В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Интеграционные объединения на постсоветском пространстве усиливают конкурентоспособность государств-участников в мировых экономических процессах Назад
Вячеслав Лапидус: Интеграционные объединения на постсоветском пространстве усиливают конкурентоспособность государств-участников в мировых экономических процессах
10 октября 2014 г. в Минске состоялось заседание Совета глав государств СНГ. По итогам прошедшего мероприятия было подписано 17 документов, направленных на развитие многостороннего межгосударственного сотрудничества в различных сферах.
Внимательный анализ принятых документов показывает наличие двух основных сегментов межгосударственного взаимодействия: культурно-гуманитарное и образовательное сотрудничество, а также сфера безопасности. Среди подписанных соглашений можно выделить: "План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на 2015-2016 годы", программа "Культурные столицы Содружества", "Программы сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 годы", "Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии торговле людьми".
Обращает на себя внимание тот факт, что особое, символическое внимание лидерами стран СНГ было уделено наступающей в 2015 г. 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По итогам заседания принимается "Обращение глав государств - участников Содружества Независимых Государств", в котором отмечается необходимость "всесторонней заботы о ныне здравствующих фронтовиках и тружениках тыла", принятие мер по "сохранению памяти всех погибших в борьбе против фашизма", "поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений", "продолжению поиска останков воинов и мирных граждан, павших в годы Великой Отечественной войны". В документе также подчеркивается важность "воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за великий подвиг наших народов в борьбе с фашизмом", необходимость "противодействия попыткам героизации нацистского движения, реанимации идеологии фашизма, распространения ксенофобии и расизма".
Следует отметить, что вышеуказанные направления деятельности являются приоритетными для Общероссийской общественной организации "Народно-Патриотическое объединение "Родина"". Наша Организация регулярно организует и проводит крупные общественные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, историческое и культурное развитие нации, поиск и захоронение павших в Великой Отечественной войне, оказывает адресную социальную поддержку ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне ОНПО "Родина" планирует проведение целого ряда торжественных мероприятий, включенных в общегосударственную программу празднования юбилея Победы, которые пройдут в Москве и во многих регионах России.
Неформальным, но ключевым аспектом прошедшего мероприятия стало обсуждение "украинской повестки". Участниками заседания было поддержано мирное, дипломатическое урегулирование ситуации на Юго-востоке, принятие мер по снижению региональной напряженности. Отсутствие президента Украины на саммите свидетельствует о фактическом переходе Украины к стратегии ограниченного, "ассоциированного" членства в рамках СНГ. Следует подчеркнуть, что подобная политика проводится правящей политической элитой Украины с момента свержения Президента В. Януковича в феврале 2014 г. С этого периода отмечается дистанцирование украинских должностных лиц от участия в работе уставных органов СНГ, игнорирование совместных мероприятий, а также неоднократные заявления представителей официальных властей о необходимости прекращения членства Украины в рамках СНГ.
Данное обстоятельство символизирует значимые практические и символические изменения во внешнеполитической стратегии Украины, связанные с отказом от политики "многовекторности", проводимой В. Януковичем и переходе к открыто прозападному, евро-атлантическому курсу. СНГ выступает как пророссийский интеграционный проект, имеющий хотя и ограниченную, но важную символическую функциональность: Содружество является связующим элементом для государств постсоветского пространства, обозначает зону жизненно важных региональных интересов России. Существующая нормативно-правовая база в рамках СНГ, охватывающая различные направления многостороннего сотрудничества (политическая, экономическая, гуманитарная, энергетическая области, сфера безопасности), несмотря на недостаточную эффективность и высокий процент неисполняемости принятых решений, создает правовой вакуум в случае выхода страны из рядов Организации, нанося тем самым серьезный ущерб для ее национальных интересов. Все случаи выхода государств из рядов Содружества: Азербайджан (в 1992-93), Грузия (с 2008 г.), показывают, что подобные решения принимались в ситуации резкого ухудшения отношений с Россией, и в итоге наносили заметный финансовый, экономический ущерб, приводили к существенной внутриполитической дестабилизации, к территориальным потерям стран-инициаторов подобного решения. Для Украины, которая является участником Зоны свободной торговли СНГ, выход из состава Содружества, помимо вышеперечисленных проблем, приведет и к резкому увеличению таможенно-тарифных пошлин на украинскую продукцию со стороны других участников Организации. Именно поэтому Украина пока воздерживается от формального выхода из рядов Содружества, при резком сокращения участия в рамках Организации и сведя его, по сути, к одному формату: Зоне свободной торговли СНГ.
Доминирование внеэкономической повестки на состоявшемся Заседании Совета глав государств СНГ объясняется концепцией "разноуровневой интеграции", реализуемой на постсоветском пространстве. Согласно данному подходу, СНГ остается базовой Организацией, координирующей многостороннее сотрудничество в различных сферах, форумом для обсуждения важных международных, экономических и внутриполитических проблем, но более тесное интеграционное взаимодействие реализуется в рамках других форматов: ОДКБ, ТС, Союзное государство. Основным вектором интеграционного экономического развития становится формируемый с 1 января 2015 г ЕАЭС. В настоящий момент завершилась ратификация национальными парламентами России, Белоруссии, Казахстана договора о Евразийском экономическом союзе. В этом контексте значимым элементом стали встречи глав государств Высшего Евразийского экономического совета, а также заседание Межгоссовета Евразийского экономического сообщества, также прошедшие в Минске 10 октября 2014 г.
Знаковым событием на саммите стало подписание Договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 г. Данная Организация внесла заметный вклад в развитие евразийских интеграционных процессов, послужив стартовой площадкой для перехода к более высокому уровню интеграционного взаимодействия государств-участников: вначале в формате Экономического Сообщества, в рамках которого были подписаны и унифицированы соглашения, касающиеся торгово-экономических, транспортных, таможенных вопросов, затем путем формирования ТС и ЕЭП, и, наконец, способствовав созданию ЕАЭС.
На встрече глав-государств Высшего Евразийского экономического совета были обсуждены финансово-организационные и технические аспекты, связанные с началом функционирования ЕАЭС, а также актуальные вопросы, касающиеся формирования экономического союза, унификации и либерализации законодательства в ряде областей (перемещение капиталов и рабочей силы, торговля товарами и услугами). В целом текущая встреча подвела итог и зафиксировала достигнутые договоренности в рамках активизации контактов лидеров государств-участников ТС, наблюдавшихся в последнее время: серия двусторонних встреч, участие в формате "Каспийской пятерки", проведение Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.
Можно констатировать, что прошедшие мероприятия состоялись в условиях глобальной трансформации существующего мирового порядка: "украинский кризис", усиление региональной и мировой напряженности и неопределенности, эскалация санкционного давления на РФ со стороны стран Запада, процесс формирования многополярной модели международных отношений. Данные вызовы требуют выработки комплексного, совместного решения государств постсоветского пространства, активизации процесса регионального интеграционного строительства, усиления кооперации в различных сферах с целью превращения Евразийского экономического союза в значимого актора мировой политики, обеспечивающего защиту интересов государств-участников, усиливающего их конкурентоспособность на мировых рынках.

Док. 675293
Опублик.: 10.10.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``