 17-30% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.. Одной из важных тем российско-сербских переговоров стала реализация газового проекта "Южный поток", являющимся важным элементом в укреплении энергобезопасности Европы, но, в силу политических причин, сталкивающимся с противодействием влиятельных европейских политических элит. Данная тематика активно обсуждалась и в рамках форума АСЕМ, наряду с проблемой российских газовых поставок через территорию Украины.
Можно констатировать, что состоявшийся саммит АСЕМ еще раз обозначил особую роль, влияние и положение России в системе международных отношений. Россия как ключевая страна евразийского континента может играть важную роль в налаживании диалога между Азией и Европой, в раскрытии интеграционного потенциала евразийского региона.

Док. 675546
Опублик.: 17.10.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``