В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Ефимова: Рецензия на книгу Человеческий капитал Назад
Елена Ефимова: Рецензия на книгу Человеческий капитал
Свой труд А.И. Подберезкин начинает, говоря о "недооценке значения человеческого капитала, науки, образования, культуры и духовности, которые делают страну не просто конкурентоспособной страной, но передовой нацией. Великой нацией-лидером". И затем утверждает, что такой страной-лидером может стать страна не с самым высоким уровнем ВВП, а страна - идеологический лидер. При этом, он говорит, что "сегодня идеологическое лидерство выражается прежде всего в нравственности, а в прикладном понимании, - образовании, науке и технологий, культуры и духовности, т. е. в НЧП и его социальных институтах." И добавляет, что именно количество людей с высшим образованием непосредственно влияет на НЧК, а общество и экономику делает конкурентоспособными. В конечном счете, по его мнению, это сказывается на совокупной мощи и позициях государства в мире. С этим всем трудно не согласиться, но помимо количества людей с высшим образованием, вне всяких сомнений, важным является и качество этого самого образования. В оправдание моей критики хотелось бы привести цитаты из работы профессора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского под названием "О качестве и количестве образования", который также утверждает о необходимости в первую очередь именно качественного образования, а не его количественной составляющей. "Массовость высшего образования - это хорошо или плохо? На мой взгляд, очень хорошо; это говорит о широком общественном понимании, что получение высшего образования является необходимым условием старта на рынке труда. Современный технологический уклад требует значительного образовательного ценза общества, причем не только для созидателей новых знаний и разработчиков технологий, но и для обычных их потребителей и пользователей. Да и международные исследования показывают высокую положительную корреляцию между образовательным цензом общества и ВНП на душу населения, средней продолжительностью жизни и даже снижением уровня преступности. Агрессия всегда идет рядом с невежеством. Страны, де-факто уже давно реализующие всеобщее высшее образование (Япония, Корея), быстро стали лидерами инновационного развития, не обладая абсолютно никакими природными ресурсами. В определенном смысле мы идем по их пути, т.е. ситуацию с количеством постепенно выправляем.
Вместе с тем серьезную тревогу (и справедливую критику с разных сторон) вызывает весьма низкое качество этого количества. Или, если хотите, низкое количество качества. Массовый спрос на диплом ("корочки") о высшем образовании вместо спроса на знания и умения, приобретаемые в процессе получения этого диплома, породил в нашей стране соответствующее массовое предложение. При этом качество предлагаемых "корочек" вполне адекватно спросу. Когда мы говорим о низком качестве, чаще всего подразумеваем "халтуру" при подготовке выпускников. В наибольшей степени это касается гуманитарных и экономических направлений и специальностей, где самый массовый спрос (и предложение) на образование".
Видится, что, даже если и количество людей с высшим образованием в России превысит их количество, допустим, в Норвегии, необязательно при этом НЧП России станет выше НЧП Норвегии, ведь качество образования там, вероятнее всего, намного лучше.

Док. 674899
Опублик.: 29.09.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Ефимова Елена Игоревна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``