В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Низами Мамедов: Экологическое образование: Новый взгляд на старую проблему Назад
Низами Мамедов: Экологическое образование: Новый взгляд на старую проблему
Судя по всему, время уничижительного отношения к экологическому образованию заканчивается. Наметились реальные тенденции к его возрождению в России. Так, по поручению Президента Дмитрия Медведева рассматривается вопрос о введении в школьную программу обязательного курса по экологии. Мы обратились к одному из ведущих специалистов в данной области, доктору философских наук, директору Института глобализации и устойчивого развития "Академии МНЭПУ", профессору Российской академии государственной службы при Президенте РФ, академику Российской академии естественных наук и Российской экологической академии, эксперту ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития, автору известного школьного учебника по экологии Мамедову Низами Мустафаевичу пояснить некоторые вопросы.
Давайте вспомним, с чего начиналось экологическое образование?
В 70-е годы прошлого столетия экологическое образование ("образование в области окружающей среды") было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) расширила рамки указанного подхода. Было принято решение - таким образом содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить задачи гармонизации социально-экономического и экологического развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобрело статус интегрирующего фактора образования в целом, определяя его стратегическую цель и ведущие направления. Тогда же у нас в стране случился настоящий экологический бум: наблюдался подъем интереса к экологической тематике. В конце 1990-х ситуация в России стала меняться: наступила непонятная пора дискредитации экологии.
В каком же состоянии в области экологического образования мы сейчас находимся?
Во многих развитых странах сделан значительный шаг по реализации непрерывного экологического образования и формированию экологической культуры населения. К сожалению, в России, несмотря на значительные научно-педагогические разработки практическое состояние экологического образования не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области. Особенно катастрофическая ситуация в области экологического образования создалась в последние годы. В государственных стандартах образования экологическим знаниям стало уделяться все меньше и меньше внимания. Стал проповедоваться некий свободный, "демократический" принцип в экологическом образовании, когда незнание основ жизни и существования человека выдается как альтернативный педагогический путь. На деле это путь, ведущий к вопиющей экологической безграмотности и принятию опасных решений в самых различных областях человеческой деятельности. Здесь, по существу, проявляется некомпетентность людей, отвечающих за методологию, содержание, организацию образования в масштабах страны.
Какие факторы можно считать основанием экологического образования?
Главным основанием экологического образования является право человека на благоприятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социо?природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Экологическое образование, соответственно, призвано не только проникнуть в структуру системы образования, а стать одним из важнейших путей формирования новой, экологической культуры.
Основополагающее значение в свете Концепции устойчивого развития приобретают также представления о самоценности природы и ответственное отношение к ней. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям, предполагается, что должна прийти стратегия, обеспечивающая благоприятные для человека условия жизни. Ценности, сформировавшиеся в индустриальную эпоху, должны подвергнуться радикальным изменениям. Экологическое образование, содействуя познанию сущности, масштабности взаимодействия человека и природы, призвано выполнять существенную роль в переориентации всех сфер человеческой деятельности на решение проблем устойчивого развития. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию составляет главную парадигму экологического мировоззрения.
Какое место все же должно занимать экологическое образование в России?
Экологическое образование должно иметь фундаментальное значение в условиях России. Зависимость России, ее истории, культуры от естественных факторов, сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения в должной мере еще не осознается. Если смотреть на образ жизни людей в России, на архитектуру городов, характер коммуникаций, то, кажется, что, словно, мы живем в благодатных условиях Средиземноморья. Таким образом, проявляется серьезный изъян образования, особенно должным образом не поставленного экологического образования.
Нужно понять, что Россия не только самая большая и богатая горючими ресурсами страна, но и самая холодная страна в мире, где "вечная мерзлота" охватывает более половины территории, где доминирует преимущественно экстремальная экологическая среда, где рождаемость носит неустойчивый характер и в последние годы катастрофически падает. Этого факта достаточно, чтобы, не оглядываясь на предметную структуру образования, принятую в других странах, вводить в России непрерывное экологическое образование, охватывающее дошкольное, начальное, среднее, высшее образование, повышение квалификации, переподготовку кадров, пропаганду и популяризацию научных знаний.
Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, раскрывающих целостное представление о взаимосвязях природы и человека, в зависимости от уровня и направления образования. На школьном уровне речь должна идти как об экологизации традиционных предметов, так и о новом интегративном предмете "Экология". К сожалению, очень часто противопоставляют экологическое образование и экологизацию образования. Почему-то считают, что важнее и проще реализовать экологизацию образования, чем ввести отдельный интегрированный предмет экологии. Но это не верно в принципе. Экологизация может быть лишь производной от основательного экологического образования. Как, например, математизация отдельных сфер человеческой деятельности основывается на предварительном математическом образовании.
Каким, на ваш взгляд, должно быть содержание школьного предмета экологии?
До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на биологию. Социальные же аспекты экологии, не преподавались. Очевидно, что социальная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество - природа", должна стать значительной частью экологического образования. В целом на школьном уровне речь должна действительно идти об интегративном предмете, объединяющем на основе ключевых понятий такие направления экологии как биологическая экология, геологическая экология, экология человека и социальная экология. Опыт создания такого учебника есть. Еще в 1996 г., совместно с профессором И. Т. Суравегиной, нами был подготовлен интегративный учебник по "Экологии" для 9 - 10 классов общеобразовательных школ. Этот учебник тогда увидел свет благодаря действенной поддержке выдающихся ученых России, академиков РАН А. Л Яншина, написавшего предисловие, и Н. Н. Моисеева, написавшего послесловие. Такая высокая поддержка была связана с тем, что содержание учебника было не традиционным. В нем впервые на школьном уровне вводились понятия и представления экологии человека, социальной экологии, глобализации, теории устойчивого развития и т. д. Учебник перевели на иностранные языки. Недавно увидел свет его дополненное, третье издание, но учебник должным образом не востребован, поскольку экология снята с учебных планов.
Каков статус дополнительного экологического образования? Экологическое образование обязательно должно дополняться различными формами экологической деятельности и неформального экологического образования и просвещения. Экологическое образование, однако, недостаточно осуществлять только на основе внешкольного образования, как это сейчас преимущественно делается. Дополнительные формы экологического образования и просвещения, разнообразная экологическая деятельность необходимы для закрепления научных знаний, полученных в школе, а также выработки умений и навыков в области экологической деятельности. Огромный опыт, накопленный в этой сфере, заслуживает поддержки и развития.
Следует отметить, что экологическое образование может дополняться также образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.
Если экологическое образование предопределяет образование для устойчивого развития, то не стоит ли зафиксировать его на законодательном уровне?
Логика развития экологического образования, его обобщение предполагает это. Иначе непрофессионализм чиновников, как показала жизнь, приводит к необдуманным, пагубным последствиям. Экологические знания то вводятся в содержание образования, то по субъективному усмотрению выводятся. Собственно, на почве очевидного непонимания несколько лет назад была снята экология с федерального учебного плана в России, что не поддается разумному объяснению.
Может ли повсеместное внедрение экологического образования изменить культуру человечества?
Человек давно стал одним из основных факторов, определяющим масштабы и динамику происходящих на земной поверхности изменений. Теперь от того, насколько будут грамотны, обоснованы его действия, зависит, быть на Земле природе, пригодной для жизни, или не быть. Глобальные климатические изменения последних лет подтверждают это. Экологическая реальность как бы замкнулась на самого человека, на его умение взять под свой контроль и регуляцию все основные процессы в биосфере. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основную ось культуры устойчивого развития. Культура устойчивого развития - это способ согласованного социоприродного развития, при котором обеспечивается сохранение фундаментальных показателей при-родной среды. Если культура, как социальный феномен, "творение человеческих рук" всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы. Сейчас перед мировым сообществом поставлена задача: осуществлять социализацию индивида на основе ценностей культуры устойчивого развития. Содержание образования, соответственно, должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой.

Док. 674905
Опублик.: 29.09.14
Число обращений: 0

  • Мамедов Низами Мустафа оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``