В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Беляков: Маленькие радости Назад
Алексей Беляков: Маленькие радости
Осень снова вступила в свои права. В Прибалтике, при мягком климате, это заметно пока только по отдельным приметам в большей степени социального характера, чем природного. В природе еще буйствует зелень, и только под березками становится все больше опавших листьев. Бабушки на всех углах все также предлагают большущий выбор летних овощей и фруктов, начиная от укропа и редиски. Полно яблок. Но уже заметны в ассортименте и изменения - появились свекла, редька, морковь, чеснок в головках и, конечно же, королева осени - тыква. А еще и грибы, хоть и в небольшом ассортименте - белые, лисички, подберезовики, подосиновики и много опят.
А в городе появились школьники, в форменной одежде аккуратненькие малыши в сопровождении родных, и старшеклассники, уже почти дяди, некоторые даже с пробивающимися усиками. Здесь уже форма отсутствует. Автобусы и троллейбусы значительно пополнились по утрам студенческим людом. И на все это людское разнообразие наваливается оглушающим потоком со всех витрин невообразимое по количеству и виду изобилие нужных и не совсем (если разобраться), предметов. Одежда, игрушки, канцелярские и письменные принадлежности, антиквариат, сладости, изобилие заморских диковинных фруктов, масса электронных устройств на любой вкус, сувениры, брелоки и прочие сопутствующие товары. Бери, что хочешь, были бы деньги.
Взгляд ловит в толпе скучающего маленького потребителя, который уже пресытился этим изобилием, которому уже надоел его "мобильник", купленный родителями за немалые деньги год назад, а ему уже подавай новый, потому что у его друзей и одноклассников уже есть новее. Никого ничем не удивить.
А я с грустью отмечаю, что у нынешних детей потребительское отношение к вещам все более преобладает над здравым смыслом и рассудком. "Дай - и все". И чадо получает дорогой мобильник, планшет или еще что либо, а родители молча прикидывают, как бы еще сезон отходить в старой обуви, продлить жизнь ношеного пальто. И времена лучше не становятся, к сожалению. А я, возвращаясь памятью в детские времена, вспоминаю, с какой тихой радостью мы встречали осень.
Бегая целое лето в одной выцветшей майке и стареньких шароварах с подвернутыми штанинами, мы с удивлением замечали, что рубашка, которую одевал весной в школу, стала тесной, а брюки короткими. И в ботинки нога влезает с трудом. И сколько радости было, когда появлялись обновки. А мне вообще приходилось все донашивать после старшего брата.
И в школу я шел с радостью, зная, что я там узнаю что-то новое, интересное. Признаюсь, мне всю жизнь нравилось учиться. И сейчас я этого интереса не потерял.
В школе нам выдавали новый комплект учебников, свеженьких, пахнущих типографской краской, красивых, с красочными иллюстрациями. Я с детства любил читать, эта любовь не исчезла и теперь, когда мне уже далеко за 60, но тогда особенно интересно было заглянуть в учебники, особенно по истории, литературе, географии. Ведь тогда учебник, книга были единственным источником информации. Не было интернета, не отличалось изобилием познавательных программ телевидение, не говоря уже о радио. И за пару недель я полностью перечитывал все интересное в учебниках.
И с глубоким удовлетворением слушал на уроке рассказ учителя, вспоминая, что это мне уже известно, это была радость познания нового.
Большой радостью был для меня каждый новый комплект цветных карандашей, акварельных красок, коробки с пластилином. Школьные принадлежности мне также достались в наследство от брата. Ему купили большую готовальню для исполнения чертежей, и за все годы школьного обучения из нее не потерялся ни один предмет! Сейчас школьники и студенты не представляют, что школьные чертежи надо было чертить тушью, все переведено на карандаш. А тогда эта процедура требовала большой аккуратности. Одно неловкое непродуманное движение и тушь смазана или линия длиннее, чем требуется. Начинай сначала, на новом листе. Правда, иногда можно было исхитриться и срезать лезвием безопасной бритвы лишнее. Но и это действо требовало большой аккуратности, твердой руки и великого терпения. Листы чертежной бумаги были не очень толстые, и в результате можно было срезать все до дырки.
А набор угольников из оргстекла, который брат привез мне из Киева, до сих пор цел, уже и дочка с ним выучилась.
Радостным было и общение со своими одноклассниками после лета. Хотя мы изредка и встречались, ездили друг к другу на велосипедах. Но многие уезжали летом в другие места, и потом как интересно было слушать рассказы об этих поездках. Я и сам после девятого класса в 1965 году ездил к брату в гости в Улан-Удэ. Поездка продолжительностью пять с половиной суток на поезде в один конец. И масса дорожных впечатлений. Об этой поездке стоило бы рассказать отдельно.
А как нас радовала своими дарами осень! Ведь тогда не было испанской клубники в январе, апельсинов и бананов из Марокко и других диковинок. Все вкусности приходили по своим срокам созревания. Сначала на рынках и в ларьках появлялись арбузы и дыни, несколько позже виноград. Когда арбузы становились совсем дешевыми, на работе у отца организовывали поездку в колхоз и там закупали арбузы по 4 копейки за килограмм. Немыслимая цена! Отец привозил штук пятнадцать-двадцать черных небольших, но очень сладких арбузов, и их закатывали под кровать. И начинался праздник живота на пару недель. Арбузы были с тонкой коркой и сахаристой мякотью. Было одно условие - надо было собирать семечки. Но это уже не проблема. А самые маленькие арбузы матушка закладывала в бочку вместе с капустой, которую квасили каждый год. И к новому году на стол выставляли деликатес, от которого покалывало во рту и все съедалось, включая и корочку. Оставался только хвостик.
Винограда во дворе было своего полно. Над двором сплошной беседкой плелась лоза "Изабеллы", рядом над кухней созревал "Армянский красный". А в огороде на шпалерах наливались соком кисти "Днестровского", "Воловье око", "Дамский пальчик", "Розовая шесла", и еще каких-то сортов.
К этому времени уже созревали орехи. В нашем дворе рос большой грецкий орех, плоды которого начинали выпадать из подсыхающей оболочки при созревании. И тогда часто был слышен стук падающего на крышу или на дорожку ореха. Матушка утро начинала со сбора орехов, насыпавшихся за ночь на дорожке за двором. В огороде за летней кухней росли кусты лещины. Отец привез саженцы несколько сортов этого ореха из Хадыженска, где жила его младшая сестра тетушка Лиза, это был ее подарок. Орехи были крупные, с тонкой скорлупой, круглые, плоские, удлиненные, отец их называл шоколадными, обыкновенной формы, но очень крупные.
В конце октября созревали поздние груши. Груша начала плодоносить, когда я уже учился в старших классах, и первых плодов на молодом деревце было мало. Но какие же они были сочные! Светло-желтая корочка с черным крапинками была совсем тонкой, и сок ручьем вытекал из-под ножа.
На рынке появлялись южные деликатесы - подвяленные абрикосы, чернослив, инжир.
Сейчас инжир выращивают и в моих родных местах на Кубани, а тогда эти плоды, приторно сладкие, похожие на маленькие груши с ребристыми боками, наполненные мелкими, как у клубники, семенами, были лакомством. И привозили их из Грузии.

И в завершение сезона, в октябре-ноябре появлялись каштаны. Отец в выходные дни брал большой вещевой мешок и уезжал с другими мужиками на железнодорожную станцию Гойтх. Это уже были горы Кавказского хребта. Сразу же за станцией уходили в лес, и там собирали каштаны, которые уже выпали из своей колючей оболочки. С тяжелым грузом отец возвращался домой. Каштаны можно было есть сырыми, но они были довольно твердые. Чаще их варили, и тогда ядро каштана становилось похожим на картофельное пюре, только суховато-рассыпчатое, приятного своеобразного сладкого вкуса. Но самыми вкусными были каштаны жареные. Ведь не зря говорят об удовольствии таскать каштаны из огня, только чужими руками.

Сначала всей семьей мы обрезали ножом или ножницами хвостики у каштанов, и лишь потом высыпали их на большую чугунную сковороду. В это время в доме уже топили печь, и сковорода на плите равномерно разогревалась. Каштаны начинали потрескивать, шипеть, выпуская из оболочки пар. У некоторых каштанов оболочка трескалась, пар ударял в сковороду, и каштаны шевелились как живые. Обязательно, почему-то, на сковородке были и необрезанные каштаны, которые от пара взрывались и разлетались по всей комнате, создавая веселую суету и оживление. Жареные каштаны издавали неописуемый запах, их очищали еще горячими, когда ядро было мягким и обжигало рот. Но это было так вкусно! Когда каштаны остывали, ядро подсыхало и становилось тверже, чем у сырых. И вкус уже был не тот.
Самым последним лакомством были мандарины и хурма, которые появлялись на рынке к Новому году.

Мы радовались жизни, радовались тем маленьким изменениям, которые приходили в нашу жизнь постепенно, но изменяли ее к лучшему.

Появление в доме радиолы "Латвия" стало для меня огромным событием. Я до позднего вечера засиживался у приемника, выискивая интересную передачу или музыку, росла стопка пластинок с песнями. Свой вклад внес и брат Слава, который привез из Киева целую стопку больших дисков с песнями зарубежных исполнителей. Даже отец, несмотря на усталость, частенько садился вечером у приемника, чтобы услышать новости.

А потом в доме появился и телевизор. Я уже в это время служил офицером. Родители старели, в кинотеатр было ходить затруднительно, а здесь кино само пришло в дом. Возле дома появилась мачта из трубы, с антенной наверху. Сигнал был не очень сильный, и я привез в очередной свой отпуск антенный усилитель для телевизора и каждый год делал профилактику - чистил телевизор от пыли. А позже еще и многократно ремонтировал.

Да, тогда были другие времена. И не было того изобилия, как сейчас. Наши детские потребности удовлетворялись по мере необходимости, а не по нашей прихоти. И каждое новое приобретение было наполнено особым смыслом, пониманием его ценности. Деньги, затраченные на покупки, доставались родителям не просто, и каждая покупка для нас была вдвойне ценнее, и радость от нее была больше.
Хорошо, что мы ушли от дефицита к изобилию. Но, не растерять бы нам те отношения, которые приносили нам маленькие детские радости.

Док. 675362
Опублик.: 14.10.14
Число обращений: 0

  • Беляков Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``