В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий укрепления `партнерских отношений` между локальными цивилизациями Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий укрепления `партнерских отношений` между локальными цивилизациями

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий укрепления `партнерских отношений` между локальными цивилизациями... после 1990-х годов - периода открытого доминирования США
в мировой экономике и политике - наблюдается эрозия
положения США как единственной сверхдержавы[1]

А. Кокошин

... системных попыток стратегического прогнозирования различных
сценариев развития человечества, экономики, науки и техники...
к настоящему времени существует немало[2]

А. Подберезкин, Р. Султанов, М. Харкевич


Ключевой вопрос вероятности этого сценария заключается в том, какая из тенденций, какие интересы - сотрудничества или противоборства локальных цивилизаций - будут преобладать в конкретный период времени.

Глобализация и некоторые мировые тенденции, отражающие общецивилизационные интересы и ценности формируют определенную основу для сотрудничества локальных цивилизаций и формирования позитивного сценария развития МО. Есть основания полагать, что такая общность интересов и ценностей развивается по нарастающей. Более того, существуют оптимисты, полагающие, что эта тенденция и сценарий развития современной МО окажется в конечном счете доминирующим. Так, общие глобальные тренды, оказывающие воздействия на все субъекты МО и неизбежно влияющие на формирование любых сценариев, насчитывают десятки, среди которых исследователи НИУ ВШЭ выделяют следующие:




По результатам опросов экспертов для каждого приоритетного направления были получены следующие результаты: оценка степени влияния различных тематических областей и пакетов технологий на глобальные тренды, вызовы и окна возможностей; периоды времени, в которые рассматриваемые вызовы и тренды могут проявиться в наибольшей степени; перечни тематических научно-технологических областей и пакетов технологий, оказывающих максимальное влияние на вызовы, тренды, окна возможностей; оценки возможностей паритетного участия России в развитии науки и технологий по приоритетным направлениям; перечни "белых пятен" - областей, в которых уровень исследований и разработок в которых значительно уступает мировому, но развитие которых критически важно для России; перечни стран, с которыми кооперация российских ученых будет наиболее эффективна



Итоговые результаты были валидированы в экспертном сообществе, в том числе, в рамках международной конференции "Foresight for innovative responses to grand challenges", организованной НИУ ВШЭ совместно с ОЭСР, которая прошла в Москве 1819 октября 2012 года[3].

Естественно, что чем выше цивилизационный и национальный научный потенциал, тем больше шансов у той или иной нации стать лидером в XXI веке. Соответственно, чем выше способность цивилизации / нации использовать мировые достижения и эффективнее сотрудничать, тем больше шансов сохранить (добиться) мирового лидерства. Тем более, что общемировые, глобальные тенденции развития неизбежно совпадают с трендами в развитии локальных цивилизаций, что хорошо видно, например, на сопоставлении различных демографических сценариев развития человечества.

[4]

Таким образом, развитие сценария, условно называемого "укрепление партнерских отношений" между локальными цивилизациями практически крайне маловероятно, однако возможно. Необходимо разделять развитие сценариев сотрудничества в МО внутри отдельной локальной цивилизации и между локальными цивилизациями. Если сценарии внутри одной локальной цивилизации могут варьироваться от откровенно враждебных до партнерских и дружеских, то партнерские отношения между локальными цивилизациями, как правило, труднопрогнозируемы и труднодостижимы в условиях нарастающего цивилизационного противоборства.



Как видно на рисунке внутри одной (исламской) локальной цивилизации находится крайне ограниченное число форм сотрудничества.

Так примером развития сценария сотрудничества в рамках существующей и будущей МО может стать сотрудничество внутри западной локальной цивилизации, которое в целом успешно последние десятилетия имеет четкую перспективу расширения сотрудничества внутри одной локальной цивилизации.

Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (СТТИП) потенциально явится таким соглашением между Соединенными Штатами и Европейским союзом, в соответствии с которым стороны намерены устранить большинство трансатлантических торговых тарифных и нетарифных барьеров и повысить уровень и степень экономического сотрудничества. Уже состоялось несколько раундов переговоров, а само соглашение стороны надеются подписать к концу 2014 года[5], - считает эксперт МГИМО(У), профессор Т. Полякова.

На долю экономических связей между Соединенными Штатами и Европейским союзом приходится половина мирового объема производства и почти один триллион долларов, или одна треть общего объема мировой торговли товарами и услугами. В совместном заявлении от 13 февраля 2013 г. Б. Обама, Ж. Баррозу и председатель Европейского совета Херман ван Ромпей подчеркнули, что они полны решимости сделать экономические отношения "еще более мощной движущей силой нашего процветания"[6]. Предлагаемое партнерство будет стимулировать либерализацию торговли и инвестиций и решит проблему регулятивных и прочих нетарифных барьеров.

Посредством этих договоренностей Соединенные Штаты и Европейский союз получат возможность не только расширить торговлю и инвестиции через Атлантику, но и способствовать разработке глобальных правил, которые могут укрепить многостороннюю торговую систему. Соглашение может оказать влияние на мировую торговлю посредством разработки правил и принципов в таких областях, как рыночное регулирование деятельности государственных предприятий, противодействие дискриминационным требованиям отдельных стран, ограничивающим торговлю, и стимулировать глобальную конкурентоспособность малых и средних предприятий. Планы провести переговоры по заключению всеобъемлющего торгового соглашения между сторонами имеют долгую предысторию и рекомендованы в США в соответствии с проведенными Трансатлантическим экономическим советом (Transatlantic Economic Council) независимыми исследованиями[7]. В Европе также проведен ряд исследований, которые в целом подтверждают выгоды заключения такого соглашения.

Как ожидается, СТТИП принесет значительные экономические преимущества как Соединенным Штатам, так и Европейскому союзу. По имеющимся оценкам, соглашение может привести к росту реальных доходов на душу населения на 13,4%, позволит снизить уровень безработицы на 0,73% и повысить реальную заработную плату на 0,93%.

Прогнозируется, что соглашение создаст преимущества в плане укрепления национальной безопасности Соединенных Штатов и Европейского союза. Так, ожидается, что соглашение будет способствовать укреплению альянса между США и Европой, обеспечит большее глобальное влияние США и ЕС, приведет к росту политической стабильности, повысит уровень экономической безопасности в целом[8].

Наиболее опасное и маловероятное развитие "сценария сотрудничества" возможно между Западом и Востоком. Такая гипотетическая возможность развития сценария отношений между локальными цивилизациями, в т.ч. сценария МО и отношений между США и России в границах подгруппы "партнерские отношения" группы позитивных сценариев (ГПСР МО). Развитие такого сценария МО должно сопровождаться, как минимум, тремя условиями, крайне неблагоприятными, которые вынудят США и их союзников отказаться от попыток заставить другие страны вести себя в мире по их правилам:

- неожиданной и масштабной внешней угрозой, как это случилось в декабре 1941 года при нападении Японии на США;

- возникновением чрезвычайных природных, экономических и иных обстоятельств, как это было, например, когда природные катаклизмы дезорганизовывали всю жизнь США;

- неожиданными внутриполитическими событиями, осложняющими существование США после 2014 года, например, социальным или иным кризисом.

Предполагается, таким образом, что изменения в МО могут быть следствием экстремальных внутриполитических обстоятельств, или другими словами, в середине 2014 года можно констатировать, что развитие позитивных сценариев МО возможно только в случае непредвиденных негативных событий, которые могут радикально повлиять на действующую стратегию США и их союзников, целью которой является укрепление своего, политического и финансового контроля над мировыми процессами.

В рамках этой стратегии, например, США готовят соглашение с ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном сотрудничестве, которое устранит последние барьеры и еще больше повысит степень экономического и военно-политического сотрудничества между странами, на которые сегодня приходится половина мирового ВВП и треть мировой торговли. Но не только. Другая цель этого соглашения - "способствовать разработке и укреплению глобальных правил"[9].

Такие "глобальные правила" относятся не только к мировой торговле и экономике, но и политическим и иным отношениям, т.е. ко всей международной обстановке (МО). Иными словами США предусматривают развитие такого сценария МО, который обеспечивал бы им возможности сохранения и развития своего влияния в мире до уровня способности контролировать глобальную обстановку.

Отказ от такой долгосрочной стратегии и развития этого сценария возможен в исключительных обстоятельствах, диктуемых (применительно к США) прежде всего внутриполитическими причинами.

Естественно, что в США вынуждены учитывать и другие тенденции и факторы, способные влиять на их стратегию в рамках существующего сценария. Так, в частности, в уже цитировавшемся исследовании национального Совета по разведке, предлагается следующий набор:

[10]

Эти объективные магатренды и факторы становятся теми реальными причинами, из-за которых стратегия США и существующий сценарий МО может быть пересмотрен без экстремальных внутренних обстоятельств. Таким образом вероятность развития сценария МО, который условно называется "сценарием укрепления партнерских отношений" зависит от того, какие внутриполитические и внешнеполитические факторы будут благоприятствовать или противодействовать. Так, международные факторы в долгосрочной перспективе могут значительно, даже полярно, отличаться. В частности, доля в мировом ВВП и экспорте между развитыми странами, странами-членами БРИКС и другими странами мира к 2035 году может существенно отличаться в зависимости от реализации того или иного сценария: при сценарии максимально быстрого роста ВВП и экспорта и минимального роста ВВП и экспорта доля стран-членов БРИКС может составлять 31,1 и 15,9% соответственно[11].





[12]

Очень важно иметь ввиду, что разные факторы оказывают разное по своей силе влияния на формирование МО будущего. Если говорить об экономических факторах, то эксперты ВТО, например, оценивают прежде всего влияние производительности труда, населения, энергетики и мобильности капиталов.

В любом случае сценарий "укрепления партнерских отношений" будет в лучшем случае вынужденным для США потому, что им придется пересматривать сам подход к "партнерским отношениям" от представлений о доминировании к представлениям о равноправии, что принципиально меняет их подход к развитию МО, означая фактически отказ от безусловного лидерства.



____________________

[1] Кокошин А.А. Некоторые макроструктурные изменении в системе мировой политики. Тенденции на 2020-2030-е годы / Эл. ресурс: "VIPERSON". 2014. 19 августа / http://viperson.ru/

[2] Подберезкин А.И., Султанов Р.Ш., Харкевич М.В. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития. Аналитический доклад. М.: МГИМО(У). 2014. Август. С. 47.

[3] Долгосрочный прогноз важнейших направлений научно-технологического развития на период до 2030 года. Аналитическое резюме. 2013. 8 февраля / http://www.hse.ru/

[4] Forecast of world population for four UNEP scenarios from 1960-2100 / http://en.m.wikipedia.org/wiki/International_Futures

[5] Полякова Т.Н. Переговоры ЕС и США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Аналитические записки. М.: МГИМО(У). 2014. Август. С. 3-4.

[6] Statement from United States President Barack Obama, European Council President Herman Van Rompuy and European Commission President Jose Manuel Barroso. Brussels/Washington, 13 February 2013. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-13-94_en.htm

[7] URL: http://www.state.gov/p/eur/rt/eu/tec/

[8] URL: http://www.state.gov/p/eur/rt/eu/tec/

[9] Полякова Т.В. Переговоры ЕС и США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Аналитические записки. М.: МГИМО(У), 2014. Август. С. 2.

[10] Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры / публикация национального Совета по разведке США. Wash.: December, 2013. P. 7.

[11] Fontagnё L., Fourё J. and Alexander K. Simulating world trade in the decades ahead: driving forces and policy implications / WTO Working Paper. April 04. 2014. P. 11.

[12] Fontagnё L., Fourё J. and Alexander K. Simulating world trade in the decades ahead: driving forces and policy implications / WTO Working Paper. April 04. 2014. P. 8.



Док. 674661
Опублик.: 17.09.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``