В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Взаимосвязь сценариев развития МО и ВПО[1] Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Взаимосвязь сценариев развития МО и ВПО[1]

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Взаимосвязь сценариев развития МО и ВПО[1]... нужно достоверно и полноценно просчитать потенциальные
угрозы военной безопасности. На каждую из них должен быть
найден достаточный адекватный ответ[2]

В. Путин, Президент России

"Евразийская" идея порочна прежде всего потому, что создает иллюзию
полезности "контроля" над большими сухопутными территориями[3]

В. Иноземцев, политолог


Проблема взаимосвязи развития сценариев МО и ВПО справедливо поднималась и описывалась уже не раз в этой и предыдущих работах достаточно подробно[4]. В данном разделе необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемые конкретные сценарии развития ВПО и их варианты основываются (теоретически и методологически) на этой взаимосвязи и непосредственно вытекают одни из других. Это означает, что существующие и будущие конкретные сценарии и те варианты развития ВПО являются логическим следствием развития соответствующих конкретных сценариев МО, их естественной, составной частью, а также следствием развития одного из сценариев человеческой цивилизации. Это означает, что анализ существующих сценариев развития ВПО в мире и их прогноз на период до 2030 и 2050 годов предполагает изначально попытку систематизации таких сценариев (по аналогии с систематизацией по группам и подгруппам сценариев МО), в силу их огромного количества и выделения из их числа наиболее вероятных вариантов. Без такой систематизации и логической привязки количество сценариев и их вариантов становится неограниченным, а значит бессмысленным с точки зрения анализа и прогноза. Кроме того, как уже говорилось выше, необходимо выделить условия и принципы в соответствии с которыми выдвигаются эти сценарии, делающие их более конкретными и практическими, т.е. более вероятными.

Такой анализ и прогноз, таким образом, предполагает логическую привязку существующих и будущих сценариев развития ВПО к уже существующим и прогнозным сценариям развития международной обстановки (МО) и сценариям развития человеческой цивилизации (ЧЦ)[5]. Надо отчетливо понимать, что не только развитие сценариев ВПО и стратегической обстановки (СО), но и вся военная политика государства формируется под прямым, непосредственным и сильным влиянием развития конкретных сценариев МО, которые формируют такие же конкретные внешние политические, военные, экономические и иные условия существования государств и еще более конкретные внешние и военные угрозы[6].

Так, например, развитие ВПО на Украине и в Европе зависит от многих политических, финансовых. Экономических и иных факторов, которые необходимо учитывать при формировании собственно военной политики. В частности, ее продовольственной зависимости от Запада, сложившейся в 80-е и 90-е годы XX века "Обмен санкциями", как политический инструмент, в данном случае должен учитывать эти реалии, хорошо отображенные на инфографике РБК.

[7]

И наоборот: конкретные военные и военно-политические условия формирования сценария ВПО могут и часто оказывают обратное влияние на развитие сценария МО в ту или иную сторону. Так, безусловные военные успехи ополченцев на Украине весной-летом 2014 года вынудили Киев и его союзников пойти на переговоры с представителями Новороссии, заключить перемирие и смягчить набирающие темпы опасную эскалацию развития сценария МО в кризисном направлении. При этом надо понимать, что влияние процессов, происходящих в развитии сценариев ЧЦ и МО более глубоко и фундаментально, чем в сценариях развития ВПО и СО. И более сильно сказывается. Случаи, когда изменения в сценариях развития ВПО радикально влияли на сценарии МО в истории есть, но они немногочисленны. Так, Карл XII быстрым нападением и разгромом датчан вывел Данию из военно-политической коалиции России, Польши и Дании против Швеции. Такую же попытку попытался осуществить А. Гитлер, освободив из заключения Муссолини. Но, надо признать, что эти немногочисленные примеры в конечном счете все равно подтверждают общее правило: развития сценариев ВПО следует из развития сценариев МО, а тех - из сценариев развития МО.

Надо признать, что специфические события и тенденции в развитии того или иного сценария ВПО оказывают частные, иногда значимые воздействия на события и тенденции в сценариях развития МО. В частности, например, война на Украине стала поводом для введения санкций против России на разработку месторождений нефти и газа в Арктике[8] ограничений в добыче сланцевой нефти и газа, а в перспективе на ее политику, в Антарктике и в других регионах. Это влияние иногда не очень заметно (как в отношениях с Японией), иногда только символично (как в отношениях с Индией), а иногда неожиданно сильно (как в отношениях с Австралией). Поэтому такой "военно-политический реверс" должен внимательно отслеживаться. Особенно в тех случаях когда он неожиданно может привести к неприятным последствия.

Конкретные сценарии развития ВПО, вытекающие даже из одного сценария развития МО, неизбежно будут отличаться друг от друга: даже если события развиваются в одно и то же время, в одном и том же месте, конкретные военно-политические условия могут (и будут) разными. Прежде всего зависящими от множества субъективных факторов, часть из которых была неизвестна и не учитывалась, а часть - только что появилась[9]. Поэтому нельзя просто экстраполировать сценарий развития МО на сценарий ВПО. Они могут отличаться, в т.ч. и серьезно, в ту или иную сторону.

В качестве примера можно использовать сценарий развития ВПО, сложившийся в Новороссии в сентябре 2014 года после инициатив В. Путина и П. Порошенко о прекращении огня, когда дальнейшее развитие событий могло развиваться, как минимум, по трем сценариям[10].Так, сценарий N 1, который привел в целом к прекращению огня, мог "заморозить" конфликт на неопределенную перспективу, а сценарий N 2 - к устойчивому миру. Вместе с тем сценарий N 1 может развиться и превратиться со временем в сценарий войны, вытеснив несостоявшейся в сентябре сценарий войны N 3.

Как видно, все эти потенциально возможные и даже вероятные сценарии ВПО существуют в рамках оного сценария развития МО, - который был описан выше как "сценарий войны чужими руками". Его реализация, судя по всему, была в сентябре 2014 (конкретное время) скорректирована событиями в Сирии и Ираке (конкретными событиями в конкретном месте), а именно: бомбардировками США исламских радикалов.

Таким образом развитие конкретных вариантов конкретных сценариев ВПО происходит под влиянием самых разных внешних и внутренних факторов внутри одного сценария развития МО или даже одного из вариантов такого сценария. Это означает, что прогнозировать точно развитие того или иного сценария ВПО невозможно даже в рамках одного из сценариев развития МО, что требует достаточно универсальных средств для ответной реакции. По сути дела украинские сценарии и их варианты развития ВПО в августе-сентябре подтверждают этот вывод. Как средства, так и способы ведения вооруженной борьбы при всех сценариях оставались одни и те же преимущественно артиллерийские системы, стрелковое оружие и бронетехника. Действия авиации, флота, по понятным причинам, фактически отсутствовали.



Таким образом предполагается, что сценарии развития ВПО, которые являются производными от сценариев развития МО, могут иметь самые различные варианты в силу конкретных, в т.ч. субъективных условий, опасностей и угроз. Реакция на эти внешние и военные угрозы со стороны России, выражаемая в том числе в развитии военной организации страны, ее ВС и ВиВТ, должна быть адекватной, т.е. в данном случае универсальной. В случае их переоценки, такая неадекватная реакция ведёт к излишним тратам национальных ресурсов, а иногда и экономическому изматыванию и внутриполитической дестабилизации. В случае недооценки внешних и внутренних угроз, вытекающих из анализа и прогноза развития сценариев МО и ВПО, - неизбежно ведет к потере способности защищать свой суверенитет и проводить эффективную внешнюю и внутреннюю политику[11].

Наконец, такой анализ и прогноз развития сценариев ВПО должны строиться не только на творческой фантазии, но, прежде всего, на научных методах анализа сценариев развития МО и ВПО, среди которых можно выделить несколько обязательных и взаимодополняющих:

- метод анализа национальных и групповых интересов (потребностей) и формируемых на их основе целей

- метод анализа соотношения сил;

- метод анализа последовательной и полной цепочки событий (ивент-анализа);

- метод моделирования и количественного анализа;

- метод контент-анализа и ряд других.

Думается, что достаточно широкий набор таких методов и методик позволит точнее сформулировать сценарии и варианты развития МО и ВПО, что является принципиально важным для подготовки долгосрочных ответных мер. Так, если основные выводы, тенденции и факты совпадают по нескольким методикам (а еще лучше, - десяткам методик), то можно говорить о возможности построении долгосрочного прогноза развития того или иного вероятного сценария ВПО, вытекающего из сценария МО.


______________________

[1] Подберезкин А.И. Сборник сокращений на международной, политической, социально-экономической и военно-политической тематике. М.: МГИМО(У), 2013.

[2] Латухина К. Просчитать угрозы // Российская газета. 2014. 11 сентября. С. 2.

[3] Иноземцев В. Не потеряться во времени // Литературная газета. 2014. N 36 (6478). С. 9.

[4] Подберезкин А.И. Военные угрозы России. М.: МГИМО(У), 2014.

[5] Подберезкин А.И. Стратегия для будущего президента России: русский путь. ВОПД "Духовное наследия". М. 2000.

[6] См. подробнее: Подберезкин А.И. Военные угрозы России. М.: МГИМО(У). 2014.

[7] Инфографика: Виктория Сункина, Олеся Волкова. Данные International Trade Centre. Расчеты РБК // РБК. 2014. 13 августа.

[8] Башкатова А., Сергеев М. Запад перекрывает России доступ к Арктике // Независимая газета. 2014. 12 сентября. С. 1-2.

[9] Подберезкин А.И. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития. М.: МГИМО(У). 2014.

[10] Эта логика была описана И. Поповым и М. Хамзатовым не раз в их работах, которые использовал автор. См., например: Подберезкин А.И. Военно-политические аспекты прогнозирования. М. МГИМИО(У), 2014. С. 28.

[11] Подберезкин А.И. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития. Аналитический доклад. М.: ЦВПИ МГИМИО(У), 2014. С. 121-130.



Док. 675068
Опублик.: 04.10.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``