Диалектический аспект оценки качества государственного управления.Назад
Диалектический аспект оценки качества государственного управления.
А.В.Титов, к.т.н., доцент
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), доцент.
Стратегическая цель развития государства и общества является тем стержнем, вокруг которого формируется деятельность органов государственной власти. В соответствии с выбранной стратегической целью формируется стратегия государственного управления, тактика его развития, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Стратегической целью органов государственной власти является, очевидно, достижение оптимальных значений индикаторов в области жизненно-важных приоритетов развития развития, безопасности, обороны и т.д. при этом решения имеющихся проблем должны быть увязаны между собой.
Таким образом, эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько правильно определены основные стратегические и вытекающие из них тактические цели, на достижение которых ориентировано государственное управление. И если считать, что "хорошее" государственное управление обеспечивается "хорошим", истинным государством, то следует в первую очередь заботиться об истинности наших представлений о целях государства и его приоритетах. Обычно "дефиницию мы называем правильной, если она согласуется с тем, что содержится в нашем обыденном сознании о ее предмете. Но в этом случае понятие определяется не в себе и для себя, а согласно некоторой предпосылке, которая есть здесь критерий, масштаб правильности. ...В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержания с самим собой. Это, следовательно, совсем другое значение истины, чем упомянутое.... В этом смысле плохое государство означает неистинное государство, и плохое и неистинное вообще состоит в противоречии между определением или понятием и существованием предмета." . Исходя из приведенного, цели государственного управления должны выбраться так, что бы максимально было обеспечено соответствие между понятием государства и его существованием, если государство изначально не служит каким-либо частным целям, т.е целям частных лиц и групп лиц. Другими словами, это соответствие обеспечивается правильным выбором главных или, как сейчас принято их называть, стратегических целей государственного управления. Такой подход требует усилий в отношении раскрытия сущности государства как понятия. Все более или менее согласны с тем, что основная цель государственного управления - благо народа населяющего это государство. Но, увы, слова естественного языка часто меняют свой смысл в процессе их употребления. При употреблении слов естественного языка мы сталкиваемся с неточностью мысли, "которая легко проскальзывает при использовании слов обычного языка, смысл которых дается не точным определением, а созданием привычки к принятому словоупотреблению" [2]. Таким образом, употребляя понятие "благо", необходимо определить его значение.
Сущность любого предмета раскрывается в его понятии. Однако есть разные подходы к определению самого понятия. Наиболее распространен предикативный подход к определению понятия, при котором содержание понятия определяется как "система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии" Однако при таком подходе понятие "управление" не имеет точного и при этом достаточно полного определения.