В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЕГЭ - источник суицида в системе образовании России Назад
ЕГЭ - источник суицида в системе образовании России
`Не надо кошмарить ЕГЭ!` - призывал Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов.

`Не надо кошмарить ЕГЭ!` - призывал Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. Недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ, обещал новый Министр Дмитрий Ливанов.

Разрушительный эксперимент

Меры нового руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова по усилению контроля ЕГЭ и наказания нарушителей привели к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена http://www.ru.all.biz/sredstva-osmotra-mesta-proisshestviya-bgg1089315. Фактически это означает провал многолетнего эксперимента, который проводил НИУ ВШЭ по постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 119 с единственной целью: совместить школьный выпускной и вузовский экзамены.

Справочно: Россия занимает шестое место по числу самоубийств - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Но по  частоте подростковых суицидов мы опережаем мир почти в три раза. В Южной Корее наблюдается ежегодный постэкзаменационный всплеск суицидов среди школьников, сдающих ЕГЭ.

Считается, что причиной самоубийств служат психические травмы, наносимые ребенку в семье и в школе, в том числе при сдаче ЕГЭ.

Признанием угрозы психическому здоровью, исходящей от ЕГЭ, стало решение Департамента образования Москвы организовать в 2014 году предэкзаменационную психологическую подготовку учащихся и судорожные попытки Минобрнауки снять со школьников лишний стресс при возможности пересдать любой предмет в случае, если при первой попытке абитуриент получает неудовлетворительную оценку.

Очевидно, что без знания причин возникновения и времени последействия полученного стресса, принятые во благо меры приводят к противоположным результатам.

На перманентность воздействия токсинов вируса ЕГЭ на систему образования указал Святейший Патриарх Кирилл 30 августа с.г. на встрече с участниками I православного форума "От сердца к сердцу`. `Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ - нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу - правильно проставить при тестировании крестики и палочки`. `...Мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования - получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира` - продолжил он свою мысль.

Напротив, в статье `С вышки виднее` (РГ., 2 сентября с.г.) автор и научный руководитель эксперимента ЕГЭ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов видит только процедурные недостатки: `Сегодня речь может и должна идти только о том, как совершенствовать процедуры ЕГЭ`. Уходит он и от конкретного вопроса, почему студентов Вышки так часто отчисляют с первого курса. Не желает он нести ответственность и за суицидальную угрозу своего проекта.

Это высказывание как раз тот случай, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, `мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать по `злой воле`, не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу - в то время, когда наука, технологии, знание и образование являются главным двигателем развития человеческого общества.

Пытка ЕГЭ

Экспертное сообщество неоднократно предупреждало об опасности процедур ЕГЭ для качества образования, жизни и здоровья учащихся. Модели и факторы разрушения образования изложены в статьях `Цепная реакция коррупции в ЕГЭ` и `Откуда исходит угроза в образовании?`.

Технократизм процедур ЕГЭ в применении к человеко-машинной системе связан с некомпетентностью его творцов не только в психологии и эргономике образования. Суицидальные проявления выходят за рамки психологии и рассматриваются в психиатрии как глубокие церебральные (мозговые) нарушения функций центральной нервной системы человека.

Все разговоры о борьбе с человеческим фактором, якобы негативно влияющим на объективность ЕГЭ, свелись к созданию сурдокамеры для экзаменуемых, где психические нагрузки сенсорного голода служат грозным испытанием даже для космонавта.

Напомним: сурдокамера (от лат. Surdus - глухой и камера)  - помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и других исследований, а также тренировок (например, при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей. Добавим - не предназначенное для процедур учебного процесса в школе.

В жесточайших условиях звуковой изоляции даже назойливое жужжание мухи способно довести человека до белого каления.

Галлюцинации, некритичное восприятие действительности, неспособность воспринимать убедительные доводы и рекомендации инструктора - не редкость поведения испытуемых при экспериментах в сурдокамере.

К пытке ЕГЭ еще никто не привык. Как и в сурдокамере, здесь можно сойти с ума от напряженной тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходить и мешать ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ. Раскаты же грома неизменно вызывают обмороки у школьниц.

Чувство одиночества опасно

Стресс, полученный при проведении ЕГЭ, аккумулируется с новым витком психического напряжения при ожидании оценки результатов.

Зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина признает, что основные переживания  связаны со сроком проверки материалов. "Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней".

Справедливо задать вопрос об импульсе последействия от полученного стресса. Когда и каким образом он проявляется в жизни и оказывает влияние на качество последующей образовательной деятельности человека?

К числу известных работ в этой области можно отнести труд французского ученого Поля Абели, который исследовал игровые отношения личности, направленные на саму себя.

В этом случае томительное ожидание человек облегчает соревнованием не с соперником, а с самим собой. При уходе в себя он оказывается под гнетом чувства одиночества, провоцирующего суицид и серийные преступления.

По ассоциации со стихийным движением ремесленников, бессмысленно уничтожавших в 18 веке оборудование фабрик, якобы несущее им разорение, Абель назвал данный эффект `луддизмом`.

Жирную точку в дискуссиях о суицидальном последействии ЕГЭ ставит открытие основателя российской патопсихологии и одной из создателей психологического факультета МГУ Блюмы Зейгарник. Получивший ее имя эффект - знаменитая психологическая закономерность, гласит: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных.

`Вообще современный мир устроен таким образом, чтобы не оставлять человека наедине с самим собой. Потому что это опасно` - утверждает ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических процессов в странах ШОС.

Идея Минобрнауки снять предэкзаменационное волнение за счет возможности пересдать ЕГЭ на практике кратно увеличит давление на психику школьника от стресса и одиночества, как и вероятность трагедии.

Заметим: специфику психологии ЕГЭ законодательство РФ не учитывает. Пункт 10.31 федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья учащихся, утвержденных приказом Минобрнауки N 2106 от 28 декабря 2010 г. устанавливает только продолжительность итоговой аттестации, перерывы между экзаменами и организацию питания учащихся.

О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ известно давно. Данный феномен подтверждает завуч московской школы N 444 с углубленным изучением математики и информатики  Ольга Шадрикова: "Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки".

Абсурден допрос в Бутырском райсуде `гордости школы`, самого умного в классе `школьного стрелка` Сергея Гордеева, признанного судмедэкспертами невменяемым в момент преступления. В поведении этого `преступника` давно наблюдался суицидальный синдром ЕГЭ.

Серийность подобных событий в США подтверждает истину: законы природы неизменно наказывают всех, кто не стремится их познать.

Ее величество биологическая обратная связь.

Синдром ЕГЭ, как совокупность признаков болезни, проявил себя задолго до повсеместного распространения пресловутого экзамена

С этой болезнью американцы столкнулись пол века назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет "минитмен-1". Те же проблемы психического свойства, влияющие на боеготовность главного вида Вооруженных сил СССР,  возникли пятью годами позже в РВСН.

Чтобы решить в кратчайшие сроки эти проблемы к участию в комплексной НИР `Дедукция` были привлечены ведущие отечественные педагоги и психологи, в НИУ Минобороны были сформированы специальные подразделения обитаемости, инженерной психологии и эргономике.

Итогом НИР стала практическая апробация положений деятельностного подхода, теории поэтапного формирования умственных действий и трансформационной теории обучения.

Стал очевиден эффект снятия стресса биологической обратной связью (БОС), что выражается, например, в почитании подводниками и шахтерами крыс и канареек, попытках космонавтов пронести в сурдокамеру живые цветы.

В истории ВМФ известен случай, когда командир АПЛ на несколько часов задержал выход в море, дожидаясь возвращения на борт корабельной крысы.

Исследованиями было установлено негативное влияние дефицита БОС на качество работы и подготовку специалистов - операторов.

В наши дни уровень подготовки американских офицеров-ракетчиков дежурных смен ниже, чем у летного состава стратегической авиации.

На процедуры ЕГЭ возложена задача полного исключения БОС в расчете на получение школьником информации через экран компьютера даже в устных экзаменах, для чего требуются специальные навыки оператора.

`Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе` - заявил директор центра образования `Измайлово` Александр Рывкин.

Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребенка. Оценить качество образования под силу только учителю - и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.

Сергеев Олег Леонидович,

эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН и ГРУ ГШ

nvdaily.ru/



1 янв 1996

Док. 674760
Перв. публик.: 01.01.96
Последн. ред.: 24.09.14
Число обращений: 0

  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Ливанов Дмитрий Викторович
  • Сергеев Олег Леонидович
  • Кравцов Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``