В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Низами Мамедов: `Образование для устойчивого развития`: Экватор пройден? Назад
Низами Мамедов: `Образование для устойчивого развития`: Экватор пройден?
Беседа с доктором философских наук, директором Института глобализации и устойчивого развития Международного независимого эколого-политологического университета, профессором Российской академии государственной службы при Президенте РФ, экспертом ЮНЕСКО, действительным членом Российской академии естественных наук и Российской экологической академии Н. М. Мамедовым.

Корр. - Низами Мустафаевич, прошло пять лет с начала Декады объяв-ленной ООН в области образования для устойчивого развития. В этой связи в сентябре в г. Ханты-Мансийске состоялась международная конференция кафедр ЮНЕСКО, а в ноябре в Париже специальное заседание экспертов ЮНЕСКО было посвящено данной проблеме. Вы принимали активное участие в этих мероприятиях. Не могли бы вы подробнее рассказать о целях и результатах этих форумов.
Н.М. Конференция в Ханты -Мансийске была ориентирована на рас-смотрение реального состояния образования в мире с позиций установок устойчивого развития. Обсуждались вопросы эволюции представлений об устойчивом развитии, статус образования в данном процессе, проблемы разработки индикаторов, позволяющих судить о мере соответствия изменений в образовании идеологии устойчивого развития. Анализировались социальные, экономические, правовые, культурологические аспекты этой многогранной проблемы, их специфика в отдельных регионах мира.
В Париже была сделана попытка определить узловые методологические, педагогические проблемы в области образования для устойчивого развития на вторую половину указанной Декады.
Корр. Вы говорите об эволюции Концепции устойчивого развития. Что здесь имеется ввиду?
Н.М. Давайте вспомним историю принятия Концепции устойчивого развития. Мир к концу ХХ века подошел к экологическому порогу, требующему радикального изменения технологических основ существования общества. В этой связи на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята Концепция устойчивого развития. В материалах указанной конференции отмечалось: человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель в своих действиях, стремительно приближается к глобальному экологическому кризису; благополучие развитых стран базируется на эксплуатации природных ресурсов, завышенном производстве и потреблении; адаптационные возможности природы Земли, биосферы достигли своего предела. В связи с этим было показано, что главную роль в разрешении наметившихся социоприродных противоречий может сыграть переход к устойчивому развитию, т.е., согласованное социально-экономическое и экологическое развитие.
Однако по мере осмысления проблем и перспектив перехода современного общества к устойчивому развитию стало очевидным, что такой переход возможен при гармоничных социальных отношениях, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов. И в целом устойчивое развитие должно одновременно характеризоваться социальной справедливостью, экономической эффективностью и биосферосовместимостью. Концепция устойчивого развития стала объединять в единую систему социокультурные, экономические, технологические и экологические характеристики. Таким образом, произошло обобщение концепции устойчивого развития, она, по существу, превратилась в теорию исторического процесса, отображающую социальную и природную (социоприродную) действительность в единстве и в развитии.
Корр. В чем же особенность Концепции устойчивого развития как теории исторического процесса?
Н.М. Особенность концепции устойчивого развития ( и в этом ее ценность!) заключается в том, что она рассматривает историю как целостный социоприродный процесс, акцентирует внимание на единстве общества и природы. Исторический процесс в таком случае предстает как временная последовательность сменяющих друг друга социоприродных явлений и событий. Речь идет о принципиально новом рассмотрении исторического процесса, когда формирование социальных систем и структур, многообразных видов техники и иных составляющих материальной куль-туры рассматриваются с обязательным учетом меры биосферных процессов, экологических границ преобразования природной среды. Переход к устойчивому развитию и дальнейшее движение по этому пути представляется как управляемая эволюция социоприродного типа.
Корр. Каково взаимоотношение Концепции устойчивого развития с процессами глобализации?
Н.М. В условиях глобализации еще более возрастает актуальность концепции устойчивого развития, поскольку стихийное развитие общества становится опасным и недопустимым. Сейчас общепризнано, что глобализация может обрести гуманистическую ориентацию только при устойчивом развитии. Сам переход к устойчивому развитию рассматривается как глобальный процесс.
Корр. Не меняется ли отношение к Концепции устойчивого развития в условиях мирового экономического кризиса?
Н.М. Несомненно, экономический кризис обостряет экологическую проблематику и ухудшает практически все показатели уровня и качества жизни людей. Общество сокращает, прежде всего, инвестиции, нацеленные на сохранение природной среды, на решение проблем образования и здравоохранения.
Однако тотального экономического кризиса можно было бы избе-жать, если мировое развитие базировалось на принципах устойчивого развития. Только при поверхностном рассмотрении нынешний кризис можно представить как случайное явление, имеющее роковую финансовую подоплеку. На самом деле, это - проявление атрибутивных особенностей традиционной экономической культуры человечества, сложившихся после эпохи Возрождения и определяющих основу капиталистической формации. Кризисы такого типа обусловлены принципиально нелинейным (неустойчивым!) характером социально-экономических связей и отношений в капиталистическом обществе, и они периодически возникали всегда, только нынешний кризис отличается беспрецедентными масштабами. И "виной" этому являются процессы глобализации, интегрировавшие экономические, финансовые и иные структуры практически всех стран мира после исчез-новения государств социалистического лагеря.
Корр. При устойчивом развитии можно избежать подобных кризисов?
Н.М. В целом причину подобных кризисов, не без основания, видят в несправедливом, асимметричном развитии мировой экономики, когда раз-вивающиеся страны является поставщиками природного сырья и трудовых ресурсов, а развитые - продуктов интеллектуального труда и высоких технологий. Существенное значение при этом имеет и социально-экономическое расслоение внутри отдельных стран, когда большинство населения находится на грани выживания, а небольшая часть - ведет гедонический образ жизни, безответственно транжирует огромные состояния.
Современный кризис рельефно высвечивает также глобальную асимметрию в социально-экономическом и экологическом развитии. Ведь экономические отношения, доминирующие в обществе, определяют и отношение к природе.
Вообще-то, противоречия, кризисы в развитии неизбежны. Другое дело, их масштабы и последствия. В условиях устойчивого развития они, несомненно, будут менее значимыми, более прогнозируемыми, следовательно, в значительной мере управляемыми.
Корр. Какие задачи можно считать приоритетными в области устойчивого развития?
Н.М. Приоритетными задачами перехода к устойчивому развитию являются:
- поддержание на глобальном и региональном уровнях социальной гармонии;
- развитие высоких технологий и альтернативных источников энергии;
- формирование культуры устойчивого развития;
- содействие толерантности, взаимопониманию в различных регионах мира;
- соответствующее реформирование системы образования; и целый ряд других задач.
Следует отметить, что реальным инструментом гармонизации общественных отношений в условиях гражданского общества становится институт социального партнерства. Благодаря социальному партнерству, по существу, неявно происходит генезис рыночной экономики в социально ориентированную экономику. Социальное партнерство отчасти преодолевает исторически опасную дифференциацию, расслоение общества, нейтрализует поверхностный прагматизм, ограниченный экономический, финансовый детерминизм, перекидывая мост сотрудничества между раз-личными слоями и структурами общества.
Корр. Все же, не совсем однозначен статус Концепции устойчивого развития? Это мировоззренческая установка или конкретная программа действий, осуществимая в ближайшие годы?
Н.М. Это и мировоззрение, и методология, и программа действий. Здесь необходимо действовать конкретно-исторически. Переход к устойчивому развитию не единовременный акт. Примечательно, что в 1992г., когда принималась данная Концепция, ООН определил ее статус как Программу действий человечества на ХХI столетие. Сейчас можно утверждать, что нашего столетия будет недостаточно для реализации тех высоких целей, которые ставятся этой Концепцией. Так, для достижения устойчивого развития, по меньшей мере, требуются:
политическая система, содействующая участию широких масс населения в принятии решений;
правовая система, основанная на принципах гражданского общества;
экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение;
социальная система, обеспечивающая гармонию общественных отношений;
международная система, способствующая устойчивости коммуникативных, торговых и финансовых связей;
информационная система, обеспечивающая получение новой информации;
образовательная система, обеспечивающая профессиональную компетентность, формирующая высокие человеческие качества;
технологическая система, ориентированная на биосферосовместимые технологии; и др.
Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития. В широком смысле эти требования - условия трансформации культуры современного общества, ее перехода к качественно новому состоянию. От того, насколько успешно будет идти данный процесс, зависит: быть или не быть человечеству.
Корр. Возникает вопрос: как все это должно отразиться в системе в образования?
Н.М. Образование является исходным звеном в эволюционном преобразовании общества, его реформировании. Способность к быстрым и эффективным изменениям становится необходимым условием для современного образования, которое, по сути, должно ориентироваться на запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. В эпоху классического образования учились у прошлого, сейчас очевидно, что необходимо учиться у будущего. Целесообразно поэтому говорить о необходимости опережающей модели образования, которая может описываться в категориях долженствования. Она сопряжена с представлением об устойчивом обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации. Отвечающие новым императивам наука и техника, экономика и политика, искусство и литература возможны при изменении целей и содержания образования.
Другими словами, перед мировым сообществом поставлена задача: осуществлять социализацию индивида на основе ценностей культуры устойчивого развития. Содержание образования, по существу, должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой.
Можно сказать, что формирование системы образования для устойчивого развития связано с переходом к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, на гуманистических ценностно-мировоззренческих установках. Образование для устойчивого развития должно опираться на такие традиции классического образования, как фундаментальность, всесторонность, междисциплинарность, непрерывность, гуманистичность.
Методология образования для устойчивого развития, кроме всего остального, предполагает:
- в той или иной форме и степени правовое обрамление данного процесса;
-обоснование для каждого уровня образования соответствующих целей, содержательных линий;
- разработка педагогических подходов, методов на основе информационных и других технологий;
- соблюдение принципов преемственности и соответствия между от-дельными уровнями образования;
- необходимость разработки системы индикаторов, отражающих меру соответствия различных уровней и направлений образования интересам устойчивого развития;
- обеспечение адекватности между уровнем образованности индивида и реалиями окружающей природной и социальной среды;
- всесторонний контроль и эффективное управление качеством образования;
-поддержание толерантного духовного климата в обществе; и др.
Образование в интересах устойчивого развития должно исходить из того, что сами по себе научные знания недостаточны для придания нашей деятельности человеческого смысла. Необходима еще мудрость, которая содействует осознанию подлинных целей человеческого существования. В этой связи особое значение приобретает этическое образование, которое в ближайшем будущем, судя по всему, станет важнейшей основой системы образования.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на осознание важности реформирования систем образования в интересах устойчивого развития, этот процесс не идет должным образом. Отчасти это связано с тем, что педагогические традиции основаны на усвоении известных знаний, воспроизводстве реальных связей и отношении, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда в той или иной степени неопределенно. И его размытые контуры, расплывчатое содержание педагогам трудно представить в качестве основы образования. Данное обстоятельство определяет, по существу, постановку принципиально новых педагогических проблем, от адекватного решения которых во многом зависит переход человечества к устойчивому развитию.
Корр. Можно ли охарактеризовать Декаду, объявленную ООН в области образования для устойчивого развития, временем понимания и постановки принципиально новых вопросов в области образования.
Н.М. Да, в основном это так. Следует учесть, что правильно поста-вить вопрос гораздо труднее, чем ее решить!

"УГ Москва",N 52, 29 декабря 2009г

Док. 674808
Опублик.: 24.09.14
Число обращений: 0

  • Мамедов Низами Мустафа оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``