В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Лекомцев: Медовый месяц Украины в Евросоюзе. Назад
Василий Лекомцев: Медовый месяц Украины в Евросоюзе.
Злой тоской удручена к москалям ползет она.
И.А.Крылов.

Идея присоединения к ЕС стала доминантой во внешней политике Украины практически сразу с обретением независимости бывшей советской республикой без малого 20 лет назад. Еврооптимисты на Украине обычно любят ссылаться на крайне успешный, по их мнению, опыт присоединения соседней Польши к ЕC. Больше всего сторонников евроинтеграции на Украине воодушевляет сумма финансовой помощи, полученной Варшавой в рамках членства ЕС. Правда, при этом не говорится о фактическом банкротстве сельского хозяйства Польши, крайне высоком уровне безработицы, массовом оттоке трудоспособного населения из страны, явно второстепенном положении страны в ЕС.
Не принято среди украинских сторонников "евроинтеграции любой ценой" анализировать и весьма печальный опыт нахождения в ЕC бывших "братских советских республик" Прибалтики.
Киев решил искать свое счастье в Европе, отводя интеграционным проектам на постсоветском пространстве, в лучшем случае, роль вспомогательных.
Еще в ноябре 2010 года в ходе саммита Украина - ЕС в Брюсселе Украине был предоставлен План действий относительно введения безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Украины в страны ЕС. Киев рассчитывает, что в дальнейшем безвизовый режим для граждан Украины будет существенно расширен. План действий предусматривает введение паспортов с биометрическими данными, усиление мер борьбы с нелегальной миграцией, усовершенствование управления границей, углубление международно-правового взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми.
Однако основной упор стороны сделали на ускоренное создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕC. Киев выражал уверенность, что соглашение о создании ЗСТ будет подписано уже осенью 2011 года. Стороны собирались урегулировать основные разногласия в ходе прошедших в конце июня в Киеве 17-ого раунда переговоров. Среди основных тем переговоров: вопросы доступа на украинский рынок автомобилей и секонд-хэнд одежды, вывозных пошлин (включая вывозную пошлину на семена подсолнечника) и энергетики.
В качестве компенсации за отказ от присоединения к ТС Украине не предлагали ничего конкретного. Речь шла о неких гипотетических перспективах "присоединения к позитивным европейским трендам" и "переходном периоде". Стоит вспомнить, что "переходный период" в отношениях между ЕС и Турцией, подписавшей договор об ассоциации и создании ЗСТ тогда еще с ЕЭС 11 сентября 1963 года, длится уже 48 лет. Говоря образно, многодесятилетний союзник США и член НАТО Турция все так же находится даже не в предбаннике ЕС, а где-то рядом с ним, на улице, возле забора.
Прошел месяц пребывания Украины в ЕС в качестве ассоциированного члена. Итог. Обещанных кредитов нет. Количество гасторбайтеров или заробичан увеличилось с 4.5 млн. до 6 млн. чел., квоты на поставки сельхозпродукции- пшеницы, кукурузы, семечек не выбраны. Не выросло, или самими не хватает. Из 40 предприятий ВПК половина закрылись, а работники этих предприятий пополнили ряды ополченцев или добровольцев правого сектора. Единственный автомобильный завод в Запорожье выпустил с начала года по 8-10 машин Шевроле -Лацетти, Авео и Шанс и в июле месяце закрылся. Нет спроса в виду низкой покупательной способности населения. Закрылся Львовский автобусный завод. Общий спад производства оценивается на уровне 10%. Украина ввела санкции на поставку овощей, фруктов и сала в Россию. В свою очередь Россия ввела санкции на поставку алкогольной продукции из Украины. И теперь все, что производиться по этой части на Украине должно потребляться на ее территории. Прекратились поставки металла и коксующего угля из Украины в Россию. Проблема с нефтепродуктами на Украине - это тема отдельного рассмотрения. Существенной статьей экспорта Украины была электроэнергия. Посмотрим, как на Украине стало с ее производством.
Боевые действия на Донбассе и возникший вследствие этого дефицит угля привел к веерным отключениям электроэнергии по всей Украине. И если в Киеве ограничения в поставках электроэнергии коснулись лишь промышленных предприятий, то в регионах отключения коснулись и населения. Эксперты уверяют, что если Украине не удастся возобновить добычу угля или договориться о поставках "черного золота" за рубежом, то в зимний период коллапс в энергосистеме страны неизбежен. В таком случае без света будет сидеть вся страна.





Ни угля, ни света
Во вторник, 24 сентября, компания "Укрэнерго", управляющая энергосистемой Украины, сообщила о введении графика отключений электроэнергии по всей стране. В том числе - в Киеве. Как уточняли в "Киевэнерго", отключения должны были коснуться промышленных предприятий и тех организаций, которые не относятся к сфере жизнеобеспечения и жилого фонда. При этом в "Киевэнерго" гарантировали, что отключение от электроэнергии потребителей будет происходить не более чем на два часа в сутки, однако на деле в некоторых районах потребителям отключали свет на дольше, да еще и по несколько раз в сутки. В компании пояснили, что вынуждены отключать потребителей на определенных участках сетей в моменты пиковой перегрузки, которые случаются не только утром и вечером, но и в течение дня. Из-за этого работа некоторых предприятий была фактически парализована.

Впрочем, в регионах Украины ситуация еще хуже - там отключения электроэнергии коснулись и населения.

Причиной введения графика веерных отключений стала нехватка угля на складах тепловых электростанций. Дело в том, что около 47% электроэнергии, вырабатываемой в Украине, генерируют атомные электростанции, остальную часть производят ТЭС путем сжигания газа и угля, а также гидроэлектростанции и "зеленая" энергетика. Нехватка газа и остановка 80% шахт привели к дефициту энергоносителей и, как следствие, электроэнергии.

Из-за боевых действий на Донбассе, ранее обеспечивавшем потребности страны в угле, его добыча существенно сократилась. Кроме того, из-за непрекращающихся обстрелов, а также разрушения железнодорожных путей, усложнилась ситуация и с доставкой угля из восточных регионов.
Из 93 шахт на Донбассе работают только 24. Также существует немало инфраструктурных проблем, связанных с доставкой угля. В частности - разрушения железнодорожного сообщения на Донбассе,
- говорит директор энергетических программ центра мировой экономики и международных отношений НАН Валентин Землянский.
По его словам, на начало сентября запасов угля на складах оставалось порядка 2 млн тонн, при том, что обычно Украина входила в отопительный сезон с вдвое большими запасами. Всего же, для прохождения зимы стране необходимо около 25 млн тонн угля.

Эксперты предупреждают: в случае, если Украина не сможет найти необходимое количество угля, отключения электроэнергии в зимний период будут куда более масштабными.

Если стране не удастся найти уголь, то веерные отключения, в зависимости от температуры за окном, могут быть намного масштабнее. Когда на улице минус 10, потребляется один объем электроэнергии, когда минус 15 - другой. Поэтому если будут сильные морозы, дефицит электроэнергии будет колоссальный. Промышленность нужно будет останавливать, а о заводах, которые потребляют электричество, вообще можно будет забыть,
- уверяет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.






Проблемы импорта
Из-за сложившейся ситуации, Украине впервые за долгий период придется импортировать уголь. По оценкам экспертов, в сложившейся ситуации, чтобы избежать массовых отключений электроэнергии Украине необходимо импортировать не менее 5 млн тонн угля только до конца текущего года. При этом, судя по всему, единственным реальным вариантом является импорт "черного золота" из Российской Федерации. Ведь уголь, использующийся в Европе, просто не подходит для отечественных электростанций, а импорт угля из Австралии и Африки, планировавшийся ранее украинским правительством, трудно осуществим технически. Несмотря на достаточно крупные украинские порты, их перевалочные мощности рассчитаны в основном на загрузку. Поэтому поставить в Украину необходимое стране количество угля посредством морских перевозок также не удастся. К тому же, стоимость твердого топлива из дальних стран дороже российского угля на 20-30%, в том числе, из-за высоких логистических затрат.

Закупать уголь будет дешевле в России. Во-первых, там себестоимость добычи ниже, чем в Австралии, во-вторых, логистика проще. Себестоимость добычи тонны угля в РФ в прошлом году была на уровне 33-35 долл., с доставкой и другими затратами его цена составляет около 60 долл./тонна. А уголь, который приезжает в наши порты стоит 95 долл./тонна. Несмотря на небольшие отличия в калорийности российского и австралийского угля, топливо из РФ все равно минимум на 20-25 долл. дешевле. К тому же, по оценкам специалистов портовой отрасли, больше 3 млн тонн наш морской транспорт перевалить не сможет,
- утверждает Марунич.

По его словам, также существует вариант с покупкой самой электроэнергии в России, к чему Украина уже прибегала еще в 2012 году, когда в стране ударили сильные морозы.

Кроме как у России, купить электричество невозможно ни у кого. Белоруссия и Молдавия у нас сами покупают, а приобрести электроэнергию у Европы у нас не получится, так как мы изолированы от европейской энергосистемы. Наша энергосистема работает параллельно с российской, поэтому теоретически можно было бы покупать электричество в РФ,
- считает Марунич.
Эта задача требует решения на высшем политическом уровне. Однако нам следует понять, что лучше договориться о поставках угля или электроэнергии сейчас, чем потом вдруг очутиться в каменном веке,
- добавляет эксперт.

По мнению Землянского, если украинским властям удастся договориться о поставках угля из-за рубежа, а также наладить внутреннюю добычу и обеспечить ее доставку, то риски массовых отключений электроэнергии зимой можно существенно снизить.
24 работающих шахты - это не мало. Вопрос только в решении инфраструктурных проблем и восстановлении железнодорожного сообщения. Если Украина закупит заявленные объемы угля и наладит добычу в работающих шахтах, ситуация будет намного менее критична. Не факт, что веерных отключений удастся избежать совсем, то минимизировать их количество - вполне возможно,
- отметил эксперт.
Ну и в заключении хочется процитировать еще одну строчку из всем известной басни Крылова " И до вешних только дней накорми и обогрей...>>, а дальше уже им Евросоюз точно поможет, примет еще больше гасторбайтеров или заробичан, пришлет свои автомобили на продажу и свой сэконд- хэнд, закупит весь урожай пшеницы, кукурузы и семечек, если они вырастут, и электричество в неограниченных количествах, если оно на Украине еще останется. И это все, что нужно Евросоюзу от Украины. И еще транзит газа. И это у Украины станет основной статьей дохода в Евросоюзе, если она подымет на это цены. А вот членство в Евросоюзе не позволит ей сделать это. Европиндостан всё правильно рассчитал.

В.А. Лекомцев.



Док. 674993
Опублик.: 01.10.14
Число обращений: 0

  • Лекомцев Василий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``