В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Володин: О визите Председателя КНР Си Цзиньпина в Индию Назад
Андрей Володин: О визите Председателя КНР Си Цзиньпина в Индию
Только что закончившийся визит в Индию Председателя КНР Си Цзиньпина вызвал большой резонанс не только в СМИ двух стран, но и практически по всему миру. И это закономерно, хотя бы потому, что население двух сверхкрупных стран составляет около 35% от общемирового.

Исторически отношения между двумя наиболее населенными государствами планеты складывались непросто. Пограничный конфликт 1962 года и последующие столкновения (хотя и меньшего масштаба) оставили свой след в исторической памяти обоих народов. Доверие в отношениях Дели и Пекина восстанавливается медленно, поэтому рассчитывать на "исторический перелом" после визита Председателя КНР в Индию было нереалистично.
На мой взгляд, у индийско-китайской встречи на высшем уровне было, так сказать, два "плана" - сегодняшний (текущие экономические и политические отношения "Слона" и "Дракона") и перспективный (обращенные в будущее совместные инициативы, опирающиеся на общее представление о перемещении мировой геоэкономической "оси" на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион).
Никто не ожидал легких, беспроблемных переговоров Си Цзиньпина и Нарендры Моди: обе стороны твердо отстаивали свои интересы. Так, китайская инициатива "нового шелкового пути" требует от Индии взвесить все "pro" и "contra" предлагаемого проекта, что потребует времени. Далее, стороны обсудили внешнеэкономическую проблематику, и индийцы настаивали на более свободном доступе своих товаров и технологий на китайский рынок (дефицит внешнеторгового баланса в отношениях с КНР для Индии в 2007-2013 гг. составил 169 млрд. долл.). Несмотря на обоюдное желание решить проблему территориального разграничения, каждый шаг на этом направлении дается с большим трудом. Наконец, Индия поддержала (правда, с большими оговорками) идею "экономического коридора" по маршруту Бангладеш - Индия - Китай - Мьянма, сопроводив свое согласие желанием видеть "мирную, устойчивую и построенную на началах сотрудничества" среду взаимодействия вовлекаемых в этот проект государств. В свою очередь, Индия получила гарантии на инвестиции Китая в экономику страны в размере 20 млрд. долл. сроком на пять лет (до визита лидера КНР фигурировали более значительные цифры - от 100 до 300 млрд. долл.).
Эксперты и аналитики отмечают: дискуссии в Ахмадабаде и Дели укрепили личные отношения между руководителями Китая и Индии, что рассматривается как важный элемент стабильности в отношениях двух азиатских гигантов и как начало долгосрочного позитивного тренда во внешнеэкономических связях Китая и Индии.
Визит Председателя КНР к "великому южному соседу" стал поводом для обсуждения широкого исторического и геополитического контекста отношений двух "стран-цивилизаций". Аналитики выделяют несколько моментов, которые будут оказывать долгосрочное влияние на характер двусторонних отношений.
Во-первых, правительство Н. Моди сознает, что в индийском обществе пока не сформировался консенсус относительно установления более тесных отношений с Китаем. Историческая память о событиях 1962 года пока удерживает значительную часть индийцев от быстрого сближения с КНР. Помимо этого, и в Индии, и в Китае существуют силы (государственная бюрократия, армейские круги и руководство сил безопасности, а в Индии - еще и правые националисты), которые сохраняют влияние на общественное мнение. Вкратце их позицию можно сформулировать следующим образом: "отношения между нашими странами слишком сложны, чтобы принимать поспешные решения".
Во-вторых, Индия всегда стремилась избегать резких перемен во внешней политике, в чем проявились такие качества индийской цивилизации, как преемственность, трезвость ситуационных и стратегических оценок, уважение к прошлому. "Внешняя политика (в своих основных чертах - А.В.) не меняется со сменой правительства", - еще раз напомнила Сушма Сварадж, нынешний министр иностранных дел Индии. И все же во внешней политике Дели, как отмечают знающие люди, появятся новые акценты: больше внимания будет уделяться отношениям с государствами АТР (Япония - крупнейший иностранный инвестор в экономику Индии, активно действует на данном направлении и Южная Корея). "Дорожная карта" восточной политики пока окончательно не прорисована, но на нее, безусловно, повлияет меняющийся баланс сил в АТР и в мире в целом.
В-третьих, правительство Н.Моди видит прямую связь между модернизацией индийской экономики (сейчас в Дели популярна политическая идиома "всеобъемлющая национальная мощь" - "comprehensive national strength") и активностью индийской дипломатии в мировом пространстве. Создание прочных основ "справедливого" общества в процессе реализации "повестки развития" - такова основная цель правительства Н. Моди и для внутренней, и для внешней политики.
В-четвертых, "пограничный диспут", как уже отмечалось, главное препятствие на пути поступательного развития китайско-индийских отношений. Процесс урегулирования пограничных споров, напоминают эксперты-политологи, начался в 1988году во время визита премьер-министра Раджива Ганди в Пекин. Власти Индии и КНР сознают: соглашение о делимитации границы двух стран необходимо будет провести и через индийский парламент, и через Политбюро ЦК КПК, а это - задача не из легких.
Подводя итоги визита Председателя КНР в Индию, мы можем утверждать: встречи и беседы Си Цзиньпина и Н. Моди были продуктивными и многообещающими. Однако руководителей обоих государств ожидает трудная работа по окончательной нормализации отношений между двумя "государствами - цивилизациями".

Док. 674805
Опублик.: 24.09.14
Число обращений: 0

  • Володин Андрей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``